12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алешина Ольга Николаевна672
Россия, Вологодская обл., Череповец
4

«Урок урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах» с применением системы электронного голосования»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ/ -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ»

С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ

Название работы: «Урок урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах» с применением системы электронного голосования».

Автор: учитель русского языка и литературы Алёшина Ольга Николаевна.

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Образовательный центр № 11» г. Череповца Вологодской

Уровень образования: основное общее образование.

Предмет, раздел, тема: русский язык, раздел «Морфология. Глагол», тема «Правописание -тся и -ться в глаголах».

Субъекты образовательного процесса: учащиеся (5 класс).

Цель урока: формирование умения правильно писать глаголы, оканчивающиеся на -тся/-ться.

Задачи:

  • формировать умение формулировать правило «Правописание -тся/-ться в глаголах»;
  • формировать умение применять сформулированное правило при письме, различать глаголы в неопределенной форме и в третьем лице единственного и множественного числа;
  • обеспечить повторение правил употребления Ь на конце слов после шипящих;
  • совершенствовать коммуникативные навыки при работе с текстом;
  • совершенствовать умение формулировать цель и задачи деятельности, оценивать результат, соотносить с эталоном.

Критерии достижения цели урока:

  • учащиеся правильно формулируют правило «Правописание -тся/-ться в глаголах»;
  • учащиеся применяют правило при письме, правильно пишут -тся/-ться в глаголах, различают глаголы в неопределенной форме и в третьем лице единственного и множественного числа;
  • учащиеся правильно выполняют тестовые задания по теме: «Употребление Ь на конце слов после шипящих»;
  • учащиеся находят слова с изучаемой орфограммой в тексте;
  • обучающиеся умеют оценить результат работы в соответствии с эталоном.

Условия обеспечения учебной деятельности:

  • Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях \ Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская - М.: «Просвещение», 2013
  • Таблицы-подстказки для формулировки цели урока и рефлексивных действий обучающихся.
  • Тестовые задания по теме «Употребление Ь на конце слов после шипящих» (с применением системы электронного голосования) (Приложение 1)
  • Раздаточный материал с текстом и заданиями к нему (Приложение 2).

Аннотация: Урок направлен на формирование навыков правописания глаголов в третьем лице и в неопределенной форме. Учащиеся должны научиться выбирать правильное написание -тся или -ться. С целью повторения темы «Правописание глаголов» и успешного овладения новым правилом на уроке проводится тестирование с применением системы электронного голосования по теме «Употребление Ь на конце слов после шипящих».

Конспект составлен в соответствии с требованиями к уроку в рамках нового Федерального Государственного образовательного стандарта.

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Формулировка темы урока

Учитель объявляет, что тема урока связана с употреблением или неупотреблением Ь в глаголах и задает вопрос: «Какие правила употребления Ь в глаголах вам уже известны?»

Учащиеся вспоминают правила

Осуществляют осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения; умеют заменять термины определениями; выражают смысл ситуации различными средствами.

Постановка цели и задач урока

Учитель предлагает сформулировать цель урока и задачи, с помощью которых цель будет достигнута.

Ученики формулируют цель и задачи урока с опорой на ключевые слова, размещенные в таблице-подсказке на доске.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Актуализация полученных знаний.

Учитель предлагает выполнить тестовые задания с применением электронной системы голосования, затем демонстрирует результат на доске, предлагает его проанализировать.

(См. Приложение 1).

Учащиеся пользуясь пультами, выполняют тестовые задания, знакомятся с результатами теста, анализируют ошибки, формулируют правила, на которые были допущены ошибки.

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи, выражают смысл ситуации, используя схемы; сличают свой способ действия с эталоном; оценивают достигнутый результат; учатся аргументировать свою точку зрения, учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Формирование нового знания

Учитель предлагает записать на доске и в тетрадях предложения: Пятиклассница заботится о своем четвероногом друге. Подростки любят заботиться о животных: щенках, котятах и хомячках. Вопросы: Как вы написали глаголы в предложениях? Почему написание различается? Попробуйте сформулировать правило написания -тся и -ться в глаголах. Сопоставьте с определением на стр. 106 учебника.

