Сценарий учебного занятия к уроку химии для 8 класса «Кислоты»
Пояснительная записка к презентации
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) |
Бородина Наталья Юрьевна |
Район |
Павловский |
Место работы |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №16 г. Павлово |
Должность |
учитель |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет |
«Естественнонаучные предметы», химия |
Класс |
8 класс |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) |
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.:Дрофа, 2009 |
Тема |
«Соединения химических элементов» |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. |
Кислоты |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия |
Пятый урок темы 8 класса «Соединения химических элементов» |
Учебная задача Открыть способ … Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию … Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования |
- Открыть способ: определения принадлежности неорганических веществ к классу кислот по формуле, определения классификации кислот, определения степени окисления неметаллов в кислотных остатках, распознавания опытным путем растворы кислот. - Вовлечь учащихся в образовательную, коммуникативную, исследовательскую, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную ситуацию. - Овладеть теоретическими знаниями в области химии и способами его прикладного использования. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | ||||
Цель Уровень |
Базовый («обучающийся научится») |
Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») |
||
Цель – предмет (предметный результат) |
Обучающиеся научатся давать определения понятиям: кислоты, кислородсодержащие кислоты, бескислородные кислоты, кислотная среда, щелочная среда, нейтральная среда, определять принадлежность неорганических веществ к классу кислот по формуле, составлять формулы веществ кислот по названию, классифицировать кислоты, определять степень окисления неметаллов в кислотных остатках, называть общее свойство кислот, устанавливать генетическую связь между оксидом и гидроксидом и наоборот, исследовать среду с помощью индикаторов, экспериментально различать кислоты и щелочи с помощью индикаторов. |
Обучающиеся получат возможность научиться грамотно обращаться с веществами (кислотами) в повседневной жизни, осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде. |
||
Цель – способ (метапредметный результат) |
Обучающиеся научатся: Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства, осуществлять классификацию, делать выводы, проводить наблюдения. Регулятивные УУД: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно, оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов. Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной и письменной форме, выражать и аргументировать свою точку зрения. |
Обучающиеся получат возможность развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации. |
||
Цель – ценность (личностный результат) |
Обучающиеся сформируют умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту, осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека |
Обучающиеся получат возможность понять значимость естественно-научных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач. |
||
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. |
К началу изучения данной темы урока учащиеся знают о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах (простых и сложных), простых веществах и важнейших соединениях элементов (оксидах и других бинарных соединениях, основаниях). Учащиеся оперируют понятиями «степень окисления» и «заряд иона», имеют представления об индикаторах и качественных реакциях на примере щелочей. Учащиеся знакомы с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, с приёмами обращения лабораторным оборудованием. Учащиеся могут строить речевые высказывания в устной и письменной форме; строить взаимодействие с учителем и одноклассниками, выражать и аргументировать свою точку зрения. |
|||
Формы оценки планируемых результатов |
Предметный результат |
Метапредметный результат |
Личностный результат |
|
Тестовая работа |
Наблюдения учителя |
Наблюдения учителя |
||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | ||||
Учебно – информационное обеспечение |
Основная литература |
Дополнительная литература |
Интернет - ресурсы |
ЭОРы |
Габриелян О.С. Химия 8 кл. / О.С.Габриелян -М.: Дрофа, 2009. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Дрофа, 2009.-78с. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии 8 класс. / О.С. Габриелян. - М.:Блик плюс, 2009. Габриелян О.С Изучаем химию в 8 классе./ О.С.Габриелян - М.:Блик плюс, 2009. |
