Урок ОБЖ «Как не стать жертвой преступления? Правила поведения с незнакомыми людьми» (6 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. САЯНОГОРСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Методическая разработка урока «КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯ? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ»для 6 класса
Преподаватель-организатор ОБЖ
Лыскин С. А.
Саяногорск 2015 год.
Тема: КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯ? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ
Назначение: 6 класс.
Тип урока: комбинированный - УСЗУН (урок совершенствования знаний, умений и навыков) - практикум по целевому применению усвоенного теоретического материала.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
информировать учащихся о последних данных по криминогенной ситуации в городе;
ознакомить с примерами похищения детей в районе, когда подростки стали жертвами преступлений по причине связей либо с незнакомыми людьми, либо с негативными друзьями;
изучить с учащимися возможные опасности дворов, меры безопасности при общении с незнакомыми людьми;
отработать методы профилактики для обеспечения личной безопасности учащихся.
Развивающие:
• развивать умения и способности учащихся обсуждать и анализировать опасные ситуации при столкновении с хулиганскими
элементами, мышление от общего к частному, объективно оценивать происходящие события.
Воспитательные:
• формировать у учащихся выдержку, самообладание, само
контроль, внимательность, умение правильно оценивать обстановку с прохожими, прогнозировать действия подозрительных элементов, принимать адекватное (разумное, соответствующее) решение.
Форма организации урока: коллективная (фронтальная), групповая; индивидуальная.
Деятельность на уроке: рассказ-беседа с учащимися при изучении материала и при его закреплении; осуществление контроля за отработкой рекомендаций по профилактике личной безопасности учащихся; проведение программированного опроса в форме сигнальных карточек; проведение дидактической игры «Линия риска».
Деятельность учащихся на уроке: построение и анализ схемы-плана местности своего жилого микрорайона и маршрута следования: дом - школа - магазин - друзья (с указанием опасных и безопасных мест, путей следования); ответы устные по сигнальным карточкам, по карточкам-заданиям; распределение по степени риска практических заданий-вопросов; анализ и решение ситуативных задач; иллюстративное комментирование рисунков-ситуаций и подбор к ним рекомендательных правил и советов по поведению с незнакомыми людьми; исполнение песни «А мы правила все знаем», «Частушек безопасности», стихотворений по теме.
Межпредметная связь: черчение; музыка; валеология, развитие речи.
Методическое обеспечение урока: схема-план местности и маршрутов учащихся; карточки-задания: сигнальные карточки; ситуации - задачи-рисунки, сюжетно-ролевые; реквизит к разыгрываемым сценкам (телефон, звонок); пособие к дидактической игре «Линия риска»; индивидуальная памятка «Знай и помни! Рекомендации и советы, как избежать преступного посягательства»; учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией И.К. Топорова (с. 51-53); Основы безопасности жизнедеятельности / Методическая разработка городского учебно-методического центра по делам ГО и ЧС, с. 21-22.
Ход урока
Организационный момент.
Организационный элемент - 1 мин: доклад дежурного по классу об отсутствующих, о выполнении домашнего задания; проверка готовности к уроку.
Введение в тему урока. Постановка и обсуждение проблемных ситуаций.
Слово учителя.
Как вы помните, на прошлом уроке мы приступили к изучению раздела «Обеспечение личной безопасности дома и на улице». Жертвами преступных посягательств дома, во дворе становятся, к сожалению, и дети, и подростки нашего города, района, причем для каждого десятого из них это кончается смертью. Такова суровая реальность действительности. Примеров тому много.
11-летний Дима часто рассказывал во дворе ребятам о своем богатом дедушке, его двух гаражах, машинах, говорил что деньги у него спрятаны в гараже. Трое подростков от 15 до 18 лет, услышав это, в августе похитили этого мальчика, требуя у родителей выкуп 5 млн. рублей. Благодаря операции РОВД, он был освобожден. Но какую моральную травму Дима получил сам, что пришлось пережить его родителям...
