Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции
Конспект урока по биологии для 9 класса.
Урок по теме «Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».
Цель урока: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, уметь выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и относительный характер приспособлений.
Задачи урока:
Образовательные:
- Углубить и расширить знания о многообразии и относительности приспособленности организмов к среде обитания - сформировать знания о механизмах возникновения приспособленности как закономерного результата эволюции;
- Продолжить работу по формированию биологических терминов.
Развивающие:
- Продолжить формирование умения использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;
- Научить школьников выявлять приспособления к среде обитания у различных биологических объектов (на конкретных примерах);
- Развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения.
Воспитательные:
- Сформировать у школьников материалистическое представление о механизме возникновения приспособлений у растений и животных;
- Воспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию.
- Формирование умения работать в группе, где возникает общее решение.
- Уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Используемые технологии обучения: ТРКМ (технология развития критического мышления), ИКТ, личностно-ориентированное обучение.
Оборудование: АРМ учителя, учебная презентация карточки с изображением живых организмов, гербарии растений, тест в электронном виде.
Ход урока
1. Оргмомент
Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
Распределение учащихся по группам, комментарий плана работы на уроек: разъяснение целей и структуры занятия.
Учитель предлагает с секретами успеха на уроке :
l Подготовьте все необходимое для урока;
l Выключите мобильные телефоны;
l Не отвлекайтесь, сосредоточьтесь на задании;
l Подготавливайте свой ответ;
l Не выкрикивайте с места, поднимайте руку;
l Не разговаривайте с соседом по парте;
l Не списывайте;
l Соблюдайте правильную осанку;
l Соблюдайте правила этикета.
2. Мотивация
ПРИРОДА ТАК ОБО ВСЕМ
ПОЗАБОТИЛАСЬ,
ЧТО ПОВСЮДУ ТЫ НАХОДИШЬ,
ЧЕМУ УЧИТЬСЯ.
Леонардо да Винчи
3.Актуализация базисных знаний
1. Вводная беседа о приспособленности растений и животных к среде обитания с опорой на знания учащихся из предшествующих разделов курса «Биология».
Так, что же такое приспособленность организмов?
n Что же означает утверждение:
«Любой видовой признак или свойство целесообразно в данной среде, в данной жизненной ситуации» ?
Ответы учащихся.
Учитель: таким образом, что же является результатом естественного отбора? (приспособленность организмов к окружающей среде, т.е. адаптации).
4.Дидактическая игра: «Таинственный кувшин»
Дидактическая задача:
определение исходного уровня знаний о видах приспособлений к среде обитания, приобретенных животными в ходе эволюции.
3. Изучение нового материала и его закрепление.
Учитель: формирование приспособленности и многообразие видов до Дарвина объясняли по-разному. К.Линней, например, считал, что виды созданы Богом и уже приспособлены к среде обитания. Ж.Б.Ламарк объяснял формирование приспособленности стремлением организмов к самоусовершенствованию. И только Ч.Дарвину удалось выявить истинные причины формирования приспособленности и многообразия видов.
Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование длинной шеи у жирафа с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.
Учитель: Как вы считаете, какое значение имеет приспособленность для организмов? (приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства).
Классификация адаптаций.
Учитель: А сейчас я вам предлагаю внимательно прочитать текст о классификации различных форм приспособлений у живых организмов (адаптаций) и полученные знания из текста структурировать, оформив их в виде таблицы.
Формы адаптаций Примеры Описание адаптаций Преимущества
Форма тела
Покровительственная окраска (маскировка)
Предупреждающая окраска
Мимикрия
Защита от поедания
Поведенческие адаптации
Физиологические адаптации
Биохимические адаптации
Текст для таблицы:
Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Форма тела различных животных служат ярким примером приспособленности организмов к среде обитания. Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Некоторые животные имеют яркую окраску, которая резко выделяет их на фоне окружающей среды. Такая окраска называется предупреждающей. Некоторые беззащитные и съедобные животные подражают видам, которые хорошо защищены от нападения хищников. Это явление называется мимикрией. Защита от поедания свойственна многим животным и растениям. Они защищают себя сами. Поведенческие адаптации - это изменения поведения животных в тех или иных условиях: забота о потомстве, образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту, отпугивающее поведение, замирание, имитация ранения или смерти, спячка, запасание корма. Приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания называются физиологическими адаптациями: накопление жира пустынными животными, железы, избавляющие от избытка солей, теплолокация, эхолокация. Биохимические адаптации связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на других животных
Учитель: Вы можете посоветоваться с соседом по парте.
Физминутка
Учитель: посмотрите на предложенные изображения, как вы думаете, всегда ли приспособления абсолютны и помогают выжить живому организму в различных условиях?
Предполагаемый ответ учащихся: адаптации организмов соответствуют лишь определенным условиям среды. При изменении условий они становятся бесполезными, а иногда и вредными. Примеры: заяц-беляк, незаметный на снегу в лесу, становится видным на фоне стволов, выбежав на опушку леса; выпал снег, а заяц ещё не сменил окраску меха; зеленая окраска кузнечика спасает его от птиц, только когда они находятся на зеленых частях растения, на другом фоне они становятся заметны и не защищены.
Учитель: таким образом, приспособления абсолютны или относительны?
Лабораторная работа "Изучение приспособленности организмов к среде обитания"
Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания; закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, коллекции насекомых, рисунки различных организмов, использование презентации.
Ход работы
Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования.
