12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ефимова Надежда Михайловна486
Работаю учителем учителем математики.
Россия, Саратовская обл., Ртищево
Материал размещён в группе «фгос ооо математика»
1

Авторский учебно-исследовательский проект на тему «Математика против курения»



Авторский учебно-исследовательский проект

на тему

«Математика против курения»

 

 

Выполнила:

ученица 7 класса МОУ

«СОШ №1г.Ртищево»

Брескина Яна Сергеевна

 

 

 

Руководитель:

Учитель математики МОУ

«СОШ №1 г.Ртищево»

Ефимова Надежда

Михайловна


 

Межмуниципальная учебно- исследовательская конференция «Лаборатория научного поиска» ,
посвященная 125 – летию Н.П. Яблочкова

 

Содержание

Введение с. 2-3

Глава I. Теоретическая часть

  1. . История возникновения курения и табака с. 3

    . Исследование и состав табака с. 3-4

    Влияние курения на здоровье человека с. 4-5

    Курящие дети и подростки с. 5-6

Глава II. Практическая часть

2.1. Анализ ситуации по табакокурению. с.6-8

2.2Решение задач о вреде курения с. 8-11

2.3. Анкетирование учащихся с. 11

2.4. Опрос родителей с. 11-12

2.5. Альтернативы курения с. 12-13

Заключение с. 13

Список литературы с. 14


 

 

Введение

Я решила исследовать проблему, которая возникла во время изучения математики в 5- 6 классах, где нам предлагали решить задачи «Курение в цифрах». Полученные ответы заставили нас задуматься: средняя продолжительность жизни курильщика 47 с половиной лет, на 9 лет уменьшают свою жизнь курящие дети.

Возникли вопросы: Неужели всё так серьёзно? Что будет с людьми, которые курят? Как с помощью математики можно рассказать о вреде курения?

Актуальность

Здоровье – это бесценное достояние не только каждого отдельно взятого человека, но и всего общества. На современном этапе развития общества существует проблема подросткового курения. В наши дни у современных подростков очень много выбора и свободы и они активно этим пользуются. Подростки пробуют все, что им предлагают, не задумываясь о вреде и о последствиях. Многие думают, что курение сигарет это не так серьезно, как наркотики, но они просто не знают о никотиновой зависимости. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, в мире 1,26 млрд.человек курят табак, ежегодно от последствий табакокурения умирает более 5 млн. человек. Эту смерть можно было бы предотвратить, если бы курящие знали, как бороться с никотиновой зависимостью. Именно поэтому я считаю, что необходимо рассматривать эту проблему на более высоком уровне. Надо знакомить подростков с действием табака на организм человека, формировать у них негативное отношение к курению как общественному явлению. Говорят, лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому, математическое представление данной проблемы в виде диаграмм, таблиц, графиков способно оказать большее влияние, нежели длинная лекция или толстая брошюра о вреде курения.

Гипотеза

Предположим, что вред курения можно доказать посредством решения математических задач.

Объект исследования: жизнь и здоровье человека

Предмет исследования: математические задачи, как средство предупреждения курения среди подростков

Цель: привлечение внимания к проблеме курения через содержание и решение математических задач.

Задачи:

- Познакомиться с историей возникновения курения и табака;

- Предоставить объективную информацию о негативном влиянии курения на организм подростка;

- Предоставить решение математических задач, как одно из средств борьбы с вредной привычкой;

- Выявить отношение школьников и родителей к данной проблеме;

Методы исследования:

- Изучение литературы и интернет – ресурсов;

- Анкетирование школьников и опрос родителей;

- Наблюдение;

- Обработка и анализ полученных результатов.


 

Глава I. Теоретическая часть

1.1. Из истории возникновения курения и табака.

Табак родом из Америки. До открытия Колумбом в Старом Свете о нем не знали. 12 октября 1492 г. флотилия Колумба высадилась на берегу одного из Багамских островов – Гуанахани. Колумб назвал его Сан-Сальвадор. Он думал это восточное побережье Индии.

