Интегрированный урок (межпредметный) «Здравствуй, птичья страна!»

2
0
Материал опубликован 11 November 2015

«Здравствуй, птичья страна!»

Цель данного мероприятия – углубление знаний учащихся о птицах, привитие к ним любви, воспитание экологической культуры, развитие умений работать с энциклопедиями, справочниками.

Оборудование: оформить журнал с названием «Здравствуй, птичья страна!», подготовить рисунки с изображением аиста, синицы, голубя, скворца, лебедя, петуха, журавля, гуся, воробья, снегиря, кукушки, чайки, грача, дятла.

Ход мероприятия

Учитель: Ребята! Сегодня мы приглашаем вас в путешествие по удивительной стране. Кто живет в ней? Внимательно прислушайтесь! (Звучит запись голосов птиц). Догадались? Мы отправляемся в Птичью страну.

Открывается первая страница журнала – «Кто они такие?».

Учитель: Вы никогда не задумывались над тем, чем отличаются птицы от других животных, чем привлекают они нас?

Конечно же, самое главное: птицы летают, и у каждой свой стиль в полете. Орлы и некоторые крупные морские птицы подолгу плавно парят, порой пролетая за день более 15 км. Серые журавли могут подниматься на высоту до 9 км, а горные гуси взмывают над облаками, оставляя внизу заснеженные шапки горных вершин Памира. Стрижи и жаворонки не только неутомимы в полете, но при этом еще постоянно поют.

У птиц необычайно острое зрение, ведь им надо с огромной высоты разглядеть добычу.

Едва ли найдется в животном мире (за исключением, пожалуй, рыб) существа столь причудливо окрашенного, как птицы: взять хотя бы попугаев или наших щеглов.

И наконец – птицы поют. Чиж дарит нам незатейливую песенку, очень нежную. Очаровывают и завораживают удивительные трели соловья: нежные мелодичные фразы сменяются то резким свистом, то щелканьем.

Трудно рассказать обо всех птицах сразу, об этом вы узнаете в свободное время.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми птицами, живущими в Украине.

Открывается вторая страница - «Удивительное рядом».

Ученик.

Мы приготовили загадки и стихи.
Есть у нас игра для вас
Мы прочтем стихи сейчас
Мы начнем, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте!

Ученик.

Я в любую непогоду
Тороплюсь забраться в воду.
Но к обеду я вернусь
Га – Га- Га! – гогочет…
Дети ( хором): (гусь).

(демонстрируется показ рисунков с изображением птиц).
Чудак – гусак нашел башмак
Туда две лапы сунул…
Зашнуровал, а плавать как?
Об этом не подумал.

Ученик.

Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок
Кто же это?
Дети (хором): (петушок).

Рано утром мама квочка
В класс отправила сыночка
Говорила:
Не дерись, не дразнись, не петушись
Поспеши, уже пора. Ну, ни пуха, ни пера!
Через час, едва живой, петушок идет домой.
Ковыляет еле – еле он со школьного двора.
А на нем и в самом деле нет ни пуха, ни пера.

Ученик.

До чего цветы в садах буйно расцвели!
Распевают песни в них звонко…
Дети (хором): (соловьи).

- Соловей, соловушка! Голосистая маленькая птичка. Поет свои песни о добре, красоте родного края, о любви.

Ученик.

Чик – чирик!
К зернышку – прыг.
Клюй, не робей.
Кто же это?
Дети (хором): (воробей).

Я весь день ловлю жучков
Уплетаю червячков.
В теплые края не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый воробей.

Ученик.

На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его…
Дети (хором): (скворец).

Мы построили скворечню
Для веселого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том.
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки.
Кормит матушка скворчат,
Целый день они кричат:
Мы хотим добавку –
Муху и козявку!

Учитель: Не всегда птицам весело. Наступает осень, и многие из них спешат в теплые страны, оставляя родные края. Им не выжить в морозы.

Открывается третья страница - «Перелетные птицы».

Ученик.

Ласточки пропали,
А вчера с зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно
Лист сухой валится,
Ночью вечер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят…

Ученик.

(Плавно, протяжно). В былые времена, провожая журавлиную стаю, люди пели ей в след:
«Курли, курли, летят, летят журавли! Курлы – си, курлы – си, по Руси, по Руси».
Ученик.
Печально осенью лесам, полям, лугам. Умолкают звонкие голоса птиц, они прощаются с нами до весны.

Звучит песня «Скворушка прощается»( муз. Т. Потапенко, сл.М. Ивенсен) в исполнении участников праздника и зрителей.

Четвертая страница – «Потешки и небылицы».

