Урок русского языка в 7–9 классе-комплекте на тему «Наречие как часть речи»

1
0
Материал опубликован 10 November 2018

Технологическая карта урока русского языка в классе-комплекте 7, 9

п/п

7 класс

9 класс

 

Дидактическая структура урока

Этапы урока

Время

1

Мотивация. Актуализация знаний Орг.момент. Актуализация знаний

10 минут

2

Постановка учебной задачи

Комментированный синтаксический разбор предложения. Повторение теоретических сведений.

5 минут

3

«Открытие» учащимися новых знаний

Самостоятельная работа.

10 минут

4

Усвоение новых знаний и способов действий.

5 минут

5

Физкультминутка

1 минута

6

Закрепление полученного способа действий.

Тест.

7 минут

7

Рефлексия. Домашнее задание. Подведение итогов. Домашнее задание.

2 минуты

7 класс

УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Русский язык. 7 класс: учеб.для общеобразоват.организаций/ – М.: Просвещение, 2016.

Тема урока «Наречие как часть речи»

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цели урока:

Содержательная цель: знакомство с новой частью речи наречие, его морфологическими признаками и синтаксической ролью.

Деятельная цель: формирование у учащихся нового способа деятельности, связанного с поиском и выделением информации.

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для ознакомления обучающихся с новой частью речи – наречием; учить находить наречия в предложении, использовать различные виды поиска информации для систематизации знаний по теме; учить правильно использовать наречия в речи.

Развивающие: формировать умение анализировать прочитанный текст; развивать умение выразить свои мысли; обобщать, делать выводы; способствовать формированию умений работать в группе, развивать устную и письменную речь.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные: на основе имеющихся знаний и полученных новых способствовать формированию знаний по теме " Наречие как часть речи " и применению их при изучении всех разделов русского языка.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать познавательный интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер.

Дидактические материалы:

К этапу 1. Покрашенный, не здороваясь, не нарисован, коснуться, испуганный, серебряный, здесь, косьба, таинственный, росток, наслаждаться.

К этапу 3. Для сильного ученика. А.С. Пушкин назвал наречия словами, живописующими глагол. Почему? Сделай вывод после прочтения текста.

К этапу 4. (на доске написать заранее) Скоро мы нашли в парке уютный уголок. Здесь мы довольно хорошо отдохнули.

Раздаточный материал:

Словосочетание

Вопрос

Части речи в словосочетании

Значение

Х

Очень уютный

Как? В какой мере?

Х

Наречие + …..

Признак признака

Х

Хорошо отдохнули

Как?

Х

Наречие + …..

Признак действия

Х

Скоро нашли

….

Х

Наречие + …..

……

Х

Здесь отдохнули

….

Х

Наречие + …..

……

Х

Довольно хорошо

Как? В какой степени?

Х

Наречие + …..

Признак другого признака

-заполните пропуски в таблице.

-закончите фразу: наречие обозначает____________________________________________________

-закончите фразу: наречие может сочетаться с ___________________________________________________

К этапу 6. Схема коробки.

Ход урока

Этапы урока

Задания базового уровня

Задания повышенного уровня

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Формы оценки и контроля

1.Мотивация.

Актуализация знаний

Словарный диктант

Составить и записать с диктуемыми словами словосочетания. Составление и запись предложения со словосочетанием здесь...

Включение в деловой ритм.

Записывает дату.

Организация и проведение словарного диктанта с творческим заданием (составить и записать с диктуемыми словами словосочетания).

Выполнение дополнительных упражнений к словарному диктанту на активизацию изученного материала:

- нахождение слов в ед ч (косьба)

-охарактеризуйте морфологические признаки причастий (покрашенный, не нарисован, испуганный)

- подбор синонимов (таинственный-загадочный, неразгаданный, непонятный)

-составьте и запишите предложение со словосочетанием здесь…

-подчеркните грамматическую основу в этом предложении

-определите, каким членом предложения является слово здесь?

Готовятся к работе.

Работают в тетрадях и у доски, записывают, объясняют.

Выполняют задания к диктанту

Отвечают

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Подведение под понятие (П)

Контроль (Р)

Выполнение действий по алгоритму (Р)

Классификация (П)

Индивидуальный контроль

2. Постановка учебной задачи

Ответы на проблемный вопрос.

 

Создание проблемной ситуации.

-как вы думаете, какой частью речи является слово здесь?

