Классный час на тему «Да здравствует вежливость»
Конструкт классного часа
Экспертный урок
По преддипломной практике
обучающейся 46 “а” группы
Нохриной Полины Вячеславовны
Класс: 3«Б».
Дата: 13.05
Учитель: Калистратова Любовь Владимировна
Тема: «Да здравствует вежливость»
Цель: формировать социальное поведение посредством психолого - педагогической технологии развития ценностных ориентаций М.Р. Битяновой
Планируемый результат:
Личностный: Обучающиеся проявляют бережное отношение к духовным ценностям и родному языку, любовь и уважение к близким; проявляют культуру общения.
Метапредметный:
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; демонстрируют умение логически рассуждать).
Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре, группе; адекватно использовать речевые средства; высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы)
Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; делать выводы в результате совместной деятельности; преобразовывать информацию из одной формы в другую)
Предметный: демонстрируют знания о правилах этикета; демонстрируют навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Триединая цель:
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к духовным ценностям и родному языку, любовь и уважение к близким; воспитывать культуру общения.
Развивающая
Развивать регулятивные УУД: (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение логически рассуждать).
Развивать коммуникативные УУД: (умения аргументировать свою точку зрения, слушать и вступать в диалог со сверстниками и взрослыми)
Развивать познавательные УУД: (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Развивать смекалку, мышление, память)
Образовательная: формировать знания о правилах этикета; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма»;
Воспитывать через взаимодействие;
Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы обучения:
Принцип деятельности;
Принцип наглядности;
Принцип систематичности и последовательности;
Принцип психологической комфортности;
Методы воспитания:
Методы формирования социального опыта:
Педагогическое требование;
Игра;
Ситуация свободного выбора;
Беседа
Методы осмысления социального опыта:
Беседа;
Методы стимулирования:
Поощрение;
Создание ситуации успеха
Игровые ситуации.
Методы обучения:
-
На основе методологии целостного подхода к деятельности:
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы эмоционального стимулирования)
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемно-поисковые методы контроля и самоконтроля)
-
По источнику получения знаний: словесные (беседа),
Дидактические средства:
Наглядные:
Демонстрационный материал:
Презентация
Доска
Мультимедийные:
Мультимедиа проектор;
Компьютерная презентация;
План
-
Организационный момент (2 мин)
«Знакомство с ценностью» (5мин)
«Проговаривание на своем языке» (15)
3.1 Физминутка (2мин)
-
«Проживание ценностных ситуаций и тренировка в ценностном поведении» (11 мин)
«Осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях» (5 мин)
Рефлексия (5 мин)
Использованная литература:
-
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад.образования. – М.: Просвещение, 2009. – 00 с. – (Стандарты второго поколения)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2015.
Примерная адаптированная основа образовательная программа НОО обучающихся с ЗПР (ПАООП ЗПР).
Педагогические технологии развития ценностных ориентаций школьников как важный компонент их личностного потенциала [Текст] / [Битянова М. Р., Порошинская Т. Л.] ; Департамент образования г. Москвы, Московский центр качества образования. - Москва : Московский центр качества образования, 2010. - 141 с. : ил., табл.; 20 см.; ISBN 978-5-9773-0090-2
ФИПИ – сайт Федерального института педагогических измерений.
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/05/18/da-zdravstvuet-vezhlivost
-
Этапы урока, задача |
Методы и приемы |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся
|
Планируемые результаты |
1. Орг-момент Задача: создать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Развивающие: развивать у обучающихся коммуникативные УУД умение слушать
|
Метод формирования познавательного интереса. Словесный метод Педагогическое требование
|
- Здравствуйте ребята! - Встаньте ровно возле своих парт. - Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня. - Сегодня нам понадобится ваше хорошее настроение. - Присаживайтесь. - Спинки прямо, ноги стоят на полу, руки лежат на парте. |
Приветствуют учителя; Настраиваются на предстоящую деятельность;
|
Обучающиеся демонстрируют Личностные УУД: формирование мотивации к обучению. Коммуникативные УУД: формирование умения слушать. |
2. этап «Знакомство с ценностью» Задача: мотивировать обучающихся, сообщить тему классного часа.
