Проблема речевой агрессии в педагогическом развитии

14
1
Материал опубликован 9 April 2016

Проблема речевой агрессии в педа­гогическом развитии

Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о рече­вой агрессии — явлении, затронув­шем многие сферы жизнедеятель­ности современного общества и все чаще отмечаемом в речи воспитате­лей детских садов, играющих во дво­ре малышей и наблюдающих за ними родителей.

 

Грубый, неуправляемый, настырный, агрессивный — такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях речевого по­ведения современных дошкольников.

Речевая агрессия, которую в самом общем виде можно определить, как грубое, оскорбительное, обидное общение, воплощается в оскорблениях и угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках; более скрыто, косвенно — в жалобах, клевете, сплетнях. При этом необходимо подчер­кнуть, что употребление ребенком ругательств далеко не всегда демонстрация агрессии слова; часто это про­сто подражание некультурной манере общения взрослых (младшие дошкольники) или своеобразная словесная игра, соревнование «кто кого передразнит» (старшие дошкольни­ки). Кроме того, необходимо различать агрессивное речевое поведение ребенка — ситуативные вспышки грубости («драз­нилки», «обзывательства», «визг», «нытье», «бурчание» и т.п.) и агрессивность — как общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно стано­вится устойчивой личностной чертой.

Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них еще в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склон­ность к речевой агрессии.

Речевая агрессия, имея под собой благодатную соци­альную почву (семья, окружение сверстников, дошкольное учреждение, СМИ), становится устойчивой формой в обще­нии конкретного ребенка.

Могут ли родители, воспитатели эффективно контролировать агрессию слова, своевременно предотвращая ее в общении между детьми, избегая в собственной речи и в процессе педагогического общения? Очевидно, что речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэф­фективной с коммуникативной точки зрения.

Прежде всего, необходим самоконтроль родителя, воспитате­ля над собственным речевым поведением. Часто мы теряем тер­пение, начиная раздражаться и возмущаться по поводу недоста­точной сообразительности при рисовании домика или отсутствия ловкости во время завязывания шнурков. А ведь иногда бывает достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребенком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Давай попробуем еще раз»; «Завтра у тебя получится лучше!»; «Нужно еще потренировать­ся» и т.п.), чтобы не спровоцировать ответную агрессию. Кроме того, следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.

Существуют также частные приемы контроля над агрес­сией слова — способы речевого воздействия и эффективного ре­агирования в конкретных ситуациях.

Прямое порицание — самый известный и популярный
прием педагогического воздействия в ситуации негативных про­
явлений поведения ребенка. С одной стороны, непосредственное
словесное воздействие в форме упрека, запрета, требования может иметь прямо противоположный результат — вызвать у детей
ответные грубые отказ, возражение, протест; с другой стороны,
иногда этот метод — единственно возможная реакция родителя на
однозначно неприемлемые проступки.

Игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему
и окружающим, предполагает, что взрослый не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрируя внешнюю
незаинтересованность.

Переключение внимания. Иногда следует попытаться
изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: предложение игрушки, перевод разговора
на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.

Метод проецирования положительных личностных ка­честв и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны лич­ности ребенка, взрослый в определенной ситуации актуализируем(озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти ка­чества или выражает провокационное сомнение, намеренно заде­вая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ «подзадорива­ния»). Например: «Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!»; «Неужели это говорит наш Миша?»; «Ну, Миша, ни­как не ожидала от тебя такого!»; «Мне стыдно за тебя!» и т. п.

Привлечение «союзников» — заручиться реальной или
воображаемой поддержкой окружающих из числа детей, род­ственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. На­пример: «Не кричи, пожалуйста, — на тебя уже тетя смотрит!»;«Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!» и т.п.

Апелляция к жалости — при оценке конфликтной ситу­ации акцентировать внимание не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Например: «Ты де­лаешь мне очень больно!»; «Твои слова меня очень огорчили!»; «Пожалей меня, пожалуйста» и т. п.

Самонаказание — предложить ребенку самому придумать
себе наказание за проступок, как бы передоверить ему собствен­ную карательную функцию. Например: «Ты же любишь справед­ливость во всем. Вот и придумай себе наказание за...»; «Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшим то-то и то-то?»

Итак, формирование навыков эффективной речевой ком­муникации, не допускающей грубости, бестактности, целе­направленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова один из важнейших моментов воспитания ребенка в семье.

Комментарии

Спасибо за материал, Алена Александровна! Проблема действительно очень актуальная! Думаю, что данная информация пригодится для работы педагогу-психологу как с родителями, так и с педагогами.

24 May 2018