Авторский учебно-исследовательский проект на тему «Математика против курения»
Пояснительная записка к презентации
Автор публикации: Я. Брескина, ученица 7 класса
Авторский учебно-исследовательский проект
на тему
«Математика против курения»
Выполнила:
ученица 7 класса МОУ
«СОШ №1г.Ртищево»
Брескина Яна Сергеевна
Руководитель:
Учитель математики МОУ
«СОШ №1 г.Ртищево»
Ефимова Надежда
Михайловна
посвященная 125 – летию Н.П. Яблочкова
Содержание
Введение с. 2-3
Глава I. Теоретическая часть
-
. История возникновения курения и табака с. 3
. Исследование и состав табака с. 3-4
Влияние курения на здоровье человека с. 4-5
Курящие дети и подростки с. 5-6
Глава II. Практическая часть
2.1. Анализ ситуации по табакокурению. с.6-8
2.2Решение задач о вреде курения с. 8-11
2.3. Анкетирование учащихся с. 11
2.4. Опрос родителей с. 11-12
2.5. Альтернативы курения с. 12-13
Заключение с. 13
Список литературы с. 14
Введение
Я решила исследовать проблему, которая возникла во время изучения математики в 5- 6 классах, где нам предлагали решить задачи «Курение в цифрах». Полученные ответы заставили нас задуматься: средняя продолжительность жизни курильщика 47 с половиной лет, на 9 лет уменьшают свою жизнь курящие дети.
Возникли вопросы: Неужели всё так серьёзно? Что будет с людьми, которые курят? Как с помощью математики можно рассказать о вреде курения?
Актуальность
Здоровье – это бесценное достояние не только каждого отдельно взятого человека, но и всего общества. На современном этапе развития общества существует проблема подросткового курения. В наши дни у современных подростков очень много выбора и свободы и они активно этим пользуются. Подростки пробуют все, что им предлагают, не задумываясь о вреде и о последствиях. Многие думают, что курение сигарет это не так серьезно, как наркотики, но они просто не знают о никотиновой зависимости. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, в мире 1,26 млрд.человек курят табак, ежегодно от последствий табакокурения умирает более 5 млн. человек. Эту смерть можно было бы предотвратить, если бы курящие знали, как бороться с никотиновой зависимостью. Именно поэтому я считаю, что необходимо рассматривать эту проблему на более высоком уровне. Надо знакомить подростков с действием табака на организм человека, формировать у них негативное отношение к курению как общественному явлению. Говорят, лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому, математическое представление данной проблемы в виде диаграмм, таблиц, графиков способно оказать большее влияние, нежели длинная лекция или толстая брошюра о вреде курения.
Гипотеза
Предположим, что вред курения можно доказать посредством решения математических задач.
Объект исследования: жизнь и здоровье человека
Предмет исследования: математические задачи, как средство предупреждения курения среди подростков
Цель: привлечение внимания к проблеме курения через содержание и решение математических задач.
Задачи:
- Познакомиться с историей возникновения курения и табака;
- Предоставить объективную информацию о негативном влиянии курения на организм подростка;
- Предоставить решение математических задач, как одно из средств борьбы с вредной привычкой;
- Выявить отношение школьников и родителей к данной проблеме;
Методы исследования:
- Изучение литературы и интернет – ресурсов;
- Анкетирование школьников и опрос родителей;
- Наблюдение;
- Обработка и анализ полученных результатов.
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Из истории возникновения курения и табака.
Табак родом из Америки. До открытия Колумбом в Старом Свете о нем не знали. 12 октября 1492 г. флотилия Колумба высадилась на берегу одного из Багамских островов – Гуанахани. Колумб назвал его Сан-Сальвадор. Он думал это восточное побережье Индии.
В качестве подарка местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти листья, свернув в трубочки. В поисках золота Колумб отправился на юг и высадился на Кубе 27 октября 1492 г. Жители встречали с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». При курении каждый делал 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия. Испанцы же не хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению.
На вернувшихся в Испанию моряков смотрели с подозрением: человек выпускает изо рта и носа ДЫМ, значит, спутался с нечистой силой, не смотря на это, многие матросы и сам адмирал Христофор Колумб втянулись в это занятие. Такой притягательной оказалась сила этого растения. Оно получило название «табак» от имени провинции Табаго острова Гаити.
