Цель: формировать социальное поведение посредством психолого - педагогической технологии развития ценностных ориентаций М.Р. Битяновой
Планируемый результат:
Личностный: Обучающиеся проявляют бережное отношение к духовным ценностям и родному языку, любовь и уважение к близким; проявляют культуру общения.
Метапредметный:
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; демонстрируют умение логически рассуждать).
Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре, группе; адекватно использовать речевые средства; высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы)
Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; делать выводы в результате совместной деятельности; преобразовывать информацию из одной формы в другую)
Предметный: демонстрируют знания о правилах этикета; демонстрируют навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Триединая цель:
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к духовным ценностям и родному языку, любовь и уважение к близким; воспитывать культуру общения.
Развивающая
Развивать регулятивные УУД: (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение логически рассуждать).
Развивать коммуникативные УУД: (умения аргументировать свою точку зрения, слушать и вступать в диалог со сверстниками и взрослыми)
Образовательная: формировать знания о правилах этикета; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма»;
Воспитывать через взаимодействие;
Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы обучения:
Принцип деятельности;
Принцип наглядности;
Принцип систематичности и последовательности;
Принцип психологической комфортности;
Методы воспитания:
Методы формирования социального опыта:
Педагогическое требование;
Игра;
Ситуация свободного выбора;
Беседа
Методы осмысления социального опыта:
Беседа;
Методы стимулирования:
Поощрение;
Создание ситуации успеха
Игровые ситуации.
Методы обучения:
На основе методологии целостного подхода к деятельности:
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы эмоционального стимулирования)
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемно-поисковые методы контроля и самоконтроля)
По источнику получения знаний: словесные (беседа),
Дидактические средства:
Наглядные:
Демонстрационный материал:
Презентация
Доска
Мультимедийные:
Мультимедиа проектор;
Компьютерная презентация;
План
Организационный момент (2 мин)
«Знакомство с ценностью» (5мин)
«Проговаривание на своем языке» (15)
3.1 Физминутка (2мин)
«Проживание ценностных ситуаций и тренировка в ценностном поведении» (11 мин)
«Осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях» (5 мин)
Рефлексия (5 мин)
Использованная литература:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад.образования. – М.: Просвещение, 2009. – 00 с. – (Стандарты второго поколения)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2015.
Примерная адаптированная основа образовательная программа НОО обучающихся с ЗПР (ПАООП ЗПР).
Педагогические технологии развития ценностных ориентаций школьников как важный компонент их личностного потенциала [Текст] / [Битянова М. Р., Порошинская Т. Л.] ; Департамент образования г. Москвы, Московский центр качества образования. - Москва : Московский центр качества образования, 2010. - 141 с. : ил., табл.; 20 см.; ISBN 978-5-9773-0090-2
ФИПИ – сайт Федерального института педагогических измерений.
Развивающие: развивать у обучающихся коммуникативные УУД умение слушать
Метод формирования познавательного интереса.
Словесный метод
Педагогическое требование
- Здравствуйте ребята!
- Встаньте ровно возле своих парт.
- Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня.
- Сегодня нам понадобится ваше хорошее настроение.
- Присаживайтесь.
- Спинки прямо, ноги стоят на полу, руки лежат на парте.
Приветствуют учителя;
Настраиваются на предстоящую деятельность;
Обучающиеся демонстрируют
Личностные УУД:
формирование мотивации к обучению.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать.
2. этап «Знакомство с ценностью»
Задача: мотивировать обучающихся, сообщить тему классного часа.
Словесный (беседа).
Наглядный (презентация)
Художественное слово.
Использование примеров из художественной и духовной литературы; чтение и обсуждение прочитанного
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о мальчике одном:
Его зовут... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово!»
Он вместо «здравствуй!» говорит.
А вместо слова «до свидания!»
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощание:
«Ну, я пошел... Пока! Всего!»
А. Барто
- О чем это стихотворение? (о мальчике, который не знает вежливых слов)
– Каких слов не знает этот мальчик?
– Как ему помочь? (научить вежливым словам)
– Какие «вежливые» слова вы знаете? (извините, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, простите и тд.)
- Много-много лет назад, когда человек стал пытаться сделать мир лучше, появилась культура. И сразу возникла необходимость в правилах взаимоотношения людей.
