Интегрированный урок в 1 классе «Здравствуй, Весна-красна!»
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОБОЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ А.А. АЛЯБЬЕВА» ГОРОДА ТОБОЛЬСКА
Интегрированный урок
Тема : «Здравствуй, Весна-красна!»
Подготовила и провела:
Преподаватель изобразительного
искусства МАУ ДО «ДШИ имени А.А.Алябьева» города Тобольска
Камерцель С.В.
г .Тобольск 2019г
Тема: Здравствуй ,Весна-красна!
Цель:Углубить представление о пейзаже.
Задачи:
Познакомить учащихся с образом весны в творчестве П.И.Чайковского, А. Вивальди, картинами А.Куиджи ,И.Остроухова «Ранняя весна», И.Левитан «Март».
Сформировать понимание художественного образа – поэтического, живописного, музыкального.
Развивать интеллектуальные способности, самостоятельность мышления, творчество, расширять кругозор.
Воспитывать эстетические чувства (любовь к природе, наслаждение, любование природой, её созерцание).
Оборудование:
картина А.Куиджи
И. Остроухова «Ранняя весна»
И.Левитан «Март»
музыку П.И.Чайковского «Апрель»
портрет П.И.Чайковского и музыка «Апрель»
творчеству М.М.Пришвина.
песнями-закличками
песня «Солнечная капель» С. Соснина.
Ход занятия.
Да, в переводе с французского пейзаж - «природа». Художники находят в природе отражение своих чувств, мыслей, переживаний: радости, грусти, тревоги, ожидания. Всё это они выражают в своих картинах. В русском искусстве пейзаж возник в конце 18 века - более 200 лет назад.
Посмотрите внимательно на доску.
На ней представлены различные репродукции картин. Найдите среди них пейзажи.
Почему выбрали именно их?
В нём представлено изображение водной или земной поверхности: растения, здания, техника, дождь, облака, солнце, луна, звёзды.… Иногда художник изображает людей или животных, в виде мимолётных сюжетных ситуаций. Но в пейзажной композиции им отводится второстепенное значение.
Русская природа красива в любое время года. И каждый художник видит и любит её по-своему. Кто-то чаще рисует осень, кто-то зиму, а мы сегодня с вами будем рисовать весенний пейзаж. Каждому времени года соответствует своя палитра красок.
-Как вы думаете какая палитра красок соответствует весне?
описание картины И.Левитана «Март»
Любовь способна толкать на подвиги, любовь вдохновляет и становится музой. Нечто подобное произошло с художником Левитаном. Хоть он был женат, но его сердце покорило одно прелестное создание, и этим толкнуло его на целый ряд художественных композиций. Картина «Март» также плод чувств и проявлений эмоций художника, к своей соседке по даче.
Теплое весеннее солнышко топит рыхлый снежок. Поскольку деревья еще покрыты снегом и листьев еще нет, можно просмотреть присутствие скворечника на дереве. Все это предшествует скорому наступлению лета. Вскоре можно будет разгуливать по лесу, со своими друзьями, наслаждаясь красотой природы.
Друзья приехали на короткое время, и у подъезда стоят, уставшие от дороги, лошади. Какая приятная картина, сколько в ней радости и надежды. Только это картина художника отражает такие светлые мысли и чувств. Она единственная, и больше он не напишет ничего подобного.
Как и у каждого художника, у Левитана были свои особенности. Например, он крайне редко писал зимнюю тематику, предпочитая весну или осень. Но картина март является исключением.
Зимний пейзаж, изображенный Левитаном, стал поворотным моментом в истории российской живописи. Удивительно, но так красиво описал зиму, сияние снега, деревья и небо, в зимнем великолепии, только этот человек. До него, не было подобного произведения, с таким красочным описанием зимы.
В картине нет присутствия ожидания. Лошадь греется от солнечных лучей, не ожидая своих господ. Веки лошади прикрыты, и она наслаждается теплом солнечных лучей.