Учащиеся записывают предложения, сопоставляют написание глаголов, пробуют объяснить употребление и неупотребление Ь в -ться и -тся глаголов, формулируют правило самостоятельно, сопоставляют с правилом, предложенным авторами учебника.

Выбирают знаково-символические средства для построения модели;

осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

осуществляют поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представляют и передают ее с учетом заданных условий общения

Первичное закрепление умений, полученных на уроке.

Учитель предлагает познакомиться с текстом и выполнить задания к нему (см. приложение 2).

Учащиеся читают текст, определяют его тему и основную мысль, озаглавливают его, выполняют задания: выписывают глаголы, объясняют их правописание, графически обозначают орфограммы. По просьбе учителя отыскивают слова с орфограммами, которые нашли отражение в тестовых заданиях с применением системы электрон ного голосования.

Осознанно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; уместно используют правила речевого поведения в учебной деятельности.

Итоги урока.

Рефлексия.

Учитель предлагает ученикам подвести итоги урока и проанализировать свою работу с помощью системы электронного голосования. (См. Приложение 3).

Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем с помощью электронной системы голосования.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; оценивают достигнутый результат; описывают действия.

Домашнее задание

Учитель предлагает выполнить упр. 634 или творческое задание к тексту, прочитанному на уроке (Напишите сочинение-миниатюру о сивучах, озаглавьте ее, обозначьте изученные орфограммы в глаголах).

Обучающиеся записывают домашнее задание, задают вопросы по алгоритму выполнения упражнения и альтернативного задания.

Развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию; учатся определять последовательность действий.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Тестовые задания, выполняемые с применением системы электронного голосования

  1. Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: прилеч..?

1) нет 2) да

  1. Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: обжеч..ся?

1) нет 2) да

  1. Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: пахуч.. (ландыш)?

1) нет 2) да

  1. Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: запряч.. (коня)?

1) нет 2) да

  1. Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: много туч..?

1) нет 2) да

  1. Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: сбереч..?

1) нет 2) да

  1. Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: ключ..?

1) нет 2) да

  1. Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: испеч..?

1) нет 2) да

  1. Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: (русская) печ..?

1) нет 2) да

10)Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: (кустарник) колюч..?

1) нет 2) да

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ/-ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ»

5 класс

Приближается осень. Солнце уже не греет, начались штормы и ветерок все чаще тянет с севера. Сивучьи лежбища заливает. Глядишь, а тут ночью ударил мороз, и появляется ледок. Приходит время собираться в путь жителям острова. Молодежь подросла, птенцы летают так, что их от взрослых птиц не отличишь. Сивучата стали совсем взрослыми. Правда, размером им со старыми особями не сравняться. Темная окраска выдает их, но в плавании они ни от кого не отстанут.

(По В. Арсеньеву)

Задание:

Прочитайте текст, определите тему и основную мысль, подберите заголовок.

Выпишите из текста глаголы с орфограммой «Правописание -тся/-ться в глаголах», объясните употребление и неупотребление Ь.

Выпишите остальные глаголы, графически объясните их правописание.

Задание на повторение:

Выпишите глаголы с такими морфологическими признаками: в прошедшем времени, в единственном числе, в женском роде, в 3 лице; в будущем времени, во 2 лице, в единственном числе. Выполните их морфемный разбор.

Выполните синтаксический разбор предложения, в котором, на ваш взгляд, не хватает знаков препинания.

Творческое задание:

Что вы знаете о сивучах? Что это за животные? Напишите сочинение-миниатюру, озаглавьте ее, обозначьте изученные орфограммы в глаголах.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В качестве конкурсного материала предоставлен конспект урока, на котором применялась система электронного опроса и голосования. Этот ресурс может использоваться для различных целей, но главное ее назначение – это проведение тестирования и проверка уровня знаний учащихся. Система голосования дает учителю возможность быстро протестировать учеников и получить результаты мгновенно в режиме реального времени. Детальные отчеты помогают преподавателю анализировать ответы учащихся и наиболее полно и объективно оценить уровень их знаний.