Вопрос: кто виноват в случившемся? Почему так произошло? Другой мальчик 12 лет Павлик подвергся тяжкому физическому насилию от 17-летнего Игоря, попав под влияние из-за того, что он соблазнился и в компании ребят покурил одну сигарету, а Игорь стал шантажировать этим Павлика, обещал рассказать родителям, если он не будет выполнять его требований, всех прихотей и домогательств. Игорь издевался над мальчиком на чердаке, искалечил его физически и морально, а потом, когда он надоел ему, заставил спрыгнуть с чердака 9-этажного дома.
Вопрос: как вы думаете, почему произошла эта трагедия? Какие ошибки допустил Павлик в своем поведении?
III. Закрепление материала предыдущего урока.
Учитель. Давайте проверим, как вы усвоили тему прошлого урока о мерах личной безопасности в квартире, в жилище. Приготовьте сигнальные карточки. Отработаем ситуативную задачу. Ваша задача - внимательно прослушать ситуацию, затем на предлагаемые мной варианты ответов вы представляете сигнал - зеленую карточку, если считаете данный ответ правильным, он соответствует вашим действиям, а красную карточку, если вы посчитаете, что так не следует действовать, это приведет к беде.
1. Опрос по сигнальным карточкам.
Итак, слушаем отрабатываемую ситуацию:
Ограбление квартиры в вашем присутствии. Грабитель проник в ваше жилище в то время, когда вы находились одни дома. Каковы будут ваши действия?
Варианты ответов:
1) Выбежать на балкон и позвать на помощь (учащиеся должны
показать зеленую сигнальную карточку).
2) Оказать сопротивление преступникам, угрожать им, оскорблять их (учащиеся должны показать красную сигнальную карточку.)
Попытаться перебраться со своей лоджии на лоджию, соединенную с соседями (учащиеся показывают зеленую сигнальную карточку).
Спрятаться в каком-либо помещении (учащиеся показывают красную сигнальную карточку).
Попытаться позвать на помощь из окна (учащиеся показывают зеленую сигнальную карточку).
Постараться отвлечься, не обращать внимания на преступников, не замечать их (учащиеся показывают красную сигнальную карточку).
Пойти на уступки грабителя, отвечать на их вопросы относительно вещей, ценностей, отдать им их (учащиеся показывают зеленую сигнальную карточку).
Постараться запомнить преступников, их приметы, вызвать милицию при первой возможности (учащиеся показывают зеленую сигнальную карточку).
После ухода грабителей все в квартире поставить на место, навести порядок, если замок сломан, дверь забаррикадировать (учащиеся показывают красную сигнальную карточку).
2. Сюжетно-ролевая игра «Я и незнакомец».
А теперь проиграем ситуации - жизненные сценки. Ваша задача - прокомментировать действия участников, обосновать, насколько они были правильными.
Ситуация 1.
Исмаил один дома. Звонит телефон. Мальчик берет трубку и слышит - голос по телефону незнакомый: «Здравствуй, а родители дома? А когда вернутся?»
Ответ Исмаила: «Да, дома, но они заняты, что им передать? А кому и куда перезвонить?»
Ситуация 2.
Виталя дома один. Звонок (стук) в дверь. Смотрит в глазок, увидел незнакомого человека, спрашивает: «Кто там?» Последовал ответ: «Откройте, милиция! Человеку плохо, от вас вызовем «Скорую помощь».
Ответ Виталика: «Скажите, что случилось, по какому адресу, я все сделаю сам. Идет к телефону, вызывает «Скорую помощь».
Ситуация 3.
Вы играли в футбол во дворе, вас по имени окликнула незнакомая женщина. Назвав имя матери, она сказала, что ее подруга и приехала из другого города. С вокзала позвонила маме, а она сказала, чтобы ее подождать у вас в квартире. Как вы поступите? Обоснуйте свои действия.
Ситуация 4.
