12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дорошенко Надежда Николаевна24

МБОУ «Иртышская СОШ»

Черлакского района

Омской области

2016 год

Урок по литературе в 8 классе

Дорошенко Надежды Николаевны,

учителя русского языка и литературы

 

Содержание

Теоретическая часть.

Практическая часть

Урок – творческая лаборатория «Лингвоанализ стихотворения

Ю. Кузнецова «Чужая страсть».

Тема: «Лингвоанализ стихотворения Ю. Кузнецова «Чужая страсть»

Цель:

Образовательные формировать умения и навыки наблюдения и анализа языкового материала, развивать умения и навыки определять художественные средства выразительности, развивать монологическую речь;

Развивающие – почувствовать красоту и богатство художественных средств выразительности, уметь пользоваться всем многообразием лексики; Мировоззренческие - формировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка; развивать культуру обращения с текстом.

Задачи: наблюдать над языком текста, обобщать теоретические сведения, учиться работать по плану;

Планируемые результаты:

получить представление:

  • о разных уровнях лингвоанализа (ЛАТа);

осуществить:

  • наблюдение над языком текста;
  • поиск средств художественной выразительности;

расширить опыт:

  • использования монологической речи при создании устных и письменных высказываний;
  • понимания смысла стихотворения;

Методы работы: наблюдение, сравнение, сопоставление, анализ

Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная

Оборудование: листы-планы, памятка – таблица троп и фигур речи, текст стихотворения, толковые словари, музыка, презентация биографии, калькуляторы, компьютер

 

Стихотворение «Чужая страсть»

Зелёная птица свистит за окном

Ты крошишь ей хлеба на блюде,

Зелёная птица хлеба не ест,

И рвёт твои белые груди.

И долго ты ловишь пропавший свист

Своим онемелым телом.

И зеленеет твоё кольцо

На безымянном белом…

План анализа стихотворения:

1. Историко - культурный комментарий;

а) тема, идея

б) композиция

в) строфика

2. Фонетический уровень:

фоносемантика - цвет, звуки ( анафора, рондо, зевгма зияние), эмоции

3. Ритмический уровень:

метр, размер, рифма

4. Лексический уровень

5. Морфологический уровень

6. Изобразительно - выразительные средства - тропы:

олицетворение, гипербола, эпитеты, антитеза, символы.

7. Синтаксический уровень:

инверсия, анафора, рондо.

8. Стало ли понимание вами текста более глубоким и

обоснованным?

 

Ход урока

1. Выразительное чтение стихотворений Ю. Кузнецова

2. Презентация ученика о поэте 20 века

Юрий Кузнецов – московский поэт 20 века (1941г). Он стал открытием в 70 годы и предметом нескончаемой полемики критиков.

Первая его книга, вышедшая в Краснодаре, прошла незамеченной. И только спустя десять лет, когда появились один за другим сборники « Во мне и рядом - даль» 1974 год, « Край света за первым углом» 1977 год, он обратил на себя внимание.

В своих поэтических (это поэмы, стихи) Юрий Кузнецов не ограничивается темой войны и памяти, а развивает взгляд на мир, в котором всё: любовь, мечты, жизнь – безжалостно могут быть уничтожены.

Что в этом слове, «ничего» -

Загадка или притча?

Сквозит вселенной из него,

Но Русь к нему привычна.

Многие из предметных образов, иллюстрирующих понятие, повторяются и в этом повторе обретают силу символа.

Оригинальная черта поэтического языка этого поэта - умение давать закованные до формульной точности метафорические перифразы, и сюжет превращать в процесс вживания в образ предмета. Вот почему так часто в названии стихотворений – одно слово: «Холм», «Снег», «Кольцо», «Колесо» или «Чужая страсть». Это не предметные значения, которые становятся опорными в поэтической символике Юрия Кузнецова, в символике, повторяющейся и неожиданной.

 

Исследовательская работа по плану анализа стихотворения

1. Тема: воспоминания, приносящие нестерпимую нравственную муку. Идея: в лирическом стихотворении «Чужая страсть» автор передаёт душевную боль, вызванную, возможно, разлукой, разрывом всех отношений или просто непониманием друг друга ( по взглядам, по духу) Воспоминания вызывают страдания, сильнейшую душевную боль и скорбь о безвозвратно потерянном и ушедшем некогда прекрасном чувстве. 2. Композиция стихотворения состоит из двух частей: в первой части - попытка сблизиться, понять друг друга, но расставание, разрыв; во второй части - воспоминания и душевные муки, страдания, и не утихающая боль, может быть, от собственного обмана, от своих несбывшихся надежд. 3. В лирическом стихотворении «Чужая страсть» две строфы – четверостишия.

Первая строфа – четверостишие:

Зелёная птица свистит за окном

Ты крошишь ей хлеба на блюде,

Зелёная птица хлеба не ест,

И рвёт твои белые груди.

Вторая строфа – четверостишие:

И долго ты ловишь пропавший свист

Своим онемелым телом.

