Методическая разработка «Изготовление открытки в технике батик»

10
0
Материал опубликован 12 January 2017 в группе

Творческий классный час. «Изготовление открытки в технике «батик».

План - конспект занятия.

Разработала: преподаватель (ФИО)

Дата проведения занятия: 

Тема занятия.

«Изготовление открытки в технике «батик».

Вид занятия.

Практический.

Цели занятия:

а) образовательные: познакомить обучающихся с историей появления открытки, с характерными особенностями изготовления открытки, закрепить знания детей о технике батик, обучить техническим приемам в росписи солевой и акварельной техник, позволяющим творчески решить проблемы единства формы и содержания в тематической композиции.

б) развивающие: закрепление знаний обучающихся о технике холодного батика, истории его возникновения, особенностях выполнения; обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности: развивать умение самостоятельно создавать композицию, гармонично размещая детали на заготовке; развивать мышление обучающихся, учить детей делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, отбирать материал по заданной теме; совершенствовать навыки росписи ткани; развивать чувство ритма, творчество, фантазию; формировать графические навыки, развить декоративно-прикладные умения и навыки в солевой и акварельной росписи у обучающихся и сознательно использовать средства художественной выразительности в создании художественного образа.

в) воспитательные: воспитывать любовь к искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, воспитывать в детях любовь к народным традициям, эстетические чувства посредством изучения техники «батик», интерес к   изобразительному искусству, живописи; прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран.

Задачи занятия.

Познакомить обучающихся с техникой «батик», изготовлением открытки своими руками, древней технологией росписи «холодный батик», «солевая техника», «акварельная техника».

Методы обучения. Словесные (объяснение), наглядные, практические.

Способы организации познавательной деятельности процесса обучения. Организационные формы : индивидуальная, фронтальная, групповая.

Средства обучения: информационные (наглядные пособия), дидактические, технические.

Образовательные технологии. Информационно-коммуникативные: повышение мотивации обучающихся к учебному процессу; технология проблемного обучения: научить обучающихся идти путем самостоятельных открытий; здоровьесберегательные: физкультминутка, гигиена человека.

Материально-техническое оснащение занятия. 

Оборудование. Мультимедийный проектор, проэкционный экран, ноутбук.

Материалы и инструменты.

Для преподавателя: Зрительный ряд: открытки, фотографии, наглядные пособия. Работы детей в разных техниках батика. Дидактический материал: методическое пособие - поэтапное выполнение открытки в технике «батик». Электронный образовательный ресурс: презентация «Изготовление открытки в технике «батик».

Подрамник для натяжения ткани, ткань белая и прозрачная, краски для росписи ткани, резерв (контур), кнопки канцелярские, кисти, баночка для воды, баночки для красок, салфетка, эскиз работы.

Для обучающихся: Подрамник для натяжения ткани, ткань белая и прозрачная, краски для росписи ткани, резерв (контур), кнопки канцелярские, кисти, баночка для воды, баночки для красок, салфетка, эскиз работы.

Планируемые результаты.

Предметные:

- развитие эмоционально - ценностного видения окружающего мира;

-развитие наблюдательности, зрительной памяти, мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- освоение мезенских мотивов;

- приобретение опыта работы художественными материалами;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Межпредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, развить мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, контролировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации;

- умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в творческой деятельности;

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками, работать индивидуально и коллективно, формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные:

- формирование ответственного отношения к обучению мезенской росписи, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения;

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, способности вести диалог с другими людьми и достигать в разговоре взаимопонимания;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

- формирование ответственного отношения к своей творческой работе;

-формирование коммуникативной компетентности в общении с преподавателем и сверстниками в процессе творческой деятельности.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные: формирование позитивного отношения к учебной деятельности; формирование познавательного интереса; приобщение к культурно-социальным ценностям русского народа.

Регулятивные: умение планировать свою работу в соответствии с задачами занятия; умение видеть трудности и намечать пути их решения.

Познавательные: умение выдвигать гипотезу с ее обоснованием; умение осознавать познавательную задачу; умение составлять алгоритм действий в соответствии с задачей занятия; умение работать с материалом, находя необходимую информацию; умение делать выводы.

Коммуникативные: умение формировать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; умение вступать в учебный диалог с обучающимися и преподавателем; умение формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.

Структура занятия.

1.Организационный момент (1-2 мин.).

2.Постановка целей и задач занятия (1-2 мин.).

3.Теоретический блок - объяснение материала (10-15 мин.).

4.Практический блок – выполнение изделия (25 мин.).

5.Итоги занятия (1-2 мин.).

6.Окончание занятия (1 мин.).

Содержание занятия.

1.Организационный момент.

Деятельность преподавателя. Приветствие обучающихся, проверка готовности к занятию.

Деятельность обучающихся. Взаимное приветствие.

2.Постановка целей и задач занятия. Деятельность преподавателя. Сегодня на занятии мы выполним открытку в технике «батик».

Деятельность обучающихся. Внимательно слушают цели и задачи занятия.

3. Объяснение материала.

Сегодня на занятии мы сделаем поздравительную открытку.

Поздравительная открытка, как самостоятельное изделие, возникла очень давно, более 150 лет назад. Ни один праздник не обходился без письменного поздравления, которое считалось выражением уважения и благодарности.

Вопрос.

Как вы думаете, когда в России распространился обычай поздравлять друга.

Ответ.

Обычай поздравлять друг друга особенно распространился в России в XIX веке.