Отличие картины «Март» заключается в точности, простоте и ясности этой картины. Зритель погружается в состояние, переданное на полотне. Видя полосы дороги, на которой оттаял снег, видя деревянный домик перед собой, кажется, будто ты тоже присутствуешь на самой картине. Характер картины уютный, и в этом его особенность.
Часть картины, на которой изображено снежное поле, разделяет полотно на две половины, при этом вносит долю умиротворения и спокойствия. Передняя часть картины отражает приятное томление. Например, стена дома, крыльцо, крыша, они разогреты лучиками солнца.
Лошадь томится под солнцем, дорого согретая и оттаявшая. А на задней половине видно вовсе другое описание.
Деревья, хмурого состояния, березы с листвой, не сброшенной в предзимье, и еще не потревоженный солнцем снег. Делаем вывод о том, в чем идея и замысел мастера. Хоть и наступает период теплоты, но не все пережило зимнее и хмурое состояние. То есть, тяготы и заботы, груз проблем и печалей, не покинул полностью. Смысл в том, что к временам возрождения не всегда легко подготовится.
Картина, изображенная в этом шедевре естественная и правдивая, простая и незамысловатая. Но все же в картине присутствует и полная завершенность мысли художника.
- Эпиграф нашего урока
«Я русский человек, и русская природа
любезна мне и я её пою»
В.Гусев
- Эти слова принадлежат поэту Виктору Гусеву, целиком можно отнести к русским писателям, художникам и композиторам, которые отображали в своих произведениях яркие картины русской природы.
-Я приглашаю вас в гости, а вот к кому закончите фразу хором и тогда поймете:
-Если речка голубая пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая,- значит к нам пришла
-Если снег везде растаял, и трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая – значит, к нам пришла
-Если солнце разрумянит наши щёки докрасна,
Нам ещё приятней станет - значит, к нам пришла- Вы догадались, какая тема будет объединять наши три учебных предмета?
- какие признаки и приметы весны вы услышали в загадках и увидели на картинах?
- А может кто-то знает кто автор этой музыки?
На слайде портрет П.И.Чайковского прослушать музыкальное произведение «Апрель»
- А я услышала весну в музыке, которая звучала (это звон капели, воздух, наполненный звуками весны, пение птиц ,пробуждение природы от зимнего сна, даже звук легкого ветерка)
- А как раньше на Руси люди звали весну?
Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
весну теплую,
лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
- Назовите весенние месяцы. Всегда ли месяцы имели эти названия?
-Нет, раньше на Руси месяцы имели другие названия. (Дети рассказывают о месяцах)
Март
Зимобор – побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету.
Протальник – в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель.
Березол – брали сок из берез
Апрель
Снегогон – ручьи бегут, унося с собой остатки снега.
Цветень – ведь именно в апреле начинают зацветать первые деревья, расцветает разными красками весна.
Май
Травень – буйство трав и зелени. Природа расцветает, зеленеет трава.
Описание признаков весны:
речка пробудилась
снег растаял
трава в лесу появляется
ярко светит солнце
появляются первые цветы
на деревьях появились почки
из теплых стран возвращаются перелетные птицы и т.д.
1)Весна – это пора обновления не только в природе, но и в душе человека.
2)С приходом весны у людей появляется вера и надежда на что-то лучшее
3) А я всегда жду весну с нетерпением потому, что весна-это волшебное время года. Мне нравятся весенние краски голубой лазури и пение птиц, цветение в нашем саду яблонь и вишни. Она яркая и разноцветная.
Люди зазывали весну специальными песнями-закличками. Люди считали, чтобы пришла весна, её нужно, обязательно, позвать, попросить прийти, выкликнуть.
-Март, апрель, май
- Давайте рассмотрим картину А.Куиджи «Ранняя весна».
Описание картины Архипа Куинджи «Ранняя весна».
Архип Иванович Куинджи, известный русский и украинский художник-пейзажист, написал картину «Ранняя весна» в 1895 году. На переднем плане этой замечательной работы художник изобразил реку, которая сбрасывает с себя зимние ледяные оковы. Зима сдает свои позиции, лёд сильно потрескался и скоро растает совсем. О последних днях зимы нам говорят множество проталин, также изображенных художником на первом плане. Почки на деревьях уже вполне готовы распуститься.