Журналы «Химия в школе» 2002-2007г. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий./А.К.Колеченко. – СПб.: КАРО, 2004. – 368 с. Конаржевский Ю.А. Анализ урока./Ю.А.Конаржевский - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.-336 с. Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии в 8 классе./Л.М.Кузнецова.-Обнинск: Титул, 1999. -208с. Малышкина В. Занимательная химия./В.Малышкина-С-Пт.: «Тригон», 1998.-576с. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. В.А. Сластенина: М.: ВЛАДОС, 2003.- ч.1 -288с.; ч.2 – 256с. Современные технологии в процессе преподаваний химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии/Авт.-сост. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова.-М.:Пять за знания, 2007-112с. Управление образовательным процессом в адаптивной школе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2001-384с. Чертков И.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учителя./И.Н.Чертков -М.: Просвещение, 1989.-191с. |
Мультимедийное учебное пособие по химии «Электронная библиотека» Презентация к уроку |
||
Техническое обеспечение |
На столах учащихся: Карта-инструкция к уроку (у каждого), лабораторное оборудование, химические реактивы. На столе учителя: Концентрированная серная кислота, пустой стакан, стакан с водой, лучина. В кабинете для показа презентации: компьютер, проектор, экран. |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) | |
1. Мотивационно ориентировочный |
1.1. Вхождение в контакт |
Предъявление учителем своей индивидуальности Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества |
Создание комфортной психологической атмосферы урока. |
|
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом) Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале |
Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. |
||
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» |
Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п. Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания» |
Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся |
||
2. Операционно – исполнительский |
2.1. Целеполагание и планирование |
• Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) |
Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” |
|
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности). |
Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения |
||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности |
Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем |
||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях Построение системы конкретно-практических задач |
В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости |
||
3. Рефлексивно – оценочный |
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу |
Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи |
|
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) |
Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся
(примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный |
1.1. Вхождение в контакт |
Приветствие учащихся, определение отсутствующих, проверка готовности класса к уроку. |
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, дежурный сообщает об отсутствующих. Кратковременность орг. момента, быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
Вводное слово учителя. Учитель предлагает ученикам выступить в роли детектива, организовать поиск и провести исследования. Поиск ответов, исследование свойств позволят составить первоначальное досье на представителей класса неорганических веществ. Вещества, которые встали на пути - это кислоты. Учащимся предлагается ответить на вопрос: - Что вы знаете о кислотах и где вы с ними встречались в природе? |
Акцентирование внимания на проблеме, повышение мотивации. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
|
1.3. Создание проблемной ситуации |
Учитель обобщает ответы учащихся, акцентируя внимание на существование пищевых кислот с помощью слайда (2,3) и в заключении задает проблемный вопрос: - Все ли существующие кислоты можно пробовать на вкус?(слайд 4) |
Воспринимают информацию учителя. |
|
2. Операционно – исполнительский |
2.1. Целеполагание и планирование |
Учитель сообщает, что не все кислоты можно пробовать на вкус, и ни один грамотный человек и не подумает это сделать, т.к. это может быть очень опасно для жизни. Учитель задает вопрос о распознавании кислот. В ходе фронтальной беседы проводится коллективная работа по постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. |
Воспринимают информацию учителя, составляют план действий. Учащиеся вспоминают, что распознать кислоты можно с помощью индикаторов. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