Если человек делает только то, что ему захочется, не считаясь с окружающими, мы говорим о том, что он невоспитан, не соблюдает правила этикета значит он не вежлив.
- Как вы понимаете, кто такой вежливый человек?
Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинить им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо с родителями, и просто с чужими людьми. Им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди.
- Как вы думаете, какова тема классного часа?
- Верно, тема классного часа «Да здравствует вежливость»
- Как вы думаете, какова цель классного часа?
Цель: познакомиться с правилами этикета.
- Каковы задачи?
1. Расширить словарный запас вежливых слов.
2. Научиться правильно, использовать вежливые слова.
- Ребята посмотрите на доску, что вы видите?
- Правильно это Ромашка, но это ромашка заколдованная и чтобы она расцвела, нам всем вместе нужно будет выполнять задания.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Личностные УУД:
Личностное самоопределение;
3.этап
«Проговаривание на своем языке»
Задача: создать условия для изучения нового материала.
Метод поощрения, создание ситуации успеха, работа в командах
Словесный (объяснение)
Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в конкретной ситуации.
- Первое задание разбор ситуаций.
- Давайте, разберем ситуации.
Подумайте, как бы вы поступили в данных ситуациях:
1) Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
– Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Назовите их.
Он не должен был кричать, а спросить спокойно.
Не извинился
Нужно было сказать спасибо
- А как нужно было? (ответы детей)
2) Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев учителя, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел.
– Какую ошибку допустил Максим? (не поздоровался, подбежал)
- Как нужно было?
– Всегда ли человека, который знает все вежливые слова, можно назвать воспитанным? (нет)
- И так ребята, первый лепесток раскрылся («Здравствуйте»)
- Прочитайте вежливое слово.
- Хорошо ребята.
- И так, второе задание
Подберите подходящее по рифме вежливое слово, запишите его.
Перед сном приятно очень услыхать: … (Спокойной ночи)
- Мы справились с заданием, открывается следующий лепесток («Спасибо»)
Обучающиеся участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Разбирают ситуации.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция;
оценка - выделение и осознание, что усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Формирование
социального поведения посредством разбора ситуаций.
3.1. Физминутка.
Задача: снять напряжение и физическое утомление
Метод организации деятельности (стимулирования поведения)
Формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование;
- Ребята, вы наверное устали, давайте отдохнем.
«Хомка»
Повторяют движения.
Формируемые УУД:
понимать важность бережного отношения к своему здоровью.
4.«Проживание ценностных ситуаций и тренировка в ценностном поведении»
Задача: способствовать закреплению у обучающихся знаний, умений и навыков, полученных на занятии.
Метод получения новых знаний (объяснение, беседа).
Сюжетно-ролевые игры, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответственности за них.
Что такое этикет? (Этикет - это общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни и общении с людьми.)
- Нужны ли такие общие правила? Конечно. Они помогают в поведении, чтобы другие почувствовали проявленное уважение к ним, чтобы им было приятно общаться друг с другом.)
- А какие правила, этикета вы знаете? (здороваться; уступать взрослым и маленьким; не разговаривать в автобусе, театре и кино)
Очень хочется посмотреть, как вы знаете правила этикета.
Предлагаю вам следующее задание - викторину.
"Знание правил поведения"
1. Кто первым здоровается при входе в помещение?
-первым здоровается женщина.
-первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста.
-первым здоровается всегда младший.
-первым здоровается старший.
-первым здоровается мужчина.
2. На улице кто должен здороваться первым?
-Стоящий.
-Проходящий.
3. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый?
-Входит первой всегда дама.
-Входит первым мужчина.
-Кто шел впереди, тот и входит.
4. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:
-Молча положить трубку.
-Извиниться и уточнить номер.
- Сказать: «Что ты трубку берешь, если позвонили не тебе? Положи сейчас же!»
5. Ты сидишь дома и с удовольствием пьешь чай с мятными пряниками, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?
-Занять гостя чем-нибудь интересным, а самому быстренько допить чай в кухне.
-Прервать чаепитие и закончить его, когда гость уйдет.
-Предложить ему выпить чай вместе с тобой
- Мы справились с заданием, и открывается следующий лепесток («Извините»)
- Приступим к следующему заданию.
- Давайте проиграем ситуацию.
