Конспект открытого урока по предмету «Музыка» «Праздников праздник, торжество из торжеств»
Конспект открытого урока по предмету «Музыка»
4 класс
«Праздников праздник, торжество из торжеств». «Ангел вопияше»
Цель: Знакомство с традициями празднования православного праздника Пасхи.
Задачи:
Обучающие:
Научить выделять главное, существенное в музыкальных произведениях;
Расширение и углубление представлений учащихся о народных традициях празднования Пасхи;
Развитие творческих способностей;
Воспитание чувства прекрасного через музыку и другие виды искусства; обогащение духовного мира ребёнка;
Выявить уровень знаний, умений, навыков по пройденному материалу.
Развивающие:
Развитие общих способностей на уроке музыки ( память, внимание, воображение, воля, мышление ( репродуктивное, продуктивное), интеллект, эмоции;
Музыкальных способностей (музыкальный ритм, музыкальная память, виды музыкального слуха ( тембровый, динамический, ладовое чувство), музыкальное мышление;
Вокально-хоровых навыков.
Воспитывающие:
Воспитывать наблюдательность, активность, отзывчивость, доброту, культуру, интерес к урокам музыки;
Побудить к трудовой, исследовательской, творческой деятельности.
Оборудование:
Музыкальный центр;
Мультимедийное оборудование;
Детские музыкальные инструменты.
Музыкальный материал:
П.Чесноков Молитва «Ангел вопияше» ;
Сергей и Людмила Ершовы « Звонят, звонят колокола»;
Пасхальный звон;
Русские народные плясовые.
Видеоматериал:
Видеоролик «История возникновения праздника Пасхи»
Зрительный ряд:
Иллюстрация «Волочебники»;
Иллюстрация древней фрески «Ангел»
Иллюстрация «Церковные колокола»
Ход урока:
Орг. Момент:
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте оставим все неприятные ощущения за порогом класса, настроимся только на положительные эмоции.
За окном весна, а это время года связано со светлыми ожиданиями и надеждами. Именно весной Православная церковь отмечает главный христианский праздник, который именуется « Праздников праздник, торжество из торжеств»! Может кто-нибудь из вас знает, о каком дне идет речь?
Дети: Это - Пасха. Светлое Христово Воскресение.
Учитель: (доска открывается- на ней тема урока)
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Празднование Пасхи- многовековая традиция. И сегодня мы узнаем о том, как на Руси издавна было принято встречать Светлое Христово Воскресенье.
Пасха - радостный и светлый день. Все события, связанные с ним- огромное чудо. Давайте вспомним евангельскую историю, что же произошло с распятым на кресте Иисусом?
Просмотр видеоролика «История возникновения праздника Пасхи»
https://cloud.mail.ru/public/eZo8/1KfdKYmfk
Учитель: С древних времен человека интересовала волшебная жизненная сила обычного яйца. Люди считали его источником творческих сил, весеннего пробуждения природы. Во многих старинных рукописях круглый свод неба сравнивался с верхней половиной яичной скорлупы, а нижней -замыкала подземный мир. Пасхальное яйцо называют КРАШЕНКОЙ (Показ пасхального яйца). Считалось, что при помощи пасхального яйца получают облегчение от всех болезней и напастей. А еще на Пасху верующие радостно приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!»- ответным «Воистину воскресе!». В домах зажигали все свечи, лампы; ходили обязательно в гости- «христосоваться». ХРИСТОСОВАНИЕ- это обычай всеобщего троекратного целования
(инсценировка христосования)
На Пасху принято играть в игры ,петь песни, развлекаться. Чисто пасхальными были игры с крашенками. В эти игры можно поиграть и сегодня. Давайте и мы поиграем.
Игра «Волчок»
(Приглашаются 2 желающих. Соревнуются между собой, крутят крашенки на счёт 3, у кого яйца крутятся дольше, тот и выиграл)
Игра «Бой крашенками»
(2 играющих выкрикивают:«Раз,два,три! Моя Крашенка крепись!. Игроки бьются крашенками любой стороной, обычно острой. Чье яйцо разобьётся или даст трещину, тот проиграл)
Учитель: Празднование Пасхи начиналось в ночь с субботы на воскресение. Все верующие собирались в эту ночь на молитву в храм.
Давайте и мы не будем отступать от этой традиции и побываем на службе в храме. В пасхальном богослужении стоит очень красивая молитва «Ангел вопияше»
(иллюстрации фресок «Ангел»).