Сергей один дома. Кто-то пытается ключом открыть входную дверь. Сергей спрашивает: «Кто там?» Последовал ответ: «Сантехники, проверяем отопительную систему».
Сергей говорит: «Я ничего не знаю. Придет в 17 часов папа, тогда и приходите».
Продолжают открывать дверь ключом. Тогда Сергей быстро баррикадирует дверь подручными предметами, звонит «02», вызывает милицию, затем бежит к окну и взывает о помощи.
3. Слово учителя.
Никто не хочет подвергнуться насильственному преступлению. Вы согласны с этим, ребята? Однако, все мы почему-то уверены, что именно нас минует эта участь. Но эта уверенность может оказаться обманчивой и обернуться при каких-либо обстоятельствах бедой, привести к серьезным опасностям.
Как уберечь свою жизнь, достоинство, здоровье от преступного посягательства? Истина здесь проста: если вы ведете нормальный здоровый образ жизни, не склонны к случайным знакомствам, предусмотрительны, то это и есть основные гарантии вашей безопасности. И тем не менее, как уменьшить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций при нахождении на улице, при следовании в школу, магазин, в вечернее время, при встрече с незнакомыми людьми?
Ребята! Сегодня тема очень важная:
В России гибнут каждый месяц две с половиной тысячи детей!..
Так преступных посягательств жертва каждая
О безопасности не позаботилась своей.
С незнакомыми людьми есть модели поведения -
Всем их надо соблюдать!
Чтоб не стать жертвой преступления,
Надо знать, как поступать.
Наша цель - усвоить твердо,
С кем, когда и как себя вести,
Где маршруты оживленны, переулки освещенны,
Можно ль в транспорт сесть на предложенье подвезти?
Надо ль в дом вести скорей
Неизвестных вам гостей?
Стоит ли ходить в глухом парке поздно вечерком?
Есть ли польза вам в компании ребят
В игры всякие азартные играть?
Вы затем должны сказать:
Стоит мне вас убеждать,
Что не нужно рисковать, Что советы не напрасны, А для жизни безопасны.
IV. Изучение нового материала.
1. Рассматривание рисунков-ситуаций на тему «Как не стать жертвой преступления», анализирование и подбор вариантов рекомендаций и советов.
К данным комментариям учитель подбирает соответствующие ситуационные рисунки-задачи. Это могут быть и рисунки, выполненные к данному уроку заранее учащимися.
Всегда и безусловно старайтесь находиться там, где больше прохожих. В этом случае вы не останетесь один на один с преступником.
Не носите и не демонстрируйте крупных сумм денег в общественных местах. Без особой на то нужды не носите дорогостоящих украшений: колец, серег, кулонов, колье и т. п.
Не лазайте по подвалам и чердакам, крышам, заброшенным стройкам, свалкам.
(Анализ конкретных ситуаций и количество рассматриваемых рисунков регламентируется учителем.)
Комментирование схем маршрутов безопасного движения.
Учитель. Скажите, а какая по-вашему основная мера предосторожности?
Хорошо знать местность, где вы живете, и наиболее безопасные маршруты. Покажите выполненные дома схемы-планы опасных и безопасных мест в вашем микрорайоне. Кто прокомментирует свою схему?
3. Пауза психологической разгрузки - смена деятельности,
двигательная активность и исполнение песни в инструментальном
(в записи) сопровождении (мелодия песни на музыку О. Газманова
«Ты - морячка, я - моряк»).
«А МЫ ПРАВИЛА ВСЕ ЗНАЕМ»
1. В школу нам пора идти,
Ближе через пустыри,
Но опасно - не пойдем,
Шумный мы маршрут найдем.
Мерседес стал возле нас,
Приглашают сесть - вот класс!
- Да куда, ты, простофиля,
В нем преступник-похититель.
Припев: ОБЖ - такой урок,
Все изучим - дайте срок,
Вот уж знаем, как вести
С незнакомыми людьми.
Жизнь - опасная игра,
И безжалостна она
К тем, кто правила не знает,
ОБЖ не соблюдает.
