12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абраменко Елена Владимировна529
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»
5

Выступление «Формирование социальной активности младших школьников с задержкой психического развития в процессе художественно-эстетической деятельности»

Формирование социальной активности младших школьников с задержкой психического развития в процессе художественно-эстетической деятельности.

Слайд 2

«Каждый человек обладает в той или иной

мере  «творческим потенциалом»,

поскольку без творчества, хотя бы

элементарного, человек не может

решить жизненные задачи,

то есть попросту прожить...».

Психолог Б.Ф.Ломов

Когда мы говорим о детях, чьи способности к учению невысоки в зависимости от ряда причин (родовые травмы, ослабленное здоровье, отсутствие внимания родителей как в процессе подготовки к школе, так и во время учёбы в школе) и как следствие – плохая мотивация к учению, отсутствие познавательного интереса, долговременной памяти, наличие дисграфии, повышенной отвлекаемости, быстрой утомляемости, импульсивности, недостаточного самоконтроля, то всем понятно, что речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья. Более 10 лет я обучаю детей с задержкой психического развития.  И чтобы построить образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей таких детей, мне приходится строить уроки и внеурочную деятельность, учитывая возможности каждого ребёнка с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.

По результатам диагностики дети с задержкой психического развития характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особо отчётливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причём имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Такие дети способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Слайд 3 Подлинными основаниями и движущей силой социального развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей и приобщение её к культуре. По моим наблюдениям, особенностью младшего школьного возраста необходимо считать интенсивную социализацию детей как в школе, так и за её пределами.

Слайд 4 Моей целью стало создать условия для формирования социальной активности у младших школьников.

Слайд 5 Задачи, которые я ставлю перед собой: Не читать!

1. Создать развивающую среду и ситуацию успешности с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

2. Формировать умения взаимодействовать со сверстниками, взрослыми.

3. Вовлечь родителей в реализацию воспитательной системы

4. Развивать творческий потенционал каждого ребенка

Слайд 6,7 Принципы 

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребёнка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый ребёнок должен быть самим собой, обрести свой образ.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности.

Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений и самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация даёт успех обучения и воспитания ребёнка.

Наши дети характеризуется активностью, стремлением расширять сферу своей деятельности. Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями. Таким образом, через творчество осуществляется связь наших детей с миром. Можно сказать, что творчество - это решение творческих задач.

Для развития творческой личности необходим достаточный уровень развития воображения. Именно воображение является важным условием формирования интеллекта, творчества, вообще психического развития. Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни в наших детях и как помочь им развиться. В связи с этим я уделяю огромное внимание созданию условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей. Для развития воображения на своих уроках я использую такие методы и приёмы, как:

Лепка — полезное занятие для развития воображения. Из пластилина всегда можно создать любую пространственную фигуру, героя сказок, зверей и птиц. Развивать детское воображение можно и в процессе рисования. Для этого ребенку предлагается придумать и изобразить своего любимого сказочного героя, новый транспорт или необычное жилище. Но больше всего мои дети заинтересовались изготовлением аппликаций в технике квиллинг. Эта техника развивает воображение, мышление, творческие способности и способствует развитию эстетического восприятия. Начинаем работать с квиллингом с 1 класса и научившись изготовлять основные элементы, мои дети с удовольствием выполняют красивые аппликации, на изготовление которых иногда нужен не один месяц. Здесь я использую разноуровневые задания, создаю ситуацию успеха для каждого ребёнка. Выполнение творческих работ в технике квиллинг способствует и развитию мелкой моторики, что в свою очередь способствует развитию мыслительных процессов и улучшает каллиграфию. Свои работы ребята дарят ветеранам школы, мамам и папам к праздникам, в чём видят значимость своих работ.

Дети, занимаясь творческими дисциплинами, получают удовольствие от социально значимой деятельности (выступления на научно-практических конференциях), что повышает их самооценку и способствует развитию успешности. Учащиеся получают возможность снять эмоциональное напряжение после учебного дня, занимаясь интересной и разнообразной творческой деятельностью, а так же получают возможность научиться творчеству, проявить свои способности в создании нового, оригинального, реализовать стремление придумать что-то нужное и ценное для других людей.

Ребенок всегда откликается на прекрасное в природе, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт ребёнка, его побуждения, стремления, переживания

Художественно-творческие способности младшего школьника во многом зависят от уровня его сенсорного развития, которое отличается остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. В этот период важнейшая задача для меня, как педагога – сохранять и поддерживать в ребенке интерес к занятиям, к учению, к постижению нового, к искусству и художественному творчеству.

Чтобы успешнее проходило обучение школьников, надо любить детей, любить народное искусство, работать много и с интересом, делать так, чтобы дети были не посторонними наблюдателями, а активными участниками общения с искусством Слайд 9


 

Слайд 10 В основе моей воспитательной системы лежат такие виды деятельности, как коллективно –творческая деятельность, проектная деятельность, традиции класса.

Слайд 11 Во многих делах мне помогают наши родители. Вместе мы ходим на экскурсии, посещаем театры и цирковые представления, празднуем различные праздники и участвуем в школьных концертах. Еще один вид деятельности, в котором дети с ЗПР вместе с родителями с интересом принимают участие – проектная деятельность. Слайд 12, 13

Слайд 14 - 19 Помимо школы, мы постоянно участвуем в городских конкурсах детского творчества, таких как «Мода из отходов», «Экология глазами детей», «Братск мастеровой», «Новогодние задоринки», а также ребята приняли участие в 5 Межмуниципальной практической конференции проектно- исследовательского общества «Юные творцы», в которых дети уверенно стали победителями.

Слайд 20 В заключение хочется привести результаты диагностики социальной активности наших детей и сделать вывод о том, что занятия комплексом творческих дисциплин благотворно влияют на самооценку ребенка, помогают почувствовать собственную значимость и нужность, развивают и корректируют коммуникативные способности и поведенческую составляющую, помогают научиться находить себе применение в совместной  деятельности, способствуют повышению успешности в учебе.

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.