Пояснительная записка к презентации
Раздел: «Основы социализации и общения»
Тема: «Моя профессия - пчеловод»
Цель: Знакомство с профессией пчеловод.
Задачи:
Дать первоначальные представления детям о профессии пчеловод (история, значение данной профессии и т.д.).
Способствовать развитию интереса и желания быть пчеловодом.
Воспитывать уважение и любовь к труду.
Планируемый результат:
Усвоение основных знаний о профессии пчеловод.
Появление желания освоить данную профессию в будущем.
Оборудование: ноутбук (МС), презентация, мед в баночке, дымарь, положок, шапка с сеткой.
Ход занятия.
Ритуал начала занятия:
Дети стоят полукругом. Воспитатель начинает…
У меня есть улыбка?
Воспитатель улыбается.
Я хочу видеть ваши…
Дети улыбаются.
У меня есть доброе сердце?
Воспитатель прикладывает руку к сердцу.
Мне хотелось бы чувствовать ваше…
Дети прикладывают руки к сердцу,
а потом соединяют свои руки с руками воспитателя.
Я всех приветствую «Здравствуйте»
И вы приветствуйте всех….
Дети хором говорят «Здравствуйте!»
Воспитатель предлагает детям занять свои места.
Введение в тему
Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку. Скажите о ком она…
Летит - гудит,
Слайд 1 –жужжание пчел
Сядет - молчит.
Целый день в трудах,
То в лугах, то в садах.
И кто ей друг -
Тот всегда с медком.
А кто ей не люб -
Спасайся бегом!
Воспитатель: О ком эта загадка?
Дети: О пчеле.
Слайд 2
Воспитатель: Правильно, загадка о пчеле. Пастух пасет овец и коров, а кто пасет пчел и ухаживает за ними? Что за человек такой? Подумайте и скажите. Подсказка на экране….
Слайд 3
Дети: Пчеловод.
Воспитатель: Правильно, пчеловод. Ребята, кто из вас знает как в простонародье называют пчеловода?
Дети: Пасечник.
Воспитатель: Правильно, пасечник. Пчеловод и пасечник равнозначные понятия. Сегодня мы познакомимся с профессией пчеловод. Таким образом, тема нашего занятия «Моя профессия – пчеловод». Итак…
Слайд 4
Коррекционно-развивающий блок
Слайд 5
Воспитатель: Все вы, конечно, любите мед. Так?
Дети: Да.
Воспитатель: В ароматных янтарных каплях меда будто собраны настой цветущих луговых трав, запах июльских липовых рощ, искры солнца. И еще в них огромный труд удивительных насекомых — медоносных пчел и человека, ухаживающего за ними.
Слайд 6
Пчеловод — профессия древняя. В далекие времена люди охотились за медом — отыскивали в лесу дупла с пчелами, разоряли их, выламывали медовые соты и уносили домой. Посмотрите на экран.
Слайд 7
Это занятие требовало наблюдательности, осторожности, опыта и, как всякая охота, смелости и мужества. Людей, промышлявших медом, считали умелыми и храбрыми: найти гнездо пчел в дремучем лесу и взять у них мед совсем не просто. Разъяренные дикие насекомые обращали в бегство не одного сборщика, а ведь надо было еще влезть на толстое дерево и там, на высоте, разворотить дупло.
Слайд 8
Со временем пчел стали держать на пасеках, возле дома, в дуплянках — кусках дуплистого дерева, колодах — толстых долбленых кряжах, в плетенных из соломы или хвороста кошелках. Пчеловодство из лесного промысла постепенно стало домашним занятием.
Современная пасека отличается от пасеки прошлых веков. Пчелы теперь живут в других домиках. Ребята, а вы знаете, как называются домики пчел?
Дети: Улья.
Воспитатель: Правильно, улья. Улей - это дом для пчел. Посмотрите на экран. Вот так он выглядит. Слайд 9
Весной пчелы вылетают из ульев и отправляются искать сладкий сок - нектар.
Слайд 10-1
Нектар пчела высасывает хоботком и летит к себе домой в улей.
Слайд 10-2
В нем пчела строит из воска много сотов, куда она будет складывать мед.
Пчеловоду необходимо очень много знать, особенно биологию пчел, устройство их жилья, болезни, вредителей и меры борьбы с ними. От этого и зависит результат его кропотливого труда. Если пчелы содержаться в хороших условиях, то и меда они дадут гораздо больше, нежели у нерадивого пасечника. Работает пчеловод круглый год, в течение года ведет он наблюдение за своими питомцами.