Куинджи построил композицию картины таким образом, что взгляд зрителя следит за рекой и вскоре оказывается на заднем плане, в глубине туманного леса, который растворяется в бесконечности. Небо особым образом влияет на настроение картины: добавляет света, лёгкости.
Картина Архипа Куинджи отличается нежностью и в то же время естественностью красок. Очень правдоподобно художник изобразил самое начало весны в средней полосе России. Грамотно и очень аккуратно подобранные оттенки выдают руку настоящего мастера и профессионала.
Год написания картины: 1895.
Описание картины И. Остроухова «Ранняя весна»
Пейзаж словно наполнен свежим весенним запахом, кажется невероятно чистым и воздушным. А цветовая гамма построена на контрасте. Ведь весна – это что-то среднее между белоснежных сугробов и сочной зеленой травы. Уже на первом плане мы видим, как контрастирует еще чистый белый снег с проявившейся пожухлой прошлогодней травой. Тут же пробивается и свежая молодая зелень. Не случайно на переднем плане оказались и изящные березки. Крона их также написана контрастно: белый цвет и пожухлый зеленый. На одной из них виднеется ветка с молоденькими листочками.Снег на берегу кажется совершенно не тронутым, но видна четкая граница между ним и самой рекой. Несмотря на небольшое количество используемых оттенков, картина буквально наполнена яркостью за счет того, что все цвета контрастирую друг с другом. Лес на заднем плане написан мазками в сочетании серо-зеленых и белых оттенков. Только ветки еще голых деревьев туманно сливаются чистым голубым небом. Природа на этой картине словно пробуждается, скидывает с себя снежные сугробы, выходит из спячки и оживает новой жизнью. И вся эта резкость одновременно сочетается с какой-то нежностью и легкостью. Именно это, вероятно, и хотел передат.
- какие чувства вызвали у вас эти картины?
- есть ли в них что-то общее?
- а чем они отличаются?
-Многие писатели, художники и композиторы с нежностью воспевали это время года. Они посвятили свои произведения описанию пробуждения природы.
- А сейчас обратимся к творчеству М.М.Пришвина.
-Знакома ли вам фамилия писателя?
-что вы можете рассказать об этом человеке?
Михаил Михайлович Пришвин – знаменитый писатель-натуралист. В 1873 году 4 февраля, в купеческой семье родился человек, который внес большой вклад в русскую литературу и стал автором множества произведений для детей.
Писательский талант Михаил в детстве не проявлял, да и вообще не был одарен какими-либо знаниями – несколько раз оставался на второй год, с трудом окончил училище, в которое перевёлся после отчисления из школы. После училища поступил в политехнический институт и за увлечение идеями марксизма был выслан в город Елец.
Большие изменения принес Пришвину 1906 год, став для него переломным - он отправился в путешествие по Карелии, где и обнаружил у себя интерес и талант к литературе. Уже в этом году он выпускает свой первый рассказ, а в 1907 году выходит книга, где собраны все путевые заметки и очерки о природе и жизни северян.
Всё творчество писателя пронизано любовью к природе и восхищением ею. Самые известные произведения Пришвина – «Кладовая солнца», «Лисичкин хлеб», а также его достоянием стали дневники, которые он вел в своих многочисленных путешествиях.
Дважды был женат – от первого брака с крестьянкой Ефросиньей имел трёх сыновей. В 1940 году женился на Валерии Лиорко, которая стала верной спутницей Пришвина до конца жизни и после его смерти работала с архивами мужа и возглавляла музей, названный его именем.
Помимо писательской деятельности некоторое время работал корреспондентом и агрономом.
Жизнь писателя закончилась в 1954 году. В 2015 году установлен памятник. Также именем писателя назван астероид.
