Агрессия и её роль в развитии человека
Автор публикации: В. Ефремов, ученик 9Б класса
Агрессия и её роль в развитии человека
Агрессия у людей, определяется насущными проблемами общественной жизни. Ни для кого не секрет, что проблема агрессивности, одна из самых значимых проблем в современной психологии. С данной проблемой можно столкнуться каждый день на улице, в школе, в общественном транспорте.
Существуют различные причины, влияющие на возникновение агрессии. Человек должен знать их, чтобы по возможности избежать эти проявления. Но все же если агрессия появилась, нужно проявить неагрессивные способы выразить чувства и сообщить другим о том, как их поведение повлияло на вас.
Цель: изучить причины агрессии школьников, способы её преодоления и узнать её роль в жизни человека.
Агрессия (от латинского – нападение, приступ) – это разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.д.) [3].
Агрессия - функция человека, которая отвечает в первую очередь за выживание, во вторую - за добычу и, в третьих - за развитиеАгрессия — это поведение, направленное на распределение и перераспределение ресурсов.
В качестве ресурсов может выступать еда, поло-репродуктивные ценности (партнёр, потомство), социальный статус (власть, доход, престиж), территория, психологический комфорт [5].
Чаще агрессию описывают как нападение, деструктивное поведение, нанесение физического и морального ущерба, т.е. агрессия рассматривается как чувство, в результате которого агрессор уничтожает другой объект.⠀
Но не все так однозначно. Например, в английском языке агрессивным называют человека энергичного.
Кто прав? Правы все, потому что агрессию можно разделить на 2 вида:
Нездоровая агрессия (НЗД) - характеризуется проявлением насилия, выходом за рамки социальных норм и нарушением границ другого человека. Этот вид агрессии направлен на разрыв отношений с другим, через его уничтожение.
Здоровая агрессия (ЗД) - активные действия по отношению к другому, но с учетом нормативного поведения и нацеленностью на сохранение отношений с другим [2].
Драка, унижение и оскорбление другого - это примеры нездоровой агрессии.
Защита себя, своих интересов и потребностей, взаимодействие с другим для получения желаемого - это примеры здоровой агрессии. Отказываясь от своей агрессивности, человек становится удобным для других, но беззащитным.⠀
Стоит ли убивать в себе агрессивность? Конечно нет. Нужно научиться правильно ей пользоваться и тогда она даст колоссальный ресурс [4].
Для изучения склонности к агрессии у учащихся младших классов мы провели исследование в 5 классе, в котором принимали участие 21 человек.
Исходя из результатов данного теста, мы сделали вывод о том, что учащиеся младших классов чаще всего проявляют прямую физическую агрессию и реже проявляют прямую вербальную, косвенную вербальную и косвенную физическую агрессию.
Для изучения склонности к агрессии у подростков мы проводили исследование в 9 классе, в котором принимало участие 18 человек.
Исходя из результатов данного теста, мы сделали вывод о том, что подростки чаще всего проявляют склонность к негативизму и реже проявляют склонность к физической агрессии.
Изучив данные, собранные в опросах, мы подобрали для каждой группы рекомендации, которые помогут им справиться со своей агрессией.
Для учащихся младших классов:
1. Нельзя запрещать себе выражать негативные эмоции. Подчеркивайте себе, что любые эмоции – это нормально!
2. Определите признаки гнева и сосчитайте до десяти.
3. Помогите себе найти способ для «экологичного» выражения агрессии (это может быть спортивная секция, подвижные игры).
4. Разговаривайте с близкими, пусть они спрашивают о том, что вас беспокоит.
5. Повышайте свою самооценку: хвалите себя за «сильные» стороны, подчёркивайте достоинства.
6. Постарайтесь исключить или минимизировать агрессию из своего окружающего мира (например, грубые фразы в разговоре).
7. Делайте что-нибудь приятное или творческое.
Для подростков:
1. Проговорите ситуацию с тем, кому доверяете.
2. Практикуйте осознание самого себя.
3. Повышайте свою самооценку.
4. Развивайте свои коммуникативные навыки.
5. Развивайте навыки регулирования самого себя.
6. Старайтесь общаться из позиции «на равных».
7. Следите, чтобы ваши слова ни расходились с делом
Литература1. Вадим Постильный. [Электронный ресурс. 7 признаков того, что ты агрессивнее, чем ты думаешь]: // https://brodude.ru/7-priznakov-togo-chto-ty-agressivnee-chem-ty-dumaesh/
2. Ткачёва Алёна Валерьевна. [Электронный ресурс. Агрессия]: // https://www.b17.ru/blog/126211/
3. Ульянова Татьяна Валерьевна. [Электронный ресурс. Агрессия и причины проявления агрессивного поведения. Методы борьбы]: // https://infourok.ru/agressiya-i-prichiny-proyavleniya-agressivnogo-povedeniya-metody-borby-4622667.html
4. Цуранков Владимир Андреевич [Электронный ресурс. Агрессия – польза или вред?]: // https://www.b17.ru/article/agressiya/
5. Катя Новоселова. [Электронный ресурс. Для чего человеку агрессия?]: // https://yandex.ru/q/question/dlia_chego_cheloveku_agressiia_106383f5/?utm_source=yandex&utm_medium=feature_click&answer_id=41936d5d-e98f-4896-b1cc-456c86ce662f#41936d5d-e98f-4896-b1cc-456c86ce662f
Спицына Любовь Ивановна