Так началось победоносное шествие табака по странам и континентам. Сначала люди приписывали табачному дыму лечебные, тонизирующие свойства, но в 1604 году, появилась первая книга о вреде курения. К сожалению, почти все попытки медиков и церкви оградить людей от курения не увенчались успехом.
1.2.Исследование и состав табака.
Физико-химический механизм курения состоит в том, что через подожженный и медленно тлеющий табак (в трубке, папиросе, сигарете) всасывается воздух. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, проходя через слой тлеющего табака, усиливает его горение, и продукты возгонки в месте с оставшейся частью воздуха поступают в легкие. Для выкуривания папиросы или сигареты обычно требуется 12-18 затяжек. Табачный дым представляет собой своеобразную физико-химическую систему, состоящую из воздуха и взвешенных в нем продуктов горения табака, находящихся в виде твердых частиц и капелек жидкости, размеры которых составляют доли микрометра, а число частиц измеряется десятками и сотнями триллиардов от одной сигареты! И все эти частицы направляются в легкие!
Как известно легкие состоят из множества мельчайших альвеол, суммарная поверхность стенок которых достигает в момент вдоха более 100 квадратных метров. Нетрудно представить, какое огромное число частиц дыма оседает в легких.
Н о частицы дыма только одна из составных частей табака.
В момент затяжки на кончике сигареты развивается температура 600-900 °С. При этом происходит сухая перегонка табака, при которой образуется около 6000 веществ, из которых 120 ядовиты. 28,7% общей токсичности приходится на никотин. При медленном курении в дым переходит 20% никотина, при быстром -40%. Никотин всасывается слизистыми оболочками и разносится по всему организму в течение 21-23 секунд. Обезвреживается никотин в почках и печени. Смертельная доза никотина для человека 2-4 капли, однако внутривенно достаточно ввести никотин из 1 сигареты, чтобы вызвать смерть человека. За 30 лет курильщик поглощает 800 г - 1 кг никотина. Кроме никотина в табачном дыме содержатся аммиак, угарный газ, синильная кислота, сероводород, радиоактивные изотопы калия, мышьяка, свинца, висмута, полония. Выкуривая пачку сигарет в день, курильщик получает дозу облучения, в 3,5 раза превышающую предельно допустимую. В табачном дыме присутствуют тяжелые металлы, канцерогены, табачный деготь. В легкие из сигарет попадает сажа, за 20 лет в легких скапливается до 6 кг сажи. 25% веществ в табаке сгорает и разрушается, 50% попадает в воздух. 20% - в организм курильщика, только 5% остается на фильтре. За год курильщики Земли выбрасывают в атмосферу 720 т синильной кислоты, 384000 т аммиака, 108000 т никотина, 600000 т табачного дегтя, 550000 т угарного газа. Табачный дым содержит азот, водород, аргон, метан и цианистый водород. Многие не осознают пагубное воздействие окиси углерода.
-
Влияние курения на здоровье человека
Курение убивает. Ни для кого это не секрет. Эту фразу можно увидеть на каждой пачке сигарет, по телевизору, на рекламных плакатах, в журналах и т.д. Однако люди фактически не обращают на нее внимания. А если только вдуматься, за что люди в среднем платят около 70-90 рублей в день? Легкие курильщика со стажем - черная, гниющая масса. После затяжки никотин попадает в головной мозг через 7 секунд. Никотин вызывает спазм сосудов, отсюда нарушение питания тканей кислородом. Спазм мелких сосудов делает кожу увядающей. Вред курения еще и в том, что появляется неприятный запах изо рта, желтеют зубы, воспаляется горло, краснеют глаза от постоянного раздражения дыма. Во всем мире никотин относится к разрешенному наркотику, от него так же как от героина и других тяжелых наркотиков развивается зависимость, но коварство его в том, что это происходит незаметно и относительно длительно.
Вред курения в том, что оно вызывает три основных заболевания: рак легких, хронический бронхит, коронарная болезнь. Уже давно доказано, что табак является причиной смертности от рака легкого в 90 % всех случаев, от бронхита и эмфиземы в 75 % и от болезни сердца в примерно 25 % всех случаев. Примерно 25 % регулярных курильщиков сигарет умрет преждевременно по причине курения. Многие из этого числа смогли бы прожить на 10,20 или 30 лет дольше. Умершие вследствие курения в среднем потеряют 15 лет своей жизни.
Курение наносит страшный вред, так курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз - раком легких.
Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.