И зеленеет твоё кольцо

На безымянном белом…

2. Фонетический уровень: рондо, зияние

фоносемантика - цвет, звуки (анафора, рондо, зевгма, зияние) , эмоции

Звуко/буквы

Количество в тексте

Доля частотная

норма

Отношение к норме

А + Я

13

0,067

0,117

0,57

О + Ё

18

0,092

1,109

0,84

Э + Е

21

0,108

0,085

1,27

У + Ю

2

0,01

0,035

0,28

И

13

0,067

0.056

1.2

Ы

5

0,024

0,018

1,44

Всего: 168, ударных -27

       

Вывод: цвета доминируют тёмные: чёрный, зелёный, синий; следовательно, стихотворение печальное, грустное- минорное; 19 закрытых слогов несут также мрачную тональность.

Эпифора: зелён- ая птиц- а хлеб- а не ест; тво -и груд –и; на безымянн -ом бел –ом; своим онемевшим телом.

Анафора: на б –езымянном б -елом;

Рондо: зелёная пт -ица свис –т- ит за окном;

и долго ты ло –в -ишь пропа –в -ший свист.

Зевгма: и рвё –т т -вои белые груди; и зеленее – т т –воё кольцо.

Зияние: свистит з - а о - кном; хлеба н –е е –ст.

Вывод: обилие гласных (ы, и, у), глухих согласных(ч, ц, с, т, к, х) и шипящих (ч, щ, ш) придаёт стихотворению мрачность и напряжённость.

3. Ритмический уровень: метр, размер, рифма.

Это трёхсложный амфибрахий, мужская рифмовка чередуется с женской и способ рифмовки холостой.

По звуковому составу рифмовка точная, богатая.

4. Лексический уровень.

Понимание трёх слов, страсть, безымянный и онемелым, вызывает затруднение. Толкование их лексического значения следующее:

Страсть –

1) страдание, муки, телесная боль, душевная скорбь;

2) страх, испуг, ужас, боязнь;

душевный порыв к чему-либо, нравственная жажда, неразумное, необузданное хотение.

Безымянный –

1) неизвестный по имени;

2) четвёртый палец на руке, между средним и мизинцем

Онемелым - неметь

1)терять дар речи;

2) терять чувствительность, костенеть, цепенеть.

5. Морфологический уровень

Составление таблицы частей речи, позволяет представить полную картину их использования.

 

существительные

прилагательные

глаголы

местоимения

служебные части речи

1

птице

зелёная

свистит

ты

за

2

окно

зелёная

крошить

он

на

3

хлеб

белые

не ест

твои

на

4

блюде

белом

рвёт

ты

а

5

птица

безымянным

ловить

своим

и

6

хлеба

онемелым

зеленеет

твоё

и

7

груди

 

пропавший

(прич.)

   

8

свист

       

9

телом

       

10

кольцо

       

Вывод: использование назывных существительных единственного числа и личных глаголов несовершенного вида почти одинаковое. Это указывает на конкретность и движение происходящего.

Местоимения личные позволяют почувствовать сопереживание автора и лирического героя. Повтор местоимения «ты» указывает на интимность взаимоотношений…

 

6. Изобразительно - выразительные средства - тропы:

олицетворение - зелёная птица - человек

гипербола – и рвёт твои белые груди;

эпитеты - зелёная птица

антитеза - и зеленеет на белом;

символы - зелёная птица – беда, любимая

Вывод: автор с помощью средств выразительности (троп) создаёт образ предмета, сюжет и стремится воздействовать на чувства читателя - это одна из особенностей поэтического стиля.

 

7. Синтаксический уровень: инверсия, анафора

Наблюдение над синтаксисом этого стихотворения позволяет сделать вывод: порядок слов в предложениях текста традиционный – прямой. Синтаксическая конструкция первой строфы состоит из двух сложных предложений, а второй строфы – из двух простых.

В строке «и зеленеет твоё кольцо…» инверсия, нарушение традиционного порядка слов с целью констатации факта и создания выразительности.

Единоначатие – анафора «зелёная птица», повторяющаяся и неожиданная, несёт предметное значение, которое становится опорным в символике автора. Эти стилистические и риторические фигуры текста создают не только выразительность, но и богатство речи.

 

8. Стало ли понимание вами текста более глубоким и обоснованным?

Понимание текста этого стихотворения стало более глубоким и обоснованным. Его философское содержание передаётся через сюжет к образу предмета, и всё стихотворение – перифраз метафорический, то есть загадка. Автор намекает: обмануты надежды, доверие, разбито сердце и, возможно, распался семейный союз лирического героя ( И зеленеет твоё кольцо на безымянном белом…).

Автор понимает и сочувствует своему герою, но у него позиция наблюдателя, поэтому чужая беда, чужая страсть.

Итог

Планируемые результаты достигнуты:

получили представление о разных уровнях лингвоанализа (ЛАТа);

осуществили наблюдение текста и поиск средств художественной выразительности;

расширили опыт использования монологической речи и понимания смысла стихотворения;

Оценки:

 

Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение Ю. Кузнецова и определить его фонетический уровень по методике Журавлёва.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.