Тематический классный час: «Звездный час» вежливости
Пояснительная записка к презентации
Тематический классный час: «Звездный час» вежливости.
Функции классного часа.
1.Формирующая - классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Способствует формированию дружеских отношений в детском коллективе.
2.Просветительская - классный час расширяет кругозор обучающихся. Объектом обсуждения стали вопросы связанные правилами поведения в обществе.
3.Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит.
Форма классного часа: сюжетно-ролевая игра. Форма классного часа была выбрана в соответствии с возрастными особенностями учеников.
Цель классного часа: |
способствовать усвоению учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, то есть формирование в личности ребенка социально типичного. |
Воспитательные задачи: |
1.) познакомить с правилами вежливости и красивых манер, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома; 2.) воспитать у учащихся стремление быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам; 3.) стимулировать самовоспитание и самоконтроль учащихся; 4.) научить детей уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, т.е. содействовать становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся; 5.) формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников. |
||
Структура |
Материал |
Кто ведет (выступающие) |
|
1. Вступление (2мин.) |
Что такое вежливость? |
учитель |
|
2. Основная часть а)Этикет, манеры, жесты, мимика (15мин.) б)Культура приветствия, благодарность (2мин.) в) Как вести себя в общественных местах (10мин.) |
1)«Очень вежливый индюк» стих. Яна Бжехвы (2мин.) 2) Автопортреты 5 «Б» 3) Игра «Мимика» (2мин.) 4) Сценка "В гостях". (3мин.) 1)стих. «Здравствуйте» В. Солоухина (1мин.) 2)стих. «Дорогие слова» А.Шибаева (1мин.) 1) Сценка «Зритель слушает да ест» А.Барто (3мин.) 2) "Песенка о вежливости" сценка (3мин.) |
учащийся учащиеся учащийся учитель и учащиеся учащиеся учащийся учащиеся |
|
3. Заключительная часть (5мин) | Обсуждение. (5мин.) |
Учитель |
|
4. Оценка классного часа |
При выходе из класса. |
учащиеся |
Оформление доски:
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (Сервантес);
«Уважение к людям есть уважение к самому себе» (Дж.Голсуорси)
"Автопортреты".
Перед классным часом провести:
1.Рисунки учеников «Автопортрет». (Предложить ученикам нарисовать себя);
2.Анкета. Напишите 5 качеств вежливого мальчика и 5 качеств вежливой девочки. Оцените, насколько эти качества человека присущи вам лично (максимальное количество баллов за каждое слово – 5)
3.Приготовить кружки, квадраты, треугольники для рефлексии классного часа.
кружок – понравилось;
квадрат – не очень, так себе;
треугольник – не понравилось.
Сценарий классного часа.
Как правило, только не называют 21 век – атомный, космический, компьютерный, но есть у нашего времени важная особенность, которая позволяет его называть веком общения.
С самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно. Ведь «Ничто не обходится…».
Что же такое - вежливость? Как вы понимаете это? Я задавала вам написать 5 качеств вежливого мальчика и 5 качеств вежливой девочки. Что же у вас получилось.
Оказывается вежливая девочка должна быть….., вежливый мальчик…..
1. Красивая 1. Веселый
2. Аккуратная 2. Добрый
3. Умная 3. Умный
4. Стройная 4. Тактичный
5. Добрая 5. Галантный
6. Модная 6. Смелый
Я думаю, нам стоит разобраться, так ли это?
Вы, наверное, часто слышите по «правилам этике», «согласно этикету», «этикет».
Этикет – система норм нравственного поведения, образец, эталон вежливости и красивых манер, приятных в данном обществе.
Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми. Это речь, походка, жесты, мимика конкретного человека.
Манеры позволяют выразить наше расположение, почтение к другому красиво.
Но манеры могут быть и дурными.
«Дурные» манеры (привычка громко говорить, не стесняться в выражениях, неряшливость в одежде, грубость) создают неудобства для окружающих и делают невозможным свободное и непринужденное общение людей.
Очень вежливый Индюк
(стих. Яна Бжехвы в переводе Бориса Заходера)
Объявился
в доме
Вдруг очень вежливый Индюк
Раз по тридцать в день,
Не реже
Он кричал:
- Эй, вы, невежи!
Заходите, что ли в гости –
Поучиться
Веж-ли-вос-ти!
- Я сам,- кричал Индюк
Доктор Вежливых наук,
И жена моя – пример
Замечательных манер-
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана!
Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!»
Ты не будь свиньей, Свинья,-
Ждет тебя моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты свое свиное рыло!
Как ни бился он, однако
К индюку никто не шел –
Ни корова, Ни собака,
Ни хавронья,
Ни осел!
