Урок по труду в 5 классе «Изготовление открытки "Подарок другу" в технике квиллинг»
5 класс.
Тема: «Изготовление открытки «Подарок другу» в технике квиллинг».
Разработку данного можно включить при изучении в 5 классах темы «Изготовление аппликации», а также, используя резервные часы в программе.
Цели:
Обучающая: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить с техникой выполнения квиллинга. Обучить приемам композиционного конструирования.
Развивающая: Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого; развивать интерес к предмету; развивать навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
Развивать художественное сознание: эстетическое отношение к своей жизни и окружающему миру, способности осваивать его по «законам красоты».
Воспитывающая: Воспитывать качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в команде .
Методическое оснащение урока:
Образцы работ в данной технике.
Презентация об ознакомлении с техникой «Квиллинг».
Оборудование и инструменты: бумажные полоски шириной 5-7 мм, цветная бумага, заготовки шаблонов, простые карандаши, стержни деревянные с расщепленным концом, картон, клей, ножницы, зубочистки, баночки для клея, салфетки.
Методы обучения:
Рассказ. Демонстрация готовых работ. Беседа с объяснением нового материала. Показ трудовых приёмов . Самостоятельная работа.
Форма организации урока: Работа в группах, презентация .
Словарная работа: Квиллинг, бумагокручение.
Тип урока: Изучение нового материала, урок – творчества.
Постановка задачи: каждая группа должна создать открытку необычную, отличную от других. При этом активно работает творческое и интеллектуальное мышление каждого участника группы, формируются умения конструировать, создавать композицию из элементов квиллинга. Необходимо выполнить задание не только по образцу, но и придумать свою форму.
Ход урока.
1.Организационная часть.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2.Постановка творческой задачи. Мотивация.
Слово учителя.
Сегодня нам предстоит выполнить интереснейшую работу, а именно: изготовить поздравительную открытку другу. Для этого мы познакомимся с интересной техникой - изготовлением композиций из скрученных в спираль бумажных полосок.
3.Объяснение нового материала с показом презентации.
Эту технику называют бумагокручением, или бумажной филигранью. За границей ее называют квиллингом (от английского слова означает «птичье перо»), искусство возникло в средневековой Европе (по другим сведениям - на Ближнем Востоке и в Древнем Египте), где монахини создавали медальоны, обрамление для икон и обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях).
Квиллинг - это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Вам не понадобятся дорогостоящие инструменты и специально оборудованное рабочее место. Для того, чтобы оформить открытку вам необходимы следующие материалы и принадлежности (слайд№2):
1. Бумажные полоски разной ширины.
2. Приспособление для закрутки лент
С помощью этого инструмента вы будете закручивать бумажные спирали. При желании можно использовать обыкновенную зубочистку.
3.Машинки для закручивания лент продаются также в магазинах товаров для рукоделия.
4. Ножницы.
Удобнее всего работать маленькими ножницами с острыми кончиками. Они должны быть хорошо наточены.
5. Сантиметр и линейка
Используются для измерения длины ленты.
6. Зубочистки. Используются для нанесения клея на заготовку.
7. Белый клей ПВА
8. Картон
9. Устройство для нарезания бахромы.
10. Трафарет для заготовок.
В настоящее время в специализированных магазинах продаются готовые наборы инструментов для квиллинга - можно купить такой набор, чтобы не собирать все необходимые предметы по одному.
Этапы работы. Последовательность изготовления -этапы работы представлена на экране (слайд№4-7).
Основной прием, присутствующий на этом этапе – это приём композиционного конструирования.
1.Возьмите полоску нужного цвета, длины и ширины.
2.Плотно намотайте её на инструмент для квиллинга.
3.Аккуратно снимите получившийся рулончик (ролл) и дайте ему немного развернуться.
4.Подклейте внешний конец полоски.
5.Придайте элементу нужную форму, сгибая, прижимая, защипывая и сдвигая бумагу пальцами с разных сторон.
Не забудьте правильно сочетать цветовую гамму и соединять клеем готовые элементы.
Используя изготовленные элементы, сконструируйте поздравительную открытку для своих друзей, вложив в работу тепло ваших чувств и творческие способности.
3.Практическая работа в группах.
Учитель: А сейчас вам предстоит увлекательная работа в группах.
Каждая группа должна создать открытку необычную, отличную от других. Необходимо выполнить задание не только по образцу, но и придумать свою форму.
Ваша задача: изготовить открытку и подарить своим друзьям по творчеству с массой наилучших пожеланий.
Во время работы необходимо выполнять правила техники безопасности (слайд№3):
1.При работе с колющимися и режущимися инструментами не отвлекаться, так как можно поранить себя и других.
2.Если необходимо, передавать ножницы ручкой вперед.
3.Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от себя.
4.Работать с шилом, спицами или зубочисткой аккуратно, чтоб не уколоть пальцы.
5.Хранить ножницы, шило или спицы в специальной коробочке.
По окончанию работы убрать рабочее место.
У нас две творческие группы.
Необходимо в каждой группе выбрать:
1.главного художника - дизайнера, который будет создавать эскиз композицию будущего изделия на выданной заготовке;
2. двух-трёх технологов для занятия квиллингом ;
3. оформителя, который сможет аккуратно приклеить изготовленные элементы на заготовку.
Выбрали?
Вот теперь я уверена, что вы полностью готовы поработать самостоятельно. Работать будем под музыку.
Постарайтесь наделить работу хорошим настроением и удачи вам в творческом исполнении!
Дерзайте! Фантазируйте! Творите! Вашему творчеству нет предела.
Порадуйтесь Вашей совместной творческой работе, превратив кусочки бумаги в прекрасное произведение искусства.
Прошу Вас предупредить о завершении работы.
5.Рефлексия, анализ и итоги урока.
Подарите открытки Вашим друзьям по творчеству на память с найлучшими пожеланиями. Отдайте им частичку Вашего тепла.
Вам понравился урок?
С какой техникой познакомились?
Что вам больше всего понравилось?
А еще мы убедились, что «Истина в том, чтобы делать чудеса своими руками».
6.Домашнее задание. Изготовить открытку маме.
Желаю Вам творческих успехов!