-А сегодня мы познакомимся с его рассказом «Лесная капель»
- Попробуйте по заголовку спрогнозировать, о чем пойдет речь в рассказе.
Высказывания детей
- У художников разное восприятие природы
Рассказ о жизни писателя.
- какие чувства вызвал у вас рассказ М.Пришвина?
- совпали ли ваши прогнозы с содержанием рассказа?
- какие картины вы представили во время чтения?
- какие выразительные средства использовал автор, чтобы описать весну?
Русская природа красива в любое время года. И каждый художник видит и любит её по-своему. Кто-то чаще рисует осень, кто-то зиму, а есть художники, которые изображают природу в любое время года.
Каждому времени года соответствует своя палитра сочетающихся друг с другом красок.
Практическая работа .
этап № 1
- На листе заданного формата при помощи карандаша, рисуем линию горизонта , чуть ниже середины листа - это задний план
- На правой стороне намечаем пригорок - это передний план.
Слева направо рисуем второй пригорок-это средний план.
- На линии горизонта с правой стороны изображаем два домика, один побольше, другой поменьше.
- На переднем фоне рисуем стволы деревьев.
этап № 3
- Добавляем еще несколько деревьев на средний план и учитываем, что с удалением предмет изображения уменьшается. Рисуем ветви на стволах деревьев.
- На первом пригорке рисуем дорожку.
этап № 4
-На заднем плане дорисовываем два небольших домика и кустики. Средний план заполняем небольшими раскидистыми кустами.
Работа с красками
этап № 5
- Смешиваем синею краску с белой на палитре и получаем голубой цвет и начинаем покрывать ей верхнюю часть листа. Делаем движения кистью слева на права и сверху вниз.
- Зеленый + белый+ голубой, смешиваем на палитре и получаем цвет для закрашивания кустов на заднем плане.
- Смешиваем на палитре белила с охрой и закрашиваем светлую сторону зданий, разное количество белил в смеси красок, даст разные цвета по светлоте, тем самым избавит от однообразия.
- С теневой стороны, здания красим коричневым, так же смешиваем с синим и черным, что бы получить разные оттенки.
этап № 3
- В охру добавляем белила, желтый и закрашиваем участок земли за холмами. А так же прорисовываем деревья на переднем плане.
Поэтапное выполнение группы деревьев на переднем плане :
- Закрашиваем стволы деревьев на переднем плане уже в имеющийся цвет на полите светло охристый и светло зеленым рисуем ветви, немножко рваные, что бы наши веточки смотрелись естественно.
- Мешаем цвет на тон темнее и проводим полосу по стволу с теневой стороны и немного подкрашиваем ствол внизу, как показано на рисунке. Травянисто зеленым рисуем полосы на листве сверху вниз, показывая тень.
- Последние штрихи на листве доводим зеленой изумрудной краской, как бы прорисовывая иголочки. Темно коричневым цветом намечаем направление ветви, а так же прорисовываем детали на стволе, как показано на рисунке.
этап № 4
- На среднем плане нам необходимо сделать растяжку от светло зеленого и постепенно насыщать цвет ближе к переднему плану( зеленый + белый), обкрашивая кусты.
- Кусты закрашиваем зеленый + желтый + белый, так как они на среднем плане, цвет приглушаем белилами.
этап № 4
- Передний план должен быть более ярким и насыщенным, и по этому для верха пригорка, необходимо смешать зеленый изумрудный + желтый, к низу количество желтого должно быть минимальное, основной цвет изумрудно -зеленый.
этап № 5
- По этому же принципу растяжкой от светло коричневого + белый до коричневого + желтый, рисуем тропинку.
- Дорабатываем кустики на среднем плане, прорисовывая веточки и добавляем тени на листве зеленой краской. Прорисовываем на переднем плане травку.
По желанию дети могут добавлять свои элементы в картину.
Работы учащихся.
Выставка работ
Молодцы! Посмотрите какие у вас получились красивые работы! Настоящие художники.
Анализ работ
Посмотрите на доску. Какие рисунки у вас получись.
Посмотрите какие яркие работы.