Описание собственных методических наработок. « Лист успеха»

3
0
Материал опубликован 24 January 2016

Предлагаю Вашему вниманию разработки уроков математики в 3 классе. Используется учебник - М., «Просвещение», 2006 г. Авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В.Степанова.

В ходе проведения использована собственная разработка для оценивания работы учеников на этапах урока - «Лист успеха». С данной методикой принимала участие в региональной «Ярмарки педагогических инноваций», во всероссийском интернет - конкурсе «Моя педагогическая инициатива».

Описание собственных методических наработок. « Лист успеха».

Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для каждого учителя в частности. И поэтому особое значение приобретает совершенствование процедур оценки знания обучающихся.

Новые формы оценивания позволяют как учителям, так и детям получать более развернутую и содержательную обратную связь и на ее основе вносить необходимые поправки в учебный процесс.

Ориентация образования на формирование ключевых компетентностей способна оказать существенное влияние на всю систему оценки и контроля результатов обучения. Новые требования к учителю в условиях перехода к внедрению ФГОС связаны с необходимостью обеспечения вариативности, личностной и практической ориентации образовательного процесса. Совершенно очевидно, что в этом случае возникает необходимость разработки новых видов, форм, методов и средств оценки учащихся в образовательном процессе.

Основные изменения в системе оценивания учеников младших классов связаны:

с индивидуализацией, и в то же время существенным повышением объективности благодаря введению многокритериальности;

с реализацией приоритета самоконтроля, самооценки и взаимоконтроля, взаимооценки учащихся перед оценкой учителя.

Каким образом реализовать эти идеи в своей работе – над этим задумываются многие практикующие учителя. Ведь традиционные отметки пока не отменены и являются основным измерителем учебной деятельности. Я применяю на своих уроках такие формы оценивания как «Лист успеха».

Применяя «Лист успеха», я пытаюсь ввести дифференциацию оценки по видам работ на уроке, создаю предпосылки для выработки у детей критериев оценивания, развиваю навыки самоконтроля и оценивания работы одноклассников. Таким образом идёт проектирование коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий, что является основным концептуальным положением ФГОС и создаёт благоприятные предпосылки для формирования модели выпускника начальной школы как деятельностной, позитивно значимой личности.

Савельева Л.В. МОУ «Колосовская СОШ»

Математика. 3 класс. М., «Просвещение», 2006 г. Авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В.Степанова.

Тема: «Деление с остатком». Урок первый.

Добрый день, ребята! Начнём наш урок с «Лабиринта» - стр.24. Как зайцу добраться до капусты? Запишите свои решения в тетрадь.

Регулятивные действия - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Давайте посмотрим, что у вас получилось (дети зачитывают свои варианты решения) . Проанализируйте свои результаты – занесите данные в «Лист Успеха»- 4 верных равенства – 4 балла, 3 верных равенства – 3 балла и т.д.

Чем ещё можно угостить зайца? Конечно же, морковкой. Для того, чтобы лучше понять новый материал сегодняшнего урока, возьмём число морковок из лабиринта – это число состоит из круглых десятков. Какое же? – 20 (фигуры прикреплены на доске)

Эти 20 морковок раздадим зайцам поровну – количество зайцев соответствует наименьшему числу в лабиринте – 6

Как на доске показать, что мы делим 20 морковок поровну между 6-ю зайцами? Будем проводить линию после каждых 6-и морковок.

Что же у нас получается? По 6 морковок получилось 3 раза, но остались ещё 2 морковки. Значит, каждый из 6-и зайцев получит по 3 морковки и ещё остаётся 2 морковки. Как нам оформить это решение в записи?

Регулятивные действия - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

(После обсуждения предлагается запись) – 20 : 3 = 6 (ост.2)

Что нового появилось в записи действия деления? (остаток) Как можно назвать такой вид деления и тему сегодняшнего урока? Деление с остатком

Давайте рассмотрим случаи деления с остатком, предложенные в учебнике – стр.24, №1.