-по каким признакам вы определили, что это наречие, что вы знаете о наречии?

Отвечают

Смыслообразование (Л)

Подведение под понятие (П)

 

3. «Открытие» учащимися новых знаний

Определение темы урока

Работа с текстом учебника на стр. 91 (Ч1) (чтение, пересказ соседу по парте)

1.Формулирование вопроса по прочитанному тексту всем учащимся класса

2. Дополнит. задание для сильных учеников:

Прочитать текст, объяснить значение фразы Пушкина, исходя из содержания текста.

Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания.

-как вы думаете, какова цель нашего урока? (мы должны узнать, что такое наречие, на какие вопросы отвечает, какую роль играет в предложении, как соседствует с др.частями речи)

Предлагает прочитать текст на стр. 91 (Ч1) (самостоятельное чтение).

Ставит цель пересказать текст напарнику и сформулировать свой вопрос всему классу.

Для сильного ученика (дополнит.задание):

-А.С. Пушкин назвал наречия словами, живописующими глагол. Почему?

-каково значение слова «живописующий»

Работают со статьей учебника.

Делают вывод.

Пересказывают текст напарнику и задают свои вопросы любому ученику класса.

Сильный ученик: работает с Интернет-словарем, объясняет значение фразы Пушкина

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Работа в паре (К)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Взаимопроверка

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Найти наречия на картине, задайте вопросы.

 

Даёт задание для работы.

Наречия по сравнению с другими самостоятельными частями речи употребляются в речи реже. По частотности употребления в речи наречие занимает 6 место.

-рассмотрите картину, найдите на ней наречия, задав соответствующие вопросы

Рассматривают картину, задают вопросы, находят наречия(где? Далеко, близко, справа, слева)

Смыслообразование (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

 
 

2. Найти наречия в предложениях, подчеркнуть их как члены предложения.

Работа с таблицей: дописать таблицу на основе предложений. Оценивание выполненной работы по шкале оценки.

Организует работу с предложениями (нахождение, наречий, подчеркивание их как членов предложения, проговаривание вопросов). Дает задание доделать таблицу на основе предложений, ответить на вопросы к таблице:

-сделайте вывод о значении наречий и сочетаемости их с другими частями речи, продолжив фразу: наречие обозначает…

наречие может сочетаться с ….

Чаще всего наречие сочетается с глаголом.

-изменяются ли наречия? Докажите (измените глагол в словосочетании по временам)

-Демонстрация правильного варианта, взаимооценивание по шкале оценки.

Находят наречия, задают вопросы, подчеркивают их как члены предложения. Работают с таблицей в парах, отвечают на вопросы.

Смыслообразование (Л)

Работа в паре (К)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Контроль (Р)
 

Самопроверка, взаимопроверка

5. Физкультминутка

Стихотворение с использованием наречий в действии

Выполнение физкультминутки.

Применяет здоровье сберегающую технологию (физкультминутка).

Выполняет вместе с учениками (действия на слайде):

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись, вверх поднимись,

А теперь чуть-чуть попрыгай,

Влево, вправо повернись

И тихонечко садись.

-сколько наречий встретилось вам в стихотворении?

-задайте вопросы к ним

Выполняют физкультминутку.

Отвечают на вопросы

Выполнение действий по алгоритму (П)

Смыслообразование (Л)

Контроль (Р)

 

6. Закрепление полученного способа действий.

Творческий диктант

Составить словосочетания: глагол+наречие при выполнении определенных действий

Даёт задание для работы.

(Скоро Новый год, все готовят друг другу подарки, на это уходит много сил и времени. Представьте, что вы сейчас готовите подарок своими руками-красивую коробочку. Какие действия необходимо при этом выполнить, охарактеризуйте эти действия с помощью наречий, например, тщательно подобрать, аккуратно разметить и т.д.. Продолжите ряд словосочетаний (запишите их на коробочках), испробовав действия на практике).

Рассматривают чертеж коробки, выстригают, записывают словосочетания на стенках коробки.

Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Работа в паре (К)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Коррекция Р)

Взаимопроверка

7. Рефлексия. Самооценка.

Д.з

Д.з упр.221

д\з работа с деформированным текстом.

Какую цель мы поставили? Достигли ли ее? Каким образом? Предлагает ответить на вопросы:

-что такое наречие?

-почему А.С. Пушкин назвал наречия словами, живописующими глагол?

Предлагает оценить свою деятельность на уроке (заполнение оценочного листа),

ответить на вопросы:

- доволен ли я своей работой? Почему?

