Календарно-тематическое планирование «Умелые ручки»
ТАҚЫРЫПТЫҚ КҮНТІЗБЕ
ЖОСПАРЫ
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МҰҒАЛІМ:
УЧИТЕЛЬ: Пархоменко Геннадий Владимирович
Пояснительная записка
І. Пояснительная записка.
На территории Казахстана издревле были развиты народные промыслы резьбы по дереву, камню и кости. Казахстан носитель древней и богатой истории, в наше время является полиэтническим и поликультурным государством. Казахстан может в короткое историческое время стать не только региональным, политическим, но и культурным центром всей Евразии. Для этого есть все предпосылки. Если в Японии миниатюрная скульптура НЭЦКЭ исчерпав свои утилитарные, прикладные, этнические и экономические ресурсы стала искусством прошлого, то на территории Казахстана этот вид искусства находится в самом начале своего развития. Богатый национальный коллорит, древний эпос, народный фольклор, легенды и сказки помноженные на мастерство и фантазию современных резчиков, вот те составляющие развития миниатюрной пластики, как отдельного направления в искусстве Казахстана.
Задачи :
1.Формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и художественно-творческого опыта.
2. Развитие интереса и способности к художественно- творческой деятельности.
3. Воспитание нравственности и культуры поведения.
Цель :
Формирование основ эстетической культуры в процессе приобщения детей среднего школьного возраста к изобразительной художественно-творческой деятельности /резьба по дереву в миниатюрной пластике/.
В кружке предусмотрено и проводится с учащимися:
- участие в обучающихся выставках,
- посещение музеев на территории области и республики,
- творческая работа учащихся,
- проведение воспитательных мероприятий в группе,
- индивидуальные творческие работы учащихся;
- профессиональная ориентация;
-повышение культуры поведения.
Общий объем учебной нагрузки - 4 часа в неделю, общее количество – 144 часов – 1 год обучения.
Общий объем учебной нагрузки - 6 часа в неделю, общее количество – 216 часов – 2 год обучения.
Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству может выступить в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, хозяйственной и т.д.
Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового. Творчество в труде – это не редкость, не исключение, а наиболее естественное, полноценное выражение человеческих возможностей. Важное значение в процессе творчества имеет воображение, т. е. мысленное представление образов и оперирование ими. Известно также, что творческие возможности зависят не только от способностей, ума, но и от определённых черт характера. В определённые годы детства обнаруживаются возрастные предпосылки творчества. Очевидно, необходимы своевременные и целенаправленные воспитательные воздействия, чтобы закрепить их, обогатить и направить в желаемую сторону. Чтобы развитие творческих способностей ребёнка проходили успешно и гармонично, он должен приобрести или раскрыть в себе свои качества. Этому должны помочь многочисленные практические занятия, в том числе на кружке “Резьба по дереву”. Вся система занятий не только пробуждает творческую активность, но и позволяет овладеть средствами воплощения задуманного.
Таким образом, правильно организованное творческое развитие выявляет и укрепляет творческое начало в детях. Своевременное приобщение ребёнка к миру помогает становлению творческой активности не только в художественно-творческой сфере, но и в любой другой, которой будет заниматься в дальнейшем.
Только благодаря постоянным упражнениям, связанным систематическими занятиями, поддерживается и развиваются соответствующие способности. Одной из основных задач стоящих перед учителем является задача всестороннего развития личности ребёнка.
Учащимся нужно обязательно объяснить, что при рыночной экономике потребности в работниках различных профессий будет изменчивым, а требования к ним возрастут. На рынке рабочей силы возникает конкуренция, компетентные и добросовестные работники будут цениться. Особое значение имеет организация деятельности учащихся, у которых проявляются технические и творческие способности. Занимаясь техническим творчеством, учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.
Немаловажное значение техническое творчество имеет для расширения политехнического кругозора школьников. В процессе творческой технической деятельности учащиеся сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях по технике: изучении специальной литературы, ознакомлении с новинками техники, консультациях специалистов.
Техническое творчество способствует также приобретению опыта технической творческой деятельности, имеющего огромное значение для формирования личности. Во-первых, он позволяет на основе полученных знаний и умений приобретать новые. Во-вторых, опыт в определенной степени уменьшает вероятность выбора ошибочного пути при решении технических задач. В-третьих, опыт способствует выработке умений переноса знаний и умений в новые условия применения. В практике творческой деятельности известно много случаев, когда сложные технические задания решались именно благодаря переносу опыта решения аналогичных задач.