Курение вредит сердцу, так частота сердечных сокращений у курящего на 15000 ударов в сутки больше, чем у некурящего, а доставка кислорода тканям и особенно головному мозгу значительно снижена, так как сосуды сужены, плюс к этому угарный газ, который лучше "цепляется" к гемоглобину и не даёт эритроцитам переносить кислород. Этим и объясняется, почему курящие школьники значительно отстают от некурящих.
Последние годы ученые уделяют пристальное внимание веществам, вызывающим рак. К ним, в первую очередь, относятся бензопирен и радиоактивный изотоп полоний-210. Если курильщик наберет в рот дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневое пятно. Это и есть табачный деготь. В нем особенно много веществ, вызывающих рак.
Лишь 25% табачного дыма поступает в легкие курильщика, остальные 75% отравляют воздух, нанося вред окружающим, — это явление получило название «пассивного курения». Опасная для здоровья некурящих людей концентрация табачного дыма в воздухе закрытых помещений создается при выкуривании всего лишь нескольких сигарет, поэтому некурящие члены семьи, в которой курит лишь один человек, пассивно «выкуривают» до 10 сигарет в сутки.
Согласно данным ООН ежегодно в мире от табака умирают 3 миллиона человек, т. е. от курения погибает один человек через каждые 13 секунд. Табачная эпидемия вызывает больше случаев смерти ежегодно, чем ВИЧ/СПИД и туберкулез вместе взятые. Приблизительно 500 миллионов человек, живущих сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), умрут из-за табака. Эта цифра в ближайшие 25 лет утроится, предупреждают ученые-медики.
1.4.Курящие дети и подростки
Курение и подростки – очень серьезная проблема, проблема не только медицинская, но и социальная, и становится она год от года все острее. Согласно статистике ВОЗ, почти 90% взрослых курильщиков начали курить, будучи подростками, т. к. им больше всего хотелось казаться взрослыми. В большинстве стран курит примерно треть пятнадцатилетних подростков, значительная часть которых начали курить уже с 7 - 10 лет. Печально, но факт, что количество курящих в последние годы пополняется за счет девочек, причем с опережением числа курящих мальчиков. Подростки не осознают опасностей, связанных с курением, потому что постоянно наблюдают за тем, как это непринужденно делают их старшие.
Счет выкуренным сигаретам большинство курящих открыли в пору своей юности или даже детства. Все представляют, почему 9-10 летний пацан начинает, втайне от родителей, затягиваться сигаретами, пуская дымок. Все просто — он хочет казаться взрослее, как говорится, круче. И не осознает, какое жалкое зрелище из себя представляет в данный момент.
Почему же вообще в среде подростков сигарета приобрела такой привлекательный образ?
Во-первых, в обществе сложился стереотип взрослого мужчины — курильщика. Если курят все мужчины, окружающие ребенка, — родственники и знакомые, то в его понимании это норма. Вот повзрослеет и тоже будет курить. А повзрослеть хочется раньше. Это факт, что если в семье курят, то вероятность того, что дети будут курить, увеличивается на 50—60 процентов.
Во-вторых — сверстники. Когда курят друзья, курят старшеклассники — как же тут не закурить? У девочек это одна из основных причин, почему они начинают курить. Курят потому, что курят подруги. Это срабатывает механизм социальной зависимости. Срабатывает не только на подростках, но и на взрослых. «Он курит, закурю и я, чтобы не отличаться от него, а то он плохо обо мне подумает».
В-третьих, неизвестно почему, но в кино и на телевидении создается до настоящего момента образ крутого героя — курильщика. Так как общественность развитых стран обратила на это внимание, то сейчас начинают с этим бороться, и все чаще появляются киногерои, ведущие здоровый образ жизни.
Итак, факторами подталкивающими детей взять сигарету является:
Повсеместная реклама сигарет (у подростков создается впечатление, что курить модно);
Давление со стороны сверстников (если ты не куришь значит ты слабак);
Неблагоприятная социальная обстановка;
Простое любопытство и подражание.
Глава II. Практическая часть.