2. Я любимой говорил,
По подвалам как бродил,
А она мне: «Кто ж носил?..
К хулиганам б угодил!..
И теперь я никогда,
Не случилась чтоб беда,
В темно место не пойду
И безлюдье обойду.
Припев:
3. Вам скажу, ребята, честно,
Стало мне теперь известно -
Вещи ценные не брать,
Если я пошел гулять.
Быть подальше от компаний,
Пьянок, карт, пустых шатаний,
Быть с друзьями, где светло,
Безопасно и тепло.
Припев:
4. ОБЖ - такой урок,
Все изучим - дайте срок,
Вот уж знаем, как вести
С незнакомыми людьми.
А мы правила все знаем,
Безопасность соблюдаем.
И родители спокойны,
Что здоровье наше в норме.
Если вы хотите в жизни
Посягательств избежать,
То внимательно советы
Потрудитесь прочитать.
4. Чтение советов и рекомендаций из памятки «Знай и помни» по «цепочке».
Учащиеся поочередно зачитывают рекомендации из памятки.
ПАМЯТКА «Знай и помни!»
Рекомендации и советы, которые помогут избежать насилия на улице.
По малолюдным улицам следует идти навстречу транспорту. Это не позволит незаметно подъехать к вам сзади.
Не носите без необходимости и не демонстрируйте крупных сумм денег в общественных местах. Без особой на то нужды не носите дорогостоящих украшений: колец, серег, кулонов, колье и т. п.
Если на малолюдной улице появилась шумная компания (особенно молодых людей) и у вас есть подозрения, что компания эта пьяна, перейдите на другую сторону улицы или присоединитесь к группе прохожих.
Всегда и безусловно старайтесь находиться там, где больше прохожих. В этом случае вы не останетесь один на один с преступником.
Как бы вы не спешили, не сокращайте путь по пустырям, темным аллеям и дворам. Избегайте ходить через строительные площадки, по малолюдным и недостаточно освещенным местам. Хорошо изучите местность, где вы живете. Продумайте возможные варианты маршрутов в школу, к друзьям и т. п.
Остерегайтесь густых посадок и аллей, расположенных вдоль тротуаров: преступник может неожиданно схватить вас.
Никогда не садитесь в транспорт с незнакомыми людьми.
Старайтесь не оставаться в одиночестве, особенно на улице, по пути в школу, магазин, к друзьям и т. д.
Чаще меняйте маршруты и время своего движения в школу,
магазин и т. п.
Никогда не заговаривайте с незнакомыми, а тем более в чем-то подозрительными людьми.
Если рядом с вами неожиданно и резко остановилась машина, постарайтесь быстро уйти. В случае реальной опасности - убегайте, кричите, бежать надо в сторону, противоположную движению автомобиля.
Никогда не заходите в подъезд, лифт, если там стоят подозрительные люди, особенно компании.
Проводя время во дворе, держитесь подальше от компаний подростков, которые старше, находятся в состоянии опьянения, играют в азартные игры и т. д.
14. Не лазайте по подвалам, чердакам, крышам, заброшенным
стройкам, свалкам.
Никогда не играйте в азартные игры (карты, «наперстки», «кубики», лотерею), особенно на деньги, вещи, со старшими ребятами или взрослыми, вообще с незнакомыми людьми.
Всегда ставьте в известность родственников о том, куда и когда вы направляетесь, у кого, сколько и где собираетесь быть, когда и каким путем собираетесь возвращаться, сообщите номер телефона, адрес, по которым вас можно найти, во сколько встретить.
В городском транспорте в позднее время находитесь ближе
к водителю. Не садитесь в прицепной вагон трамвая.
18. Призыв о помощи - это не свидетельство трусости, а необ
ходимое средство самозащиты, иногда спасения. Кричите, свисти
те, зовите на помощь.
Твердо выполняйте четыре «не»!
