Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Весна в природе/прилёт птиц. Насекомые»
Конспект фронтального логопедического занятия на тему:
«Весна в природе/ прилет птиц. Насекомые».
Цель: расширить представления детей о весне, перелетных птицах, насекомых.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: расширить словарь детей по теме «Перелетные птицы» (ласточка, скворец, соловей, грач, аист, лебедь), «Насекомые» (пчела, бабочка, паук, комар, муха, муравей, божья коровка, таракан, стрекоза и т.д.). Закрепить знания детей о весенних месяцах (март, апрель, май). Закреплять и совершенствовать навыки образования имени существительного с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса –ок. Закрепить использование имен прилагательных в активной речи. упражнять в образовании и практическом употреблении имён существительных в родительном, винительном, творительном падежах. Упражнять в составлении предложений с предлогом «В», «ПОД»; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, правильно строя фразу.
Коррекционно-развивающие: развивать связную речь детей; мышление детей на материале описательных стихов про насекомых; слуховое внимание; совершенствовать общую (сочетание речи с движением) и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика); совершенствовать зрительно-пространственное восприятие.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к птицам и насекомым; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Материал: презентация, сундучок, муляжи насекомых, картинки с изображением перелетных птиц, насекомых; мяч; раскраски или наклейки.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Доброе утро, ребята! Какое у Вас настроение? С чего начинаем наше занятие? (с улыбки). Улыбаемся.
Я предлагаю Вам сегодня отправиться в путешествие и очутиться в волшебном месте. Закройте глаза.
(Перед детьми на интерактивной доске появляется видеозапись весны «Весенний хоровод» С. Насауленко, слайд №1).
Ребята, где мы очутились? ( Мы очутились в лесу). А какое здесь время года? (Весна). Да, ребята, сейчас весна.
Как же хорошо весной в лесу! Красота, свежий воздух!
II. Основная часть
1) Игра «Весенние приметы»
Не ленитесь, не зевайте, весенние приметы называйте!
А за правильный ответ – получай скорей цветок. Ребята, помните, предложения должны быть полные. Например: Весной тает снег и т.д.
Какие Вы молодцы! И про перелетных птиц рассказали! (слайд №2)
Чу! Что я слышу?
2) Игра «Назови перелетных птиц»
Ребята, посмотрите на экран и скажите, какие птицы прилетели из теплых краев? Полным предложением отвечай, руку поднимай - ну и фишку получай!
(Перед детьми на интерактивной доске появляются изображения анимированных птиц, слайды №3-8).
(Ответы детей: Из теплых краев прилетели ласточка, скворец, соловей, грач, аист, лебедь).
Спасибо, ребята!
Вот и задание от птиц:
3) Игра «Назови весенние месяцы»
Ребята, назовите, пожалуйста, весенние месяцы.
Птицы говорят Вам спасибо (включается аудиозапись, слайд №9).
Друзья, птицы дарят Вам подарок, а он спрятан в сундучке. Кто тут спрятан? (ответы детей: В сундуке спрятаны насекомые).
(слайд №10).
И правда, насекомые!
Итак первый гость у нас - паук .
(включается аудиозапись, слайд №11).
Я паук, сети плету
На вид я грозный,
А так я очень добрый
Назовите меня ласково
И скажите, сколько у меня ног
4) Игра «Назови ласково и посчитай»
Ребята, назовите паука ласково и скажите, сколько у него ног? (паучок. У паука 8 ног).
Спасибо большое, ребята!
Следующий гость (включается аудиозапись, слайд №12).
А я бабочка-краса,
Всех я лучше,
Всем мила
Назовите, какая я!
5) Игра «Назови, какая»
Ребята, какая бабочка? Давайте скажем ей приятные комплименты!
Следующий гость (включается аудиозапись, слайд №13).
А я братец муравей,
Всех важней и всех умней!
Добродетель, трудяга
Настоящий симпатяга!
Ребята, поиграйте с мячом и расскажем, какая погода весной. Для этого Вам помогут мои картинки-подсказки.
(На экране появляются анимированные сюжетные картинки с изображениями весенней погоды, слайды №14-17).
6) Игра «Какая погода весной»
Друзья, посмотрите на картинки и скажите, какая же погода бывает весной.
(Весной погода теплая, солнечная, облачная, дождливая).