В те времена внешнему виду поздравительной открытки уделялось большое внимание. Открытки рисовали сами, иногда - всей семьей, или заказывали у известных художников.

Вопрос.

Где были распространены открытки?

Ответ.

Широкое распространение открытки получили в конце XVIII-начале XIX века в Англии.

Это были карточки, которые изготавливались как правило художниками вручную. Для оформления карточек использовались разнообразные и порой неожиданные материалы: сушеные цветы, кожа, резина, бархат, шелк, бисер и др.

Вопрос.

Каким праздникам посвящались открытки?

Ответ.

Такие открытки посвящались Пасхе, Рождеству, дню Св. Патрика.

Не все они пересылались по почте, открытки сложной и богатой отделки передавались из рук в руки.

В России открытка увидела свет в 1872 году, первые  советские открытки датируются ноябрём 1917 года. В 1878 году на

 Всемирном почтовом конгрессе в Париже принят международный стандарт открытки: 9 × 14 см, который был изменён в 1925 году на другой - 10,5 × 14,8 см. Первоначально её оборотная сторона предназначалась для адреса (специального места для письма не предусматривалось), с 1904 года её левая половина отведена для короткого письма: циркуляром и.д. начальника Главного управления почт и телеграфов № 21 от 16 февраля 1904 года был установлен новый порядок.

Вопрос.

Какой был установлен порядок?

Ответ.

Адресную сторону открытого письма предписывалось разделить вертикальной линией на две части.

Левая предназначалась для письменного сообщения, правая - для адреса, марки и почтовых отметок.

В России с 1 мая 1909 года во всех почтовых книгах, документах, бланках наименование «Открытое письмо» было заменено надписью «Почтовая карточка».

Сегодня мы сделаем открытку в технике «батик».

Вопрос.

Что такое «батик»?

Ответ.

Батик - технология окрашивания ткани.


Слово «batik» в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» хлопчатобумажная ткань, а «tik» - точка или капля. Батик - обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани.

Искусство ручной росписи ткани очень древнее.

Вопрос.

Где зародилась техника «батик»?

Ответ.

Зародилась в Индонезии на острове Ява.

Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.

Батик был довольно развит в Египте. В Африке знания о батике передаются от поколения к поколению, и одни из лучших ручных изделий, изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного дизайна.

В Китае и Японии также широко использовался батик – это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется техника «узелковый батик» (жгутовый).

История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.

В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика». Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы.

В технике «холодный батик» существует несколько основных техник, не овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик можно разделить на две крупные составляющие: – роспись с применением резерва и свободная роспись.

В технике «батик» можно сделать занавеску, картину, панно, расписать шелковую блузку или ее деталь. Возможности неограниченны.

Сделать эксклюзивную открытку своими руками совсем несложно. Ни одна открытка, приобретенная в магазине, не сравнится с открыткой, которая сделана своими руками.

4. Практический блок - выполнение изделия.

Для изготовления открытки понадобятся следующие материалы и инструменты:

-эскиз открытки;

- деревянный подрамник с натянутой тканью (шелк, шифон);

-кнопки;

-краски по батику;

-баночки для красок;

- резерв (контур).
Сначала нужно аккуратно обвести контуры рисунка резервирующим составом, не допуская прерывания линии.

После выполнения рисунка тщательно просматриваем работу на наличие прерывания линий.
Если находим недочеты, резервирующим составом устраняем их. Для дальнейшей работы резерв должен высохнуть. Роспись заготовки.
Вначале - мелкие детали рисунка, затем фон. 

Начинаем роспись с цветка, далее стебель и листья.

Выполняем фон композиции.

Солевая техника.

Воздействие соли при росписи ткани.

Структуры возникающие, в результате использования соли при росписи картин, платков одежды в этой технике завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Если вы покрасите шелк и, не давая ему высохнуть нанесете на него немного соли, она тут же начнет впитывать воду. Вместе с водой соль притягивает и содержащиеся в ней пигменты - и в результате краска становится светлее, цвета смещаются, возникают контуры, абстрактные узоры, причем все время разные, в зависимости от влажности, состава краски или особенностей самой соли.

Акварельная техника.

Её еще называют «сырым по сырому», и получаемый нежный рисунок, выполненный не на бумаге, а на ткани быстро высыхает, деформируется и выполнение всегда дает неожиданный результат, что и притягивает волшебством эффекта.

После того, как роспись будет выполнена, оформляем ее в картонную рамку. Перед тем, как оформить батик в рамку, краска должна высохнуть.
Мы немножко отдохнем. Руки, шею разомнем. Наклоны вправо влево сделаем. А теперь все тихонько сели.

Продолжаем работу.

Выполнить рамку несложно. В плотной бумаге, сложенной вдвое, с одной стороны канцелярским ножом вырезается окошечко - это будущая рамка для батика.

Аккуратно вклеиваем с внутренней стороны открытки «батик». Открытые срезы ткани можно заклеить полосками той же бумаги- будет похоже на оконные наличники.

5. Итоги занятия.

Оригинальная открытка ручной работы готова! 

6. Окончание занятия.

Ребята, вы молодцы! Отличные у вас получились открытки в технике «батик».

Занятие окончено.

До свидания!

Список литературы.

1.Бадаев В.С. Русская кистевая роспись: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» /В.С. Бадаев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.-32с., 40с. ил.: ил. (Учебное пособие для вузов).

2. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.-224с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.