Скажите, ребята, в каких зимних забавах нужна морковка? Конечно, для носа снеговику! Рассмотрите снеговика на доске (приложение 1).Какие геометрические фигуры видите? Запишите, сколько использовано окружностей, треугольников, четырёхугольников, многоугольников. Правильные ответы – 10, 2, 1, 3. (Обсуждение версий - Коммуникативные действия - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и

Савельева Л.В. МОУ «Колосовская СОШ»

условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)

Проанализируйте свои результаты – занесите данные в «Лист Успеха»- 4 верных ответа – 4 балла, 3 верных ответа – 3 балла и т.д.

Задача - Чтобы построить снеговика, нужны 3 снежных кома. Сколько снеговиков получится из 10-и снежных комов? Сколько комов останется? Сколько комов нужно добавить, чтобы получить ещё одного снеговика? Работайте в парах.

Коммуникативные действия - планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Проверка – правильное решение : 3,1,2.

Заполните соответствующую строку в «Листе Успеха», обозначив баллами число правильных решений.

Логическая задача - После того, как дети вылепили снеговика и вернулись домой, на батарее оказалось 12 варежек. Сколько детей лепили снеговика?

Правильный ответ – 6. Добавьте 1 балл за правильное решение в «Лист Успеха».

Перед вами – пара белых варежек из бумаги, и работать вам предстоит в паре с соседом. Ваша задача – разукрасить их так, чтобы они стали одинаковыми.

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
 

Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

взаимопомощь по ходу рисования,

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Урок заканчивается. В «Листе успеха» осталась незаполненной строка – бонус. Подумайте, кому вы сегодня его отдаёте – кто, на ваш взгляд, работал наиболее успешно.

Личностные универсальные учебные действия - внутренняя позиция школьника. Регулятивные действия - волевая саморегуляция как способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Посчитайте свои заработанные баллы и выставите отметку.

Чем вам запомнится урок, что было наиболее интересным? Где возникали трудности? Назовите тему урока. Дома поупражняетесь по этой теме – стр.24, №2.



«Лист Успеха»

Ф.И. ученика

Задание

Содержание, ответы

Баллы

Лабиринт

 

 

Снеговик

(количество

фигур)

Окружности –

Треугольники –

Четырёхугольники –

Многоугольники -

 

Задача про снеговиков

Сколько получится снеговиков –

Сколько комов останется –

Сколько комов нужно добавить -

 

Задача про

варежки

   

Бонус

   

Отметка : Всего :

 
«Ключ» к «Листу Успеха»:

12 – 13 баллов – «5»

9 – 11 баллов – «4»

6 – 8 баллов – « 3»

Менее 6-и баллов – «2»

Тема: «Деление с остатком». Урок второй. Сравнивание делителя и остатка.

Продолжаем знакомиться с новым видом деления. Заполнив эти таблицы при помощи алфавита вы узнаете, какие два понятия сегодня на уроке мы будем сравнивать.

Общеучебные универсальные действия: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Работаем по вариантам :

1 вариант -

30 : 6

42 : 7

26 : 2

30 : 3

80 : 4

90 : 15

39 : 3

58 : 2

               
               


 

2 вариант –

32 : 2

57 : 3

40 : 2

17 : 17

20 : 1

64 : 4

60 : 5

             
             


 

Проверяем. Прочтите полученные числа; у кого всё правильно - 5 баллов, 1-2 ошибки – 4 балла, 3- 4 ошибки – 3 балла, более 4-х ошибок – 2 балла.

Какие слова получились? ДЕЛЕНИЕ и ОСТАТОК. Сегодня нам предстоит их сравнить и сделать соответствующие выводы.

Дома вы упражнялись в выполнение деления с остатком. Что же у вас получилось? Проверка и фиксация результатов: 5 верных равенства – 5 баллов, 4 верных равенства – 4 балла и т.д.

Регулятивные действия

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Помните, на вчерашнем уроке нужно было узнать , сколько снеговиков получится из 10-и снежных комов? У меня вот что получилось – 10 : 3 = 2 ( ост. 4) . Могут ли остаться 4 кома? ( Проблемная ситуация, обсуждение)

Коммуникативные действия - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)

Давайте сравним свои выводы с правилом из учебника – стр. 25.

Так какие остатки могут быть при деление на 3?

