12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Романова Людмила Владимировна3561
Работаю учителем обслуживающего труда и технологии 23 года в г.Донецке (Донецкая Народная Республика). Квалиф.категория "Высшая", звание "Старший учитель". Проблема над которой работаю:"Развитие творческих способностей учащихся на уроках труда."
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону
5

Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки

7 класс.

Тема урока: «Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки». 

Работа на уроке проходит в виде соревнования по бригадам (количество бригад определяется по количеству рядов в кабинете). Учитель подводит итог в конце урока и по результатам работы бригад на уроке выставляет оценки за урок.

Цели урока:

Образовательная:

  • ознакомить учащихся с различными способами расположения деталей бумажной выкройки на ткани;
  • научить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей; совершенствовать умения раскроя симметричных де талей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;
  • способствовать формированию у уч-ся представления о последовательности изготовления одежды от эскиза до готового изделия; 
  • закрепить умения в подготовке ткани к раскрою; 
  • закрепить умения экономной раскладки лекал на ткани, выбора величина припуска на швы;

Развивающая:

  • развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские и исполнительские умения;
  • способствовать развитию пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса; способствовать развитию познавательного интереса к предмету. 

Воспитательная:

  • воспитывать эстетический вкус, внимательность;
  • прививать навыки культуры труда и аккуратности;
  • способствовать воспитанию правильного отношения в коллективе. 

Профориентационная:

  • обобщитьзнания о сфере трудовой деятельности, профессиях, карьере.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

кабинет технологии;

утюг, гладильная доска;

сантиметровая лента, ножницы для ткани, булавки, иглы, угольник, линейки, мелок или мыло;

ткань для раскроя изделия.

видеофильм ''Раскрой ночной сорочки''.

Дидактическое обеспечение:

учебники: ''Технология –7 кл.'' В.Д. Симоненко; ''Технология обработки ткани 7-9 кл.'' В.Н.Чернякова.

рабочая тетрадь;

альбом;

плакат ''Раскладка деталей выкройки на ткань'';

учебно-техническая документация:

технологические карты;

инструкционные карты;

объект труда: ночная сорочка, сарафан, халат;

образцы поузловой обработки: обработка горловины, обработка нижнего среза рукава, обработка швов вразутюжку и взаутюжку;

материалы для контроля знаний учащихся:

карточки-задания;

тесты;

Методы обучения: объяснительно-наглядный, частично-поисковый: объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная;

индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: ботаника – значение растений и хвойных деревьев в жизни человека; технология 5 кл. - виды волокон, строение ткани.

На классной доске: подкройной и цельнокроеный подборт, застежка, петля, дублирование деталей, клеевая прокладка.

Словарь моды: подборт - деталь изделия, предназначенная для обработки борта, выкроенная по его форме; оборки – различной длины и ширины полоски материи, выкроенные по прямой, присборенные с одной стороны.

Литература для учителя.

Примерные программы по образовательной области ''Технология'' В.Д.Симоненко- 2000 г.

Технология – 7 кл.- В.Д. Симоненко – 2000 г.

Технология обработки ткани –7 –9 кл. В.Н. Чернякова –1999 г.

Ход урока

I. Организационный момент:

приветствие;

проверка явки учащихся;

заполнение учителем классного журнала;

проверка рабочей одежды и готовности учащихся к уроку;

настрой учащихся на работу;

доведение до учащихся плана урока.

 

II. Актуализация знаний учащихся.

Тесты на проверку знаний. За правильный ответ бригада получает бонус.

1. Стрелка на листе выкроек означает:

а) направление долевой нити;

б) направление поперечной нити.

2.Укажите правильную последовательность технологических операций при раскрое изделия:

а) сколоть ткань булавками;

б) разметить припуски на обработку;

в) определить лицевую сторону ткани;

г) нанести контрольные линии и точки;

д) обвести детали по контуру;

е) вырезать детали изделия из ткани;

ж) определить долевую нить;

з) приколоть мелкие и крупные детали;

и) разложить крупные и мелкие детали.

(ж, в, а, и, з, д, б, г, е).

3.Раскрой – это :

а) вырезание бумажных деталей швейного изделия;

б) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путём их вырезания из куска ткани;

в) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путём их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учётом припусков на швы

4.Назовите стороны ткани:

а). лицевая;

б).изнаночная;

в).правая;

г).левая.

5.При раскрое ткани используются ножницы:

а) маникюрными;

б) садовыми;

в) канцелярскими;

г) портновскими.

6.Укажите правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткань:

а) разложить мелкие детали;

б) разложить крупные детали;

в) сколоть ткань булавками;

г) приколоть мелкие детали;

д) приколоть крупные детали;

е) определить лицевую сторону ткани;

ж) нанести контрольные линии и точки;

з) разметить припуски на обработку;

и) обвести детали по контуру;

к) определить долевую нить.

( к, е, в, б, а, д, г, и, з, ж)

7.Перевод выкройки на ткань осуществляют при помощи:

а) резца;

б) косых стежков;

в) копировальных стежков;

г) украшающих стежков.

8. При раскрое ткани пользуются ножницами:

а). маникюрными;

б) садовыми;

в) канцелярскими;

д) портновскими;

е) кухонными.

9.При раскрое изделия необходимо учитывать:

а) расположение рисунка на ткани;

б) направление нитей основы;

в) ширину ткани;

г) величину припусков на швы;

д) направление ворса.

