Занятие на тему «Звери и птицы весной»
Тема: Звери и птицы весной.
Цель: активизировать и расширить словарь детей по теме.
Задачи.
Образовательные:
- расширять и углублять словарь детей по данной теме;
- уточнить представления детей о перелетных птицах;
- актуализировать знания детей о диких животных.
Коррекционно-развивающие:
- закрепить умение образовывать и употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- учить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные;
- учить подбирать признаки к существительным;
- развивать мышление;
- развивать память;
- развивать внимание;
- развивать общую моторику;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- учить работать в группе и индивидуально.
Оборудование: карточки с буквами, с изображением различных животных, их частей тела.
Ход занятия.
I. Организационный момент (1-2 мин.)
Дети заходят в кабинет, логопед раздает им карточки с цифрами и буквами (1-м, 2-е, 3-д, 4-в, 5-е, 6-д, 7-ь). Дети должны построиться по порядку от 1 до 7 и прочитать, какое слово у них получилось.
- Ребята, догадались, к кому мы сегодня пойдем в гости? (Медведь)
II. Основная часть (20 мин.)
1. Введение в тему. Логопед читает стихотворение «Медведь» Г. Ладонщикова.
Без нужды и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит, каплет –
Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил.
Кругом вода!
Заспешил медведь наружу.
Заливает! Не до сна!
Вылез он и видит: лужи,
Тает снег... Пришла весна!
- Ребята, что делал медведь зимой? А какие еще животные зимой спят, а весной просыпаются? (ёж, барсук)
2. Отгадывание загадок.
- Проснулся медведь и решил навестить своих лесных друзей. Отгадайте загадки и узнаете, какие друзья у медведя.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Рыжая плутовка,
Хитрая, да ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
По снегу бежит – петляет,
К лету шубку он меняет.
На снегу его невидно –
Волку и лисе обидно.
(Заяц)
- Правильно, а что объединяет всех этих животных? (они не спят зимой) - А какие еще животные не впадают в зимнюю спячку? (волк, олень, лось, рысь)
Логопед вывешивает на доску картинки с изображением этих животных и предлагает детям подобрать для них характеристики. Например, медведь – косолапый, большой; лиса – хитрая.
3. Игры «Кто, где живет?», «Назови детенышей»
- Что делают животные весной? (линяют, выводят детенышей)
Логопед раздает детям карточки с изображением животных, затем каждый ребенок говорит, где живет его животное (в каком жилище) и как называются его детеныши. Например, у меня медведь, он живет в берлоге. У медведя – медвежата.
4. Физкультминутка.
Три медведя шли домой –
(шагают вперевалочку)
Папа был медведь большой,
(поднимают руки над головой)
Мама с ним поменьше ростом,
(руки на уровне груди)
А сынок-малютка просто.
(приседают)
5. Игра «Чей хвост? Чье ухо?»
- Погостил медведь у своих друзей и пошёл к себе в берлогу, вдруг видит под елкой какой-то странный конверт. А здесь для вас задание: нужно назвать, какие и чьи части тела вы видите, и сказать что лишнее.
6. Игра «Улетают – не улетают»
- идет медведь дальше, слышит, птички поют – весне радуются. Стал медведь вспоминать какие птицы улетали на зиму в теплые края, а какие не улетали. Давайте поможем медведю вспомнить. Я буду называть птиц, если они улетали – вы машете руками, если не улетали – приседаете.
Птицы: грачи, кукушки, воробьи, журавли, галки, вороны, аисты, синички, ласточки, голуби, дикие гуси, лебеди, цапли, сороки, дрозды, скворцы, медведи.
III. Итог занятия (1-2 мин.)
- Что вы сегодня узнали, пока гуляли с медведем?
Разумова В.Н.