Учитель: А какие веселые потешки и небылицы сочинили люди о птичках! Послушайте их.

Ученик.

Кукушка лесная, тебя я не знаю.
О чем ты кукуешь: ку-ку да ку-ку?
О чем ты тоскуешь в лесу на суку?
О чем тосковать? Пойдем танцевать!
Танцуй вместе с нами, кукушка лесная!

Ученик.

Где ты, где ты ласточка,
Целый день летала?
Солнцу золотому косу заплетала.
Где ты, где ты ласточка,
Ночью пропадала?
Месяцу седому двор подметала.

Ученик.

Пасла Миленка петушка,
И оба выросли слегка.
Петушок – на гребешок,
А Миленка – на вершок.

Ученик.
Нашей Любице не спится –
Прилетай к нам, аист – птица,
С тихой дремой, с крепким сном.
Угостим тебя зерном, напоим тебя водицей.
Прилетай к нам, аист – птица.

Страница пятая – «Народные приметы».

Учитель: Из поколения в поколение передавались приметы, которые создали люди, внимательно наблюдая и подмечая природные изменения. Большими помощниками в этом были многие растения и животные. Они способны предчувствовать погодные перемены.
Послушайте некоторые народные приметы, созданные на основе наблюдений за поведением разных птиц.

(Учащиеся зачитывают по одному народному изречению друг за другом, доставая их из конверта).

Ворона кричит зимой – к метели.

Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

Зимой вороны летают и кружатся стаями – к морозу.

Вороны и галки зимой вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.

Галки на вечер собираются гурьбой и кричат – к ясной погоде.

Синичка с утра пищит – ожидай мороза.

Снегирь зимой скрипит – на снег, вьюгу, слякоть.

Гуси и утки зимой купаются в снегу – к оттепели и метели.

Воробьи прячутся в хворост – на мороз или перед метелью.

Куры стоят на одной ноге – к стуже; вертят хвостами – к метели.

Поздний отлет птиц – к теплой зиме.

Сова кричит – на холод.

Воробьи собирают пух и перья возле курятника – приближаются морозы.

Воробьи купаются в снегу – к дождю.

Лебедь летит – к снегу, а гусь – к дождю.

Воробьи перелетают с места на место – перед сильным ветром.

Если птицы вьют гнезда на южной стороне домов, деревьев – будет холодное лето.

Увидел скворца – значит весна у крыльца.

Ласточка летает то вверх, то вниз – жди бури.

Ранняя ласточка – к счастливому году.

Соловей запел – вода на убыль пошла.

Страница шестая – «Легендарные птицы».

Учитель: О птицах в народе слагали не только стихи, песни, но и легенды. Легенда всегда связана с чем – то загадочным и таинственным.

(Рассказы учащихся сопровождаются показом рисунков с изображением птиц).

Ученик. (Рассказ об аисте).

Много легенд сложено людьми об аисте, и во всех он- символ доброты и счастья. Убеждение, будто он приносит младенцев, принадлежит к числу самых стойких мифов в истории культуры. В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на котором он поселился. Но что удивительно, стоит аисту отлететь на свое любимое озеро, как вы его не узнаете. Из мирно сидящей на крыше дома птицы он превращается в настоящего хищника, жадно хватающего клювом все живое: разных червяков, личинок, улиток, лягушек. Недавно ученые сделали одно удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на ходу- то есть на лету( при дальних перелетах в стае).

Ученик. ( Рассказ о воробье).

Я расскажу вам о неприметном воробышке. У нашего воробья имеется много интересных особенностей. Приглядитесь, например, как взлетают птицы при появлении опасности – это похоже на своеобразный взрыв, после которого птицы «рассыпаются» в разные стороны множеством осколков.
А характер! Живя всю жизнь, бок о бок с человеком, воробьи сумели остаться гордыми и независимыми. Они не станут, как доверчивые синицы, брать у вас корм из рук. А посаженный в клетку воробей будет биться в ней до тех пор, пока человек не поймет, что приручить этих птиц бесполезно, и не выпустит обратно на волю. Воробьи – смелые бойцы. Часто можно увидеть, как стая этих птиц отгоняет ворону или голубя от лакомого кусочка.

Ученик. (Рассказ о кукушке).

В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится:
одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена богом в птицу, которой не суждено было иметь своей семьи. Нередко плачет с тех пор птица. Это кукушка. Кукование кукушки раздается в лесу далеко. Его слышали все, хотя мало кто видел эту осторожную птицу. Она немного больше голубя.
Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. Однако, кукушки – одни из самых полезных наших птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых кроме нее и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

Ученик. (Рассказ о лебеди).

