Лингвоанализ стихотворения Ю. Кузнецова «Чужая страсть»
МБОУ «Иртышская СОШ»
Черлакского района
Омской области
2016 год
Урок по литературе в 8 классе
Дорошенко Надежды Николаевны,
учителя русского языка и литературы
Содержание
Теоретическая часть.
Практическая часть
Урок – творческая лаборатория «Лингвоанализ стихотворения
Ю. Кузнецова «Чужая страсть».
Тема: «Лингвоанализ стихотворения Ю. Кузнецова «Чужая страсть»
Цель:
Образовательные – формировать умения и навыки наблюдения и анализа языкового материала, развивать умения и навыки определять художественные средства выразительности, развивать монологическую речь;
Развивающие – почувствовать красоту и богатство художественных средств выразительности, уметь пользоваться всем многообразием лексики; Мировоззренческие - формировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка; развивать культуру обращения с текстом.
Задачи: наблюдать над языком текста, обобщать теоретические сведения, учиться работать по плану;
Планируемые результаты:
получить представление:
- о разных уровнях лингвоанализа (ЛАТа);
осуществить:
- наблюдение над языком текста;
- поиск средств художественной выразительности;
расширить опыт:
- использования монологической речи при создании устных и письменных высказываний;
- понимания смысла стихотворения;
Методы работы: наблюдение, сравнение, сопоставление, анализ
Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная
Оборудование: листы-планы, памятка – таблица троп и фигур речи, текст стихотворения, толковые словари, музыка, презентация биографии, калькуляторы, компьютер
Стихотворение «Чужая страсть»
Зелёная птица свистит за окном
Ты крошишь ей хлеба на блюде,
Зелёная птица хлеба не ест,
И рвёт твои белые груди.
И долго ты ловишь пропавший свист
Своим онемелым телом.
И зеленеет твоё кольцо
На безымянном белом…
План анализа стихотворения:
1. Историко - культурный комментарий;
а) тема, идея
б) композиция
в) строфика
2. Фонетический уровень:
фоносемантика - цвет, звуки ( анафора, рондо, зевгма зияние), эмоции
3. Ритмический уровень:
метр, размер, рифма
4. Лексический уровень
5. Морфологический уровень
6. Изобразительно - выразительные средства - тропы:
олицетворение, гипербола, эпитеты, антитеза, символы.
7. Синтаксический уровень:
инверсия, анафора, рондо.
8. Стало ли понимание вами текста более глубоким и
обоснованным?
Ход урока
1. Выразительное чтение стихотворений Ю. Кузнецова
2. Презентация ученика о поэте 20 века
Юрий Кузнецов – московский поэт 20 века (1941г). Он стал открытием в 70 годы и предметом нескончаемой полемики критиков.
Первая его книга, вышедшая в Краснодаре, прошла незамеченной. И только спустя десять лет, когда появились один за другим сборники « Во мне и рядом - даль» 1974 год, « Край света за первым углом» 1977 год, он обратил на себя внимание.
В своих поэтических (это поэмы, стихи) Юрий Кузнецов не ограничивается темой войны и памяти, а развивает взгляд на мир, в котором всё: любовь, мечты, жизнь – безжалостно могут быть уничтожены.
Что в этом слове, «ничего» -
Загадка или притча?
Сквозит вселенной из него,
Но Русь к нему привычна.
Многие из предметных образов, иллюстрирующих понятие, повторяются и в этом повторе обретают силу символа.
Оригинальная черта поэтического языка этого поэта - умение давать закованные до формульной точности метафорические перифразы, и сюжет превращать в процесс вживания в образ предмета. Вот почему так часто в названии стихотворений – одно слово: «Холм», «Снег», «Кольцо», «Колесо» или «Чужая страсть». Это не предметные значения, которые становятся опорными в поэтической символике Юрия Кузнецова, в символике, повторяющейся и неожиданной.
Исследовательская работа по плану анализа стихотворения
1. Тема: воспоминания, приносящие нестерпимую нравственную муку. Идея: в лирическом стихотворении «Чужая страсть» автор передаёт душевную боль, вызванную, возможно, разлукой, разрывом всех отношений или просто непониманием друг друга ( по взглядам, по духу) Воспоминания вызывают страдания, сильнейшую душевную боль и скорбь о безвозвратно потерянном и ушедшем некогда прекрасном чувстве. 2. Композиция стихотворения состоит из двух частей: в первой части - попытка сблизиться, понять друг друга, но расставание, разрыв; во второй части - воспоминания и душевные муки, страдания, и не утихающая боль, может быть, от собственного обмана, от своих несбывшихся надежд. 3. В лирическом стихотворении «Чужая страсть» две строфы – четверостишия.
Первая строфа – четверостишие:
Зелёная птица свистит за окном
Ты крошишь ей хлеба на блюде,
Зелёная птица хлеба не ест,
И рвёт твои белые груди.
Вторая строфа – четверостишие:
И долго ты ловишь пропавший свист
Своим онемелым телом.