Никогда:
ходи с незнакомцем;
садись в машину к незнакомцу;
играй на улице с наступлением темноты;
заигрывайся во дворе по пути из школы.
СОБЛЮДАЙ ЗАПОВЕДЬ: Всегда говори «НЕТ» незнакомцу.
V. Контрольная игра «Линия риска».
Сейчас, чтобы Вам самим стало понятно, твердые ли вы получили знания, проведем контрольную игру «Линия риска».
Описание игры: ученики находятся за линией риска, по другой ее стороне ставятся таблички:
Высокий риск
Риск отсутствует
(вариант безопасен)
Низкий риск
Учащимся выдаются карточки-задания с каким-либо вариантом действия, мотивом поведения в определенной обстановке. Каждый ученик читает, аргументирует и кладет карточку к нужной табличке по степени риска.
Вопросы-задания в карточках:
Допоздна задержалась у подруги, которая живет далеко от моего дома. Телефона нет. (Высокий риск.)
Часто хожу с другом одной дорогой в одно и то же время. (Низкий риск.)
Вблизи мало освещенного безлюдного переулка иду позади незнакомого мужчины на определенной дистанции. (Высокий риск.)
Гуляю на улице, слушая аудиоплейер с наушниками. (Низкий риск.)
Опаздываю, на мое счастье останавливается машина, и водитель любезно предлагает подвезти. (Высокий риск.)
Меня попросили два парня показать им дорогу к поликлинике (военкомату), мне было некогда, я не пошел, они меня оскорбили. (Риск отсутствует.)
Надоело возле дома гулять, поехал с другом в центр города, стали на вокзале и на привокзальной площади прохаживаться. (Низкий риск.)
Иду мимо торговых рядов по базару. Вдруг окликают: «Мальчик, брось кубик, видеомагнитофон разыгрываем, лови удачу, вот парень выиграл. Не стану реагировать, пройду мимо». {Риск отсутствует.)
Один парень, которого видел пару раз, предложил кассету классную у него дома посмотреть, обещал дать другие, какие себе сам выберу. Я с удовольствием принял приглашение. Мы пошли. {Высокий риск.)
VI. Краткий итог урока.
Заключение учителю от учеников:
Вам теперь хотим сказать:
Нас не надо убеждать
Правила все выполнять.
С незнакомыми людьми
Знаем, как себя вести.
Как бы ни было нам сложно,
Будем крайне осторожны,
С незнакомым не пойдем,
В дом к себе не позовем.
Если встретим подозрительных,
Будем очень осмотрительны.
Использованная литература:
1. Бубнов, В. Г., Бубнова, Н. В. Как оказать помощь при автодорожном происшествии [Текст]. - М.: АСТ-ЛТД, 1997. - 64 с.
2. Всегда всем весело: Сборник игр для школьников [Текст] / сост. Е. М. Минский. - М.: Молодая гвардия, 1969.
3. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма [Текст]. - Волгоград: Управление Госавтоинспекции УВД, Управление народного образования Волгоградской области, 1994. - 66 с.
4. Основы безопасности жизнедеятельности: Методическая разработка городского учебно-методического центра по делам ГО и ЧС [Текст] / сост. Е. С. Скворцов, В. Г. Трифонов, М. И. Пешков и др. - Волгоград: Братья Гринины, 1994. — 138 с.
5. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. Части I И [Текст1 / сост. Н. Н. Миньков, Н. Д. Костенко. - Самара: Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1994. - 135 с;
6. Ситников, В. П. Основы безопасности жизнедеятельности-справочник школьника [Текст]. - М.: Филологическое общество «Слово», АСТ «Ключ-С», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова 1997 - 448 с.
7. Топоров, И. К. Методика преподавания курса «ОБЖ» в ОУ-Книга для учителя [Текст]. - М.: Просвещение, 2000 - 96 с.
8. Топоров, И. К. Основы безопасности жизнедеятельности-Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждении [Текст]. - М.: Просвещение, 1996. - 158 с.