Посинел Индюк от злости:
Не идут, канальи, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они балды – балды!
И давай с высоты
Своего величия: -
«Не усвоили, скоты, Правила приличия».
Как вы думаете: «Почему никто не пришел к Индюку в гости?»
Общепринятые нормы этикета просты и всем доступны, но лишь постоянное практическое их использование сделает ваши манеры красивыми, а вас человеком обаятельным.
Вспомним, какими должны быть хорошие манеры.
Воспитанный человек не сядет раньше старшего без его приглашения;
У двери он пропустит старшего или девочку;
Первым здоровается входящий с присутствующими, младший со старшим, мальчик с девочкой;
Следует вставать, разговаривая со старшим или девочкой, если они стоят;
Извинитесь, если кого-то нечаянно толкнули;
В столовой воспитанный человек не сядет за стол раньше старших, раньше девочек;
Впереди идет девочка, мальчик слегка сзади;
Мальчик идет впереди девочки: если плохая дорога, когда спускаются по лестнице, когда открывает дверь.
Манеры человека проявляются и в жестах.
Жесты – это движение рук. Исследователи насчитали более 700 тысяч различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать точнейшие оттенки нашего настроения, наших чувств.
Этикетом не рекомендуется держать руки в карманах, показывать пальцем, размахивать руками, а носовым платком следует пользоваться незаметно.
Мимика – выражение лица (улыбка, взгляд, смех). Они тоже могут многое рассказать о нас. Это составная часть манер человека. Обратите внимание на "Автопортреты". Какими вы себя изобразили?Что можно о вас сказать по вашим рисункам? Обсуждение.
Считается неприличным кривляться, высовывать язык, таращить глаза, широко раскрывать рот.
Лучший рисунок лица – доброжелательное его выражение.
Поиграем.
Изобразите последовательно такие чувства: ужас, веселье, презрение, недоверие, отвращение, удовольствие, гнев, радость.
Ученые утверждают, что во время беседы через восприятие речи мы получаем лишь 20-40 % информации. Остальное приходится на жесты и мимику. Это говорит о красноречивости манер.
Следует быть сдержанным в своих манерах, уметь контролировать себя. На примере героев сценки можно представить, как мы можем выглядеть. (Учащиеся)
Сценка "В гостях".
Оля сидит дома и рисует. Вдруг в дверь кто-то громко постучал. (Стучали до тех пор, пока Оля не открыла) Это Валя, подруга Оли.
Валя: «Это я!» (Не поздоровавшись, проходит в комнату. Увидев рисунки, начинает смотреть их рассматривать)
Оля: Да, вот по рисованию задали.
Валя не слушает Олю. Она рассматривает находящиеся в комнате предметы.
Валя: «А это что?»
Оля: «Это папе на день рождение подарили».
Валя: «А! Понятно! А это откуда?»
Наконец ей надоело рассматривать, и она неожиданно спросила: «Чай-то пить будем?».
Оля: «Сейчас, конечно».
Валя: «Я с конфетами люблю».
После чая, не поблагодарив, Валя выскочила из-за стола и побежала в коридор. Уже в дверях крикнула: «Ну, пока! Меня мама заждалась. Я потом как-нибудь зайду»
Вопрос: Какие ошибки сделала Валя?
Где и как можно проявить свои хорошие манеры? Показать воспитанность? Вот что обозначает простое, обыкновенное «Здраствуйте!»
Здравствуйте
(стих. Вл. Солоухина)
Поклонившись, мы друг другу сказали
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Вопросы:
1. Кто здоровается первым, если встретились
а) младший или старший;
б) мальчик или девочка;
в) два мальчика
Кто подает первым руку?
2. Ты идешь с товарищами по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился.
Надо ли поздороваться и тебе?
3. Вы вошли в автобус с задней площадке и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?
4. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и проходя мимо вежливо поздоровался: «Здравствуйте Игорь Семенович!».
Правильно ли он поступил?
Дорогие слова
(стих. Александра Шиваева)
Дядя Саша огорчен
Рассказал он вот о чем…
Видел Настю, октябренка,
я на улице сейчас.
Настя славная девчонка
Настя ходит в 1 класс.
Но… давно уже от Насти
Я не слышу слова…
(«Здрасте»)
А слово – то, какое –
Очень дорогое!
Встретил Витю я соседа…
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла:
Но – представьте! – зря от Вити
Ждал я слова…
(«Извините»)
А слово- то, какое –
Очень дорогое
Он про внучку говорил:
- Экая досада, -
Я портфель ей подарил,
Вижу – очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну сказала бы…
(«Спасибо»)
А слово – то, какое –
Очень дорогое!