Самое интересное, что пчелы знают своего хозяина по запаху. Если на пасеке будет работать он, то пчелы спокойны. А если чужой могут покусать и очень сильно. Особенно пчелы не любят резких запахов (например, одеколона, пота и т.д.) и резких движений.
Слайд 11
Чтобы пчелы его не кусали, пчеловод надевает специальный костюм или шапку с сеткой. А теперь посмотрите, как в действительности выглядит эта шапка. Давайте примерим и ощутим себя немного пчеловодами.
Воспитатель показывает шапку с сеткой, дети примеряют.
Слайд 12
А сейчас, внимательно слушайте меня и смотрите на экран. Прежде чем начать работать с пчелами, пчеловод берет дымарь, набивает его разными палочками и разжигает его. Посмотрите как он выглядит в действительности.
Воспитатель показывает детям.
Слайд 13-1
Потом пчеловод подходит к улью, снимает крышку. Посмотрите, под крышкой лежит подушка. Она нужна, чтобы пчелам было тепло.
Слайд 13-2
А под подушкой лежит холстик – положок. Посмотрите, как он выглядит. Можно потрогать и понюхать.
Дети рассматривают положок.
Слайд 14 – 2 клика
Затем пчеловод приоткрывает холстик и начинает дымарить, пчелы прячутся от дыма и можно спокойно смотреть пчел и даже доставать рамки с медом.
Слайд 15
В ульях живет много пчел, там есть рабочие пчелы, трутни и матка.
Матка отличается от других пчел, у нее длинный хвостик, маленькие крылышки. Она самая большая. Рабочая пчела имеет полоски на брюшке, сама мохнатенькая, а на лапках имеются, особенно во время медосбора, мешочки с пыльцой. Трутень больше рабочей пчелы. У него гладкое черное брюшко с яркими желтыми полосками. Посмотрите на экран.
Воспитатель: Кто из диких животных любит мед?
Слайд 16
Дети: Медведь.
Воспитатель: Правильно. Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку мишки, который от души накушался меда и рад несказанно!!!
Физкультминутка.
Слайд 17
Коррекционно-развивающий блок
Слайд 18
Воспитатель: Летом пчеловоды собирают мед, наливают его в бочонки или банки. А какой он мед по вкусу?
Дети: Вкусный, сладкий, полезный.
Воспитатель: Мед действительно очень вкусен и полезен. Он лечит многие болезни. Например, когда болит горло или человек простужен. В этом случае нужно пить чай с медом или теплое молоко с медом.
Слайд 19
Кроме меда есть другие продукты пчеловодства –1 прополис, 2-пыльца-перга, 3-маточкино молоко. Все они используются в медицине и косметической промышленности – из прополиса изготавливают настойки для полоскания горла и полости рта при инфекционных заболеваниях, перга используется в пищу при малокровии, маточкино молочко в косметической промышленности как основа для кремов и т.д.
Я вам принесла сегодня на занятие мед и прополис. Посмотрите, как они выглядят и пахнут.
Воспитатель показывает каждому ребенку
баночку с медом и прополис. Прополис дети трогают и нюхают.
После занятия, а именно после ужина мы с вами попьем чай с медом и пригласим наших гостей. Хорошо?
Дети: Да!
Слайд 20
Воспитатель: Ребята, есть еще одно важное преимущество этой профессии – работа на пасеке способствует и укреплению здоровья. Многие из пчеловодов являются долгожителями. На пасеке создается тот особый микроклимат, который оказывает благотворное влияние на здоровье. Например, жужжание пчел успокаивает.
Давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Слайд 21
Пчелки в домике сидят,
Дети складывают руки треугольником над головой.
И в окошечки глядят.
Руки складываются козырьком над бровями.
Дети поворачивают туловище из стороны в стороны.
Пчелки кушать захотели,
Дети гладят живот одной рукой, потом другой.
Полетели, полетели.
Выполняют машущие движения руками.
Итог занятия.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Надеюсь, вы сегодня много нового узнали на занятии, и запомните, пчеловодством увлекаются люди самых разных возрастов, убеждений, вкусов и профессий. И не только в сельской местности, но и в городах. Всех их роднит одна страсть — безграничная любовь к природе и пчелам.
А теперь, в заключении, посмотрим видеоролик о профессии пчеловод. А на следующем занятии мы посмотрим подробный фильм об этой профессии и обязательно сходим в Пчелоцентр посмотреть инвентарь и медовую продукцию... Итак…
Слайд 22
Просмотр видеоролика.
Ритуал окончания занятия:
Слайд 23
Круг друзей.
Стоя в кругу, всем взяться за руки, пожать их в такт музыки. Потом посмотреть по очереди на всех.
Рефлексия:
Что больше всего понравилось на занятии?
С каким настроением уходим?