Кто же наш следующий гость? (включается аудиозапись, слайд №18).
А я божья коровка,
Очень добрая головка,
Крылышки я раскрываю,
Вам желанье загадаю
Ребята, сделайте гимнастику для пальчиков
7) Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»
Ребята, приготовьте ладошки. Сейчас с Вами мы превратимся в божьих коровок.
Божья коровка Улети на небо, |
Изображают ладонями божью коровку, машут ладонями. |
Там твои детки Кушают конфетки, |
Ритмичное сжимание и разжимание кулачков. |
Всем по одной, А тебе ни одной. |
Показать пальцем -1 и 0. |
Ребята, кто же следующий гость? (включается аудиозапись, слайд №19).
Я писклявый комарик
И точу свой носик
Берегись, уколю
Лучше спрячься ты в лесу.
Отправимся в лес, ребята?
Тогда давайте встанем.
8) Физ.минутка « В лесу»
Открывается анимированная сюжетная картинка с изображением леса. (включается аудиозапись, слайд №20).
Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. |
Встать, ноги вместе, руки через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох |
Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. |
Ходьба на месте, Повороты головой влево-право |
Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели. |
Встать на носки, руки через стороны вверх и посмотреть вверх. |
Бабочки летали, Крыльями махали. |
Бег на месте, плавно махая руками. |
Дружно мы похлопали Ножками потопали. |
Хлопки в ладоши, Притопы на месте. |
Хорошо мы погуляли. И И И И Мы немножечко устали. |
Дети присаживаются на свои места. |
И последняя наша гостья:
(включается аудиозапись, слайд №21).
А я муха, муха, муха
Настоящая принцесса
Пишут сказки про меня.
Что сказка? Что за сказка?
Расскажите-ка друзья?
(Открывается слайд «Муха-Цокотуха», слайд №22).
Ребята, давайте вспомним, какая есть сказка про муху? (ответы детей: Есть сказка «Муха-цокотуха»).
Кто написал эту сказку (ответы детей: сказку написал Корней Чуковский)
Ребята, что было в этой сказке? (ответы детей: Жила-была Муха-Цокотуха).
Что нашла Муха? (ответы детей: Муха-Цокотуха нашла денежку).
(слайды №23-25).
Что купила Муха? (ответы детей: Муха-Цокотуха купила самовар).
Где Муха купила самовар? (ответы детей: Муха-Цокотуха купила самовар на базаре).
(слайды №26-27).
Кого же пригласила в гости муха? (ответы детей: Муха-Цокотуха пригласила в гости насекомых: муху, таракана, пчелу, блошек, червяков и т.д.).
(слайд №28).
Что подарили гости Мухе? (ответы детей: Блошки подарили Мухе -Цокотухе сапожки с золотыми застежками. Бабушка Пчела подарила мед).
(слайд №29-30).
Что случилось с Мухой? (ответы детей: Муху-Цокотуху уволок паук).
(слайды №31-32).
Что случилось с гостями? (ответы детей: Гости убежали, испугались, спрятались).
(слайд №33).
Кто спас муху? (ответы детей: Муху-Цокотуху спас Комар).
(слайды №34-35).
Как закончилась сказка? (ответы детей: Муха-Цокотуха вышла замуж за Комара, гости веселись).
(слайды №36-37).
Спасибо ребята. Вы большие молодцы, рассказали Мухе сказку!
III. Итог занятия.
С насекомыми ребята
Очень подружились,
Улыбались, занимались,
И, конечно, развивались.
Насекомым в лес пора,
До свидания, друзья!
- о чем говорили на занятии? ( На занятии мы говорили о весне, перелетных птицах, насекомых).
- что Вам больше всего понравилось? (ответы детей: Мне больше всего понравилось знакомство с насекомыми и т.д.).
- каких насекомых вы запомнили? (ответы детей: Я запомнил (-а) таракана, муху, пчелу, комара, бабочку, муравья).
А вот и подарки от насекомых! (раздаются наклейки или раскраски с изображением насекомых).
Приложение
«Муха-Цокотуха»
К.И. Чуковский
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки —
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые —
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…
«Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок —
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать —
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!
А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
«Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!»
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!
Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару —
Победителю!»
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки —
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!
Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Веселится народ —
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!
Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей, —
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает:
«Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, —
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!