12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шустрова Ирина Юрьевна48
1

Урок на тему «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Производство ткани. Отделка ткани»

 

Карта урока «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Производство ткани. Отделка ткани»

Цель: научить определять х/б и льняные ткани по внешним признакам, ознакомить с процессом изготовления тканей, ознакомить с устройством ткацкого станка, научить определять направление нитей основы и утка́, ознакомить с видами отделки ткани и способами определения лицевой и изнаночной стороны.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер (Презентация «Тема 2. «Производство ткани»), детский ткацкий станок

Раздаточный материал: карточки – задания, образы хлопчатобумажных и льняных тканей, образцы тканей с кромкой и без кромки, образцы тканей с разными видами отделки, карточки к практическим работам, технологические карты.

Межпредметные связи: ткацкое производство

Тип урока: комбинированный

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Урок 1

Производство ткани. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

Организационный момент:

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку

 

 

 

 

- отмечает отсутствующих в классном журнале

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку

 

 

 

- дежурные называют отсутствующих

 

Активизация мыслительной деятельности учащихся:

-Что изучает швейное материаловедение?

-Что такое волокно?

-На какие группы можно разделить все текстильные волокна?

-Как классифицируются волокна натурального происхождения?

-Как по внешним признакам определить хлопчатобумажные и льняные ткани?

 

 

Раздает карточки- задания ученицам

Проводит фронтальный опрос с остальными учащимися

Проверяет карточки и ставит отметки в журнал и дневники

5 учениц работают по карточкам и сдают учителю

Остальные учащиеся отвечают на вопросы

Изложение нового материала

1. - сообщение и запись темы урока в тетради

2. - доведение до учащихся цели урока

Симоненко В. Д. «Технология 5 кл.» §2 стр. 11-12

3. Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве.

Производственные этапы изготовления ткани

(Волокно – прядение – ткачество- ткань суровая)

 

 

Рассказ.

Сопровождается презентацией Тема 2. «Производство ткани»

 

 

Записывают тему урока в тетради

 

Записывают производственные этапы изготовления ткани

Записывают определения (слайд 2)

 

4. Подготовка к практической работе:

- Как вы думаете от чего зависят свойства тканей?

5. Практическая работа

«Определение х/б и льняных тканей»

 

Признак вида

ткани

Образцы

1

2

3

Блеск

 

 

 

Гладкость поверхности

 

 

 

Мягкость

 

 

 

Толщина нитей

 

 

 

Вид ткани

 

 

 

 

 

Задает вопросы и добивается правильных ответов от учеников

Раздает таблицы «Признаки определения х/б и льняных тканей»

Раздает технологические карты и таблицы к практической работе №2

Раздает каждому ученику коллекцию тканей

Проводит вводный и текущий инструктажи по выполнению работы и записи результатов в таблицу.

Оценивает результаты работы.

Делают выводы

Вклеивают таблицы в тетрадь

Используя технологические карты выполняют практическую работу, записывают результаты в таблицу.

 

t1602787245aa.jpg

6. Устройство и работа ткацкого станка.

Нити основы наматывают на навой. От навоя они проходят через глазки ремизок и бердо. Основа постоянно находится в натянутом состоянии. (Поэтому нити основы должны быть прочные сильно скрученные, тонкие ,гладкие.) Ремизки движутся поочередно: одна – вверх, другая – вниз. В результате этого движения нити основы раздвигаются и образуется пространства – зев. В зев проходит челнок с уточной нитью. (Нити утка должны огибать нити основы и заполнять пространство, нити утка толстые, пушистые,слабо скрученные). Ремизки меняют свое положение. Бердо уплотняет уточные нити. Готовую ткань наматывают на товарный валик.

 

 

Объясняет работу ткацкого станка.

Делает акцент на свойства нитей основы и утка; что такое кромка, как она расположена в ткани

Демонстрирует работу детского ткацкого станка.

 

 

Слушают объяснение.

Выполняют упражнения на детском ткацком станке

 

t1602787245ab.jpg

 

7. Практическая работа

«Определение образцов ткани с кромкой и без кромки»

t1602787245ac.jpg

 

 

Раздает по три образца ткани с кромкой и без кромки, проводит фронтальный опрос.

 

 

Поднимают нужные образцы и комментируют свой вариант ответа.

 

Урок 2

8. Практическая работа

«Определение в ткани нитей основы и утка»

 

Нить

По кромке

По степени растяжения

По звуку

По толщине нити

Основа

 

 

 

 

 

Уток

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздает технологические карты к практической работе № 3, лоскуты ткани

Раздает таблицы к практической работе № 3 (слайд №5)

Проводит вводный и текущий инструктажи по выполнению работы и записи результатов в таблицу.

Проверяет и озвучивает правильные результаты.

 

 

Вклеивают таблицы в тетрадь

Используя технологические карты выполняют практическую работу, записывают результаты в таблицу.

 

 

 

 

 

Делают исправления в таблице, если необходимо

 

9. Отделка ткани

Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшение её качества. Суровую ткань опаливают, отбеливают, обрабатывают специальными растворами для продления срока службы и др. и красят.

По виду отделки ткани бывают: набивные, пестротканые и гладкокрашеные

 

«Определение в ткани лицевой и изнаночной стороны»

Образцы тканей

Признаки лицевой и изнаночной сторон

Лицевая

Изнаночная

С печатным рисунком

 Четкий и яркий рисунок

 Нечеткий и бледный рисунок

Гладкокрашеная

 Гладкая поверхность

 С узелками и ворсинками

Пестротканая

  Четкий и яркий рисунок Гладкая поверхность

 Четкий и яркий рисунок поверхность с узелками и ворсинками

 

 

Объяснение

Раздает коллекцию тканей с разными видами отделки.

Задает вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Раздает таблицы.

Беседа

 

Рассматривают образцы

t1602787245ad.jpg

 

Отвечают на вопросы. Делают выводы

Вместе с учителем заполняют таблицу и вклеивают в тетрадь

Закрепление нового материала

Как называется процесс получения пряжи, ткани?

Что называют ТКАНЬЮ?

Что такое КРОМКА?

Какие способы определения нитей ОСНОВЫ и УТКА вы знаете?

Какую нить называют УТОЧНОЙ?

6. Что такое ткацкое переплетение?

7. Что такое отделка ткани? Виды отделки.

8. По каким признакам определить лицевую и изнаночную стороны ткани?

 

Задает вопросы, оценивает ответы, выставляет оценки за ответы и практическую работу в журнал и дневники

Отвечают на вопросы.

Запись и пояснение по выполнению домашнего задания:

Симоненко В. Д. «Технология 5 кл.» §2 стр. 11-12

Вклеить в тетрадь образы ткани по виду отделки.

Принести цветную бумагу, ножницы, клей.

Записывает домашнее задание на доске

Записывают домашнее задание в дневники

Уборка рабочих мест

Следит за уборкой рабочих мест

Убирают свои рабочие места

Дежурные ученики поверяют порядок в кабинете

 

Список использованной литературы


 

Технология. Программа 5-8 класс / Тищенко А.Т., Синица Н.В. – М: Вентана – Граф, 2015

Учебник «Технология. Технологии ведения дома» для 5-го класса, Синица Н.В, Симоненко В.Д., изд-во «Вентана - Граф», 2013

Сборник проектов по курсу «Технология-5»: Пособие для учителя /М.И. Гуревич, М. Б. Павлова, И, Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под редакцией И. А. Сасовой, - М, Вентана-Граф, 2003 - 114с.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.