Урок на тему «Имена собственные, правописание собственных имён» (Русский язык, 1 класс)
Учебно-методический комплект – «Начальная школа XXI века»
Предмет – русский язык
Тема: Имена собственные, правописание собственных имен ( 1 класс)
Цель урока: создать условия для формирования системы знаний о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Предметные результаты:
Научатся решать учебные и практические задачи – писать прописную букву в именах собственных, безошибочно списывать текст получат возможность научиться выбирать языковые средства с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке, расширение кругозора.
Регулятивные УУД: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.
Познавательные УУД: общеучебные - усвоение знаний о собственных именах существительных и их правописании; логические – проведение речевых ситуаций, в которых необходимо называть имя и фамилию.
Коммуникативные УУД: строит речевые высказывания в устной форме, формулирует собственное мнение, умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, группе).
Средства обучения: учебник , рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование, презентация по теме урока.
Тип урока: открытие новых знаний с применением технологии проблемного обучения.
Этап урока |
Содержание |
Деятельность обучающихся |
I.Cамоопределение к деятельности (оргмомент) 1 мин.
II.Актуализация знаний 1 мин.
III.Постановка проблемы. Сообщение цели и темы урока. 3мин.
IV.Каллиграфическая минутка.5мин.
V.Разрешение проблемы. Открытие новых знаний. 15мин.
VI.Самостоятельная работа. Первичное закрепление 15мин.
VIII.Итог урока. Рефлексия |
- Ребята, начинаем урок. Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? -Будете старательными, активными, внимательными и у вас все получится.
-Ребята, предлагаю наш урок начать с высказывания: «Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься». -Как вы понимаете эти слова? -Мы сегодня вновь пойдем к новым знаниям!
Внимательно посмотрите на буквы, найдите среди них лишнюю (м, з, п, У, н. ф) объясните свой выбор. - Сегодня мы откроем ещё один секрет слов-названий, которые отвечают на вопрос кто? Для чего нам нужны большие буквы? Отправляемся в путешествие по стране больших букв. А пока мы едем, Даша начнет читать стихотворение, послушайте и попробуйте сформулировать тему и цель урока.
Буква обычная Выросла вдруг, Выросла выше Всех букв-подруг… Буква расти, не сама захотела, Букве поручено важное дело.
На какой вопрос мы должны ответить?
Но вначале подготовим руку к письму, чтобы повторить написание заглавной буквы У. Палец толстый и большой В сад за сливами пошел, Указательный, с порога, Указал ему дорогу. Средний палец – очень меткий Он срывает сливы с ветки. Безымянный - поедает, А мизинчик – господинчик В землю косточки кидает.
Запишите предложение под диктовку У крыльца лежал шарик. Сравните свою запись с доской. У кого по-другому записано? Почему? Кто прав из ребят? Какая проблема у нас возникла?
Рубрика «Обрати внимание» - Прочитайте сочетание слов на с.24 - Одни названия написаны с маленькой буквы, а другие – с большой. Откройте секрет нашего языка: скажите, какие слова, называющие людей и животных, пишутся с большой буквы?
Вывод: имена людей и клички животных, названия городов и рек пишутся с большой буквы.
- Прочитайте в упр.2 на стр. 25 предложения парами. - Чем отличаются предложения в каждой паре? В каких предложениях информация более точная? Приведите свои примеры таких предложений.
Работа в парах. - Повторим правила парной работы. Упр.3 - Найти и записать имена собственные. Проверка по слайду.
Занимательная минутка. - Назовите имена, которые могут принадлежать и мальчикам, и девочкам? Как их надо писать? Почему?
Работа в группах. Задание для каждой группы. 1гр. Выбери из скобок нужное слово: Под нашим окном расцвела___________(Роза, роза). Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся в первом классе. 2гр. Выбери из скобок нужное слово: Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия). В пруду растёт____________(Лилия, лилия). 3 гр. Выбери из скобок нужное слово: В высоте парил__________(Орёл, орёл). Город - ________(Орёл, орёл) очень красив. 4гр Выбери из скобок нужное слово: В огороде росла зеленая ____________________ (Петрушка, петрушка) В клетке сидел попугай ________________________ (Петрушка, петрушка) 5гр. Придумайте 2 предложения со словами: 1) серёжка 2) Серёжка
6 гр. Выбери из скобок нужное слово:
Вот такое чудо- _____________(Рыбина, рыбина)! Рисовала Люда _____________(Рыбина, рыбина)
Проверка со слайда. - Что помогло вам выполнить такую сложную работу? А сейчас вы испытаете себя и поработаете самостоятельно.
Самостоятельная работа (распечатать на листочках) Соедините линиями соответствующие географические назания. государство Иркутск город Ангара гора Россия озеро Кипр река Байкальская улица Байкал остров Казбек - У кого возникли трудности? Где? - Молодцы. Очень хорошо постарались.
Записать предложение, вспомнив тему нашего урока и правило оформления предложения.
наша поля вернулась с поля. - Какие правила применяли при записи предложения? - Произнесите свои предложения с вопросительной, восклицательной интонацией.
- Какой секрет письменной речи вы раскрыли сегодня на уроке? Повторим еще раз правило написания заглавной буквы в словах.
Даша дочитывает стихотворение:
Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее. Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк! В букве большой уважения знак!
-Ответили мы на вопрос? Продолжите: Я понял … Я научился .. Я узнал .. Я испытал трудность .. Вы хорошо потрудились. Молодцы!
|
Интересным, не скучным, узнали что-то новое.
Если стоять на месте, то никуда не дойдешь, а если не учиться, то ничего не узнаешь.
Лишняя буква «У», все строчные, а она заглавная.
Дети отвечают на вопросы.
Какое важное дело поручено заглавной букве. Правописание заглавной буквы в словах.
Работа в печатной тетради стр.20
У доски пишет 1 ученик
Надо или не надо писать заглавную букву в словах.
Наблюдение над употреблением заглавной буквы.
Делают вывод, что имена, фамилии, клички, названия городов, рек пишутся с большой буквы.
Дети наблюдают над предложениями, делают вывод.
Дети в парах выписывают имена собственные.
Отвечают устно.
Работают в тетради.
Работают в тетрадях в группах.
Дети отвечают правило.
Работают сам-но.
Взаимопроверка по доске.
Дети отвечают, проговаривают правило.
Анализируют свою деятельность и отмечают |