Родительское собрание «Обучение детей общению с незнакомыми людьми»
Обучение детей общению с незнакомыми людьми
Обучение тревожного малыша мнительному ребенку нельзя обрисовывать окружающий мир в черных красках. Без пугающих подробностей ребенку следует объяснить, что он не должен называть незнакомым людям свой адрес, номер телефона, рассказывать о родителях и тем более уходить со двора вслед за незнакомцем. Заострите внимание ребенка на том, что в его окружении много хороших людей, которые любят его и желают ему добра. Чтобы снизить уровень тревожности подготовьте ребенка к встрече с незнакомым человеком. Лучше всего это сделать в игровой форме. Игрушки помогут вам научить ребенка правильно общаться с незнакомыми людьми. Разыграйте варианты встреч и придумайте вместе с ребенком фразы, которые помогут ему при встрече с незнакомым человеком. Например, все дети знают, что нельзя брать сладости у незнакомых людей. Возможно, в действиях незнакомца нет ничего плохого, и он от чистого сердца хочет угостить малыша сладким. Родители должны обучать ребенка не только способам безопасности, но и воспитывать их вежливыми людьми. Достойным ответом в этом случае будет следующая фраза: «Спасибо, но мне нельзя сладкого». Научите ребенка отказывать в вежливой и доброжелательной форме. В случае, когда взрослый незнакомец предлагает малышу пойти с ним посмотреть на щенят (котят, рыбок) вежливость совсем неуместна. На такое предложение ребенок без обиняков должен ответить: «Мне мама запрещает уходить с незнакомыми людьми, и если вы не отстанете от меня, я буду кричать». Невежливо, зато эффективно. Объясните ребенку, к кому он должен обращаться в том случае, если потерял маму в супермаркете или на станции метро. С просьбой о помощи нужно обращаться к человеку в униформе, а на предложение незнакомых людей пойти поискать маму, отвечать конкретно: «Я останусь здесь, мама меня скоро найдет».
Особенности обучения гиперактивных детей Главная особенность непосед в том, что они быстро забывают то, чему их учили. Такие дети, не задумываясь, могут пойти за незнакомцем, чтобы покататься на машине или поехать в зоопарк. Поэтому гиперактивному ребенку нужно повторять правила общения с незнакомыми людьми каждый раз перед выходом на улицу. С такими детьми нужно чаще бывать в общественных местах, чтобы он, глядя, как общаются взрослые и дети, учился вести себя сдержанно и вежливо. Берите ребенка с собой в гости, где будут другие дети, на групповую экскурсию. В этих обстановках ребенок научится контролировать свое поведение, а вы, наблюдая за ребенком, сможете провести анализ его поведения, и внести некоторые коррективы.
Если ребенок потерялся Иногда бывают такие случаи, когда малыш пропадает. Чтобы этого не случилось, надо соблюдать несколько простых правил: Прежде всего, вам надо запомнить, что если вы вышли с ребенком гулять, то несете за него полную ответственность. Перед походом в какое-либо место, где ребенок может потеряться, договоритесь с ним, где Вы будете его ждать в таком случае, покажите это место. Второй вариант – это попросить ребенка оставаться на том же месте, где он Вас потерял, никуда не убегать и ждать Вас. Не оставляйте малыша без присмотра. Если даже вам кажется, что малыш увлеченно «печет» пирожки в песочнице, все равно через минуту он может на что-нибудь отвлечься. Если так случилось, что ребенок потерялся, то надо как можно раньше обратиться в полицию. Попросите друзей и соседей посодействовать в поиске. Имейте при себе фотографию ребенка.
Что должен знать каждый ребенок Подходя к двери подъезда или квартиры, удостовериться, что рядом никого нет. Ключи доставать всегда заранее. Не садиться в лифт с незнакомыми подозрительными мужчинами; если ты уже едешь в лифте, а такой человек вошел, спокойно выйти на следующем этаже. Если сзади идет подозрительный человек, перейти на противоположную сторону улицы или идти по ее центру; не замедлять шаг и не подходить к кустам, деревьям или плохо освещенным местам. В автобусе, трамвае, метро, в электричке садиться ближе к водителю или машинисту и выходить из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя. Не отвечать на предложение подвезти или на просьбу показать, как проехать туда-то, тем более не садиться в машину, чтобы показать дорогу. Не реагировать на предложения чем-то угостить, сделать подарок, обещания показать что-то интересное; если незнакомец настойчив, обратиться к прохожим со словами: "Этот человек меня о чем-то спрашивает, но я его не понимаю, может быть, вы лучше ему объясните". Если нужно спросить дорогу, спрашивать у вызывающего доверие человека (например, у пожилой женщины) и уж тем более не говорить, куда конкретно ты направляешься.