- что было интересным на уроке?

- что вызвало затруднение?

-над чем предстоит подумать, поработать?

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Самоопределение (Л)

Самооценка (Л)

Самооценивание

9 класс

УМК: Русский язык: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова.- М.: Просвещение, 2009.

Тема урока Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Тип урока: урок закрепления полученных знаний

Цели урока:

закрепление знаний о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными в ходе выполнения различных упражнений

Задачи урока:

Образовательные: находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения, уметь их пунктуационно оформлять;

Развивающие: развивать умение конструировать сложноподчинённые предложения с придаточными определительными на основе опорных слов и графических схем. составлять схемы предложений с придаточными определительными, производить синонимическую замену;

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, правильно употреблять в речи данные виды предложений.

Дидактические материалы:

К этапу 1. Покрашенный, не здороваясь, не нарисован, коснуться, испуганный, серебряный, здесь, косьба, таинственный, росток, наслаждаться.

К этапу 3. (карточка)

К этапу 5. (тест)

Ход урока

Этапы урока

Задания

Деятельность учителя и учащихся

Формы оценки и контроля

1.Орг.момент. Словарный диктант (неполный).

Неполный словарный диктант.

Дополнительные задания к диктанту.

Учитель: сегодня на уроке мы продолжаем знакомство со сложноподчиненным предложением, придаточным определительным.

Запишите неполный словарный диктант, прокомментируйте орфограммы.

- определите типы связи слов в словосочетаниях, какие из них несловосочетания, почему?

-перестройте словосочетание: серебряный…

-подберите нейтральный синоним к слову: наслаждаться (радоваться)

-(самостоятельно) составьте и запишите с любым словосочетанием из диктанта 2 спп с придаточным определительным с союзным словом который. (1 ученик на доске)

Индивидуальный контроль.

2. Синтаксический разбор предложения.Повторение теоретических сведений.

Работа с составленным и записанным предложением

Учитель: контролирует выполнение синтаксического разбора предложения.

-из каких частей состоит спп?

-что такое указательное слово?

-в чем отличие союза от союзного слова?

-на какие вопросы отвечает придаточное определительное?

-каковы средства связи в спп с придаточным определительным?

 

3. Самостоятельная работа.

Работа с карточкой

Учитель: работа с карточкой (дифференцированные).

Задания:

1.Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, задайте вопросы к придаточным предложениям, обозначьте средства связи в придаточных предложениях, начертите схемы

2. Перестройте простые предложения с причастным оборотом в спп с придаточным определительным.

3. перестройте предложение, устранив в нем грамматическую ошибку (неправильное употребление придаточной части в спп)

Взаимопроверка, проверка учителем

4. Физкультминутка

Характеристика предложения

Учитель: охарактеризуйте данное предложение:

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись, вверх поднимись,

А теперь чуть-чуть попрыгай,

Влево, вправо повернись

И тихонечко садись.

Проверка учителем

5. Тест

Выполнение теста

Учитель: дает задания для теста. После выполнения поменяться с соседом тетрадью и оценить по шкале оценивания (комментарий учителя).

Указать номера предложений с придаточными определительными.

1.Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что был при въезде.

2.Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки.

3.Не знаю, где я нежности училась.

4.Верстах в трёх от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом.

5.Надо мною расстилалось голубое небо, по которому плыло и таяло сверкающее облако.

6.В бурливой котловине, куда сливаются воды, живописно разбросаны громадные валуны.

7.Я не знал, куда деваться.

8.Только туда, где полукруглая часть окна была не зашторена, глядело тёмное небо.

9.Слышно было, как ворчала река.

10.В доме, куда мы попали совершенно случайно, нас встретили очень радушно.

1,4,5,6,10 (за каждый правильный ответ «+», оценка по количеству «+»)

Самооценивание

6. Итог урока

 

Учитель:

-Каковы основные признаки придаточных определительных?

-Оцените знаком + в таблице свои знания и умения по изученной теме (оценочная таблица)

Самооценка

7. Д/з

 

Упр.

 

1.Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, задайте вопросы к придаточным предложениям, обозначьте средства связи в придаточных предложениях, начертите схемы

1.И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.

2.Дом, куда мы въехали, был построен в начале века.

2. Перестройте простые предложения с причастным оборотом в спп с придаточным определительным.

1.Хор птичьих голосов, доносившийся из лесу, поразил мой слух.