В качестве подарка местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти листья, свернув в трубочки. В поисках золота Колумб отправился на юг и высадился на Кубе 27 октября 1492 г. Жители встречали с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». При курении каждый делал 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия. Испанцы же не хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению.

На вернувшихся в Испанию моряков смотрели с подозрением: человек выпускает изо рта и носа ДЫМ, значит, спутался с нечистой силой, не смотря на это, многие матросы и сам адмирал Христофор Колумб втянулись в это занятие. Такой притягательной оказалась сила этого растения. Оно получило название «табак» от имени провинции Табаго острова Гаити.

Так началось победоносное шествие табака по странам и континентам. Сначала люди приписывали табачному дыму лечебные, тонизирующие свойства, но в 1604 году, появилась первая книга о вреде курения. К сожалению, почти все попытки медиков и церкви оградить людей от курения не увенчались успехом.

1.2.Исследование и состав табака.

Физико-химический механизм курения состоит в том, что через подожженный и медленно тлеющий табак (в трубке, папиросе, сигарете) всасывается воздух. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, проходя через слой тлеющего табака, усиливает его горение, и продукты возгонки в месте с оставшейся частью воздуха поступают в легкие. Для выкуривания папиросы или сигареты обычно требуется 12-18 затяжек. Табачный дым представляет собой своеобразную физико-химическую систему, состоящую из воздуха и взвешенных в нем продуктов горения табака, находящихся в виде твердых частиц и капелек жидкости, размеры которых составляют доли микрометра, а число частиц измеряется десятками и сотнями триллиардов от одной сигареты! И все эти частицы направляются в легкие!

Как известно легкие состоят из множества мельчайших альвеол, суммарная поверхность стенок которых достигает в момент вдоха более 100 квадратных метров. Нетрудно представить, какое огромное число частиц дыма оседает в легких.

Н о частицы дыма только одна из составных частей табака.


 

В момент затяжки на кончике сигареты развивается температура 600-900 °С. При этом происходит сухая перегонка табака, при которой образуется около 6000 веществ, из которых 120 ядовиты. 28,7% общей токсичности приходится на никотин. При медленном курении в дым переходит 20% никотина, при быстром -40%. Никотин всасывается слизистыми оболочками и разносится по всему организму в течение 21-23 секунд. Обезвреживается никотин в почках и печени. Смертельная доза никотина для человека 2-4 капли, однако внутривенно достаточно ввести никотин из 1 сигареты, чтобы вызвать смерть человека. За 30 лет курильщик поглощает 800 г - 1 кг никотина. Кроме никотина в табачном дыме содержатся аммиак, угарный газ, синильная кислота, сероводород, радиоактивные изотопы калия, мышьяка, свинца, висмута, полония. Выкуривая пачку сигарет в день, курильщик получает дозу облучения, в 3,5 раза превышающую предельно допустимую. В табачном дыме присутствуют тяжелые металлы, канцерогены, табачный деготь. В легкие из сигарет попадает сажа, за 20 лет в легких скапливается до 6 кг сажи. 25% веществ в табаке сгорает и разрушается, 50% попадает в воздух. 20% - в организм курильщика, только 5% остается на фильтре. За год курильщики Земли выбрасывают в атмосферу 720 т синильной кислоты, 384000 т аммиака, 108000 т никотина, 600000 т табачного дегтя, 550000 т угарного газа. Табачный дым содержит азот, водород, аргон, метан и цианистый водород. Многие не осознают пагубное воздействие окиси углерода.