|
Словесный (беседа). Наглядный (презентация) Художественное слово. Использование примеров из художественной и духовной литературы; чтение и обсуждение прочитанного
|
Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о мальчике одном: Его зовут... а впрочем, лучше Мы здесь его не назовем. «Спасибо», «здравствуйте», «простите» Произносить он не привык. Простого слова «извините» Не одолел его язык. Ему бывает часто лень Сказать при встрече: «Добрый день!» Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит. И в лучшем случае «здорово!» Он вместо «здравствуй!» говорит. А вместо слова «до свидания!» Не говорит он ничего Иль заявляет на прощание: «Ну, я пошел... Пока! Всего!» А. Барто - О чем это стихотворение? (о мальчике, который не знает вежливых слов) – Каких слов не знает этот мальчик? – Как ему помочь? (научить вежливым словам) – Какие «вежливые» слова вы знаете? (извините, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, простите и тд.) - Много-много лет назад, когда человек стал пытаться сделать мир лучше, появилась культура. И сразу возникла необходимость в правилах взаимоотношения людей. Если человек делает только то, что ему захочется, не считаясь с окружающими, мы говорим о том, что он невоспитан, не соблюдает правила этикета значит он не вежлив. - Как вы понимаете, кто такой вежливый человек? Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинить им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо с родителями, и просто с чужими людьми. Им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. - Как вы думаете, какова тема классного часа? - Верно, тема классного часа «Да здравствует вежливость» - Как вы думаете, какова цель классного часа? Цель: познакомиться с правилами этикета. - Каковы задачи? 1. Расширить словарный запас вежливых слов. 2. Научиться правильно, использовать вежливые слова. - Ребята посмотрите на доску, что вы видите? - Правильно это Ромашка, но это ромашка заколдованная и чтобы она расцвела, нам всем вместе нужно будет выполнять задания. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы. |
Личностные УУД: Личностное самоопределение;
|
3.этап «Проговаривание на своем языке» Задача: создать условия для изучения нового материала. |
Метод поощрения, создание ситуации успеха, работа в командах Словесный (объяснение) Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в конкретной ситуации.
|
- Первое задание разбор ситуаций. - Давайте, разберем ситуации. Подумайте, как бы вы поступили в данных ситуациях: 1) Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» – Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Назовите их.
- А как нужно было? (ответы детей) 2) Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев учителя, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел. – Какую ошибку допустил Максим? (не поздоровался, подбежал) - Как нужно было? – Всегда ли человека, который знает все вежливые слова, можно назвать воспитанным? (нет) - И так ребята, первый лепесток раскрылся («Здравствуйте») - Прочитайте вежливое слово. - Хорошо ребята. - И так, второе задание Подберите подходящее по рифме вежливое слово, запишите его. Всегда я маме говорю: “За обед…” (благодарю) Отзовется даже рыба, услышав теплое… (спасибо) Прощенья попросить хотите – скажите четко… (извините) Каждый день мы не напрасно говорим знакомым… (здравствуй) Приятеля обидев, попроси: “Пожалуйста, …” (прости) Знакомым на прощание скажите: … (До свидания) Перед сном приятно очень услыхать: … (Спокойной ночи) - Мы справились с заданием, открывается следующий лепесток («Спасибо») |
Обучающиеся участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Разбирают ситуации. |
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание, что усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Формирование социального поведения посредством разбора ситуаций. |
3.1. Физминутка. Задача: снять напряжение и физическое утомление |
Метод организации деятельности (стимулирования поведения) Формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование; |
- Ребята, вы наверное устали, давайте отдохнем. «Хомка» |
Повторяют движения. |
Формируемые УУД: понимать важность бережного отношения к своему здоровью.
|
4.«Проживание ценностных ситуаций и тренировка в ценностном поведении» Задача: способствовать закреплению у обучающихся знаний, умений и навыков, полученных на занятии.
|
Метод получения новых знаний (объяснение, беседа). Сюжетно-ролевые игры, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответственности за них.