Систему голосования можно использовать не только для итоговых тестирований и контрольных работ, но и для проверки домашнего задания, промежуточных срезов и проверочных работ.

Система электронного голосования имеет неоспоримое преимущество: для тестирования необходим только один компьютер, так как учащиеся проходят тестирование с помощью пультов голосования. Время работы с пультами (в отличие от компьютера) не ограничено.

Систему электронного опроса и голосования в педагогической деятельности использую с 2013-2014 учебного года. В нашем образовательном учреждении проходил семинар «ИКТ в образовательной деятельности педагога», организованный завучем по информатизации Смирновой О.А. и учителями начальной школы, использующими ИКТ на своих уроках. Особый интерес вызвал мастер-класс Шеко И.В., демонстрирующий образовательные возможности системы электронного голосования. Получив рекомендации, я начала использовать этот ресурс на уроках русского языка в 5 классах, которые с 2013-2014 учебного года обучаются по новым Федеральным государственным образовательным стандартам в рамках пилотного проекта.

Перед учителями, работающими по новому ФГОС стоит задача формирования ИКТ-компетенции у учащихся, использование системы электронного голосования и помогает её реализовывать.

Личный опыт использования системы электронного опроса и голосования на уроках русского языка позволил мне убедиться, что этот ресурс имеет много преимуществ. Вот некоторые из них:

моментальная экспертиза уровня овладения знаниями и умениями учащихся;

предоставление подробного отчета об ошибках учащихся;

наглядное ознакомление учащихся с пробелами в знаниях по теме предложенного теста;

экономия временных затрат на проверку.

Особо хочется подчеркнуть последнее преимущество из перечисленных. Все знают, как загружен учитель русского языка проверкой письменных заданий, как много времени затрачивается на оценивание разного рода проверочных работ. Система электронного опроса и голосования частично решает данную проблему, так как результат выводится автоматически и практически сразу же после выполнения заданий. Имеется возможность получить подробный отчет об ошибках, допущенных каждым учеником.

Приведу пример. Электронное тестирование, проведенное на представленном уроке, проходило около 12 минут. То есть через двенадцать с половиной минут стали известны результаты проверочной работы. В другом классе (5 «В») тестирование проходило в бумажном варианте. На проверку было потрачено 35 минут (в классе 30 учеников). Польза электронного ресурса очевидна. Результаты в 5 «В» ученики узнали только на следующий урок, поэтому анализ ошибок проходил не так эффективно, как в 5 «А» и 5 «Б», так как прошло время, и актуальность теста частично утратилась.

Систему электронного тестирования и голосования на уроках русского языка можно применять на разных этапах урока:

во время актуализации полученных знаний с целью повторения материала, необходимого для изучения новой темы;

в качестве проверки домашнего задания;

при закреплении изученного правила;

на этапе рефлексии.

Представленный конспект урока русского языка «Правописание -тся и -ться в глаголах» показывает, как можно использовать систему электронного голосования на этапе актуализации ранее полученного знания, а именно повторить другие случаи употребления мягкого знака в словах, в том числе в глаголах. Протестировав учеников, учитель узнает о пробелах в знаниях и может сразу же заострить внимание на забытых правилах при работе с текстом на этапе закрепления новой орфограммы. Неслучайно на этапе работы с текстом пятиклассникам предлагается найти слова с орфограммами из проведенного в начале урока электронного теста.

Важный этап урока - рефлексия - проводится также при помощи электронного голосования. Учителю этот ресурс помогает узнать, какое значение имел урок для всех ребят класса. Рефлексия в обычных условиях проходит в устной форме и дает возможность выступить лишь отдельным ученикам. Остальные, особенно малоактивные дети, зачастую отмалчиваются, и учитель не может судить о достижимости цели и полезности урока для них, о самооценке учебной деятельности. С применением ресурса электронного голосования педагог мгновенно узнает оценку проведенного им урока, получает информацию о том, как ученики оценили свою работу. Ещё один плюс: при голосовании каждый ученик ведёт оценочную деятельность, даже те, которые обычно её игнорируют.