  1. Влияние курения на здоровье человека

Курение убивает. Ни для кого это не секрет. Эту фразу можно увидеть на каждой пачке сигарет, по телевизору, на рекламных плакатах, в журналах и т.д. Однако люди фактически не обращают на нее внимания. А если только вдуматься, за что люди в среднем платят около 70-90 рублей в день? Легкие курильщика со стажем - черная, гниющая масса. После затяжки никотин попадает в головной мозг через 7 секунд. Никотин вызывает спазм сосудов, отсюда нарушение питания тканей кислородом. Спазм мелких сосудов делает кожу увядающей. Вред курения еще и в том, что появляется неприятный запах изо рта, желтеют зубы, воспаляется горло, краснеют глаза от постоянного раздражения дыма. Во всем мире никотин относится к разрешенному наркотику, от него так же как от героина и других тяжелых наркотиков развивается зависимость, но коварство его в том, что это происходит незаметно и относительно длительно.

Вред курения в том, что оно вызывает три основных заболевания: рак легких, хронический бронхит, коронарная болезнь. Уже давно доказано, что табак является причиной смертности от рака легкого в 90 % всех случаев, от бронхита и эмфиземы в 75 % и от болезни сердца в примерно 25 % всех случаев. Примерно 25 % регулярных курильщиков сигарет умрет преждевременно по причине курения. Многие из этого числа смогли бы прожить на 10,20 или 30 лет дольше. Умершие вследствие курения в среднем потеряют 15 лет своей жизни.

Курение наносит страшный вред, так курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз - раком легких.

Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.

Курение вредит сердцу, так частота сердечных сокращений у курящего на 15000 ударов в сутки больше, чем у некурящего, а доставка кислорода тканям и особенно головному мозгу значительно снижена, так как сосуды сужены, плюс к этому угарный газ, который лучше "цепляется" к гемоглобину и не даёт эритроцитам переносить кислород. Этим и объясняется, почему курящие школьники значительно отстают от некурящих.

Последние годы ученые уделяют пристальное внимание веществам, вызывающим рак. К ним, в первую очередь, относятся бензопирен и радиоактивный изотоп полоний-210. Если курильщик наберет в рот дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневое пятно. Это и есть табачный деготь. В нем особенно много веществ, вызывающих рак.

Лишь 25% табачного дыма поступает в легкие курильщика, остальные 75% отравляют воздух, нанося вред окружающим, — это явление получило название «пассивного курения». Опасная для здоровья некурящих людей концентрация табачного дыма в воздухе закрытых помещений создается при выкуривании всего лишь нескольких сигарет, поэтому некурящие члены семьи, в которой курит лишь один человек, пассивно «выкуривают» до 10 сигарет в сутки.

Согласно данным ООН ежегодно в мире от табака умирают 3 миллиона человек, т. е. от курения погибает один человек через каждые 13 секунд. Табачная эпидемия вызывает больше случаев смерти ежегодно, чем ВИЧ/СПИД и туберкулез вместе взятые. Приблизительно 500 миллионов человек, живущих сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), умрут из-за табака. Эта цифра в ближайшие 25 лет утроится, предупреждают ученые-медики.

1.4.Курящие дети и подростки

Курение и подростки – очень серьезная проблема, проблема не только медицинская, но и социальная, и становится она год от года все острее. Согласно статистике ВОЗ, почти 90% взрослых курильщиков начали курить, будучи подростками, т. к. им больше всего хотелось казаться взрослыми. В большинстве стран курит примерно треть пятнадцатилетних подростков, значительная часть которых начали курить уже с 7 - 10 лет. Печально, но факт, что количество курящих в последние годы пополняется за счет девочек, причем с опережением числа курящих мальчиков. Подростки не осознают опасностей, связанных с курением, потому что постоянно наблюдают за тем, как это непринужденно делают их старшие.
Счет выкуренным сигаретам большинство курящих открыли в пору своей юности или даже детства. Все представляют, почему 9-10 летний пацан начинает, втайне от родителей, затягиваться сигаретами, пуская дымок. Все просто — он хочет казаться взрослее, как говорится, круче. И не осознает, какое жалкое зрелище из себя представляет в данный момент.