2.1. Анализ ситуации по табакокурению
На основе статистических данных разных стран можно сделать вывод, что в настоящее время курит 60% мужчин и 20% женщин на всем земном шаре. Из систематически курящих мужчин 16,9% начали курить в 8-9 лет. Показательно, что 85% курящих подростков - из семей, где хотя бы один родитель курит, остальные 15% - из некурящих семей. В ряды курящих школьников все чаще попадают дети младшего подросткового возраста. По данным еженедельника «Аргументы и факты» в России 38% учеников в возрасте от 7-10 лет пробовали курить. В этот возраст попадают ученики начальных классов и это значит, как только ученик получает самостоятельность и выходит из-под контроля воспитателя детского сада, у него возникает множество соблазнов и один из них – это курение табака.
В России
Подсчитано, что из 145 млн. россиян примерно 58 млн. курят.
Столько курящих в нашей стране:
В Саратове.
Согласно итогам опроса 3,6 тыс. чел. в возрасте от 24 до 58 лет., который проводился в 2017 году в 30-ти городах был составлен рейтинг, который показал. что наибольшее количество курильщиков проживает в Челябинске. Саратов - на втором месте, на третьем - Брянск. В десятку также вошли Новосибирск, Воронеж, Краснодар, Ижевск, Санкт-Петербург, Иваново, Хабаровск. Москва - 11-я.
2.2Решение задач о вреде курения
Задача 1
Сколько денег в среднем расходуют курящие на табак в течение своей жизни при условии, что он начал курить в 17 лет, выкуривает по 10 сигарет в день, а продолжительность жизни составляет 75 лет.
Решение:
75-17= 58 (лет) период курения в годах
2) 14х366 = 5142 (дня) високосные года
3) 44х365 = 16060 (дней) обычные года
4) 5142+16060= 21202 (дня) период курения в днях
5) 21202х10 = 212020 (сигарет) количество выкуренных сигарет за период курения
6) 212020 : 20= 10601 99 (пачек) за период курения
7) 10601 х 90 = 954060 (рублей)
Ответ: 954060 рублей - количество денег затраченных на табак в течение периода курения
Задача 2
Курящие дети сокращают свою жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.
Решение: 1)15% = 0,15
2) 0,15 ∙ 56 = 8,4
3) 56 ─ 8, 4 = 47,6 (лет)
Ответ: 47,6 лет продолжительность жизни нынешних курящих детей
Задача 3:
Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 400 г. Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 119 г, если курит мать – меньше на 255 г. Определите, сколько процентов теряет в весе новорожденный, если:
а) курит папа; б) курит мама; в) курят оба.
Ответы округлите до единиц.
Решение: а) 119 : 3400 ∙ 100% = 3,5% ≈ 4%. б) 255 : 3400 ∙ 100% = 7,5% ≈ 8% .
в) (119 + 255) : 3400 ∙ 100% = 11%.
Задача 4:
В табачном дыме содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите % содержание самых ядовитых веществ ─ синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, ─ в одной сигарете. Если никотина 2%, а синильная кислота составляет часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 0,6 от количества табачного дегтя, а полоний ─ от количества окиси углерода.
Решение: 1) 2% = 0,02; 0,02 ∙ = 0,01 = 1% ─ синильной кислоты.
2) 2 ∙ 7,5 = 15% ─ табачного дегтя.
3) 0,6 ∙ 15 = 9% ─ окиси углерода.
4) ∙ 9 = 6% ─ полоний.
Задача 5:
Дым от одной сигареты содержит 5 мг яда никотина. Сколько яда примет человек за один день, выкурив 15 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает 20% никотина?
Решение: 1) 5 ∙ 15 = 75 мг ─ содержится никотина в 20 сигаретах.
2) 20% = 0,2; 75 ∙ 0,2 = 15 мг примет человек за один день.
Задача 6:
Если хороший секретарь – машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у неё будет 4% ошибок. Сколько сделает ошибок машинистка на странице, где знаков в 1,5 раза больше?
Решение: 4% = 0,04;
1) 800 ∙ 1,5 = 1200 - знаков;
2) 1200 ∙ 0,04 = 48 – ошибок.
Задача 7:
Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких. Найдите количество больных, если в одном из посёлков курят около 900 человек.
Решение: 1) 80% = 0,8; 900 ∙ 0,8 = 720 человек больны.
Задача 8:
Норма суточной потребности учащегося в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько витаминов ворует у себя тот, кто курит? Сколько витаминов получит ученик, который курит?
Решение: 1) 20% = 0,2; 125 ∙ 0,2 = 25 мг – потеряет ученик;
2) 125 – 25 = 100 мг – останется.