Система электронного голосования подходит для уроков русского языка в любом классе. Особенно полезно будет использовать в выпускных классах при подготовке к государственным экзаменам. Причем есть прекрасная возможность дифференцировать тестовые задания для сильных и слабоуспевающих учеников, используя режим «Индивидуальный опрос».

Применять систему электронного голосования легко, учащимся нравится такая форма работы, они с удовольствием выполняют тестовые задания, лучше запоминают изучаемый материал, но есть несколько недостатков, которые необходимо учитывать учителю:

трудно регулировать время выполнения каждого тестового задания, поскольку скорость выполнения у всех учеников разная: медлительным детям бывает трудно сориентироваться из-за временных ограничений;

часть ребят из-за волнения, спешки или невнимательности нажимают не те кнопки, и результат для них бывает крайне неожиданным;

некоторые дети, не зная правила, выбирают ответ «на удачу», и им часто везёт, а это дезориентирует учителя в оценивании его умений и навыков.

Система электронного опроса и голосования, безусловно, полезна в работе учителя. На примере личного опыта хочется отметить ещё один положительный момент: данный ресурс помогает реализовать творческие профессиональные способности педагога. Самостоятельно составленные тесты с применением системы электронного голосования дают возможность «оживить» уроки, сделать их интереснее, разнообразить учебную деятельность учителя вообще.

В своей практике использую самостоятельно составленные тестовые задания. Программа по созданию собственных дидактических материалов для системы электронного голосования проста, текст тестов вводится легко и быстро. Учитель может этим заниматься как в свободное время в школе, так и дома. Личный банк заданий для электронного тестирования учащихся пока невелик ( http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/14/testy_dlya_sistemy_elektronnogo_golosovaniya_5_klass.doc ), но я работаю в этом направлении и, надеюсь, со временем тестов по разным темам будет больше.

Система электронного голосования поможет, конечно, применяться и учителями, имеющими большую учебную нагрузку. Имеется богатая база тестов, предоставляемая поставщиком электронной услуги, которая разработана учителями и постоянно пополняется. Каждый педагог может познакомиться с ней на сайте www.votum-edu.ru, скачать нужный тест или, наоборот, пополнить своими разработками. Разработчики ПО при покупке системы электронного голосования предоставили базу тестовых заданий по разным предметам.

Поскольку систему электронного тестирования и голосования использую недавно, то о результатах её применения судить пока трудно. Наблюдения позволяют сказать, что применение интерактивных комплексов делает процесс обучения более качественным, интересным и продуктивным.

Во-первых, наблюдается повышение мотивации учения у ребят. По словам учеников, им стало интересно досконально выучивать правила, чтобы на уроке во время электронного опроса получить хорошую отметку и быть не хуже остальных учеников при ознакомлении с отчетом после тестирования.

Во-вторых, повышается интерес к урокам, к получению знаний по русскому языку. Ученики, зная, что им предстоит выполнять тестовые задания с применением системы электронного голосования, с нетерпением ждут этого урока, радуются, когда он наступает.

В-третьих, сокращается время проверки полученных знаний и умений учащихся, появляется возможность отслеживания результативности обучения. Значительно упрощается труд учителя.

Возможности применения электронной системы тестирования и голосования велики.

Планирую применять этот ресурс и далее в своей образовательной деятельности.


Источники

  1. Шеко И.В. Использование систем опроса и голосования на уроках математики в начальной школе. \\ Методические аспекты использования интерактивных средств обучения в новых образовательных технологиях: Материалы методического семинара по внедрению образовательных технологий с применением интерактивных средств обучения. Череповец, 2013, с. 29-36
  2. www.votum-edu.ru
  3. http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/14/testy_dlya_sistemy_elektronnogo_golosovaniya_5_klass.doc
Опубликовано


Комментарии (1)

Евдакименко Ольга Юрьевна, 05.02.16 в 21:57 0Ответить Пожаловаться
интересная форма урока.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.