Благодарность для человека – обязательна. И не только чувствовать, но и уметь выразить её – взглядом, улыбкой, делом, словом. «У меня нет слов, чтобы передать свою глубокую благодарность…». Нужно обязательно найти эти слова. Ведь услышать их так важно для портного и парикмахера, врача и продавца, для матери и друга – для всех, без чьей помощи и заботы не можем существовать ни один человек.
Не рассыпаться в благодарностях, но искренне доброе слово, за поздравление и письмо – это долг воспитанного человека.
Вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости? На это, наверное, есть много причин.
Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется.
Во- вторых, в гостях собираются разные люди: поговорят о том, о сем и всем польза.
Вот почему с давних пор и до наших дней, ходят люди в гости. Само собой разумеется, за эти годы успели сложиться определенные правила, ясные и четкие представления о том, как вести себя хозяину и как гостю. Многие, наверное, скажут: «Да слышали, знаем». Так почему вы иногда не выполняете элементарных норм вежливости.
Если ты пришел в гости, веди себя так, чтобы твой приход был приятен хозяевам.
Не сиди молча, заставляя хозяев тебя развлекать. Расскажи сам что-нибудь интересное, предложи какое - нибудь занятие или игру. Если ты умеешь петь или играть, не отказывайся, когда тебя об этом попросят. Не будь ломакой, а постарайся доставить удовольствие присутствующим.
Впрочем, и здесь должно быть чувство меры. Спой или сыграй две- три вещи, но не заставляй слушать себя без конца.
За столом не тянись первым за самым вкусным, смотри, чтобы хватило всем, а не только тебе.
Если то, чем тебя занимают, покажется тебе скучным, не показывай этого хозяевам, чтобы их не огорчать.
Если тебе не понравилось в гостях или было скучно не рассказывай об этом товарищам. Это не благодарно по отношению к хозяевам, которые, старались, наверное, принять тебя получше и сделали это как умели.
И еще один важный совет их старинной книги:
«Будучи в обществе, имейте вид приятный, ласковый и даже веселый. Если вам сделали какие неудовольствия, забывайте их тут же. Весьма бесполезно приходить к людям для того, чтобы им показать свой дурной нрав. Ежели вы никоем образом не можете принять лучшего вида, то оставайтесь дома.»
Собираясь в гости, иной раз приходится подумать о подарке. На день рождение к товарищу приятно прийти не с пустыми руками.
Подарок надо готовить по секрету, он должен быть неожиданным. Но, чтобы он был кстати, вспомни, что любит твой товарищ, какую вещь ему особенно хотелось бы иметь. Ему будет приятно узнать, что ты, оказывается, так давно думал о нем и так хорошо сумел угадать его желание.
Если же тебя пригласили на день рождение, а подарить тебе нечего, смело иди без подарка: ничего позорного в этом нет. Гораздо хуже, если ты не пойдешь и приятель подумает, что ты просто забыл о его приглашении.
Когда сам получаешь подарки, будь внимателен к тому, кто их тебе принес. Не клади пакет равнодушно в сторону. Сразу же разверни его рассмотри, поблагодари. Если вещь не очень тебе понравилась, не показывай, что разочарован. Зачем огорчать человека, который, наверное, хотел сделать тебе приятное, но почему- либо не сумел. Если тебе подарили что-нибудь вкусное – пирожное или конфеты,- угости сначала всех окружающих, а потом возьми сам.
А теперь давайте поговорим о правилах поведения в театре.
Кто создает удивительный, волнующий, незабываемый праздник – концерт, спектакль, цирковое представление. Артисты скажите вы. Да, конечно, и артисты, и режиссер, и осветители и рабочие сцены. Но ведь и от нас самих многое зависит. Знаете ли, вы, как легко и просто можно испортить прекрасную встречу с искусством, и себе и соседям в зале, и тем, кто по другую сторону рампы, - артистам.
Зритель слушает, да ест
(Клоунада)
Агния Борто
Участвуют: Первый клоун, Второй клоун.
Клоуны: (раскланиваются)
Приветы и поклоны
Мы клоуны, клоуны, клоуны…
Мы шутим с самого утра
«Проснись! – друг друга будим. –
Вставать пора, шутить пора!
Пора смеяться людям».
Первый: |
Из цирка прямо в гриме Примчались мы сюда (смеется) |
Второй: |
Да ты над кем? |
Первый: |
Над ними. |
Второй: |
Над зрителями? |
Первый: |
Да. |
Второй: |
Умоляю тебя не делай этого! Они и так сухо встретили нас, мало бьют в ладоши. |
Первый: |
Как же они могут бить в ладоши Занят зритель молодой |
Второй: |
Чем же занят он? |
Первый: |
Едой. Вот зрители уселись Погашен в зале свет И раздается шелест Бумажек от конфет |
Второй: |
Как захлопаешь когда у тебя в руках еда… Например, пирожное… |
Первый: |
Дело невозможное |
Второй: |
Громкий хруст несется с мест |
Первый: |
Зритель слушает, да ест… |
Второй: |
Я знаю одного первоклассника. Он дома не желает есть, мамочка нарочно его в театр водит, чтобы он как следует подзаправился во время представления. Хотел мальчишка крикнуть «бис», А мать твердит: «Не подавись!» |
Первый: |
Певица арию поет А зал жует, жует, жует Певица шепчет: «Я жива ли?» Иль меня уже сжевали?!» |
Второй: |
Жуют такой у них режим |
Первый: |
Они и нас съедят. Бежим! |
Как вести себя в общественных местах.
Бывая в театре, в кино, в читальном зале, в музее, на выставке, помни, что ты здесь не один. Рядом с тобой – твои товарищи. Веди себя так, чтобы не мешать им.
Приходи в театр вовремя. Ведь все актеры, музыканты пришли заранее. Они позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала. Будь вежлив по отношению к ним и не опаздывай тоже.
Пробираясь к своему месту проходи вдоль ряда лицом к сидящим. Если ты уже сел, а мимо тебя кто- нибудь проходит, встань и дай дорогу.
Во время действия не разговаривай. Поделиться мнением с товарищем сможешь в антракте.
Не ешь во время действия, потерпи до антракта.
В антракте тоже не мчись галопом в буфет и не протискивайся к стойке, расталкивая окружающих. Ведь ты пришел в театр не лакомиться, а смотреть спектакль.
Не вставай с места, пока не опустят занавес. Часто последние слова пьесы – самые важные.
Не торопись в гардероб за своим пальто. Сколько бы ни было в театре народа, все успеют одеться за пятнадцать минут.
Песенка о вежливости.
(Инсценировка)
С.Маршак
С разных сторон вбегают две девочки.
(обращаясь к слушателям)
Первая девочка:
Если вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старушке.
Вторая девочка: Еже ли вы вежливы
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Забраться инвалиду.
Замечают друг друга, весело здороваются, садятся, начинают громко болтать, оба сразу, не слушая друг друга, едят конфеты, бросая бумажки на пол.
Входит мальчик с книгой, минуту слушает их болтовню.
Мальчик:
И еже ли вы вежливы
Вы, сидя на уроке
Не будете с товарищами
Трещать, как две сороки.
Девочки начинают ему возражать. Входит девочка со щеткой. Начинает подметать бумажки.
Третья девочка:
И еже ли вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – т.е. сами!
Девочки и мальчик начинают оправдываться. Входит четвертая девочка.
Четвертая девочка:
И еже ли вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой и с бабушкой
Вы их не перебьете.
Вбегает запыхавшийся, взъерошенный мальчик с расстегнутым портфелем, за ним – малыш. Увидев старших, малыш останавливается поодаль с обиженным видом.
Второй мальчик (берет у первого мальчика книжку, рассматривает)
И еже ли вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки
(Неодобрительно)
И еже ли вы вежливы,
Вы книжку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
Владелец книги замахивается на говорившего. Вот- вот начнется драка. Вбегает третий мальчик.
Третий мальчик:
И еже ли вы вежливы
На тех, кто послабее
Вы нападать не будете
Пред сильными робея.
Мальчик с портфелем, расталкивая остальных, усаживается, начинает рассказывать.
Второй мальчик:
Знал одного ребенка я
Гулял он с важной нянею
Она давала тонкое ребенку воспитание
Был вежлив этот мальчик.
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил – «спасибо» говорил.
(Встает)
Нет, еже ли вы вежливы
То вы благодарите, но
Мячика у мальчика
Без спросу не берите.
Тем временем третья девочка поглядела на обиженного малыша, заглянула в расстегнутый портфель мальчика, что-то достала из него, спрятала за спиной, сделала знак другим ребятам.
Третья девочка:
Да еже ли вы вежливы
То вы благодарите,
Но мячика у мальчика
(Все) Без спросу не берите.
Отдаёт мячик малышу. Мальчик смущён.
Обсуждение.
Заключение:
Чтобы вы не делали, вы всегда помните, что живете на свете не одни. Вас окружают другие люди, ваши друзья. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами.
Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.
Литература.
1.Б.В. Бушелева /Поговорим о воспитанности.// Книга для подростков. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1988.- 160с.
2.М.Ю. Женило/Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся 4-х классов//Серия «Школа радости». - Ростов – на Дону: «Феникс»,2002.-130с.
3.Интернет-ресурсы.