И зеленеет твоё кольцо
На безымянном белом…
2. Фонетический уровень: рондо, зияние
фоносемантика - цвет, звуки (анафора, рондо, зевгма, зияние) , эмоции
Звуко/буквы |
Количество в тексте |
Доля частотная |
норма |
Отношение к норме |
А + Я |
13 |
0,067 |
0,117 |
0,57 |
О + Ё |
18 |
0,092 |
1,109 |
0,84 |
Э + Е |
21 |
0,108 |
0,085 |
1,27 |
У + Ю |
2 |
0,01 |
0,035 |
0,28 |
И |
13 |
0,067 |
0.056 |
1.2 |
Ы |
5 |
0,024 |
0,018 |
1,44 |
Всего: 168, ударных -27 |
Вывод: цвета доминируют тёмные: чёрный, зелёный, синий; следовательно, стихотворение печальное, грустное- минорное; 19 закрытых слогов несут также мрачную тональность.
Эпифора: зелён- ая птиц- а хлеб- а не ест; тво -и груд –и; на безымянн -ом бел –ом; своим онемевшим телом.
Анафора: на б –езымянном б -елом;
Рондо: зелёная пт -ица свис –т- ит за окном;
и долго ты ло –в -ишь пропа –в -ший свист.
Зевгма: и рвё –т т -вои белые груди; и зеленее – т т –воё кольцо.
Зияние: свистит з - а о - кном; хлеба н –е е –ст.
Вывод: обилие гласных (ы, и, у), глухих согласных(ч, ц, с, т, к, х) и шипящих (ч, щ, ш) придаёт стихотворению мрачность и напряжённость.
3. Ритмический уровень: метр, размер, рифма.
Это трёхсложный амфибрахий, мужская рифмовка чередуется с женской и способ рифмовки холостой.
По звуковому составу рифмовка точная, богатая.
4. Лексический уровень.
Понимание трёх слов, страсть, безымянный и онемелым, вызывает затруднение. Толкование их лексического значения следующее:
Страсть –
1) страдание, муки, телесная боль, душевная скорбь;
2) страх, испуг, ужас, боязнь;
душевный порыв к чему-либо, нравственная жажда, неразумное, необузданное хотение.
Безымянный –
1) неизвестный по имени;
2) четвёртый палец на руке, между средним и мизинцем
Онемелым - неметь
1)терять дар речи;
2) терять чувствительность, костенеть, цепенеть.
5. Морфологический уровень
Составление таблицы частей речи, позволяет представить полную картину их использования.
существительные |
прилагательные |
глаголы |
местоимения |
служебные части речи |
|
1 |
птице |
зелёная |
свистит |
ты |
за |
2 |
окно |
зелёная |
крошить |
он |
на |
3 |
хлеб |
белые |
не ест |
твои |
на |
4 |
блюде |
белом |
рвёт |
ты |
а |
5 |
птица |
безымянным |
ловить |
своим |
и |
6 |
хлеба |
онемелым |
зеленеет |
твоё |
и |
7 |
груди |
пропавший (прич.) |
|||
8 |
свист |
||||
9 |
телом |
||||
10 |
кольцо |
Вывод: использование назывных существительных единственного числа и личных глаголов несовершенного вида почти одинаковое. Это указывает на конкретность и движение происходящего.
Местоимения личные позволяют почувствовать сопереживание автора и лирического героя. Повтор местоимения «ты» указывает на интимность взаимоотношений…
6. Изобразительно - выразительные средства - тропы:
олицетворение - зелёная птица - человек
гипербола – и рвёт твои белые груди;
эпитеты - зелёная птица
антитеза - и зеленеет на белом;
символы - зелёная птица – беда, любимая
Вывод: автор с помощью средств выразительности (троп) создаёт образ предмета, сюжет и стремится воздействовать на чувства читателя - это одна из особенностей поэтического стиля.
7. Синтаксический уровень: инверсия, анафора
Наблюдение над синтаксисом этого стихотворения позволяет сделать вывод: порядок слов в предложениях текста традиционный – прямой. Синтаксическая конструкция первой строфы состоит из двух сложных предложений, а второй строфы – из двух простых.
В строке «и зеленеет твоё кольцо…» инверсия, нарушение традиционного порядка слов с целью констатации факта и создания выразительности.
Единоначатие – анафора «зелёная птица», повторяющаяся и неожиданная, несёт предметное значение, которое становится опорным в символике автора. Эти стилистические и риторические фигуры текста создают не только выразительность, но и богатство речи.
8. Стало ли понимание вами текста более глубоким и обоснованным?
Понимание текста этого стихотворения стало более глубоким и обоснованным. Его философское содержание передаётся через сюжет к образу предмета, и всё стихотворение – перифраз метафорический, то есть загадка. Автор намекает: обмануты надежды, доверие, разбито сердце и, возможно, распался семейный союз лирического героя ( И зеленеет твоё кольцо на безымянном белом…).
Автор понимает и сочувствует своему герою, но у него позиция наблюдателя, поэтому чужая беда, чужая страсть.
Итог
Планируемые результаты достигнуты:
получили представление о разных уровнях лингвоанализа (ЛАТа);
осуществили наблюдение текста и поиск средств художественной выразительности;
расширили опыт использования монологической речи и понимания смысла стихотворения;
Оценки:
Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение Ю. Кузнецова и определить его фонетический уровень по методике Журавлёва.