Лебеди – величавые и грациозные птицы. Стая летящих лебедей – это редкое по красоте зрелище. Люди издавна почитали этих птиц как символ чистоты и благородства. В Англии еще 600 с лишним лет назад лебедь – шипун был объявлен королевской птицей.
Лебеди очень агрессивные и задиристые птицы. Они не терпят на своей территории ни кого, кроме своего брачного партнера и птенцов. На всех остальных лебедь набрасывается, как на заклятых врагов. Именно поэтому на одном пруду всегда живет только одна пара. Так они живут всю жизнь в течение 30 – 40 лет, если их никто не потревожит.
В древности лебедям приписывали голос необыкновенной красоты. По поверью, они в час смерти поют чудесную песню, полную тоски и отчаянья. Но, к сожалению, лебеди не поют. Они шипят, трубят, а когда ухаживают за птенцами, лают по собачьи.
Во время сна лебедь выгибает шею к хвосту и прячет клюв под крыло

Ученик. (Рассказ о журавле).

Журавли всегда служили людям символом тоски по родному дому. Редкий человек, находясь вдалеке от родных мест и услышав тоскливое курлыканье журавлей, не мечтал вернуться к теплу родного очага.
Журавли – красивые птицы. С раннего утра они заняты поисками пищи, всевозможных мелких насекомых, червей и небольших рыбок. Журавли весьма общительные птицы. Пара журавлей всегда очень верна друг другу. Эти птицы достаточно игривы и иногда, в приливе веселья, исполняют настоящие танцы. Перед ежегодным осенним перелетом эти птицы собираются в большие стаи, откуда с громкими криками снимаются и летят без отдыха днем и ночью, пока не достигнут мест зимовки.

Учитель: Ребята! Кто из вас знает, какая птица является символом мира на нашей планете.

Дети: Белый голубь.

Ученик.

Белый голубь- это символ мира, а придумал его и изобразил знаменитый французский художник, испанец по происхождению, Пабло Пикассо в 1947 году. Свой рисунок он назвал «Голубь мира».
Люди на улице подняли головы:
Голуби, голуби, белые голуби.
Шумом их крыльев город наполнен,
Людям о мире голубь напомнил.

Страница седьмая – «Разнообразие птиц».

Учитель: На свете очень много разнообразных птиц. Их около 9 тысяч видов. Раздел биологии, изучающий пернатых, называется орнитологией.

Ученик.

Птицы – это песнь и полет!
Это голоса наших лесов, степей, гор, пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

Ученик.

Птицы – это дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор. Перелетают через моря и пустыни.

Ученик.

Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской, от зари до зари!

Ученик.

Птицы – дети радуги, перья их раскрашены во все мыслимые и не- мыслимые цвета. Ребята, отгадайте загадку!
Далеко мой стук слышится вокруг.
Червякам я рад, а деревьям – друг.
Дети: Дятел.

( Показываются рисунки с изображением птиц).

Ученик.

Как красив наряд дятла, его черно – белый костюмчик и ярко – красная шапочка на голове. А о какой птичке эта загадка?

Пусть я птичка - невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
Дети: Снегири.

Ученик.

Зимой на лесной полянке, точно румяные яблочки, сидят на ветках красногрудые снегири.
Ребята! А эту птичку узнаете?
Спиною зеленовата, животиком желтовата,
Черная шапочка и полоска шарфика.
Дети: Синица.

Учитель: В мороз нахохлившиеся синички, словно «лимончики», притаились на ветках деревьев рядом с нашими окошками. А маленькие веселые волнистые попугайчики, которые часто живут у нас дома, своими яркими разноцветными перышками всегда напоминают нам о лете.

Открывается восьмая страница - «Забота о птицах».

Учитель: На свете много других редких красивых птиц, которых мы не можем видеть каждый день. Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов. Они - наши маленькие друзья, и им нужна наша помощь. Ребята, вы готовы помочь птицам?
Дети (хором): Да!

Учитель: Получайте домашнее задание: повесить кормушку у себя во дворе и подкармливать птиц; готовиться к встрече перелетных пернатых друзей весной - изготовить скворечники. В этом деле вам могут помочь ваши родители.

Страница девятая - « Давайте поиграем».

Учитель: Все ребята хорошо потрудились, теперь можно отдохнуть. Каждый класс подготовил для своих друзей интересные птичьи забавы. Давайте поиграем!

( На этой странице можно использовать подготовленные заранее игры, кроссворды, викторины, ребусы).

Литература:

1). Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу « Окружающий мир».

2). Статьи из журнала «Начальная школа».

3). Я познаю мир. Детская энциклопедия: Птицы. М., 1995г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.