|
Что такое этикет? (Этикет - это общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни и общении с людьми.) - Нужны ли такие общие правила? Конечно. Они помогают в поведении, чтобы другие почувствовали проявленное уважение к ним, чтобы им было приятно общаться друг с другом.) - А какие правила, этикета вы знаете? (здороваться; уступать взрослым и маленьким; не разговаривать в автобусе, театре и кино) Очень хочется посмотреть, как вы знаете правила этикета. Предлагаю вам следующее задание - викторину. "Знание правил поведения" 1. Кто первым здоровается при входе в помещение? -первым здоровается женщина. -первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста. -первым здоровается всегда младший. -первым здоровается старший. -первым здоровается мужчина. 2. На улице кто должен здороваться первым? -Стоящий. -Проходящий. 3. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? -Входит первой всегда дама. -Входит первым мужчина. -Кто шел впереди, тот и входит. 4. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно: -Молча положить трубку. -Извиниться и уточнить номер. - Сказать: «Что ты трубку берешь, если позвонили не тебе? Положи сейчас же!» 5. Ты сидишь дома и с удовольствием пьешь чай с мятными пряниками, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать? -Занять гостя чем-нибудь интересным, а самому быстренько допить чай в кухне. -Прервать чаепитие и закончить его, когда гость уйдет. -Предложить ему выпить чай вместе с тобой - Мы справились с заданием, и открывается следующий лепесток («Извините») - Приступим к следующему заданию. - Давайте проиграем ситуацию. Малыша обидел Витя, Но пред школою в строю Витя просит: «Извините, я ошибку признаю». На урок пришел учитель, Положил на стол журнал, Следом Витя: «Извините, я немного опоздал». – Тихомиров! Покажите нам на карте город Псков. – Извините, – шепчет Витя, – Я к уроку не готов! – Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему? - Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. – Скажите, с какими словами вы утром встречаете взрослых? – С какими словами приветствия обращаетесь к товарищам? к соседям? – Что говорите перед сном родным? – Почему мы говорим именно эти слова? - Эти слова выражают пожелание того, чтобы любой день, даже хмурый, дождливый, принес родным и знакомым людям радость в выполнении работы на службе и дома, чтобы в этот день и у мамы, и у папы не было никаких неприятностей; чтобы в семье все было спокойно и радостно. Да и себе говорящий создаст день добрым. - Не забывайте в жизни пользоваться добрыми, волшебными словами. И тогда вас будут называть вежливыми и воспитанными. Добрые слова – это цветы человеческой души. Так не скупитесь же раздавать эти замечательные цветы окружающим! - Ребята, нам открывается целых 2 лепестка («Пожалуйста» «Добрый день») |
Отвечают на вопросы. Проигрывают сценку. |
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: смыслообразование.
|
5. этап «Осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях» Задача: способствовать пониманию «вежливых слов» в жизни; почему нужно быть воспитанным.
|
Метод получения новых знаний (объяснение, беседа). Проведение совместной рефлексии детей и взрослых значимых событий и мероприятий.
|
- А сейчас мы посмотрим мексиканскую сказку «Вежливый Кролик». Она поможет ответить на вопрос: Для чего нужно быть вежливым? – Кто такой невежа? (Кто знает правила, но не применяет их в жизни.) - Для чего нужно быть вежливым? Быть вежливым — не формальность. Не хамить, не быть грубым — значит думать о своих друзьях, близких или соседях. Вспомнить, что ты человек, и не срываться на других. Уважать других — особенно друзей и родственников. В близких отношениях человек часто забывает о деликатности, причём не только на словах, но и в поступках. Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху. - Открывается следующий лепесток («Благодарю») - Давайте, проверим, как вы запомнили правила вежливости - Для этого поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливы - кивок, если нет, то хлопок. Поздороваться при встрече…(вежливо). Толкнуть, не извиниться…(невежливо). Помочь подняться, поднять упавшую вещь ( вежливо). Не встать, обращаясь к учителю…( невежливо). Взять билет в автобус, троллейбус…( вежливо). Не уступить место в транспорте пожилому человеку, женщине с ребёнком…( невежливо). - Молодцы ребята, открывается следующий лепесток («Будьте добры») - Когда мы прощаемся, что мы говорим? (до свидания) - Вот и открылся последний лепесток («До свидания») - Посмотрите, на нашу Ромашку, она вся расцвела, давайте, прочитаем наши вежливые слова. - пусть это Ромашка всегда будет вам напоминать вежливые слова. |
Отвечают на вопросы. Выполняют задание. |
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: смыслообразование. Формирование социального поведения посредством просмотра сказки «Вежливый кролик» |
Рефлексия Задача: подвести итоги классного часа, провести рефлексию деятельности. |
Метод поощрения, создание ситуации успеха. |
- Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо с вами поработали. - Достигли ли мы цель классного часа? - Достигли задачи классного часа? - Какие правила, этикета вы запомнили? - Молодцы ребята. Очень часто можно услышать, как некоторые дети дразнят и обзывают других детей, придумывают им обидные клички, переделывают их имена и фамилии. И не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих друзей. По-настоящему вежливый человек не позволит окружающим унижать и оскорблять больного товарища. -Для того, чтобы каждый смог оценить свою деятельность предлагаем вам продолжить незаконченные предложения, которые вы видите на слайде: Сегодня я вспомнил(а)… Мне было интересно…. Мне было трудно….. Я сделал(а) для себя вывод…. - Надеюсь, что вы всегда будете соблюдать правила вежливости и не забудете о них. - Спасибо вам большое за классный час. Вы сегодня были очень активны и внимательны. Ваша работа на занятии мне очень понравилась. - До скорых встреч! |
Отвечают на вопросы, анализируют классный час, осуществляют рефлексию. |
Регулятивные УУД: умение оценивать учебные действия,умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других. |