 

III. Изложение нового материала с показом презентации.

Перед раскроем изделия надо подготовить ткань к раскрою.

Многие ткани обладают свойством усадки. Чтобы изделие в процессе носки не потеряло своей первоначальной формы и размера, ткань следует продекатировать.

Шерстяные ткани (плательные) обычно декатируют через влажный проутюжильник (кусок плотной ткани, желательно льняной) в долевом направлении. При этом не следует долго водить утюгом , так как ткань может стать наиболее жесткой. Затем дают ткани остыть и просохнуть.

Односторонние шерстяные и креповые ткани увлажняют обычным сбрызгиванием или через распылитель. Завертывают в простынь и оставляют на несколько часов, после чего ткань проутюживают не очень горячим утюгом с изнанки по долевой нити.

Штапельные ткани и искусственные шелка лучше всего опустить на 15 минут в слегка теплую подсоленную воду, подкрахмалить, осторожно отжать, не выкручивая, затем завернуть в простыню на 2-3 часа. Утюжат ткань с изнаночной стороны, не очень горячим утюгом.

Хлопчатобумажную ткань смачивают в теплой воде, отжимают, просушивают и отутюживают.

Следует помнить, что некоторые ткани (шерсть, бархат, синтетические) увлажнять нельзя, так как на них остаются пятна или морщины, которые не исчезают и после утюжки. Поэтому прежде чем декатировать ткань, надо проверить на кусочке, как она реагирует на увлажнение.

Подготовка ткани к раскрою.

Определить ткань по волокнистому составу.

Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки.

Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка ткани и его характер, для того чтобы все это учесть при раскладке выкроек. Проверить дефекты.

Проутюжить ткань.

Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть.

Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.

Раскладка деталей выкройки на ткани.

При раскладке выкроек надо учитывать некоторые свойства ткани. Из жестких, упругих тканей выкраивать проще, чем из легких, сыпучих и скользящих. Особое внимание при раскладке обратите на ткани с односторонним направлением рисунка. Здесь надо следить, чтобы на всех деталях изделия рисунок был направлен в одну сторону. В ворсовых тканях проверяют направление ворса и оттенка. При раскрое из вельвета и бархата детали выкроек раскладывают последовательно в направлении ворса снизу вверх.

При раскрое изделий из фланели или байки детали выкроек расположите в направлении ворса сверху вниз, тогда во время носки ворс не будет подниматься. На тканях в полоску и клетку детали выкроек расположите так, чтобы в местах соединения деталей (на швах) полоска или клетка совпадали по цвету, ширине и проходили точно по середине полочки и спинки.

По своему размеру клетки в тканях могут быть мелкими, средними и крупными. Кроме размера, они отличаются цветом, величиной квадратов, шириной и порядком чередования полос. Если в рисунке клетки ткани можно найти среднюю линию, которая делит клетку на две равные части во всех направлениях, такая клетчатая ткань называется симметричной.

При раскрое линию симметрии надо совместить со средней линией выкройки.

Раскладку выкроек на ткани проводят двумя способами: 
в сгиб – ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь; 
в разворот- ткань развернута в ширину.

Разложить на ткани большие детали, начиная с полочки, отступив от среза на величину припуска на швы.

Выкройки на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении. Если ткань с крупным рисунком, необходимо , чтобы правая и левая стороны были симметричны по рисунку(см. рис.50, стр.127).

Направление нитей основы на выкройке должны совпадать с направлением на ткани.

Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной.

Линии, по которым будет производиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мылом.

Раскрой.

Раскроить детали изделия по линиям припусков на швы.

К первой примерке вырезать только крупные основные детали.

Мелкие детали рекомендуется вырезать после внесенных уточнений.

Закрепление знаний учащихся.

Сделать раскладку на миллиметровой бумаге в м 1:4. Взаимоконтроль.

Выбрав рациональную раскладку выкроек, учащиеся приступают к практической работе.

 

Физкультминутка.

Практическая работа ''Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой''.

Вводный инструктаж:

Задание 1.

Изучить технологию подготовки ткани к раскрою.

Задание 2.

Подготовить ткань к раскрою.

Задание 3.

Разложить детали выкройки на ткани.

Задание 4.

Вырезать детали кроя.

 

V. Закрепление изученного материала. (Устный или письменный, по карточкам)

Вопросы:

1. Какие операции входят в подготовку ткани к раскрою?

2. Как учитываются дефекты ткани при раскрое?

3.  Почему при раскладке выкройки на ткани деталь обводится два раза?

4. Что такое декатирование?

5. Какие правила ТБ следует соблюдать при работе с ножницами, булавками и иглами?

6. Какими свойствами обладают нити основы и утка?

7. Сколько ткани требуется для изготовления ночной сорочки?

8. Перечислите детали кроя вашей модели.

9. Какие линии на крое необходимо перенести на симметричную сторону?

10. Какими способами переносят линии на симметричную сторону?

11. Для чего наносят линии середины на детали кроя?

12. Для чего скалывают крой булавками?

 

VII. Анализ урока.

Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания. Оценивает работу бригад, объявляет оценки.

Домашнее задание: выучить правила подготовки ткани и деталей кроя к раскрою, принести ткань, детали кроя, рабочую коробку, зарисовать раскладку деталей кроя в тетради.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.