А ещё на вчерашнем уроке мы разговаривали о том, какие овощи предпочитает заяц. Для людей овощи тоже приносят большую пользу. Какую? Можно ли выращивать овощи зимой? Каким образом? Об этом говорится в задаче, которую нам сейчас предстоит решить.- стр. 25 № 2. Здесь 2 задачи; определите, к какому виду задач относится первая, свой ответ занесите в «Лист успеха» :

а)- нахождение доли числа

б)- нахождение числа по его доли

Докажите правильность своего выбора. Фиксируйте результат в «Листе успеха»-

а – 0 баллов, б – 1 балл.

Самостоятельная работа – решение задач с последующей проверкой.

В «Лист успеха» :

Обе задачи решены верно – 4 балла, 1 задача – 2 балла, за ошибку в вычислениях –минус 1 балл ( за каждую ошибку).

Какой вид умножения вы использовали при решение задач? (внетабличные случаи умножения).

Сейчас из предложенных в № 4 выражений выберите те, которые соответствуют условиям:

- нужно выполнить 2 действия

- нужно выполнить внетабличное деление

Найдите значение этих выражений.

Д

При деление остаток всегда должен быть больше делителя. При деление на 6 в остатке может быть 5, 4, 1, 8, 3, 6.

Давайте подведём итоги нашего урока. Посмотрите на запись (на доске и в «Листе успеха» у каждого).

Вы согласны? Исправьте ошибки. Проверяем и фиксируем результат – исправлены 3 ошибки (больше,8,6) – 3 балла, исправлены 2 ошибки -2 балла, исправлена 1 ошибка – 1 балл. За добавленное число 2 плюсуется 1 балл.

Дома вам предстоит внимательно просмотреть равенства и если обнаружите ошибки - исправить их. (приложение 1) Урок окончен!

 

Приложение 1

 

Просмотри равенства. Если обнаружишь ошибки – исправь их . Запиши верные равенства. Будь внимательнее!

12:5=2(ост.2)

13:4 =2(ост.5)

16: 5 = 3(ост.2)

10 : 3 = 4(ост.1)

32 :5 =6(ост.2)

 

«Лист Успеха»

Ф.И. ученика

Задание

Содержание, ответы

Баллы

Шифровка

   

Домашнее

задание

   

Вид задачи

   

Решение задач

   

Итог урока

При деление остаток всегда должен быть больше делителя. При деление на 6 в остатке может быть 5, 4, 1, 8, 3, 6.

 

Бонус

   

Отметка : Всего :

 


«Ключ» к «Листу Успеха»:

18 – 20 баллов - «5»

14 – 17 баллов - «4»

9 – 13 баллов – «3»

Менее 9 баллов – «2»


 

Тема: «Деление с остатком». Урок третий. Алгоритм нахождения частного и остатка.

Сегодня мы продолжаем рассматривать случаи деления с остатком. Какие знания по этой теме у вас есть? ( Это внетабличные случаи деления; остаток должен быть меньше делителя).

РАЗМИНКА : Какое самое большое число до 32 делится на 10? 9? 7? 6? 5?

Давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием.

( Анализирование обнаруженных ошибок)

Ребята, вы действительно были внимательны и достойно справились с домашним заданием. Молодцы!

А какое равенство при проверке вызвало у вас наибольшее затруднение?

( Как правило, большинство детей называют последнее - 32 : 5 =6(ост.2)

Какие возникли затруднения?

Универсальные логические действия: - формулирование проблемы;

(Очень долго пришлось выполнять – потребовалось начертить 32 палочки).

А ведь нам придётся делить и трёх- четырёхзначные числа. КАК ЖЕ БЫТЬ?

Регулятивные действия - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

( Если дети не смогут самостоятельно предложить решение – вначале нужно напомнить, что сегодня на уроке была подсказка ! если затруднения останутся – предложить обратиться к учебнику – стр.26).

Давайте поупражняемся - №1, стр.26.

Ребята, я считаю, что сейчас мы выполнили очень большую работу, отрабатывая алгоритм деления с остатком. И поэтому в оставшееся время хочу предложить вам поработать самостоятельно, выбрав для себя одно из предложенных заданий-стр.26, № 2 -4.Постарайтесь выбрать посильное для вас, чтобы получить только «5» !

Регулятивные действия - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Дома составьте 5 выражений на деление с остатком и найдите их значение по отработанному на уроке алгоритму.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.