Конспект урока занимательной химии для 8 класса
Урок занимательной химии для 8 класса
Цели урока:
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся к предмету, обобщить, закрепить знания о химических элементах, по теме: “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”; используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса;
Обучающие: продолжить обучение по периодической системе;
расширить словарный запас учащихся;
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и гражданскую гордость за своих соотечественников, самостоятельность, трудолюбие; способность работать в коллективе;
Эпиграф:
Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М. Горький)
Участники:
1. Класс делится на две команды, которые придумывают себе название (желательно название какого-то элемента), выбирают капитана
2. Выбирается один ведущий (может им быть и учитель)
3. Предоставляются члены жюри (старшеклассники)
Зачитываются стихи-загадки о химических элементах (по два стихотворения на команду), номер стихотворения выбирает капитан команды.
1 этап
Стихи-загадки:
1.
А это что за элемент?
В нем изменений нет,
Ты измени в нем только ударенье
Построишь ты сооруженье. (платина)
2. В воде обычно он хранится,
Свет излучает в темноте,
Искать в природе лучше не трудитесь,
Свободным нет его нигде,
Воспламеняться сам он может,
К тому же сильно ядовит,
Так отвечай без промедленья,
Коль в пятой группе он стоит (Фосфор)
3.
Река на Украине есть,
Долин ее не перечесть,
В ней одного лишь слога нет,
Чтоб получился элемент (Радон)
4.
Он яркой звездой загорается,
Белый и легкий металл,
Он в 13 клетке таблицы
Почетное место занял (алюминий)
5.
Рассеян по земле он повсюду,
Немного есть его в морской воде
Рассказывать не буду, как обнаружен он везде,
Летучий, темный, кристаллический
Он мало растворим в воде,
Раствор спиртовой столь типичный
В аптеке встретится везде (Йод)
За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу
2 этап.
Перед вами зашифрованное имя ученого
Кислород |
Магний |
Свинец |
Азот |
Водород |
Железо |
Медь |
Цинк |
В |
У |
Е |
А |
Л |
А |
З |
Ь |
Чтобы его расшифровать сделайте следующие действия: определите относительную атомную массу каждого элемента, затем расположите их в порядке возрастания относительных атомных масс. Ответ. Лавуазье.
Кто первый справился с заданием ( за ранее отведенное время ) получает два балла.
3 этап.
Игра «Крестики-нолики». Соедините в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении три клетки по признаку, который является одинаковым для всех элементов в клетках.
Символы элементов, расположенных в одном горизонтальном ряду
Символы элементов, расположенных в одном вертикальном ряду.
За правильный ответ команда получает два балла.
Игра с болельщиками.
Вам предстоит перевести с химического языка общепринятые выражения.
Не все то аурум, что блестит
Белый, как карбонат кальция.
Куй феррум, пока горячо
Слово – аргентум, молчание – аурум.
Купрумного гроша не стоит.
С тех пор много оксида водорода утекло.
После того, как вы справились с заданием, нужно немного отдохнуть и мы предлагаем вам сделать несколько упражнений. А для того, чтобы вы не расставались с химией, вспомним о правилах, которые помогают выжить в химической лаборатории.
1. Правил безопасности много есть, друзья,
Расскажу Вам главные
Ведь без них нельзя!
Опыт можно проводить только с разрешенья,
Так как могут не простить
Ваши прегрешенья.
2. Чтоб разбавить кислоту
Лил в нее водицу?
Плохо! Видно за версту –
Это не годится!
3. Из-под крана воду пить –
Все - равно, что «Ваниш».
Жажду можно утолить,
Но козленком станешь!
Учитель:
Спасибо, порадовали меня. Вот что, значит, учить и понимать химию! Первоначальные знания, полученные вами, помогут и в дальнейшем также успешно справляться с заданиями любой сложности.
Вывод по уроку:
Пусть зимний день с метелями.
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного.
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего.
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева.
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть. (А. Чивилихин)
Учитель называет команду-победительницу, получают все отметку “отлично”, выделяется самый эрудированный участник этой викторины и тоже оценивается отметкой “отлично”.