САБАҚ КЕСТЕСІ
РАСПИСАНИЕ КРУЖКОВ И ПЕРЕРЫВОВ
1 - СМЕНА
Саб. № урока |
Үзілістер перерывы |
ДС. ПН. |
СС. ВТ. |
СР. СР. |
БА. ЧТ. |
ЖМ. ПТ. |
СН. СБ. |
2 год обучения |
15:30-16:15 16:20-17:05 |
15:30-16:15 16:20-17:05 |
15:30-16:15 16:20-17:05 |
2. Наименование разделов и количество часов
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Техника безопасности с режущими инструментами. |
6 |
6 |
|
2 |
Декоративно - прикладное искусство. |
22 |
4 |
18 |
3 |
Художественная обработка древесины |
38 |
20 |
18 |
4 |
Художественное проектирование. |
72 |
- |
72 |
5 |
Материаловедение: древесина. |
78 |
14 |
64 |
Всего |
216 |
3. Кружок «Умелые ручки_»
№ п/п |
№ урока |
Раздел. Тема |
Количество часов |
Сроки |
Примечание |
|||
Теория |
Практика |
|||||||
Техника безопасности с режущими инструментами -6 часов |
||||||||
|
1-4 |
Соблюдение правил техники безопасности при работе с режущими инструментами |
4 |
|||||
|
5-6 |
Основные опасности при работе. Правильные приемы работы. Охрана труда. Оказание доврачебной помощи при травмах. |
2 |
|||||
Декоративно - прикладное искусство -22 часа |
||||||||
3. |
1-4 |
Перевод сюжета из пластилина в дерево. Подготовительные работы. |
4 |
|||||
4. |
5-8 |
Технические решения. Переноса изображения в дерево. |
4 |
|||||
5. |
9-12 |
Сохранение основных параметров сюжета с допуском при грубой обработке материала |
4 |
|||||
6. |
13-16 |
Детализация. Высокая точность трактовки мельчайших элементы изображения. |
4 |
|||||
7. |
17-22 |
Декоративность в оформлении миниатюрной пластики, использование гравировального узора. |
6 |
|||||
Художественная обработка древесины – 38 часов |
||||||||
8. |
1-4 |
Места обработки древесины. |
4 |
|||||
9. |
5-8 |
Режущие инструменты. |
4 |
|||||
10. |
9-12 |
Ножи, резаки, наборы стамесок. |
4 |
|||||
11. |
13-16 |
Измерительные инструменты: циркуль, угольник, малка, ерунок, нутромер. |
4 |
|||||
12. |
17-20 |
Электрифицированные инструменты: лобзик, шлифовальные машины, фрезер, токарный станок и др. |
4 |
|||||
13. |
21-24 |
Изделия заданных размеров. |
4 |
|||||
14. |
25-28 |
Технологические процессы обработки |
4 |
|||||
15. |
29-36 |
Подготовка поверхности под резьбу |
8 |
|||||
16. |
37-38 |
Дизайн изделий. |
2 |
|||||
Художественное проектирование -72 часов |
||||||||
17. |
1-22 |
Виды резьбы. Контурная резьба |
22 |
|||||
18. |
23-40 |
Плоскорельефная резьба |
18 |
|||||
19. |
41-72 |
Геометрическая резьба. |
32 |
|||||
Материаловедение: древесина-78 часов |
||||||||
20. |
1-4 |
Породы древесины. Основные свойства.. |
4 |
|||||
21. |
5-8 |
Строение древесины. Пороки древесины. |
4 |
|||||
22. |
9-12 |
Определение влажности. Сушка древесины. Правила хранения пиломатериалов |
4 |
|||||
23. |
13-18 |
Виды пиления. |
6 |
|||||
24. |
19-46 |
Выполнение резьбы, соединение |
2 |
26 |
||||
25. |
47-50 |
Строгание. |
4 |
|||||
26. |
51-52 |
Ручная обработка. Работа с электрифицированными инструментами |
2 |
|||||
27. |
53-54 |
Основные и вспомогательные технологические операции. Трудоемкость операций. Точность и качество. |
2 |
|||||
28. |
55-56 |
Технология как рациональный выбор заготовок, инструментов, приспособлений, технологических операций. |
2 |
|||||
29. |
57-58 |
Сверление, точение. |
2 |
|||||
30. |
59-62 |
Долбление. |
4 |
|||||
31. |
63-66 |
Раскалывание. |
4 |
|||||
32. |
67-70 |
Высечка, вырубка. |
4 |
|||||
33. |
71-76 |
Шлифование. |
6 |
|||||
34. |
77-78 |
Отделка лакокрасочными материалами. |
2 |
|||||
Всего |
216 |
4.Перечень тем промежуточной и итоговой аттестации:
Промежуточная аттестация
1)Выставка готовых работ
2) Участие в конкурсах
Итоговая аттестация
5) Итоговая выставка