Учитель организует работу по исследованию преступления кислот против индикаторов. Учитель организует эвристическую беседу по результатам эксперимента. (слайд 5 «Обобщение знаний об изменении окраски индикаторов в зависимости от среды»). В ходе беседы учитель подводит учащихся к выводу, что общее свойство кислот (преступление относительно индикаторов) обусловлено особенностями общего в их составе. Как преступник оставляет на месте преступления отпечатки пальцев, по которым позже его можно найти и наказать, так и кислоты имеют свои отпечатки – это химические формулы. Учитель знакомит с формулами и названиями кислот через слайд 6 и информационную карту. Организует фронтальную беседу с опорой на слайд 6. На следующем слайде 7 водород выделен красным цветом. Учитель информирует, о том, что остальная часть формулы называется кислотным остатком. Учитель предлагает самостоятельно сформулировать вывод о составе кислот. Предлагает проконтролировать по учебнику. Учитель сообщает: Чтобы было удобно и быстро находить досье на преступника, досье присваивают какой – то номер и помещают в определенную группу. Сами представьте, что было бы, если информация о преступниках хранилась в неразберихе. Вот и мы сейчас постараемся поделить кислоты на группы. Учитель организует деятельность учащихся по выявлению закономерностей классификации кислот. Организует эвристическую беседу с опорой на слайд 8 с целью ознакомления учащихся с классификацией кислот (по основности, по наличию кислорода, по растворимости в воде). Организует деятельность учащихся по изучению новых знаний. Самые коварные преступления совершают кислоты за счет того, что состоят из ионов. Через слайд 9 вводится понятие об ионах: (простых и сложных), ионах водорода и кислотных остатках (их зарядах). Зная преступника в лицо, важно знать код доступа к нему, чтобы определить родственный круг его взаимоотношений с другими классами. Таким кодом является степень окисления атомов – неметаллов в кислотных остатках. Следующий слайд 10 помогает напомнить учащимся определение степени окисления атомов в бинарных соединениях, подсказывает правило определения степени окисления атомов - неметаллов в кислотных остатках кислородсодержащих кислот. Через следующий слайд 11 раскрывает информация о родственных связях класса кислот и оксидов неметаллов. Составление формул оксидов, соответствующих азотной кислоте и угольной кислоте. Организует работу с учебником. Демонстрация опыта учителем «Обугливание лучинки в концентрированной серной кислоте». Изучение правил техники безопасности при работе с кислотами |
Выполнение лабораторного эксперимента в парах «Действие кислот на индикаторы» 1 ряд исследует действие на индикаторы соляной кислоты 2 ряд - серной кислоты 3 ряд - раствором сока лимона Работа учащихся по инструкции №1 к выполнению лабораторного опыта - следственного эксперимента (приложение-карта-инструкция). Осуществляют самопроверку по учебнику. После лабораторного эксперимента учащиеся с каждого ряда информируют о его результатах. Учащиеся делают вывод, что индикаторы изменяют свой цвет в растворах разных кислот (минеральных и органических) одинаково. Слушают учителя. Учащиеся выделяют общий признак (общий отпечаток пальцев) в составе всех кислот – наличие атома водорода, который стоит на первом месте. Слушают учителя. Учащиеся пытаются самостоятельно дать определение кислотам, опираясь на их состав. Таким образом, пополняя досье на преступника. С целью самоконтроля учащиеся зачитывают определение по кислотам в учебнике. Учащиеся испытывают чувство гордости за правильные самостоятельно сделанные выводы по составу кислот. Выполнение задания по инструкции в парах. Работа в парах по заданию №3 из «Карты-инструкции». По окончанию работы учащиеся обсуждают результаты своих наблюдений и выделяют группы среди кислот: по числу атомов водорода, по содержанию кислорода в кислотных остатках. Комментируют и корректируют ответы одноклассников. Воспринимают информацию учителя. Выполняют записи в тетради. Используют таблицу растворимости Представление познавательного объекта в нескольких формах (словесной – объяснение учителя), знаково-символической (опорной – образы, символы). Выполняют записи в тетрадях. Закрепляют навык по определению степени окисления атомов в сложных веществах. Делают записи в тетрадях. Пополняется досье на кислоты. Запись в информационной карте. Самостоятельное выполнение задания по составлению формул оксидов, соответствующих кислотам – фосфорной и кремниевой (самоконтроль по слайду 12). Чтение характеристики свойств серной кислоты. Наблюдение за экспериментом. Осмысление наблюдений. |
|
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
Учащимся предлагается собрать всю полученную информацию (досье о кислотах), давая характеристику серной кислоте, согласно предложенному на слайде13 плана. |
Выполняют задания. Обобщают информацию, полученную на уроке. |
|
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
|||
3. Рефлексивно – оценочный |
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
Организует выполнение тестового задания и самоконтроль. |
Выполняют самостоятельно тесты по 2-м вариантам. Осуществляют самоконтроль. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
Учитель благодарит учащихся за работу, отмечает активность отдельных учащихся, по возможности оценивает их и просит ребят отметить (красным, зелёным или синим) цветом барометр своего настроения по уроку. |
Осмысливают свои действия и проводят самоанализ. Барометр настроения детей: Красный ▲ (тема сложная вызывает у меня затруднения) Синий ▲ (есть отдельные затруднения) Зелёный ▲ (мне всё понятно) |