Почему же вообще в среде подростков сигарета приобрела такой привлекательный образ?
Во-первых, в обществе сложился стереотип взрослого мужчины — курильщика. Если курят все мужчины, окружающие ребенка, — родственники и знакомые, то в его понимании это норма. Вот повзрослеет и тоже будет курить. А повзрослеть хочется раньше. Это факт, что если в семье курят, то вероятность того, что дети будут курить, увеличивается на 50—60 процентов.
Во-вторых — сверстники. Когда курят друзья, курят старшеклассники — как же тут не закурить? У девочек это одна из основных причин, почему они начинают курить. Курят потому, что курят подруги. Это срабатывает механизм социальной зависимости. Срабатывает не только на подростках, но и на взрослых. «Он курит, закурю и я, чтобы не отличаться от него, а то он плохо обо мне подумает».
В-третьих, неизвестно почему, но в кино и на телевидении создается до настоящего момента образ крутого героя — курильщика. Так как общественность развитых стран обратила на это внимание, то сейчас начинают с этим бороться, и все чаще появляются киногерои, ведущие здоровый образ жизни.

Итак, факторами подталкивающими детей взять сигарету является:
Повсеместная реклама сигарет (у подростков создается впечатление, что курить модно);
Давление со стороны сверстников (если ты не куришь значит ты слабак);
Неблагоприятная социальная обстановка;
Простое любопытство и подражание.

Глава II. Практическая часть.

2.1. Анализ ситуации по табакокурению

На основе статистических данных разных стран можно сделать вывод, что в настоящее время курит 60% мужчин и 20% женщин на всем земном шаре. Из систематически курящих мужчин 16,9% начали курить в 8-9 лет. Показательно, что 85% курящих подростков - из семей, где хотя бы один родитель курит, остальные 15% - из некурящих семей. В ряды курящих школьников все чаще попадают дети младшего подросткового возраста. По данным еженедельника «Аргументы и факты» в России 38% учеников в возрасте от 7-10 лет пробовали курить. В этот возраст попадают ученики начальных классов и это значит, как только ученик получает самостоятельность и выходит из-под контроля воспитателя детского сада, у него возникает множество соблазнов и один из них – это курение табака.

В России

Подсчитано, что из 145 млн. россиян примерно 58 млн. курят.

Столько курящих в нашей стране:

 


 

В Саратове.

Согласно итогам опроса 3,6 тыс. чел. в возрасте от 24 до 58 лет., который проводился в 2017 году в 30-ти городах был составлен рейтинг, который показал. что наибольшее количество курильщиков проживает в Челябинске. Саратов - на втором месте, на третьем - Брянск. В десятку также вошли Новосибирск, Воронеж, Краснодар, Ижевск, Санкт-Петербург, Иваново, Хабаровск. Москва - 11-я.

2.2Решение задач о вреде курения

Задача 1

Сколько денег в среднем расходуют курящие на табак в течение своей жизни при условии, что он начал курить в 17 лет, выкуривает по 10 сигарет в день, а продолжительность жизни составляет 75 лет.

Решение:

75-17= 58 (лет) период курения в годах

2) 14х366 = 5142 (дня) високосные года

3) 44х365 = 16060 (дней) обычные года

4) 5142+16060= 21202 (дня) период курения в днях

5) 21202х10 = 212020 (сигарет) количество выкуренных сигарет за период курения

6) 212020 : 20= 10601 99 (пачек) за период курения

7) 10601 х 90 = 954060 (рублей)

Ответ: 954060 рублей - количество денег затраченных на табак в течение периода курения

Задача 2

Курящие дети сокращают свою жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.

Решение: 1)15% = 0,15

2) 0,15 ∙ 56 = 8,4

3) 56 ─ 8, 4 = 47,6 (лет)

Ответ: 47,6 лет продолжительность жизни нынешних курящих детей

Задача 3:

Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 400 г. Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 119 г, если курит мать – меньше на 255 г. Определите, сколько процентов теряет в весе новорожденный, если:

а) курит папа; б) курит мама; в) курят оба.

Ответы округлите до единиц.

