Сценарий вводного урока по химии для 8 классе

2
0
Материал опубликован 27 April 2016

Вводный урок по химии

Подготовила: Палаева Ирина Ивановна

«Знакомство с химией»

8 класс

Цель: Развивать познавательный интерес у учащихся 8-го класса к предмету химии.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей развития химии, дать первые представления об этой науке;
  • актуализировать знания учащихся о веществах, начать формировать представления о свойствах веществ и их превращениях;
  • развивать аналитические способности учащихся.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новой для вас наукой под названием ХИМИЯ.

Люди издавна осуществляли многочисленные превращения веществ. Научившись добывать огонь, они сжигали древесину, чтобы обогревать свое жилище, готовить пищу.

Делая вино, человек использовал процесс брожения, благодаря которому виноградный сахар превращался в спирт.

Сейчас мы попробуем с вами сделать необычное вино.

 

Вода и вино в одной бутылке (Химические индикаторы)

А теперь, если хотите, я могу налить вам либо вина, либо воды, по вашему указанию, из... одной и той же бутылки.

Пожалуйста, осмотрите ее перед началом опыта.

Это убедит вас, что в бутылке не вино, а самая обыкновенная вода.

Ученик: Налейте вина.

Наполняю из бутылки один из стоящих передо мною стаканов, и по красивой окраске жидкости вы можете судить, что перед вами красное вино.

Ученик: Но мне хочется выпить воды.

Учитель: Я переливаю вино в другой стакан, и оно снова превращается в воду.

Но пить воду эту нельзя.

Ученик: почему?

Учитель: В бутылку налита действительно простая вода, но к ней было предварительно прибавлено несколько капель раствора фенолфталеина (ядовит!). На дно первого стакана я налил еще до начала опыта немного крепкого раствора соды, на дно второго - такой же раствор виннокаменной кислоты.

Фенолфталеин краснеет в щелочах и солях с преобладающими щелочными свойствами. Сода (углекислый натрий) как раз и есть такая соль. Она образована очень слабой угольной кислотой и резкой щелочью - едким натром. Кислоты разрушают эту окраску, поэтому при переливании окрасившегося от соды раствора в стакан с виннокаменной кислотой он снова обесцветился.

Кстати, о фенолфталеине.

Он постоянно применяется в химических лабораториях, служа для указания появления и исчезновения щелочной реакции растворов в так называемом объемном анализе веществ. Как и лакмус, он, следовательно, является химическим индикатором, то есть указателем реакции.

Заменяя фенолфталеин другой искусственной органической краской - метилоранжем, дающим желтую окраску в щелочах и красную в кислотах, можно в нашем опыте налить из бутылки с водою в один стакан белого вина, в другой - красного, а в третий - чистой воды.

Но и в этом случае пить налитые "вина" нельзя!

Давайте попробуем сформулировать определение науки химии

Ученик: Химия-наука о превращении веществ и их свойствах.

Учитель: Совершенно верно!

А как вы думаете, бывает ли дым без огня?

Ученик: нет

Учитель: Оказывается, бывает, и сейчас я вам это продемонстрирую

«Дым без огня»

В один химический цилиндр налить соляной кислоты, а в другой- р-р аммиака. Накрывают крышками и ставят на расстоянии друг от друга. Перед демонстрацией показывают, что цилиндры пусты. При их соприкосновении образуется белый дым.

Химия – это наука, умеющая творить чудеса.

На сегодня чудеса ещё не закончились.

У меня есть яйцо. Кто из вас, ребята, очистит его, не разбивая скорлупы?

Помещаем яйцо в кристаллизатор с раствором уксусной кислоты. Через некоторое время вытаскивает яйцо, покрытое только под скорлуповой оболочкой.

У меня в руках, есть письмо, на котором есть тайная запись.

Как же нам прочитать ее?

Давайте нагреем листок над спиртовкой.

Ученики читают надпись:

« Дорогие ребята, надеюсь, мы подружимся с вами. Вам будет интересно со мной, и мы сделаем много открытий! Ваша наука ХИМИЯ »

Учитель: А закончим наше знакомство ярким опытом!

«Вулкан»

Стелим на стол фольгу и ставим на нее выпарительную чашу.

Насыпаем в чашу дихромат аммония (половину баночки) и делаем на вершине горки углубление.

В углубление засыпаем перманганат калия.

Набираем несколько капелек глицерина и капаем на перманганат калия.

Через несколько минут наш вулкан загорелся. Сам! Без поджигания!

 

Список литературы:

  1. http://wunderkind-blog.ru/himicheskie-opyityi-ot-qiddycome-vulkan-i-faraonovyi-zmei/
  2. http://school.xvatit.com/index.php?title=Как_возникла_и_развивалась_наука_химия
Комментарии
Комментариев пока нет.