2.Дождь, ливший всю ночь, почти затопил луга.

3. Перестройте предложения, устранив в них грамматическую ошибку (неправильное употребление придаточной части в спп)

1.Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется « Весна».

2.Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.

1.Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, задайте вопросы к придаточным предложениям, обозначьте средства связи в придаточных предложениях, начертите схемы

1. В дни, когда над сонным морем стоит духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.

2. Он посмотрел в ту сторону, откуда раздался крик.

2. Перестройте простые предложения с причастным оборотом в спп с придаточным определительным.

1.Дождь, ливший всю ночь, почти затопил луга.

3. Перестройте предложения, устранив в них грамматическую ошибку (неправильное употребление придаточной части в спп)

1.Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.

1.Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, задайте вопросы к придаточным предложениям, обозначьте средства связи в придаточных предложениях, начертите схемы

1.У него был такой голос, какого я не слышал никогда.

2.Хозяин дома радушно встречал родных, которые приезжали один за другим.

2. Перестройте простые предложения с причастным оборотом в спп с придаточным определительным.

1.Хор птичьих голосов, доносившийся из лесу, поразил мой слух.

3. Перестройте предложения, устранив в них грамматическую ошибку (неправильное употребление придаточной части в спп)

1.Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется « Весна».

Количество ошибок

Оценка

Количество ошибок

Оценка

Количество ошибок

Оценка

Количество ошибок

Оценка

0

5

0

5

0

5

0

5

1-2

4

1-2

4

1-2

4

1-2

4

3-4

3

3-4

3

3-4

3

3-4

3

5-10

2

5-10

2

5-10

2

5-10

2

 

Выпишите номера предложений с придаточными определительными.

1.Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что был при въезде.

2.Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки.

3.Не знаю, где я нежности училась.

4.Верстах в трёх от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом.

5.Надо мною расстилалось голубое небо, по которому плыло и таяло сверкающее облако.

6.В бурливой котловине, куда сливаются воды, живописно разбросаны громадные валуны.

7.Я не знал, куда деваться.

8.Только туда, где полукруглая часть окна была не зашторена, глядело тёмное небо.

9.Слышно было, как ворчала река.

10.В доме, куда мы попали совершенно случайно, нас встретили очень радушно.

Выпишите номера предложений с придаточными определительными.

1.Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что был при въезде.

2.Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки.

3.Не знаю, где я нежности училась.

4.Верстах в трёх от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом.

5.Надо мною расстилалось голубое небо, по которому плыло и таяло сверкающее облако.

6.В бурливой котловине, куда сливаются воды, живописно разбросаны громадные валуны.

7.Я не знал, куда деваться.

8.Только туда, где полукруглая часть окна была не зашторена, глядело тёмное небо.

9.Слышно было, как ворчала река.

10.В доме, куда мы попали совершенно случайно, нас встретили очень радушно.

Выпишите номера предложений с придаточными определительными.

1.Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что был при въезде.

2.Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки.

3.Не знаю, где я нежности училась.

4.Верстах в трёх от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом.

5.Надо мною расстилалось голубое небо, по которому плыло и таяло сверкающее облако.

6.В бурливой котловине, куда сливаются воды, живописно разбросаны громадные валуны.

7.Я не знал, куда деваться.

8.Только туда, где полукруглая часть окна была не зашторена, глядело тёмное небо.

9.Слышно было, как ворчала река.

10.В доме, куда мы попали совершенно случайно, нас встретили очень радушно.

 

Оценка знаний и умений по изученной теме

 

Очень уверенно

Уверенно

Неуверенно

Не могу справиться

Находить сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

 

 

 

 

Отличать подчинительные союзы от союзных слов

 

 

 

 

Составлять схемы сложноподчинённых предложений

 

 

 

 

Расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

 

 

 

 

Оценка знаний и умений по изученной теме

 

Очень уверенно

Уверенно

Неуверенно

Не могу справиться

Находить сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

 

 

 

 

Отличать подчинительные союзы от союзных слов

 

 

 

 

Составлять схемы сложноподчинённых предложений

 

 

 

 

Расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

 

 

 

 

Оценка знаний и умений по изученной теме

 

Очень уверенно

Уверенно

Неуверенно

Не могу справиться

Находить сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

 

 

 

 

Отличать подчинительные союзы от союзных слов

 

 

 

 

Составлять схемы сложноподчинённых предложений

 

 

 

 

Расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.