Статья на тему «Стройте свою жизнь правильно»
Тема выступления: «Стройте свою жизнь правильно»
Учитель начальных классов: Кирюхина Валентина Ивановна
«Общее начальное образование (1 – 4 классы)»
Муниципальная казённая общеобразовательная организация
Большекандалинская средняя школа
муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области
Драгоценное время детства и отрочества дано,
чтобы человек не только обогатился знаниями,
но и нашёл свой собственный путь к духовным
ценностям поколений, открыл для себя
чувства любви и долга, приобщился к делам
милосердия и сострадания, нашёл своё призвание,
раскрыл бы таланты, сокрытые в нём.
Иоанн, (Экономцев).
Вот уже на протяжении 30 лет я работаю учителем начальных классов в сельской школе. Срок для меня уже долгий, за это время было много интересного и ценного в моей работе с детьми. С младшего возраста мои любимые родители, к сожалению, они остались только в памяти, старались привить мне самые лучшие общечеловеческие ценности, за что я им очень благодарна. Я с детства осознавала, что нужно проявлять любовь и уважение к людям, оставаться честным при любых обстоятельствах, не быть равнодушными ко всему живому на земле, к природе. Именно родители в каждом своём ребёнке должны заложить азы правильного человека. А дальше на пути у каждого ребёнка должны встретиться такие люди, которые бы смогли разглядеть его как отдельную личность и развивать в нём всё самое светлое и хорошее. И я вот уже на протяжении долгих лет стараюсь «видеть» в школе каждого ученика, установить с ним тесный контакт, стать для него не просто учителем, а другом, готовым прийти на помощь в любой жизненной ситуации. А ведь ребёнок, в каком бы возрасте он не был, должен уметь высказываться сам, слушать других, уважать их мнение, делать правильные выводы.
В настоящее время очень большое внимание уделяется нравственному воспитанию. Поэтому сейчас очень нужно современной школе воспитать нравственно здоровое молодое поколение. К.Д. Ушинский само понятие воспитание определял, как «духовное питание воспитанника и восхождение с ним на новый уровень отношений с миром и самим собой».
Как учитель, я не должна только детям давать знания по предметам. Работая в школе, я обязана привить детям положительные качества: уважение, честность, доброту, трудолюбие, … список можно продолжать до бесконечности. Но… Я никогда не говорю детям о том, что мы, например, сейчас будем говорить о доброте. «Касаться» качеств человека я должна постоянно, в зависимости от ситуации. Приводить примеры, разбирать поступки, показывать личный пример, разбирать ту или иную ситуацию… - всё я стараюсь делать вовремя, сразу, а не откладываю на потом. Если ребёнок поступил неправильно, я никогда не скажу, что поговорим завтра, мне сейчас некогда. Ведь ребёнок большую часть времени проводит в школе, поэтому у меня идёт постоянный процесс работы с детьми не только во время уроков, но и на переменах, и во внеурочное время.
Как же я помогаю детям стать чистыми духовно-нравственными людьми? Какие качества развиваю в моих малышах, какие упражнения помогают мне для воспитания детского характера?
1.Уважение.
Нужно проявлять уважение к каждому человеку. Это значит нужно ему уделить особое место среди Божьих творений, нужно смотреть на него так, как смотрит на нас Бог, и общаться с ним так, как он с нами общается. Уважение является основой различных черт характера человека, это очень важное качество, которое нужно развивать. Хорошее поведение характеризуется уважением по отношению к другим. Человек, уважающий других, должен иметь хорошие манеры, вежливо разговаривать, убирать за собой, чтобы другим не пришлось это делать, соблюдать законы, не портить чужие вещи и предметы.
а) Подумайте и напишите или расскажите, к кому вы должны проявлять уважение:
- Дом ______________________________________________________
- Школа ____________________________________________________
- Улица ____________________________________________________
- Рабочее место _____________________________________________
- Лагерь ____________________________________________________
Затем ответы детей обсуждаются, они доказывают свою точку зрения, соглашаются и не соглашаются с примерами своих одноклассников.
б) Как бы вы поступили в каждой ситуации:
-В класс пришёл новенький.
-Ученик взял без проса чужую вещь… т. д.
Чем больше дети высказывают различные продолжения ситуаций, тем с ними интереснее получается разговор.
в) Сделай свой выбор – быть или не быть человеком, уважающим других людей.
