12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Пархоменко Геннадий Владимирович45 Мое призвание резьба по дереву! Казахстан, Акмолинская область, город Кокшетау |
Календарно-тематическое планирование «Умелые ручки»
ТАҚЫРЫПТЫҚ КҮНТІЗБЕ
ЖОСПАРЫ
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МҰҒАЛІМ:
УЧИТЕЛЬ: Пархоменко Геннадий Владимирович
Пояснительная записка
І. Пояснительная записка.
На территории Казахстана издревле были развиты народные промыслы резьбы по дереву, камню и кости. Казахстан носитель древней и богатой истории, в наше время является полиэтническим и поликультурным государством. Казахстан может в короткое историческое время стать не только региональным, политическим, но и культурным центром всей Евразии. Для этого есть все предпосылки. Если в Японии миниатюрная скульптура НЭЦКЭ исчерпав свои утилитарные, прикладные, этнические и экономические ресурсы стала искусством прошлого, то на территории Казахстана этот вид искусства находится в самом начале своего развития. Богатый национальный коллорит, древний эпос, народный фольклор, легенды и сказки помноженные на мастерство и фантазию современных резчиков, вот те составляющие развития миниатюрной пластики, как отдельного направления в искусстве Казахстана.
Задачи :
1.Формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и художественно-творческого опыта.
2. Развитие интереса и способности к художественно- творческой деятельности.
3. Воспитание нравственности и культуры поведения.
Цель :
Формирование основ эстетической культуры в процессе приобщения детей среднего школьного возраста к изобразительной художественно-творческой деятельности /резьба по дереву в миниатюрной пластике/.
В кружке предусмотрено и проводится с учащимися:
- участие в обучающихся выставках,
- посещение музеев на территории области и республики,
- творческая работа учащихся,
- проведение воспитательных мероприятий в группе,
- индивидуальные творческие работы учащихся;
- профессиональная ориентация;
-повышение культуры поведения.
Общий объем учебной нагрузки - 4 часа в неделю, общее количество – 144 часов – 1 год обучения.
Общий объем учебной нагрузки - 6 часа в неделю, общее количество – 216 часов – 2 год обучения.
Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству может выступить в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, хозяйственной и т.д.
Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового. Творчество в труде – это не редкость, не исключение, а наиболее естественное, полноценное выражение человеческих возможностей. Важное значение в процессе творчества имеет воображение, т. е. мысленное представление образов и оперирование ими. Известно также, что творческие возможности зависят не только от способностей, ума, но и от определённых черт характера. В определённые годы детства обнаруживаются возрастные предпосылки творчества. Очевидно, необходимы своевременные и целенаправленные воспитательные воздействия, чтобы закрепить их, обогатить и направить в желаемую сторону. Чтобы развитие творческих способностей ребёнка проходили успешно и гармонично, он должен приобрести или раскрыть в себе свои качества. Этому должны помочь многочисленные практические занятия, в том числе на кружке “Резьба по дереву”. Вся система занятий не только пробуждает творческую активность, но и позволяет овладеть средствами воплощения задуманного.
Таким образом, правильно организованное творческое развитие выявляет и укрепляет творческое начало в детях. Своевременное приобщение ребёнка к миру помогает становлению творческой активности не только в художественно-творческой сфере, но и в любой другой, которой будет заниматься в дальнейшем.
Только благодаря постоянным упражнениям, связанным систематическими занятиями, поддерживается и развиваются соответствующие способности. Одной из основных задач стоящих перед учителем является задача всестороннего развития личности ребёнка.
Учащимся нужно обязательно объяснить, что при рыночной экономике потребности в работниках различных профессий будет изменчивым, а требования к ним возрастут. На рынке рабочей силы возникает конкуренция, компетентные и добросовестные работники будут цениться. Особое значение имеет организация деятельности учащихся, у которых проявляются технические и творческие способности. Занимаясь техническим творчеством, учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.
Немаловажное значение техническое творчество имеет для расширения политехнического кругозора школьников. В процессе творческой технической деятельности учащиеся сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях по технике: изучении специальной литературы, ознакомлении с новинками техники, консультациях специалистов.
Техническое творчество способствует также приобретению опыта технической творческой деятельности, имеющего огромное значение для формирования личности. Во-первых, он позволяет на основе полученных знаний и умений приобретать новые. Во-вторых, опыт в определенной степени уменьшает вероятность выбора ошибочного пути при решении технических задач. В-третьих, опыт способствует выработке умений переноса знаний и умений в новые условия применения. В практике творческой деятельности известно много случаев, когда сложные технические задания решались именно благодаря переносу опыта решения аналогичных задач.
