Урок физики для 11 класса «Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний»
Тема урока «Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний». (11 класс) 1/5
Цель: определить и изучить физические характеристики механических колебаний: частота, период амплитуда.
Задачи.
Образовательные:
1. работая над созданием рисунка, обсуждая информацию в группах и в классе добиться осознанного усвоения обучающимися понятий «колебания», «период», «частота», «амплитуда»;
2. используя демонстрационный эксперимент и личный опыт обучающихся выяснить, от каких физических величин зависит период математического и пружинного маятников;
3. при выполнении самостоятельной работы показать обучающимся значение данной темы в практике, в жизни.
Воспитания:
1.в ходе проведения эксперимента, работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;
2.способствовать воспитанию в учащихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение;
3.работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников.
Развития:
1. продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету используя занимательный материал, демонстрационный эксперимент;
2.используя правила написание синквэйна и выражая свое отношение к теме развивать рефлексивную культуру школьника;
3. высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у учащихся умение говорить, анализировать, делать выводы;
УДД:
Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации, используя графические модели.
Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технология педагогических Мастерских.
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности). |
Обеспечить деятельность по определению целей урока. |
Предлагает обсудить притчу, посмотреть ДЭ и назвать тему урока, определить цель. |
Высказывают свое мнение. Определяют тему урока и цель. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
5 мин. |
Операционно – исполнительный компонент |
||||||
3. |
Изучение нового материала. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному определению характеристик и особенностей человеческого зрения. |
Предлагает организовать деятельность согласно этапам технологии Педагогических Мастерских. |
Выполняют предложенные учителем задания. Работают индивидуально, в парах, в группах. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
30 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент |
||||||
4. |
Подведение итогов, рефлексия. |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы». |
Отвечают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
5. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на доске. №18-20 |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Содержание урока.
Учитель. Я хочу рассказать вам притчу. В одном городе жил мудрец. Он знал ответы на простые и сложные вопросы. Но однажды, злой человек решил доказать всем что мудрец знает не все. «Поймаю бабочку и спрошу, его живая она или нет. Если он ответит, что живая я убью ее, а если мертвая, то отпущу». Так решил злой человек. Мудрец думал недолго «Все в твоих руках» ответил он. В ваших руках результат и успех нашей с вами работы на уроке. Итак, начинаем.
Посмотрите несколько простых и знакомых вам экспериментов. (Д.Э. маятник на пружине, математический маятник, метроном, камертон, весы и др.) Что общего вы заметили в этих опытах? Верно. Перед вами примеры механических колебаний. Сформулируйте тему урока. Если мы сегодня не вспомним основные характеристики колебаний, то нам будет трудно справиться с более сложными понятиями и явлениями в электродинамике.
Нарисуйте слово «Колебания». Запишите ассоциации, которые вызывает у вас это слово.
Этапы технологии.
Этапы урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
1. «Индукция» |
Создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. |
Нарисуйте слово «колебание»; - Запишите ассоциации, которые возникают у вас во время работы над рисунком |
- Рисуют в тетрадях познавательный объект. |
Создать потребность в познании. Создать мотив к познанию. |
2. «Социализация» |
Выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция) |
Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами". |
Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами. |
Применение полученных знаний для решения практических задач. |
3. «Афиширование» |
Вывешивание «произведений» - работ учеников в классе, ознакомление с ними |
Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. |
Представляют результаты работы групп. |
Совершенствуются навыки логического мышления. |
4. "Разрыв" |
Внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому |
1. Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. 3. Выполняют фронтальный эксперимент |
1. Осознают возникшие познавательные противоречия. |
Совершенствуются навыки логического мышления и понимания, что обеспечивает более прочное усвоение материала. |
Какие проблемы возникли, что вы еще не знаете? Вы найдете ответы на свои вопросы, если прочитаете текст и составите кластер, используя материал параграфов №18,№19.
Физкультминутка. Я хочу провести с вами такое упражнение. Попрошу вас правильно реагировать на вопрос-задание. Поднимите правую руку те, кто увлечён вопросами загадок и тайн природы, историей. Поднимите левую руку те, кто увлекается музыкой и танцами. А теперь поднимите обе руки те, кто увлечён компьютером. Захлопайте в ладоши те, кто увлекается спортом. Вот и хорошо! Сегодня я работаю с интересными учениками, которые занимают активную жизненную позицию.
После физкультминутки самостоятельно выполняют задание в тетрадях.
Обсуждение.
Подведем итоги. Пора делать выводы.
«Я всегда хочу учиться, но не всегда хочу, чтобы меня учили». (У. Черчилль)
Задание. Составьте кластер, используя ответы на предложенные вопросы. Учебник – ваш помощник!
1. Какое движение называется колебательным?
2. Какие колебания называют свободными?
3. Что такое вынужденные колебания?
4. Что такое колебательная система?
5. Что такое амплитуда?
6. Что такое период колебаний?
7. Что такое частота?
8. Как связаны между собой частота и период? Запишите формулы.
9. Траектория движения колеблющегося тела. Сделайте чертеж.
10. Условия возникновения колебаний.
«Взгляд назад». Я – высказывание.
Утверждение |
Полностью согласен |
Частично согласен |
Частично не согласен |
Полностью не согласен |
Я приобрел много новой информации по теме урока |
||||
Я чувствовал себя комфортно |
||||
Информация, полученная на уроке, пригодиться мне в дальнейшем |
||||
Я получил ответы на все свои вопросы по теме урока. |
||||
Я обязательно поделюсь информацией с друзьями полученной информацией. |