Занятие на тему «Профессии на стройке. Инструменты»
Тема: Профессии на стройке. Инструменты.
Цель: активизировать и расширить словарь детей по теме.
Задачи.
Образовательные:
- расширять и углублять словарь детей по теме «Профессии на стройке»;
- учить детей составлять рассказ по картиночному плану.
Коррекционно-развивающие:
- закрепить умение образовывать и употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными и пренебрежительно-увеличительными суффиксами;
- тренировать навыки словообразования;
- учить подбирать действия и признаки к существительным;
- тренировать умение употреблять существительные ед. числа в Дат. п.;
- развивать словесно-логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать память;
- развивать связную речь;
- развивать память;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- развивать зрительное восприятие.
Воспитательные:
- учить детей помогать другим;
- учить детей работать вместе и по группам.
- учить детей отвечать на вопросы полными предложениями;
- воспитывать уважительное отношение к труду строителей.
Оборудование: доска; картинки: маленький и большой мальчики, экскаваторщик, крановщик, каменщик, штукатур, маляр, стекольщик, сантехник, столяр, архитектор, разл. инструменты, большой и маленький диваны, столы и раковины; серия сюжетных картинок «Как построить новый дом?»; 2 листа бумаги с опорными точками; карандаши и фломастеры; карточки с надписями профессий для жребия.
Ход занятия.
I. Организационный момент (1-2 мин.)
На доске висят картинки – два мальчика, большой и маленький.
- Сегодня к нам на занятие пришли мальчики Иван-великан и Иванушка. Они друзья (логопед показывает на маленького мальчика) – это дружочек, (на большого) – а это дружище. Но, к сожалению они поссорились, т.к. никак не могут разобраться, где чьи вещи. Давайте им поможем.
- Сядет тот, кто правильно разделит вещи. (Затем логопед называет слово, один ребенок отвечает, что для маленького Иванушки, а другой – для большого. Например, рубашка: у маленького Иванушки рубашечка, а у Ивана-великана рубашища.)
Слова: сапоги – сапожки, сапожищи; карман – кармашек, карманище; топор – топорик, топорище; книга – книжечка, книжища; барабан – барабанчик, барабанище; стол – столик, столище.
-Ну, вот друзья помирились и просятся остаться у нас на занятии.
II. Основная часть (20 мин.)
1. Введение в тему.
- Ребята, кто из вас видел стройку? Что вы там видели?
- У кого кто-нибудь из членов семьи работает на стройке?
- Как называются одним словом люди, работающие на стройке? (Строители)
- Какие профессии строителей вы знаете? Какую они выполняют работу? (Дети называют профессии, логопед следит за тем, чтобы ответы давались целым предложением, вывешивает соответствующие картинки на доску и сообщает детям новые или забытые профессии с помощью наводящих вопросов:
· Кто работает на экскаваторе? – экскаваторщик – что он делает? – роет котлованы*.
· Что делает бетонщик? – закладывает фундамент* для дома из бетона.
· Кто работает на подъемном кране? – крановщик - что он делает? – подает кирпичи и блоки наверх.
· Кто кладет стены из камня? – каменщик.
· Кто штукатурит* стены и потолки? – штукатур.
· Что делает маляр? – красит стены.
· Кто стеклит окна? – стекольщик.
· Что делает сантехник? – устанавливает сантехнику*.
· Что делает электрик? – проводит электричество.
· Что делает столяр? – делает различные вещи из дерева: мебель, двери и т.д.
· Кто кроет крышу кровлей*? - кровельщик*.
· Как называется человек, который придумывает, какой нужно построить дом, рисует его на чертежах, чтобы строителям было понятно, что делать? – архитектор.)
- Какие машины и механизмы облегчают труд строителей? (подъемный кран помогает поднимать тяжелые части дома; экскаватор помогает рыть глубокие котлованы; грузовики помогают привозить необходимые материалы)
- Какими инструментами пользуются строители? (Игра «Что для кого» - логопед называет инструмент, а дети говорят кому он нужен: кисточка – кисточка нужна моляру; стеклорез - стекольщику; линейка, карандаш и бумага - архитектору; молоток, гвоздь, рубанок и ножовка (пила) - столяру; мастерок – каменщику; гаечный ключ – сантехнику.)
- Какие нужны строительные материалы, чтобы построить любое здание? (дерево, бетон, кирпич, цемент и т.д.) (если дом построить из дерева (кирпича), значит, он какой будет? – деревянный (кирпичный)).
- Что строят строители? (дома, школы, садики, магазины, библиотеки, мосты и т.д.)
- Почему так важна их работа для людей?
2. Физкультминутка.
Быстро строим стены, крышу.
Дом растет все выше, выше!
Будем красить и белить,
Будем клеить и стеклить.
Будут скоро новоселы
В нашем доме дружно жить!
(Дети выполняют действия в соответствии с текстом)
3. Закрепление изученного материала.
- Иваны послушали все, что вы знаете и попросили построить дома для них. Построим для них дома?
Логопед делит детей на 2 команды: 1 будет «строить» дом для Иванушки-малыша, а 2 – для Ивана-великана. Затем дети решают, какой дом они будут строить и распределяют обязанности, !по ходу рисования уточняют, что делает тот или иной специалист, из чего, с помощью каких инструментов.
Распределение обязанностей: дети тянут жребий и узнают, кем они будут (бетонщик, каменщик, кровельщик, стекольщик, столяр, маляр, сантехник)
По ходу «строительства» логопед выставляет последовательные картинки «Как построить новый дом», которые потом будут служить детям планом для рассказа.
*- Что нужно сделать перед тем, как построить новый дом? (Решить какой он будет) Кто это решает? (Архитектор)
-Давайте мы с вами побудем архитекторами и решим, какие дома мы будем строить. (Для Иванушки-малыша – маленький домик, для Ивана-великана – большой домище) Из какого материала? Сколько этажей?
**- Что делают потом? (Измеряют местность – мы будем «строить» нарисованный дом, роют котлован, закладывают фундамент – подходят бетонщики из 1 и 2 команд и рисуют фундамент по опорным точкам)
*** - Что потом? (строят стены – каменщики по опорным точкам рисует стену дома) Кто еще помогает строить стены (крановщик)
****Затем кровельщики рисуют крышу.
*****Стекольщик рисует окна.
******Маляр – красит стену.
*******Столяр – дверь, и приклеивает мебель внутри (1 – диванчик, столик; 2 – диванище, столище)
********Сантехник приклеивает раковину.
- Ну, вот мы и построили дома, Иваны нам очень благодарны. Красиво получилось?
Затем одному человеку из каждой команды предлагается рассказать, как они строили дом по опорным картинкам.
III. Итог занятия (1-2 мин.)
- Что мы сегодня узнали?