12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кизеева Эльвира Сергеевна70
Образование высшее. Работаю учителем биологии,педагогом дополнительного образования. Общий стаж работы 22 года. Люблю читать,фотографировать пейзажи в любое время года, вышивать,вязать,лепить из глины.
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
2

«Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».

Конспект урока по биологии для 9 класса.

Урок по теме «Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».

Цель урока: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, уметь выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и относительный характер приспособлений.

Задачи урока:

 Образовательные:

  • Углубить и расширить знания о многообразии и относительности приспособленности организмов к среде обитания - сформировать знания о механизмах возникновения приспособленности как закономерного результата эволюции;
  • Продолжить работу по формированию биологических терминов.

 Развивающие:

  • Продолжить формирование умения использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;
  • Научить школьников выявлять приспособления к среде обитания у различных биологических объектов (на конкретных примерах);
  • Развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения.

 Воспитательные:

  • Сформировать у школьников материалистическое представление о механизме возникновения приспособлений у растений и животных;
  • Воспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию.
  • Формирование умения работать в группе, где возникает общее решение.
  • Уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

 Используемые технологии обучения: ТРКМ (технология развития критического мышления), ИКТ, личностно-ориентированное обучение.

 Оборудование: АРМ учителя, учебная презентация карточки с изображением живых организмов, гербарии растений, тест в электронном виде.

 

Ход урока

1. Оргмомент

Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

 Распределение учащихся по группам, комментарий плана работы на уроек: разъяснение целей и структуры занятия.

Учитель предлагает  с  секретами успеха на уроке :

l  Подготовьте все необходимое для урока;

l  Выключите мобильные телефоны;

l  Не отвлекайтесь, сосредоточьтесь на задании;

l  Подготавливайте свой ответ;

l  Не выкрикивайте с места, поднимайте руку;

l  Не разговаривайте с соседом по парте;

l  Не списывайте;

l  Соблюдайте правильную осанку;

l  Соблюдайте правила этикета.

2. Мотивация

ПРИРОДА  ТАК   ОБО ВСЕМ

ПОЗАБОТИЛАСЬ,

ЧТО  ПОВСЮДУ  ТЫ  НАХОДИШЬ,

ЧЕМУ  УЧИТЬСЯ.

                              Леонардо да  Винчи

3.Актуализация базисных знаний

1. Вводная беседа о приспособленности растений и животных к среде обитания с опорой на знания учащихся из предшествующих разделов курса «Биология».

Так, что же такое приспособленность организмов?

Что же означает утверждение:

«Любой видовой признак или свойство целесообразно в данной среде, в данной жизненной ситуации» ?

Ответы учащихся.

Учитель: таким образом, что же является результатом естественного отбора? (приспособленность организмов к окружающей среде, т.е. адаптации).

4.Дидактическая игра: «Таинственный кувшин»

  Дидактическая задача:

    определение исходного уровня знаний о видах приспособлений к среде обитания, приобретенных животными в ходе эволюции.

 3.  Изучение нового материала и его закрепление.

 Учитель: формирование приспособленности и многообразие видов до Дарвина объясняли по-разному. К.Линней, например, считал, что виды созданы Богом и уже приспособлены к среде обитания. Ж.Б.Ламарк объяснял формирование приспособленности стремлением организмов к самоусовершенствованию. И только Ч.Дарвину удалось выявить истинные причины формирования приспособленности и многообразия видов.

 Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование длинной шеи у жирафа с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.

 Учитель: Как вы считаете, какое значение имеет приспособленность для организмов? (приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства).

 Классификация адаптаций.

 Учитель: А сейчас я вам предлагаю внимательно прочитать текст о классификации различных форм приспособлений у живых организмов (адаптаций) и полученные знания из текста структурировать, оформив их в виде таблицы.

Формы адаптаций     Примеры        Описание адаптаций Преимущества

Форма тела                            

Покровительственная окраска (маскировка)                                  

Предупреждающая окраска                          

Мимикрия                              

Защита от поедания                          

Поведенческие адаптации                            

Физиологические адаптации                                    

Биохимические адаптации                           

 Текст для таблицы:

Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Форма тела различных животных служат ярким примером приспособленности организмов к среде обитания. Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Некоторые животные имеют яркую окраску, которая резко выделяет их на фоне окружающей среды. Такая окраска называется предупреждающей. Некоторые беззащитные и съедобные животные подражают видам, которые хорошо защищены от нападения хищников. Это явление называется мимикрией. Защита от поедания свойственна многим животным и растениям. Они защищают себя сами. Поведенческие адаптации - это изменения поведения животных в тех или иных условиях: забота о потомстве, образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту, отпугивающее поведение, замирание, имитация ранения или смерти, спячка, запасание корма. Приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания называются физиологическими адаптациями: накопление жира пустынными животными, железы, избавляющие от избытка солей, теплолокация, эхолокация. Биохимические адаптации связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на других животных

 Учитель: Вы можете посоветоваться с соседом по парте.

 Физминутка

Учитель: посмотрите на предложенные изображения, как вы думаете, всегда ли приспособления абсолютны и помогают выжить живому организму в различных условиях?

 Предполагаемый ответ учащихся: адаптации организмов соответствуют лишь определенным условиям среды. При изменении условий они становятся бесполезными, а иногда и вредными. Примеры: заяц-беляк, незаметный на снегу в лесу, становится видным на фоне стволов, выбежав на опушку леса; выпал снег, а заяц ещё не сменил окраску меха; зеленая окраска кузнечика спасает его от птиц, только когда они находятся на зеленых частях растения, на другом фоне они становятся заметны и не защищены.

 Учитель: таким образом, приспособления абсолютны или относительны?