Ребятам интересно сначала работать в парах, высказать своё мнение и доказать, а затем по кругу передавая любой позитивный предмет (цветок, шарик, книгу, …), сделать свой выбор. Таким образом, ребята младших классов учатся высказывать своё мнение, а также выслушивать других и уважать их мнение.
2.Честность.
Честность всегда связана с правдой. Честные люди должны быть правдивыми не только в словах, но и поступках. Они говорят правду даже тогда, когда это может принести им неприятности. Честным людям можно доверять, положиться на них, они не обманывают людей. Очень важно у младших школьников воспитывать честность. Они всегда хотят чем-то похвалиться, и может быть, даже не осознанно их слова переходят в ложь. Нужно уловить этот момент и прийти им на помощь.
а) Подумай, обведи ДА или НЕТ, чтобы ответить на вопросы (вопросы могут дети сами формулировать, так получается ещё лучше, но обязательно ребята должны раскрыть ответ, доказать, привести примеры, будет очень хорошо, если эти примеры будут из их жизненного опыта. Здесь должна быть очень доверительная и честная беседа).
ДА НЕТ 1. Тяжело ли вам слышать про себя правду?
ДА НЕТ 2. Правильно ли вы поступаете, услышав правду?
ДА НЕТ 3. Огорчишься ли ты, если тебя поймают на лжи?
ДА НЕТ 4. Помогает ли честность тебе хорошо учиться и работать?
ДА НЕТ 5. Ты считаешь себя честным человеком?
б) Лоскутное покрывало. Что вы будете делать, чтобы оставаться честным человеком, заполните прямоугольники. Незаполненные – украсьте узорами. Украсьте покрывало как можно лучше. (Это очень интересное задание, ребята показывают не только свою позицию, но и своё творчество. Количество прямоугольников с каждым разом увеличивается. Н –р: 3, 6, 9, 12, …)
в) Сделай свой выбор – быть или не быть честным человеком.
Здесь особое внимание обратить не только на слова, которые скажут дети, а в дальнейшем следить за их поступками. Ведь сказать - «да» могут все даже хором, а на деле проявят себя неправильно.
3. Доброта.
Уважение – это основа доброты. Добрый человек всегда помогает окружающим, стремится быть с ними вежливым, проявляет о них заботу и уважение. Добрый человек не хочет, чтобы с ним поступали плохо и сам не стремится плохо поступать. Особенно не нужно забывать о доброте, когда нам плохо, мы становимся грубыми и злыми, забываем о окружающих нас людях. Библия говорит: «За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Когда человек благодарен Богу за всё, что у него есть, что он имеет, то он будет щедрым и будет делиться с другими людьми. Но если человек постоянно думает о том, что он мало имеет и как ещё ему много хочется получить, он будет эгоистом и жадным человеком. Своим деткам с первого дня напоминаю о том, что если ты хочешь съесть в школе конфету или яблоко, то угости всех. Если нет возможности, то ешь дома. И мне очень приятно видеть, как мои детки с охотой делятся со своими одноклассниками. Я считаю, что это уже успех, пусть даже маленький. Но с таких незаметных поступков они начинают строить свою жизнь правильно.
а) Изобрази доброго смайлика под фразой о добре и злого, если вы прочитали недоброе высказывание.
В свободном месте сбоку вместо недобрых фраз напишите добрые.
Я знаю, что моему другу очень грустно, он получил плохую оценку, мне не хочется с ним разговаривать.
Мамочка, я знаю, что ты устала. Я хочу тебе помочь!
Рада с тобой познакомиться! Знаешь, мы тут собираемся поиграть в игру. Хочешь с нами?
Каждая ситуация разбирается, ребята делают выводы, помогают друг другу.
б) Мешочек доброты.
В классе на видном месте висит мешочек, в который детки по мере необходимости опускают фигурки, если они сделали какое-то доброе дело или добрый поступок. Обратить внимание на то, что многие начинают хитрить и специально делают незначительные поступки, опуская то и дело свою «доброту» в мешочек.
в) Лесенка.
Как вы считаете, какую ступеньку вы занимаете? Нарисуйте на ней себя, обоснуйте свой ответ. Ребята высказывают своё мнение, рассуждают.
г) Сделай свой выбор – быть или не быть добрым человеком.
В конце только хочу добавить:
-Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
-Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
-Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
-Если ребёнок растёт в упрёках, он учится с чувством вины.
-Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
-Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
-Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
-Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
- Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Любите детей и своё дело, которому Вы посвятили свою жизнь!