Занятие на тему «Составление рассказа-описания "Лиса!"»
Тема: "Составление рассказа-описания. Лиса"
Цель: формировать умение составлять рассказ-описание по плану».
Задачи:
Обучающая: научить устанавливать смысловые связи между предложениями; обучение связному рассказу;
Развивающая: развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, определения части речи - имени прилагательного (слова - признаки);
Коррекционная: формировать умение устанавливать грамматические связи, активизация словаря;
Воспитывающая: самооценку, усидчивость.
Оборудование: картинка с изображением лисы., карточки с мини темами.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Здравствуйте ребята! Меня зовут Т.В..
Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ, не просто рассказ, а рассказ-описание. Но, для начала, вы откроете свои тетради и запишите число (22 апреля).
Отложите ручки в стороны и внимательно послушайте меня.
2. Отгадайте: о каком животном мы будем говорить на занятии?
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её – …( лиса).
Показ картинки «Лиса» на доске.
Правильно. И сегодня мы с вами будем говорить о Лисе.
Какие вы помните русские народные сказки, где лиса – действующий персонаж? Как называют лису? Если дети затрудняются, логопед зачитывает загадки: (см. пункт 2 и 3)
3. Выделение слов–признаков.
Послушайте загадки и назовите, какой признак или признаки названы в загадке. (+ загадка с орг. момента)
Рыжая хозяюшка Из лесу пришла, Всех кур пересчитала И с собой унесла. |
Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живёт, В деревне кур крадёт. |
Давайте запишем их в тетрадь. А какие вы еще можете назвать слова признаки относительно к лисе? А на какой вопрос отвечают наши слова-признаки?
Физ.минутка
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок,
(сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца)
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
(Вращают большим пальцем)
4. Признаки текста–описания.
Какой тип текста (рассказ) можем составить с помощью слов, обозначающих признаки предмета? (Рассказ–описание). Какой рассказ мы назовём рассказом–описанием? (Рассказ, в котором названы все признаки предмета). Сегодня на занятии мы будем составлять рассказ – описание лисы. В этом нам поможет план, который мы сейчас с вами составим.
Далее – работа над составлением плана: дети отвечают на вопросы логопеда, а логопед вешает карточки с планом.
Вопросы логопеда:
1. Какой величины лиса?
2. Какой шерстью покрыто тело лисы?
а) на ощупь (качество) б) цвет.
3. Какой у лисы хвост?
а) размер; б) качество.
4. Какие у лисы лапы?
а) размер; б) цвет.
5. Какая мордочка?
6. Какие ушки?
7. Какие глазки?
8. Какой вывод сделаем: какое животное лиса?
Лиса – небольшой зверь. Тело лисы покрыто густой мягкой шерстью. У лисы большой пушистый хвост. Лапы у лисы короткие, тёмно-серого цвета. Мордочка вытянутая, заострённая с длинными чёрными ушками, хитрыми глазками. Лиса – красивое животное.
Молодцы! Запишите по 2 предложения в тетрадь на заданную тему. Логопед раздает мини темы детям.
5. Прочтение получившегося рассказа-описание.
А теперь давайте прочитаем наш рассказ-описание. По порядку, начиная с величины. Какие предложения вы бы хотели добавить?
Итог занятия:
Ещё раз повторим, какой рассказ назовём описанием? (Рассказ, в котором названы все признаки предмета). А на какой вопрос отвечают наши слова-признаки? Как вы думаете, у нас получился хороший рассказ? Лиса осталась довольна?
Величина |
Шерсть: на ощупь (качество); цвет |
Хвост: размер; качество |
Лапы: размер; цвет |
Мордочка |
Ушки |
Глазки |
Дом |
Вывод |