Решение: а) 119 : 3400 ∙ 100% = 3,5% ≈ 4%. б) 255 : 3400 ∙ 100% = 7,5% ≈ 8% .

в) (119 + 255) : 3400 ∙ 100% = 11%.

Задача 4:

В табачном дыме содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите % содержание самых ядовитых веществ ─ синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, ─ в одной сигарете. Если никотина 2%, а синильная кислота составляет часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 0,6 от количества табачного дегтя, а полоний ─ от количества окиси углерода.

Решение: 1) 2% = 0,02; 0,02 ∙ = 0,01 = 1% ─ синильной кислоты.

2) 2 ∙ 7,5 = 15% ─ табачного дегтя.

3) 0,6 ∙ 15 = 9% ─ окиси углерода.

4) ∙ 9 = 6% ─ полоний.

Задача 5:

Дым от одной сигареты содержит 5 мг яда никотина. Сколько яда примет человек за один день, выкурив 15 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает 20% никотина?

Решение: 1) 5 ∙ 15 = 75 мг ─ содержится никотина в 20 сигаретах.

2) 20% = 0,2; 75 ∙ 0,2 = 15 мг примет человек за один день.

Задача 6:

Если хороший секретарь – машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у неё будет 4% ошибок. Сколько сделает ошибок машинистка на странице, где знаков в 1,5 раза больше?

Решение: 4% = 0,04;

1) 800 ∙ 1,5 = 1200 - знаков;

2) 1200 ∙ 0,04 = 48 – ошибок.

Задача 7:

Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких. Найдите количество больных, если в одном из посёлков курят около 900 человек.

Решение: 1) 80% = 0,8; 900 ∙ 0,8 = 720 человек больны.

Задача 8:

Норма суточной потребности учащегося в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько витаминов ворует у себя тот, кто курит? Сколько витаминов получит ученик, который курит?

Решение: 1) 20% = 0,2; 125 ∙ 0,2 = 25 мг – потеряет ученик;

2) 125 – 25 = 100 мг – останется.

Задача 9:

Каждая сигарета сокращает жизнь на 10 минут (примерно). На сколько процентов сокращает свою жизнь человек, выкуривающий в день 20 сигарет, если средняя продолжительность жизни в Росси 56 лет?

Решение:

1) 56 ∙ 365 = 20440 дней

2) 20440 ∙ 20 = 408800 сигарет выкурит человек за 56 лет

3) 408800 ∙ 10 = 4088000 минут ≈ 68133,33 часов ≈ 2838,89 дней

4) 2838,89 : 20440 ∙ 100 % ≈ 14 %

Задача 10:

В момент затяжки на кончике сигареты развивается температура 600-9000. При этом образуется около 6000 веществ, из которых 120 ядовиты. Сколько процентов вредных веществ образуется?

Решение: 120 : 6000 ∙ 100 % = 2 %

Задача 11:

За 30 лет курильщик поглощает приблизительно 1 кг никотина. Установлено, что в организме курильщика задерживается только четвертая часть никотина, еще часть разрушается при сгорании, остальное количество, т. е половина, загрязняет воздух, помещение в котором курят. Какое количество никотина разрушается при сгорании и какое попадает в помещение?

Решение: 1) 1 ∙ 4 = 4 кг. – всего

2) 4 : 4 = 1 кг – разрушается при сгорании

3) 4 : 2 = 2 кг – попадает в помещение

2.3. Анкетирование учащихся

Для того чтобы узнать текущую ситуацию с курением в нашей школе и выяснить процент курящих подростков и их отношение к данной проблеме, я провела анонимный опрос среди обучающихся 7-9 классов..В результате анализа полученных данных выяснилось:

40 %

всех опрошенных пробовали хоть раз курить;

25 %

курят иногда или постоянно

60 %

родителей опрошенных курят;

50 %

не понравился первый опыт курения

11 %

подростков собираются курить в будущем

70 % -

отказываются от этой вредной привычки

19 %

- не определились;

80%

ребят считают, что люди начинают курить из-за стремления быть независимыми и взрослыми;

20%

знают состав табачного дыма;

80 %

уверенно сказали, что знают о вреде курения.