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
– Тихомиров!
Покажите нам на карте город Псков.
– Извините, – шепчет Витя, –
Я к уроку не готов!
– Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему?
- Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
– Скажите, с какими словами вы утром встречаете взрослых?
– С какими словами приветствия обращаетесь к товарищам? к соседям?
– Что говорите перед сном родным?
– Почему мы говорим именно эти слова?
- Эти слова выражают пожелание того, чтобы любой день, даже хмурый, дождливый, принес родным и знакомым людям радость в выполнении работы на службе и дома, чтобы в этот день и у мамы, и у папы не было никаких неприятностей; чтобы в семье все было спокойно и радостно. Да и себе говорящий создаст день добрым.
- Не забывайте в жизни пользоваться добрыми, волшебными словами. И тогда вас будут называть вежливыми и воспитанными. Добрые слова – это цветы человеческой души. Так не скупитесь же раздавать эти замечательные цветы окружающим!
- Ребята, нам открывается целых 2 лепестка («Пожалуйста» «Добрый день»)
Отвечают на вопросы. Проигрывают сценку.
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные УУД: смыслообразование.
5. этап «Осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях»
Задача: способствовать пониманию «вежливых слов» в жизни; почему нужно быть воспитанным.
Метод получения новых знаний (объяснение, беседа).
Проведение совместной рефлексии детей и взрослых значимых событий и мероприятий.
- А сейчас мы посмотрим мексиканскую сказку «Вежливый Кролик». Она поможет ответить на вопрос: Для чего нужно быть вежливым?
– Кто такой невежа? (Кто знает правила, но не применяет их в жизни.)
- Для чего нужно быть вежливым?
Быть вежливым — не формальность. Не хамить, не быть грубым — значит думать о своих друзьях, близких или соседях. Вспомнить, что ты человек, и не срываться на других. Уважать других — особенно друзей и родственников. В близких отношениях человек часто забывает о деликатности, причём не только на словах, но и в поступках.
Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Открывается следующий лепесток («Благодарю»)
- Давайте, проверим, как вы запомнили правила вежливости
- Для этого поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливы - кивок, если нет, то хлопок.
Поздороваться при встрече…(вежливо).
Толкнуть, не извиниться…(невежливо).
Помочь подняться, поднять упавшую вещь ( вежливо).
Не встать, обращаясь к учителю…( невежливо).
Взять билет в автобус, троллейбус…( вежливо).
Не уступить место в транспорте пожилому человеку, женщине с ребёнком…( невежливо).
- Молодцы ребята, открывается следующий лепесток («Будьте добры»)
- Когда мы прощаемся, что мы говорим? (до свидания)
- Вот и открылся последний лепесток («До свидания»)
- Посмотрите, на нашу Ромашку, она вся расцвела, давайте, прочитаем наши вежливые слова.
- пусть это Ромашка всегда будет вам напоминать вежливые слова.
Отвечают на вопросы. Выполняют задание.
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные УУД: смыслообразование.
Формирование
социального поведения посредством просмотра сказки «Вежливый кролик»
Рефлексия
Задача: подвести итоги классного часа, провести рефлексию деятельности.
Метод поощрения, создание ситуации успеха.
- Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо с вами поработали.
- Достигли ли мы цель классного часа?
- Достигли задачи классного часа?
- Какие правила, этикета вы запомнили?
- Молодцы ребята.
Очень часто можно услышать, как некоторые дети дразнят и обзывают других детей, придумывают им обидные клички, переделывают их имена и фамилии. И не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих друзей. По-настоящему вежливый человек не позволит окружающим унижать и оскорблять больного товарища.
-Для того, чтобы каждый смог оценить свою деятельность предлагаем вам продолжить незаконченные предложения, которые вы видите на слайде:
Сегодня я вспомнил(а)…
Мне было интересно….
Мне было трудно…..
Я сделал(а) для себя вывод….
- Надеюсь, что вы всегда будете соблюдать правила вежливости и не забудете о них.
- Спасибо вам большое за классный час. Вы сегодня были очень активны и внимательны. Ваша работа на занятии мне очень понравилась.
- До скорых встреч!
Отвечают на вопросы, анализируют классный час, осуществляют рефлексию.
Регулятивные УУД: умение оцениватьучебные действия,умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других.