Выявите черты приспособленности к среде обитания.
На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений.
Лабораторная работа оценочная.
Вывод:
Таким образом, адаптация – это процесс, в ходе которого, организмы теряя одно, находят другое. Адаптация – это процесс, дающий результат. Приспособление – новый способ деятельности, качественный скачок развития.
5. Закрепление:
Ситуационные задача №1
Эталон ответа: Все перечисленные симптомы характерны для людей, впервые попавших в горы. Организм, не адаптированный к высокогорным условиям, реагирует учащением дыхания и сердцебиением. Причиной плохого самочувствия является кислородная недостаточность
Ситуационные задача №2
Эталон ответа:
Особенностью жаберного дыхания является постоянное омывание жабер водой, температура которой часто бывает достаточно низкой. Следовательно, потеря тепла в этом случае будет значительно превышать выработку тепла организмом человека. В результате быстро наступит переохлаждение. Решить эту проблему при жаберном дыхании невозможно.
Ситуационные задача №2
Эталон ответа
В данном случае наличие второй сигнальной системы предохраняет человека от опасности. Слово «ядовито» - сигнал, вызывающий соответствующее поведение человека.
У растений и животных предостерегающая окраска – яркая, запоминающаяся ( свойственна жалящим или ядовитым видам).
Примеры: мухомор, божья коровка,шмель…
Самооценка результатов работы по пятибалльной системе.
Поднимите руки те, кто получил сегодня на нашем занятии "5".
А кто - "4"? Молодцы. "3"? Неплохо. "2"? Не расстраивайтесь - у вас всё впереди.
6. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?
Что оказалось новым?
Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего?
Почему? Что понравилось на уроке, что не понравилось?
Что бы вы хотели изменить, провести по - иному?
7.Домашнее задание.
Пааграф 7.4 , записи в тетради выучить. Творческое задание по выбору: подготовить сообщения по теме «Забота о потомстве», «Приспособленность животных и растений к водному образу жизни», составить кроссворд.
Раздаточный материал
Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Форма тела различных животных служат ярким примером приспособленности организмов к среде обитания.
Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Некоторые животные имеют яркую окраску, которая резко выделяет их на фоне окружающей среды. Такая окраска называется предупреждающей. Некоторые беззащитные и съедобные животные подражают видам, которые хорошо защищены от нападения хищников. Это явление называется мимикрией.
Приспособительное поведение – это изменения поведения животных в тех или иных условиях: забота о потомстве, образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту, отпугивающее поведение, замирание, имитация ранения или смерти, спячка, запасание корма.
Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Форма тела различных животных служат ярким примером приспособленности организмов к среде обитания.
Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Некоторые животные имеют яркую окраску, которая резко выделяет их на фоне окружающей среды. Такая окраска называется предупреждающей. Некоторые беззащитные и съедобные животные подражают видам, которые хорошо защищены от нападения хищников. Это явление называется мимикрией.
Приспособительное поведение – это изменения поведения животных в тех или иных условиях: забота о потомстве, образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту, отпугивающее поведение, замирание, имитация ранения или смерти, спячка, запасание корма.
Лабораторная работа "Изучение приспособленности организмов к среде обитания"
Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания; закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Ход работы
1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования.
2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.
Образец |
Среда обитания |
Черты приспособленности |
|
|
|
|
|
|
Вывод:
Список используемой литературы:
С.Г. Мамонтов. Биология. Общие закономерности. 9 класс. - М., «Дрофа», 2004
http://newsme.com.ua/Default.aspx?page_id=90&tag_id=134&p=4
http://www.foxbad.ru/displayimage.php?album=7&pos=91 http://www.vetdoctor.info/component/
http://www.livemy.info/SunTown http://perepel-k.narod.ru/Pg1-1.htm http://perepel.my1.ru/http://www.balatsky.de/Cuc_Russii/Cuckooo.htm http://www.fotodelo.ru/?file=pi/img/up_WpjMBf119175dSLHXf3482_b.jpg http://cettia.livejournal.com/5591.html http://addbrain.net/page/48/?action=login
http://questions-biology.ru/organizmi_i_okruzhayushchaya_sreda/
www.krugosvet.ru/…/biologiya/MIMIKRIYA.html http://demiart.ru/forum/journal.php?user=39638&comm=55417
http://www.geocaching.su/showmemphotos.php?cid=104
http://behappywoman.blog.ru/?page=7
http://zmei.biz/yadovitie-zmei/16.html http://health.intermedia.org.ua/ua/kaleidoscope/17759
http://spb-gaming.clan.su/news/2009-08-09-62 http://www.akadeti.ru/shop/?CatID=306&OnlyNew=1
http://www.zoomagazin.info/news/?year=2008&month=05&cstart=1
http://www.s-cont.ru/newscalendar/view/0/0/11022?page=8
http://bigfoto.ru/big_foto_best/gallery/displayimage.php?
http://fotki.yandex.ru/users/greengremlin/view/151853/
http://dr-vladson.livejournal.com/18297.html
http://www.newstour.ru/2008/03/03/mangust_protiv_zmei.html http://kotomatrix.ru/user/tafa/325/?act=abyss http://bela.su/home/yozh/ http://fsvfn.ru/fsvps/structure/terorgs/buryatia/newsDetails.html?id=2079 http://forest.geoman.ru/forest/item/f00/s00/e0000947/index.shtml http://photo.a42.ru/photos/macro/&page=28&order=timestamp