Вывод: Опыт курения имеют многие ребята. Одна из причин возникновения вредной привычки - это пример своих родителей. Большинству подростков не понравился первый опыт курения. В будущем многие отказываются от курения или сомневаются в своём выборе. Среди мотивов курения ребята называют стремление стать взрослым и независимым. Очень немногие подростки знают состав табачного дыма, хотя большинство из них знают о вреде курения. Это значит, ученики владеют информацией о вреде курения, но не полностью.


 

2.2. Опрос родителей

Родители способны реально помочь детям воздержаться от курения. Для того чтобы выяснить отношение взрослых людей к табакокурению, мною было опрошено 24 родителя обучающихся нашего класса .

Проанализировав полученную информацию, получили следующие результаты:

- 90 % опрошенных женщин не курят;

- 100% родителей знают о вреде курения и не хотят, чтобы их

дети курили;

- 100% опрошенных негативно относятся к курению среди подростков.

Вывод: Родители учащихся знают об отрицательном влиянии табака на организм человека. В большинстве семей в основном курят папы учащихся. Большинство родителей стремятся предупреждать табакокурение детей.

2.3.Альтернативы курению.

Из выше сказанного,следует - 1 сигарета сокращает жизнь на 15 минут.
1 пачка сигарет – на 5 часов.
Кто курит один год, теряет 3 месяца жизни.
Кто курит 4 года – теряет один год жизни.
Кто курит 20 лет – 5 лет.


 

Продолжи

тельность

курения

Денежный

эквивалент

Сокращение продолжительности

жизни

Альтернативы

курению

Денежный

эквивалент

Увеличение

продолжительности

жизни

1 год

365 д*80 р=29200 р

-3 месяца

Санаторно-курортное лечение в санатории «Пады»

1300 к/д*21=

27300р

+4 месяцев/в год

 

 

 

Занятие в бассейне «Дельфин»

 

144 дн*70 р=1008 р

+2 недели

 

 

 

 

Употребление фруктов

 

18 кг*50 р=900 р

+6 месяцев/в год

10 лет

292000 р

-30 мес=2 г 6 м

ЗОЖ

292000 р

8 лет 9 мес

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Проведенное мное исследование доказывает, что курящий 10 лет человек теряет 2 г 6 м+

8 л 9м=11 л 3 м своей жизни.



 

Заключение

Проведя исследования, я узнала историю возникновения курения и табака, состав табачного дыма и о том, какое негативное влияние оказывает эта вредная привычка на организм человека и в частности подростка.

Решение математических задач помогло доказать гипотезу о вреде курения.

Целью работы было привлечь внимание к проблеме подросткового курения, показать с помощью вычислений, как много ущерба наносит курящий человек своему организму и другим некурящим людям.

В нашей школе существует проблема курения, поэтому необходимо проводить профилактическую работу среди школьников. Если мы хотим жить, мы должны иметь для дыхания чистый воздух. И меры нужно принимать сегодня, потому, что завтра уже будет поздно!


 

 

Список литературы

Александров А. А., Александрова В.Ю. «Курение и его профилактика в школе» - М. 1996.- 96с.

. http://protivkureniya.ru/ - журнал «Вся правда о вреде курения»

http://ruslekar.info/Statya-o-vrede-kureniya-448.html - статья о вреде курения

  1. http://collegy.ucoz.ru/publ/35-1-0-7393 - «Коллеги» педагогический журнал, статья «Математика против курения» http://www.realisti.ru/main/satisf - раздел «Вред курения» http://brosaem.info/kureniedetmi.php

    https://rg.ru/2011/07/28/a508430.html

    pady.ru

    PravdaSevera.ru

Автор материала: Я. Брескина (7 класс)
Опубликовано в группе «фгос ооо математика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.