Урок 74 (с. 46 - 47)
Тема |
Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й у] |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с гласными буквами Ю, ю; развития речи, памяти, логического мышления |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Обозначают слияние [j’у] буквой ю; объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах; называют особенность буквы ю (обозначать целый слог-слияние – два звука); приводят примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность; сравнивают звуковой состав слов и их буквенную запись; формулируют способ чтения буквы ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов; выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; составляют рассказ по иллюстрации; рассказывают сказку |
Личностные результаты |
Оценивают простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых правил и норм поведения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию). Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – характеризуют звуки [j’у], [’у] и гласные буквы Ю, ю. Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Гласные буквы Ю, ю; звуки [j’у], [’у]; слого-звуковой анализ слова; колыбельная песня |
Образовательные ресурсы |
Нитка, шнурок. Предметные картинки |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организация начала урока Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Речевая разминка |
Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка |
– Куда улетают птицы осенью? |
– На юг |
Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи
|
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя |
На магнитной доске выставлены гласные буквы. – Прочитайте сначала гласные, которыми обозначается твердость согласных, а затем мягкость согласных. Отдельно стоят буквы е, я, ё. – Почему эти буквы называются особенными? – Сегодня на уроке мы узнаем еще одну, четвертую особенную букву |
Читают гласные. – В начале слова и после гласных ими обозначаются слияния, то есть два звука – согласный и гласный: [j’э], [j’а], [j’о]). |
Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слова |
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, анализ слова, работа с рисунком, со схемой-моделью слова, объяснение учителя, чтение |
– Отгадайте загадку: На одной ноге кружится, танцовщица, На доске – предметная картинка с изображением юлы. – Выполните слого-звуковой анализ слова юла |
– Юла. Рассматривают рисунок и схему. Выполняют слого-звуковой анализ слова юла. Определяют, что первый слог этого слова – слияние. При медленном произношении распознаются два звука, согласный и гласный: [j’у] |
Выделяют звук [j’у] |
Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова |
2. Игра «Кто внимательный?» |
Коллективная. Словесный. Игра |
– Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта. – Хлопните в ладоши, если услышите звуки [j’у] в словах: яблоко, ёлка, Василий, Юрий, яма, юла, улица, юбка |
– [j’у]. Хлопают в ладоши, когда слышат в словах звуки [j’у] |
Распознают звуки [j’у] |
Коллективный. Устные ответы, игра |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Руки в стороны – в полет Отправляем самолет. Правое крыло вперед, Левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре – Полетел наш самолет. |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное вы- полнение движений |
3. Чтение слогов и слов |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
– Прочитайте слоги и слова. – Какие особенности буквы ю вы заметили? – Прочитайте правило. – Какие еще буквы имеют такую же особенность? – Придумайте слова с буквой ю |
Читают слоги и слова. Отвечают на вопрос. Читают правило. – Е, ё, я |
Называют особенность буквы ю (обозначать целый слог-слияние – два звука). Приводят примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Распознают букву ю в словах |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
4. Знакомство с буквой Ю |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы |
– На что похожа буква Ю? На арене укротитель – Грозных тигров повелитель. Он, как буква Ю, с кольцом К тиграм смело встал лицом. В. Степанов
– Выложите букву Ю из нитки или шнурка |
Находят букву Ю на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из нитки или шнурка выкладывают букву Ю |
Находят букву Ю на «ленте букв». Моделируют ее из шнурка или нитки |
Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
5. Работа с картинкой, чтение стихотворения (учебник, с. 47) |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
– Прочитайте стихотворение, рассмотрите картинку. – Сколько звуков обозначает буква ю в словах стихотворения? |
Читают стихотворение, находят слова с буквой ю, называют звуки |
Распознают букву ю |
Фронтальный. Устные ответы, чтение |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Выполняют действия по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
|
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака (учебник, с. 46) |
Групповая. Словесный, наглядный, творческий. Беседа, работа с иллюстрацией, рассказ |
– К какой сказке эта иллюстрация? – Кто автор сказки? – Составьте по иллюстрации рассказ |
Рассматривают картинку. – «Сказка о глупом мышонке», С. Я. Маршак. Составляют рассказ по картинке. Вспоминают сказку |
Называют сказку, эпизод которой изображен на иллюстрации. Извлекают из нее необходимую информацию. Составляют связный рассказ. Помогают друг другу в случае необходимости |
Групповой. Устные ответы, рассказ |
2. Колыбельные песни (учебник, с. 46) |
Групповая, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, пение |
– Прочитайте колыбельную песню. – Найдите слова с буквой ю. – Какие колыбельные вы знаете? Спойте |
Читают. Находят слова с буквой ю. Поют колыбельные песни Прослушивание сказки "О глупом мышонке" |
Распознают изучаемую букву в словах. Выразительно читают слова колыбельной песни. Исполняют знакомые колыбельные Слушают |
Групповой, индивидуальный. Чтение, пение, прослушивание |
VI. Рефлексивно-оценочный
|
Фронтальная, индивидуальная Словесный. Беседа |
– Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Индивидуальный, фронтальный Устные ответы |