 

 Лабораторная работа "Изучение приспособленности организмов к среде обитания"

 Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания; закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

 Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, коллекции насекомых, рисунки различных организмов, использование презентации.

 Ход работы

 Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования.

 Выявите черты приспособленности к среде обитания.

 На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений.

 Лабораторная работа оценочная.

 

Вывод:

 Таким образом, адаптация – это процесс, в ходе которого, организмы теряя одно, находят другое. Адаптация – это процесс, дающий результат. Приспособление – новый способ деятельности, качественный скачок развития.

  5. Закрепление:

Ситуационные задача №1

Эталон ответа: Все перечисленные симптомы характерны для людей, впервые попавших в горы. Организм, не адаптированный к высокогорным условиям, реагирует учащением дыхания и сердцебиением. Причиной плохого самочувствия является кислородная недостаточность

Ситуационные задача №2

Эталон ответа:

Особенностью жаберного дыхания является постоянное омывание жабер водой, температура которой часто бывает достаточно низкой. Следовательно, потеря тепла в этом случае будет значительно превышать выработку тепла организмом человека. В результате быстро наступит переохлаждение. Решить эту проблему при жаберном дыхании невозможно.

Ситуационные задача №2

Эталон ответа

     В данном случае наличие второй сигнальной системы предохраняет человека от опасности. Слово «ядовито» - сигнал, вызывающий соответствующее поведение человека.

         У растений и животных предостерегающая окраска – яркая, запоминающаяся ( свойственна жалящим или ядовитым видам).

    Примеры: мухомор, божья коровка,шмель…

   Самооценка результатов работы по пятибалльной системе.

 Поднимите руки те, кто получил сегодня на нашем занятии "5".

 А кто - "4"? Молодцы. "3"? Неплохо. "2"? Не расстраивайтесь - у вас всё впереди.

6. Рефлексия. Подведение итогов урока.

 Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?

 Что оказалось новым?

 Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего?

 Почему? Что понравилось на уроке, что не понравилось?

 Что бы вы хотели изменить, провести по - иному?

 7.Домашнее задание.

 Пааграф 7.4 , записи в тетради выучить. Творческое задание по выбору: подготовить сообщения по теме «Забота о потомстве», «Приспособленность животных и растений к водному образу жизни», составить кроссворд.

 Раздаточный материал

Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Форма тела различных животных служат ярким примером приспособленности организмов к среде обитания.

          Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Некоторые животные имеют яркую окраску, которая резко выделяет их на фоне окружающей среды. Такая окраска называется предупреждающей. Некоторые беззащитные и съедобные животные подражают видам, которые хорошо защищены от нападения хищников. Это явление называется мимикрией.

          Приспособительное поведение – это изменения поведения животных  в тех или иных условиях: забота о потомстве, образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту, отпугивающее поведение, замирание, имитация ранения или смерти, спячка, запасание корма.

 

Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Форма тела различных животных служат ярким примером приспособленности организмов к среде обитания.

          Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Некоторые животные имеют яркую окраску, которая резко выделяет их на фоне окружающей среды. Такая окраска называется предупреждающей. Некоторые беззащитные и съедобные животные подражают видам, которые хорошо защищены от нападения хищников. Это явление называется мимикрией.

          Приспособительное поведение – это изменения поведения животных  в тех или иных условиях: забота о потомстве, образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту, отпугивающее поведение, замирание, имитация ранения или смерти, спячка, запасание корма.

  Лабораторная работа "Изучение приспособленности организмов к среде обитания"

 Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания; закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

 Ход работы

 1.   Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования.

 2.      Выявите черты приспособленности к среде обитания.

Образец

Среда обитания

Черты приспособленности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Список используемой литературы:

С.Г. Мамонтов. Биология. Общие закономерности. 9 класс. - М., «Дрофа», 2004

http://newsme.com.ua/Default.aspx?page_id=90&tag_id=134&p=4

http://www.foxbad.ru/displayimage.php?album=7&pos=91 http://www.vetdoctor.info/component/  

http://www.livemy.info/SunTown http://perepel-k.narod.ru/Pg1-1.htm        http://perepel.my1.ru/http://www.balatsky.de/Cuc_Russii/Cuckooo.htm http://www.fotodelo.ru/?file=pi/img/up_WpjMBf119175dSLHXf3482_b.jpg http://cettia.livejournal.com/5591.html        http://addbrain.net/page/48/?action=login

http://questions-biology.ru/organizmi_i_okruzhayushchaya_sreda/

www.krugosvet.ru/…/biologiya/MIMIKRIYA.html http://demiart.ru/forum/journal.php?user=39638&comm=55417

http://www.geocaching.su/showmemphotos.php?cid=104

http://behappywoman.blog.ru/?page=7

http://zmei.biz/yadovitie-zmei/16.html                     http://health.intermedia.org.ua/ua/kaleidoscope/17759

http://spb-gaming.clan.su/news/2009-08-09-62      http://www.akadeti.ru/shop/?CatID=306&OnlyNew=1

http://www.zoomagazin.info/news/?year=2008&month=05&cstart=1

http://www.s-cont.ru/newscalendar/view/0/0/11022?page=8

http://bigfoto.ru/big_foto_best/gallery/displayimage.php?

http://fotki.yandex.ru/users/greengremlin/view/151853/

http://dr-vladson.livejournal.com/18297.html

http://www.newstour.ru/2008/03/03/mangust_protiv_zmei.html http://kotomatrix.ru/user/tafa/325/?act=abyss             http://bela.su/home/yozh/ http://fsvfn.ru/fsvps/structure/terorgs/buryatia/newsDetails.html?id=2079 http://forest.geoman.ru/forest/item/f00/s00/e0000947/index.shtml http://photo.a42.ru/photos/macro/&page=28&order=timestamp

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.