Правила для родителей и детей Учитывайте возраст ребенка и его особенности (маленькие дети должны находиться не просто под присмотром взрослых, а быть постоянно у них на виду, а ребенок 3-4 лет должен уметь оценивать незнакомца; просить разрешения у мамы принять от кого-либо конфету; знать свои имя, фамилию, адрес, телефон). Добивайтесь, чтобы дети полностью доверяли вам (доверие крайне важно - ничто не дает так много для понимания вашего ребенка, как его искренние рассказы, а иногда и крики души - о его бедах, тревогах, сомнениях, затруднениях, по ним нетрудно определить, насколько ребенок умеет ориентироваться в различных ситуациях, может ли постоять за себя. Поэтому как бы вы ни были заняты, не отмахивайтесь от ребенка, если он хочет чем-то с вами поделиться. Если ребенок пытается заговорить с мамой или отцом о чем-то, что его волнует, оттолкнуть его своим равнодушием - непростительная ошибка, которая может дорого обойтись и ребенку, и родителям. Наоборот, нужно уметь вызывать детей на разговоры. Во время таких бесед "по душам" уместно вспомнить случаи из своего детства. Дети обычно очень живо откликаются на такие воспоминания: оказывается, моя мама была такой же маленькой, как и я, и с ней тоже случались разные "страшные" истории). Не запугивайте! (любую ли криминальную информацию можно сообщать детям? Разумеется, нет. Специалистами давно подмечено, что попытки родителей обезопасить ребенка от преступных посягательств, рассказывая им страшные истории, иногда приводят к обратному результату - ваш малыш в сложной опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять. Страх подавляет интуицию ребенка, "смазывает" инстинктивно правильную реакцию. Поэтому если ребятам и сообщается та или иная криминальная информация, то ее нужно выразить в словах, которые бы не травмировали маленького человека, особенно если он с развитым воображением и ранимой психикой. Цель "безопасного" воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход).
Изучайте литературу, посвященную безопасности детей (полезно узнать мнение на сей счет людей, профессионально занимающихся этим делом: психологов, педагогов, сотрудников полиции). Изучайте литературу, посвященную безопасности детей (полезно узнать мнение на сей счет людей, профессионально занимающихся этим делом: психологов, педагогов, сотрудников полиции). Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его (это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно кричать, ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях. Здесь нужно учитывать еще одно обстоятельство: если ребенок не имел контакта с родителями, не доверял им, он ищет понимания, душевного участия у других людей и в других местах. Этим очень часто пользуются преступники, играя роль "добрых" дядей). Занимайтесь с детьми систематически (обучение безопасному поведению - это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь, а тем более криком или угрозами. Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным). Используйте самые различные формы обучения (для самых маленьких - это игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти чужой дядя на машине и т.д.). Для детей постарше - разыгрывание соответствующих сценок (и дома, и на улице), рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации, вопросы: "А как ты поступишь, если..."). Будьте примером для своих детей (все ваши усилия могут быть сведены на нет, если вы сами в повседневной жизни пренебрегаете правилами безопасного поведения). Проявляйте участие к чужим детям (если вы стали невольным свидетелем опасной ситуации, в которую попал тот или иной ребенок (он потерялся, его куда-то насильно уводят, усаживают в машину и т. д.), не будьте безучастным. Есть физическая возможность решительно вмешаться - действуйте! Если нет такой возможности - запомните приметы подозрительных лиц, номер автомашины, направление движения и немедленно сообщите в милицию. Сегодня вы помогли чужому ребенку, завтра кто-то другой поступит так же решительно и мужественно и спасет вашего).
Задача взрослых - научить ребенка быть осторожным, но отнюдь Задача взрослых - научить ребенка быть осторожным, но отнюдь не превратить его в паникера и труса. При общении с детьми специалисты рекомендуют: Что не надо говорить... 1. Не разговаривай с незнакомыми людьми. 2. Кругом полно психов. 3. Тебя могут украсть. 4. Детям гулять в парках очень опасно. 5. В наши дни никому нельзя доверять. Вместо этого скажите: 1. С незнакомыми людьми надо вести себя следующим образом... 2. Большинство людей заслуживают доверия, но... 3. С тобой ничего не случится, если... 4. Если кто-нибудь подойдет к тебе... 5. Ты можешь обратиться за помощью... Специалисты рекомендуют:
Азбука безопасности Никто из нас и тем более наших детей не гарантирован от вероятности физического нападения. И все-таки: что мы можем и должны сделать? Первое: научить ребенка соблюдать необходимые меры предосторожности. Второе: научить его, как вести себя в самой ситуации нападения. Третье: знать, что нужно сделать и как себя вести, если с ребенком все же это случилось.
Панюкова Ольга Васильевна