Проблема речевой агрессии в педагогическом развитии
Проблема речевой агрессии в педагогическом развитии
Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о речевой агрессии — явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи воспитателей детских садов, играющих во дворе малышей и наблюдающих за ними родителей.
Грубый, неуправляемый, настырный, агрессивный — такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях речевого поведения современных дошкольников.
Речевая агрессия, которую в самом общем виде можно определить, как грубое, оскорбительное, обидное общение, воплощается в оскорблениях и угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках; более скрыто, косвенно — в жалобах, клевете, сплетнях. При этом необходимо подчеркнуть, что употребление ребенком ругательств — далеко не всегда демонстрация агрессии слова; часто это просто подражание некультурной манере общения взрослых (младшие дошкольники) или своеобразная словесная игра, соревнование «кто кого передразнит» (старшие дошкольники). Кроме того, необходимо различать агрессивное речевое поведение ребенка — ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытье», «бурчание» и т.п.) и агрессивность — как общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой.
Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них еще в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии.
Речевая агрессия, имея под собой благодатную социальную почву (семья, окружение сверстников, дошкольное учреждение, СМИ), становится устойчивой формой в общении конкретного ребенка.
Могут ли родители, воспитатели эффективно контролировать агрессию слова, своевременно предотвращая ее в общении между детьми, избегая в собственной речи и в процессе педагогического общения? Очевидно, что речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения.
Прежде всего, необходим самоконтроль родителя, воспитателя над собственным речевым поведением. Часто мы теряем терпение, начиная раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительности при рисовании домика или отсутствия ловкости во время завязывания шнурков. А ведь иногда бывает достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребенком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Давай попробуем еще раз»; «Завтра у тебя получится лучше!»; «Нужно еще потренироваться» и т.п.), чтобы не спровоцировать ответную агрессию. Кроме того, следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.
Существуют также частные приемы контроля над агрессией слова — способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.
Прямое порицание — самый известный и популярный
прием педагогического воздействия в ситуации негативных про
явлений поведения ребенка. С одной стороны, непосредственное
словесное воздействие в форме упрека, запрета, требования может иметь прямо противоположный результат — вызвать у детей
ответные грубые отказ, возражение, протест; с другой стороны,
иногда этот метод — единственно возможная реакция родителя на
однозначно неприемлемые проступки.
Игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему
и окружающим, предполагает, что взрослый не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрируя внешнюю
незаинтересованность.
Переключение внимания. Иногда следует попытаться
изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: предложение игрушки, перевод разговора
на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.
Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны личности ребенка, взрослый в определенной ситуации актуализируем(озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ «подзадоривания»). Например: «Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!»; «Неужели это говорит наш Миша?»; «Ну, Миша, никак не ожидала от тебя такого!»; «Мне стыдно за тебя!» и т. п.
♦ Привлечение «союзников» — заручиться реальной или
воображаемой поддержкой окружающих из числа детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. Например: «Не кричи, пожалуйста, — на тебя уже тетя смотрит!»;«Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!» и т.п.
♦ Апелляция к жалости — при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Например: «Ты делаешь мне очень больно!»; «Твои слова меня очень огорчили!»; «Пожалей меня, пожалуйста» и т. п.
♦ Самонаказание — предложить ребенку самому придумать
себе наказание за проступок, как бы передоверить ему собственную карательную функцию. Например: «Ты же любишь справедливость во всем. Вот и придумай себе наказание за...»; «Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшим то-то и то-то?»
Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова — один из важнейших моментов воспитания ребенка в семье.
Кияйкина Наталья Федоровна