«Вопияше»- старославянское слово, оно означает –«восклицает». Молитва исполняется как бы от лица ангела, который обращается к Богородице, восклицая «Радуйся! И повторяет вновь (« и паку реку») «Радуйся!»
Прослушивание П.Чесноков «Ангел вопияше»
https://cloud.mail.ru/public/F9FW/bgYaNvK2d
Учитель: Какие голоса исполняли эту молитву?
Дети: Церковный смешанный хор и солист
Учитель: Попробуйте подобрать слова, характеризующие эту музыку. В этом вам помогут «Словарики эмоций» (словарь Ражникова)
Дети предлагают варианты ответов.
Учитель: На Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить в КОЛОКОЛА. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон поучается особенным, его называют ПЕРЕЗВОНОМ. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека. А недавно ученые установили, что музыка колоколов убивает микробы.
Просмотр-слушание «Пасхальный перезвон»
https://cloud.mail.ru/public/9BLC/7UvGkeVDP
Какие колокольные звоны вы уже знаете?
Дети: Набат, Благовест, Трезвон
Учитель: Какие из них могут звучать на Пасху?
Дети: Благовест и Трезвон. Набат можно услышать только, когда случается беда-пожар, наступление врага и т.д.
Учитель: Но праздник Пасхи, это не только молитвы. У русских крестьян был обычай поздравлять своих соседей Они обходили дома один за другим, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Таких людей называли ВОЛОЧЕБНИКАМИ. Слово это означает «поющие под окном», а обряд носит название « хождение волочебников».
Иллюстрация «Волочебники»
Давайте и мы с вами поздравим всех присутствующих здесь со Светлым праздником Пасхи красивой пасхальной песней.
Исполнение «Звонят,звонят колокола» с использованием детских музыкальных инструментов. (вокально-хоровая работа)
https://cloud.mail.ru/public/35nU/7LXD3jXG7 плюс
https://cloud.mail.ru/public/7YsM/DE2mLyMtW минус
Учитель: У крестьян существовало много примет и поверий, связанных с Пасхой. Знаете ли вы пасхальные приметы?
Дети:
В нашей деревне пастухи верят, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину.
А у нас на пасху деды расчёсывают волосы с пожеланием, чтобы них было столько внуков, сколько волос на голове.
А у нас девушки на Пасху желают: «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!»
Ежели на Пасху девица локоть ушибет, значит ее вспомнил милый.
А у нас считается, что ежели девица встанет на топор в Пасху, будет она крепкой и ладной!
А у нас на пасху весёлые хороводы водят!
Учитель: В традициях русского народа были и музыкальные игры, игры- пляски, веселые и задорные. Давайте и мы поиграем- попляшем. Игра-пляска «Передай платочек». Будем передавать с поклоном платочек. У кого платочек останется, когда музыка остановится, тому нужно будет сплясать «Барыню»! А мы похлопаем!
Игра-пляска «Передай платочек»
https://cloud.mail.ru/public/8fEh/L8Tp6kCgA музыка для игры
III. Заключение
Учитель: Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
(ответы: Как издревле праздновали Пасху на Руси, её традиции и обряды, песни и пляски)
Какие пасхальные символы вы знает? (ответы: Куличи, крашеные яйца, люди восклицают «Христос воскресе!» и ответное «Воистину воскресе!»)
С какой красивой и светлой молитвой пасхального богослужения вы познакомились? О чём она? (ответы: «Ангел вопияше». Молитва исполняется, как бы от лица Ангела, который обращается к Богородице с радостной вестью о Воскрешении Христа и восклицает «Радуйся!»)
Мы познакомились с колокольным пасхальным звоном. Каким? Как он исполняется? (ответы: Пасхальный перезвон. Исполняется радостно, празднично. Звонят во все колокола.)
Кто такие волочебники? (ответы: У русских крестьян был обычай поздравлять своих соседей Они обходили дома один за другим, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Таких людей называли волочебниками. Слово это означает «поющие под окном»)
Учитель: Наш урок подошёл к концу, и я хочу всех вас поздравить с уже наступившим Светлым праздником Пасхи, и сказать: «Прислушайтесь к своим сердцам, сколько в них доброты, тепла. Несите это в себе всегда и дарите другим людям! До новых встреч!»