Доклад «Негативные явления в работе молодого учителя как факторы снижения мотивации»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Благодарю за то, что представили!
Свой доклад хочу начать с притчи:
Три человека ворочали камни. Одного из них спросили:- Что ты делаешь?
Он вытер пот со лба и ответил: - Горбачусь.
Подошли ко второму спросили: - А ты что делаешь?
Он закатал рукава и деловито сказал: - Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего: - А что делаешь ты?
Он посмотрел вверх и сказал: - Строю Храм.
Конечно, мы понимаем, что разные люди преследуют разные цели, выбирая свою профессиональную деятельность. Но лично я считаю, что жизнь по-настоящему насыщена, наполнена только у того, кто преследует великую цель.
Выбирая собственное кредо, я руководствовалась такими правилами:
Правило 1
Все человеческое в человеке должно быть воспитанно.
Правило 2
Относись к людям так, как бы хотел, что бы они относились к тебе.
А теперь, попробуйте честно ответить себе на вопрос: Удовлетворены ли вы тем, что выбрали педагогическую стезю?
Группой психологов было проведено исследование, целью которого было определить профессии, представители которых наиболее удовлетворены своим выбором профессиональной деятельности.
Как вы думаете, какие профессии расположились первыми в списке?
В пятёрке лидеров оказались: косметолог, парикмахер, военнослужащий, шеф-повар, розничный торговец. Результаты своей деятельности они видят сразу.
И только на шестом месте в списке находиться профессия учителя!!!
А все это потому, что результат нашей деятельности ориентирован на будущее. В результате возникает конфликт: ученика заставляют учить то, что пригодиться ему в будущем, а не то, что он хочет изучать сейчас.
А молодой педагог – это тот же ученик, учителем для которого является наставник. Именно он своим собственным примером воспитывает в младшем коллеге понимание важности педагогической деятельности.
У каждого опытного педагога в процессе профессиональной деятельности формируется определённый стиль работы: отработанные методические приемы, апробированные технологии и всем этим «сокровищем» наставник может мотивировать молодого учителя к саморазвитию, творчеству. Молодой специалист может воспользоваться предложенным опытом, а может и синтезировать свой стиль. В этот момент очень важна направляющая, поддерживающая, но не подавляющая, роль наставника.
Отрицательным фактором для молодого педагога может стать отсутствие помощи со стороны администрации и опытных учителей, низкое материальное стимулирование работы, и намеренное игнорирование первых, возможно незначительных, но личностных и профессиональных успехов учителя.
Не понятным, а значит и негативным фактором, является наличие большого объема «бумажных» работ, а с учетом сегодняшних требований, он становится еще более пугающим.
Научить молодого педагога работать в системе с документами должен курирующий администратор, но чаще всего он делегирует свои обязанности наставнику, который зачастую сам не всегда владеет информацией в полном объеме. Это может привести к конфликту межличностному и внуриличностному.
Еще одним, на мой взгляд, негативным фактором для молодого педагога является недоверие родителей обучающихся, сомнения в профессионализме и личностных качествах молодого учителя.
Хочу привести, наверное, известную вам притчу:
Мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом остальным животным. Но все они отвечали: «Мышеловка – это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!»
Чуть позже в мышеловку попалась змея – и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову, что бы достойно накормить гостей на похоронах.
И все это время, мышь наблюдала за происходящим из норки и думала о вещах, которые ни к кому никакого отношения не имеют!
Избегайте иллюзии о том, что вас это не касается напрямую.
Я бы предложила следующие пути решения проблемы снижения мотивации в работе молодых педагогов:
· Создание многоуровневой системы работы с молодыми учителями в Республике, в городе, в отдельно взятом учебном заведении;
· Введение системы наставничества, не только внутрипредметного, но и надпредметного;
· Совершенствование надпредметной муниципальной школы молодого учителя (проведение мастер-классов среди молодых учителей, профессиональных конкурсов для молодых учителей)
· Совершенствование материального стимулирования и повышение престижа труда учителя;
· Создание ассоциации молодых учителей города Симферополя, участие молодых педагогов в работе общественных организаций, в том числе «Общероссийском народном фронте».
Благодарю за внимание!