Практическая работа по экологии в 9 классе «Изучение приспособленности живых организмов к экологическим факторам среды обитания»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на осознание того, что даже в человеческом обществе, хорошо защищённом от действия естественного отбора. Его интенсивность весьма значительна, а адаптивные возможности людей различны;
Метапредметные: овладение составляющими исследовательской деятельности, развитие навыков работы с источниками информации, логического мышления и оформления результатов работы в виде таблицы;
Предметные: приобретение знаний о приспособленности (адаптациях) как результате эволюционного процесса и относительности приобретённых адаптаий..
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Основные понятия
Цель: научиться выявлять наиболее очевидные приспособления организмов к среде обитания.
Оборудование: гербарии растений, открытки таблицы и плакаты c изображением специализированных форм растений и животных.
Ход работы
Определите среду обитания, предложенные для работы растений и животных.
Выявите черты адаптации ( морфологические, физиологические, поведенческие ) к среде обитания.
Заполните таблицу.
Приспособление растений и животных к условиям обитания.
Вид растения или животного |
Среда обитания |
Поведенческие адаптации |
Морфологические адаптации |
Анатомические адаптации |
Физиологические адаптации |
|
|
|
|
|
|
1. Объясните необходимость для организмов выявленных адаптаций.
2.Сделайте вывод о соответствии особенностей строения растений и животных условиям их обитания .
Дайте краткие ответы на вопросы и выполните задания.
Какие у планктонных организмах есть приспособления к жизни в толще воды?
Разные группы животных, освоивших сушу, имеют сходные адаптации для существования в условиях пониженной влажности.
Составьте схему классификаций таких адаптаций.
Рассмотрите обитателей аквариума.
Какие приспособления есть у рыб для обитания в воде?
Возникновение приспособлений у организмов.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора
Адаптация организмов к условиям обитания
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций