12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тербова Евгения Викторовна103
Я с 1-го класса знала, что стану учителем, и стремилась к своей цели. В школе училась отлично, стараясь, как губка, впитать знания, преподаваемые моими учителями. Обожала русский язык и литературу. С удовольствием проверяла домашние задания своих одноклас
Россия, Москва, Московский г

 Классный час «Приятная наука Вежливость»

Цели:

Стремиться научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

Развивать основы мыслительной деятельности (памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы).

Развивать навыки поведения в общественном транспорте, в гостях, в театре.

Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями и т.д.

Задачи:

  • раскрыть понятие «вежливость»;

    расширять запас вежливых слов;

    воспитывать культуру речи  детей, вежливое поведение в школе.

Оборудование: компьютер, доска, проектор, экран (интерактивная доска), памятка «Вежливые слова», наглядности, звуковые записи.

Ход занятия.

Вводная часть

1) Что такое Вежливость? (Вежливость - это качество человека, для которого уважение к людям стало обычной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Слово "вежливость" происходит от старославянского "веже", т.е. "знаток". Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.)

2) Какого человека можно назвать вежливым?

(Быть вежливым - означает знать, как себя вести. С первых лет жизни ребёнку необходимо прививать навыки вежливого поведения. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. А, впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать. Вежливый человек всегда помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб. Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им.)

Для того, чтобы стать вежливым, нужно знать правила вежливости и пользоваться "волшебными" словами, от которых становится светлее и радостнее; доброе, вежливое слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение.

Основная часть

Чтец 1: Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром!- я кричу.
Чтец 2: Добрый день! – кричу я вслед,
Всем идущим на обед!
“Добрый вечер!” - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

Ребята, какие ещё "волшебные" слова вы знаете? (Здравствуйте, спасибо, благодарю, извините, простите, до свидания, спокойной ночи, пожалуйста, доброй ночи, счастливого пути, позвольте...) Помните эти слова, не забывайте почаще говорить их, но только если это уместно. И тогда увидите, что слова эти действительно волшебные.

Объясните, как вы понимаете смысл пословицы "Вежливости открываются все двери"

Игра «Вежливо-невежливо»: Сейчас мы с вами поиграем в игру.
Условия игры просты:
Если вы со мной согласны,
И поступок хороший,
Не сидите, не молчите,
Хлопайте в ладоши.
Ну, а если плох поступок,
И не случался с вами,
Вы тогда все вместе, дружно,
Топайте ногами!
Поступки:
Поздороваться при встрече – (хлопают)
Не встать, обращаясь к учителю – (топают)
Помочь подняться – (хлопают)
Толкнуть и не извиниться – (топоют)
Взять билет в автобусе – (хлопают)
Поднять упавшие вещи – (хлопают)
Не уступить место в транспорте – (топают)
Нагрубить бабушке – (топают)
Сказать «спасибо» после обеда – (хлопают)
Извиниться за свою невежливость - (хлопают)

Работа с текстом: С давних пор и до наших дней люди ходят друг к другу в гости. И за такое долгое время выработались определённые правила, как вести себя гостю и хозяину. Знаете ли вы эти правила? Назовите их. Часто эти правила нарушаются. Мы с вами прочитаем рассказ, как один мальчик пришёл в гости к другому. Он оказался не очень хорошим гостем. Найдите и подсчитайте в его поведении ошибки. Только будьте внимательны: ошибок много, не меньше 10.

Чтение рассказа "Добро пожаловать" (текст на доске)

После уроков Игорь сказал Виктору: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем».

- Хорошо, - ответил Виктор. - Приду.

Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он разложил учебники и тетради, готовясь делать уроки. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь шел к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

- Привет, - сказал Виктор. - Это я.

Он прошел в комнату, бросил мокрую куртку в кресло и огляделся:

- А у вас ничего. Подходяще. Это что? - и он схватил модель парусника с письменного стола.

- Это отцу подарили. На память.

- Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли? - Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.

Затем Виктор повертел в руках многоцветную шариковую ручку, пробуя каждый цвет на тетради, лежащей на столе, открыл духи, крем, дунул в мамину пудру.

Игорь в это время приготовил чай и пригласил гостя к столу. Виктор оглядел вазочку с вареньем, сахарницу, стаканы с чаем и взялся за ручку холодильника.

- Ты колбасы нарежь, Игорь. А еще у вас тут масло с сыром есть.

Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взял куртку.

- Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку обстругать надо. Отдам как-нибудь.

Понравилось ли вам поведение Виктора? В чем его ошибки? (Основные ошибки гостя: он не поблагодарил за приглашение, опоздал, слишком настойчиво звонил, прошёл в верхней одежде в комнату, бесцеремонно рассматривал и трогал вещи, спрашивал о цене, требовал угощения, взял без разрешения ножик, решил снова прийти без приглашения, шумел на лестнице...)

Разбор ситуаций: Хорошо, с поведением в гостях мы разобрались, а знаете ли вы правила поведения пассажира? (Нельзя громко включать музыку, громко смеяться, разговаривать, есть, особенно еду, которая может запачкать других, разворачивать газету так, чтобы она мешала другим пассажирам, читать через чужое плечо, выбрасывать мусор в автобусе или из окна, заниматься причёской и любым туалетом вообще, ездить в грязной одежде, забывать, что старшим уступают место...)

Ситуация 1 Вы входите в автобус, покажите, как вы это будете делать. Теперь выходите. (При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперед, но выходит он первым и останавливается рядом, готовый помочь ей при выходе, если нужно. Маме, учительнице, старшей сестре и другим взрослым следует подать при этом руку.)

Ситуация 2 (Учитель вызывает двух детей)

Представьте, что один из вас школьник, а другой - бабушка (автобус полный). Школьник сидит, входит бабушка. Ваши действия.

 

А знаете ли вы, как нужно себя вести в театре? Во многом от нас самих зависит, принесёт ли посещение театра радость, оставит равнодушным или вызовет чувство досады и огорчения.

 Послушайте стихотворение А. Барто « В театре» и ответьте на вопрос: правильно ли вели себя девочки на балете? (текст на доске)

Когда мне было восемь лет, 
Я пошла смотреть балет. 
Мы пошли с подругой Любой. 
Мы в театре сняли шубы, 
Сняли теплые платки. 
Нам в театре, в раздевалке, 
Дали в руки номерки. 
Наконец-то я в балете! 
Я забыла все на свете. 
Даже три помножить на три 
Я сейчас бы не смогла. 
Наконец-то я в театре, 
Как я этого ждала. 
Я сейчас увижу фею 
В белом шарфе и венке. 
Я сижу, дышать не смею, 
Номерок держу в руке. 
Вдруг оркестр грянул в трубы, 
Мы с моей подругой Любой 
Даже вздрогнули слегка. 
Вдруг вижу – нету номерка. 
Фея кружится на сцене – 
Я на сцену не гляжу. 
Я обшарила колени – 
Номерка не нахожу. 
Может он под стулом где-то? 
Мне теперь не до балета! 
Все сильней играют трубы, 
Пляшут гости на балу. 
Мы с моей подругой Любой 
Ищем номер на полу. 
Укатился он куда-то… 
Я в соседний ряд ползу. 
Удивляются ребята: 
- Кто там ползает внизу? 
По сцене бабочка порхала- 
Я не видала ничего: 
Я номерок внизу искала 
И наконец нашла его. 
А тут как раз зажегся свет, 
И все ушли из зала. 
– Мне очень нравится балет, - 
Ребятам я сказала.

Ситуация 3 (4-5 человек) В ряд поставлены стулья. Представьте, что это ряд в зрительном зале.

-Зрители, займите свои места. Вы пришли позже всех, а ваши места находятся в середине ряда. Пройдите к своим местам. ( Нужно попросить извинения у сидящих и лицом к ним пройти к своему месту.)

Ситуация 4: Вы сидите в зале. Вот-вот начнётся представление. У вас в руках шоколадка. Представление началось, а в руках - вкуснейшая шоколадка. Ваши действия. (Учитель вызывает ребёнка и даёт ему конфету.)

( Нужно дождаться антракта)

Заключительная часть

Итак, ребята, какие правила вежливости мы вспомнили?

Давайте попробуем превратить «зло» в «добро» (заменим противоположными словами)


ГРУБОСТЬ

НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

ЩЕДРОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ДОБРОТА

ЖЕСТОКОСТЬ

ДОБРОДУШИЕ ПОМОЩЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ

ЗАВИСТЬ

СОЧУВСТВИЕ УВАЖЕНИЕ

ДЕРЗОСТЬ

БЛАГОДАРНОСТЬ

Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаемся мы сейчас,
Добрый путь вам! В добрый час!

Опубликовано


Комментарии (1)

Ватолина Светлана Анатольевна, 28.03.19 в 14:53 0Ответить Пожаловаться
Актуальная тема классного часа!!! Спасибо за работу, Евгения Викторовна!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.