Урок на тему «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Производство ткани. Отделка ткани»
Карта урока «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Производство ткани. Отделка ткани»
Цель: научить определять х/б и льняные ткани по внешним признакам, ознакомить с процессом изготовления тканей, ознакомить с устройством ткацкого станка, научить определять направление нитей основы и утка́, ознакомить с видами отделки ткани и способами определения лицевой и изнаночной стороны.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер (Презентация «Тема 2. «Производство ткани»), детский ткацкий станок
Раздаточный материал: карточки – задания, образы хлопчатобумажных и льняных тканей, образцы тканей с кромкой и без кромки, образцы тканей с разными видами отделки, карточки к практическим работам, технологические карты.
Межпредметные связи: ткацкое производство
Тип урока: комбинированный
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||
Урок 1 Производство ткани. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Организационный момент: - приветствие; - проверка явки учащихся; - проверка готовности учащихся к уроку
|
- отмечает отсутствующих в классном журнале - проверка явки учащихся; - проверка готовности учащихся к уроку |
- дежурные называют отсутствующих
|
|||||||||||||||||||||||||||
Активизация мыслительной деятельности учащихся: -Что изучает швейное материаловедение? -Что такое волокно? -На какие группы можно разделить все текстильные волокна? -Как классифицируются волокна натурального происхождения? -Как по внешним признакам определить хлопчатобумажные и льняные ткани?
|
Раздает карточки- задания ученицам Проводит фронтальный опрос с остальными учащимися Проверяет карточки и ставит отметки в журнал и дневники |
5 учениц работают по карточкам и сдают учителю Остальные учащиеся отвечают на вопросы |
|||||||||||||||||||||||||||
Изложение нового материала 1. - сообщение и запись темы урока в тетради 2. - доведение до учащихся цели урока Симоненко В. Д. «Технология 5 кл.» §2 стр. 11-12 3. Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве. Производственные этапы изготовления ткани (Волокно – прядение – ткачество- ткань суровая)
|
Рассказ. Сопровождается презентацией Тема 2. «Производство ткани»
|
Записывают тему урока в тетради
Записывают производственные этапы изготовления ткани Записывают определения (слайд 2)
|
|||||||||||||||||||||||||||
4. Подготовка к практической работе: - Как вы думаете от чего зависят свойства тканей? 5. Практическая работа «Определение х/б и льняных тканей»
|
Задает вопросы и добивается правильных ответов от учеников Раздает таблицы «Признаки определения х/б и льняных тканей» Раздает технологические карты и таблицы к практической работе №2 Раздает каждому ученику коллекцию тканей Проводит вводный и текущий инструктажи по выполнению работы и записи результатов в таблицу. Оценивает результаты работы. |
Делают выводы Вклеивают таблицы в тетрадь Используя технологические карты выполняют практическую работу, записывают результаты в таблицу.
|
|||||||||||||||||||||||||||
6. Устройство и работа ткацкого станка. Нити основы наматывают на навой. От навоя они проходят через глазки ремизок и бердо. Основа постоянно находится в натянутом состоянии. (Поэтому нити основы должны быть прочные сильно скрученные, тонкие ,гладкие.) Ремизки движутся поочередно: одна – вверх, другая – вниз. В результате этого движения нити основы раздвигаются и образуется пространства – зев. В зев проходит челнок с уточной нитью. (Нити утка должны огибать нити основы и заполнять пространство, нити утка толстые, пушистые,слабо скрученные). Ремизки меняют свое положение. Бердо уплотняет уточные нити. Готовую ткань наматывают на товарный валик.
|
Объясняет работу ткацкого станка. Делает акцент на свойства нитей основы и утка; что такое кромка, как она расположена в ткани Демонстрирует работу детского ткацкого станка.
|
Слушают объяснение. Выполняют упражнения на детском ткацком станке
|
|||||||||||||||||||||||||||
7. Практическая работа «Определение образцов ткани с кромкой и без кромки» |
Раздает по три образца ткани с кромкой и без кромки, проводит фронтальный опрос. |
Поднимают нужные образцы и комментируют свой вариант ответа.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Урок 2 8. Практическая работа «Определение в ткани нитей основы и утка»
|
Раздает технологические карты к практической работе № 3, лоскуты ткани Раздает таблицы к практической работе № 3 (слайд №5) Проводит вводный и текущий инструктажи по выполнению работы и записи результатов в таблицу. Проверяет и озвучивает правильные результаты. |
Вклеивают таблицы в тетрадь Используя технологические карты выполняют практическую работу, записывают результаты в таблицу.
Делают исправления в таблице, если необходимо |
|||||||||||||||||||||||||||
9. Отделка ткани Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшение её качества. Суровую ткань опаливают, отбеливают, обрабатывают специальными растворами для продления срока службы и др. и красят. По виду отделки ткани бывают: набивные, пестротканые и гладкокрашеные
«Определение в ткани лицевой и изнаночной стороны»
|
Объяснение Раздает коллекцию тканей с разными видами отделки. Задает вопросы
Раздает таблицы. Беседа |
Рассматривают образцы
Отвечают на вопросы. Делают выводы Вместе с учителем заполняют таблицу и вклеивают в тетрадь |
|||||||||||||||||||||||||||
Закрепление нового материала Как называется процесс получения пряжи, ткани? Что называют ТКАНЬЮ? Что такое КРОМКА? Какие способы определения нитей ОСНОВЫ и УТКА вы знаете? Какую нить называют УТОЧНОЙ? 6. Что такое ткацкое переплетение? 7. Что такое отделка ткани? Виды отделки. 8. По каким признакам определить лицевую и изнаночную стороны ткани? |
Задает вопросы, оценивает ответы, выставляет оценки за ответы и практическую работу в журнал и дневники |
Отвечают на вопросы. |
|||||||||||||||||||||||||||
Запись и пояснение по выполнению домашнего задания: Симоненко В. Д. «Технология 5 кл.» §2 стр. 11-12 Вклеить в тетрадь образы ткани по виду отделки. Принести цветную бумагу, ножницы, клей. |
Записывает домашнее задание на доске |
Записывают домашнее задание в дневники |
|||||||||||||||||||||||||||
Уборка рабочих мест |
Следит за уборкой рабочих мест |
Убирают свои рабочие места Дежурные ученики поверяют порядок в кабинете |
Список использованной литературы
Технология. Программа 5-8 класс / Тищенко А.Т., Синица Н.В. – М: Вентана – Граф, 2015
Учебник «Технология. Технологии ведения дома» для 5-го класса, Синица Н.В, Симоненко В.Д., изд-во «Вентана - Граф», 2013
Сборник проектов по курсу «Технология-5»: Пособие для учителя /М.И. Гуревич, М. Б. Павлова, И, Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под редакцией И. А. Сасовой, - М, Вентана-Граф, 2003 - 114с.