САБАҚ КЕСТЕСІ
РАСПИСАНИЕ КРУЖКОВ И ПЕРЕРЫВОВ
1 - СМЕНА
Саб. № урока | Үзілістер перерывы | ДС. ПН. | СС. ВТ. | СР. СР. | БА. ЧТ. | ЖМ. ПТ. | СН. СБ. |
2 год обучения | 15:30-16:15 16:20-17:05 | 15:30-16:15 16:20-17:05 | 15:30-16:15 16:20-17:05 |
2. Наименование разделов и количество часов
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Техника безопасности с режущими инструментами. | 6 | 6 | |
2 | Декоративно - прикладное искусство. | 22 | 4 | 18 |
3 | Художественная обработка древесины | 38 | 20 | 18 |
4 | Художественное проектирование. | 72 | - | 72 |
5 | Материаловедение: древесина. | 78 | 14 | 64 |
Всего | 216 |
3. Кружок «Умелые ручки_»
№ п/п | № урока | Раздел. Тема | Количество часов | Сроки | Примечание | |||
Теория | Практика | |||||||
Техника безопасности с режущими инструментами -6 часов | ||||||||
| 1-4 | Соблюдение правил техники безопасности при работе с режущими инструментами | 4 | |||||
| 5-6 | Основные опасности при работе. Правильные приемы работы. Охрана труда. Оказание доврачебной помощи при травмах. | 2 | |||||
Декоративно - прикладное искусство -22 часа | ||||||||
3. | 1-4 | Перевод сюжета из пластилина в дерево. Подготовительные работы. | 4 | |||||
4. | 5-8 | Технические решения. Переноса изображения в дерево. | 4 | |||||
5. | 9-12 | Сохранение основных параметров сюжета с допуском при грубой обработке материала | 4 | |||||
6. | 13-16 | Детализация. Высокая точность трактовки мельчайших элементы изображения. | 4 | |||||
7. | 17-22 | Декоративность в оформлении миниатюрной пластики, использование гравировального узора. | 6 | |||||
Художественная обработка древесины – 38 часов | ||||||||
8. | 1-4 | Места обработки древесины. | 4 | |||||
9. | 5-8 | Режущие инструменты. | 4 | |||||
10. | 9-12 | Ножи, резаки, наборы стамесок. | 4 | |||||
11. | 13-16 | Измерительные инструменты: циркуль, угольник, малка, ерунок, нутромер. | 4 | |||||
12. | 17-20 | Электрифицированные инструменты: лобзик, шлифовальные машины, фрезер, токарный станок и др. | 4 | |||||
13. | 21-24 | Изделия заданных размеров. | 4 | |||||
14. | 25-28 | Технологические процессы обработки | 4 | |||||
15. | 29-36 | Подготовка поверхности под резьбу | 8 | |||||
16. | 37-38 | Дизайн изделий. | 2 | |||||
Художественное проектирование -72 часов | ||||||||
17. | 1-22 | Виды резьбы. Контурная резьба | 22 | |||||
18. | 23-40 | Плоскорельефная резьба | 18 | |||||
19. | 41-72 | Геометрическая резьба. | 32 | |||||
Материаловедение: древесина-78 часов | ||||||||
20. | 1-4 | Породы древесины. Основные свойства.. | 4 | |||||
21. | 5-8 | Строение древесины. Пороки древесины. | 4 | |||||
22. | 9-12 | Определение влажности. Сушка древесины. Правила хранения пиломатериалов | 4 | |||||
23. | 13-18 | Виды пиления. | 6 | |||||
24. | 19-46 | Выполнение резьбы, соединение | 2 | 26 | ||||
25. | 47-50 | Строгание. | 4 | |||||
26. | 51-52 | Ручная обработка. Работа с электрифицированными инструментами | 2 | |||||
27. | 53-54 | Основные и вспомогательные технологические операции. Трудоемкость операций. Точность и качество. | 2 | |||||
28. | 55-56 | Технология как рациональный выбор заготовок, инструментов, приспособлений, технологических операций. | 2 | |||||
29. | 57-58 | Сверление, точение. | 2 | |||||
30. | 59-62 | Долбление. | 4 | |||||
31. | 63-66 | Раскалывание. | 4 | |||||
32. | 67-70 | Высечка, вырубка. | 4 | |||||
33. | 71-76 | Шлифование. | 6 | |||||
34. | 77-78 | Отделка лакокрасочными материалами. | 2 | |||||
Всего | 216 |
4.Перечень тем промежуточной и итоговой аттестации:
Промежуточная аттестация
1)Выставка готовых работ
2) Участие в конкурсах
Итоговая аттестация
5) Итоговая выставка