Задача 9:
Каждая сигарета сокращает жизнь на 10 минут (примерно). На сколько процентов сокращает свою жизнь человек, выкуривающий в день 20 сигарет, если средняя продолжительность жизни в Росси 56 лет?
Решение:
1) 56 ∙ 365 = 20440 дней
2) 20440 ∙ 20 = 408800 сигарет выкурит человек за 56 лет
3) 408800 ∙ 10 = 4088000 минут ≈ 68133,33 часов ≈ 2838,89 дней
4) 2838,89 : 20440 ∙ 100 % ≈ 14 %
Задача 10:
В момент затяжки на кончике сигареты развивается температура 600-9000. При этом образуется около 6000 веществ, из которых 120 ядовиты. Сколько процентов вредных веществ образуется?
Решение: 120 : 6000 ∙ 100 % = 2 %
Задача 11:
За 30 лет курильщик поглощает приблизительно 1 кг никотина. Установлено, что в организме курильщика задерживается только четвертая часть никотина, еще часть разрушается при сгорании, остальное количество, т. е половина, загрязняет воздух, помещение в котором курят. Какое количество никотина разрушается при сгорании и какое попадает в помещение?
Решение: 1) 1 ∙ 4 = 4 кг. – всего
2) 4 : 4 = 1 кг – разрушается при сгорании
3) 4 : 2 = 2 кг – попадает в помещение
2.3. Анкетирование учащихся
Для того чтобы узнать текущую ситуацию с курением в нашей школе и выяснить процент курящих подростков и их отношение к данной проблеме, я провела анонимный опрос среди обучающихся 7-9 классов..В результате анализа полученных данных выяснилось:
40 % | всех опрошенных пробовали хоть раз курить; |
25 % | курят иногда или постоянно |
60 % | родителей опрошенных курят; |
50 % | не понравился первый опыт курения |
11 % | подростков собираются курить в будущем |
70 % - | отказываются от этой вредной привычки |
19 % | - не определились; |
80% | ребят считают, что люди начинают курить из-за стремления быть независимыми и взрослыми; |
20% | знают состав табачного дыма; |
80 % | уверенно сказали, что знают о вреде курения. |
Вывод: Опыт курения имеют многие ребята. Одна из причин возникновения вредной привычки - это пример своих родителей. Большинству подростков не понравился первый опыт курения. В будущем многие отказываются от курения или сомневаются в своём выборе. Среди мотивов курения ребята называют стремление стать взрослым и независимым. Очень немногие подростки знают состав табачного дыма, хотя большинство из них знают о вреде курения. Это значит, ученики владеют информацией о вреде курения, но не полностью.
2.2. Опрос родителей
Родители способны реально помочь детям воздержаться от курения. Для того чтобы выяснить отношение взрослых людей к табакокурению, мною было опрошено 24 родителя обучающихся нашего класса .
Проанализировав полученную информацию, получили следующие результаты:
- 90 % опрошенных женщин не курят;
- 100% родителей знают о вреде курения и не хотят, чтобы их
дети курили;
- 100% опрошенных негативно относятся к курению среди подростков.
Вывод: Родители учащихся знают об отрицательном влиянии табака на организм человека. В большинстве семей в основном курят папы учащихся. Большинство родителей стремятся предупреждать табакокурение детей.
2.3.Альтернативы курению.
Из выше сказанного,следует - 1 сигарета сокращает жизнь на 15 минут.
1 пачка сигарет – на 5 часов.
Кто курит один год, теряет 3 месяца жизни.
Кто курит 4 года – теряет один год жизни.
Кто курит 20 лет – 5 лет.
Продолжи тельность курения | Денежный эквивалент | Сокращение продолжительности жизни | Альтернативы курению | Денежный эквивалент | Увеличение продолжительности жизни |
1 год | 365 д*80 р=29200 р | -3 месяца | Санаторно-курортное лечение в санатории «Пады» | 1300 к/д*21= 27300р | +4 месяцев/в год |
|
|
| Занятие в бассейне «Дельфин»
| 144 дн*70 р=1008 р | +2 недели
|
|
|
| Употребление фруктов
| 18 кг*50 р=900 р | +6 месяцев/в год |
10 лет | 292000 р | -30 мес=2 г 6 м | ЗОЖ | 292000 р | 8 лет 9 мес |
|
|
|
|
|
|
Вывод:
Проведенное мное исследование доказывает, что курящий 10 лет человек теряет 2 г 6 м+
8 л 9м=11 л 3 м своей жизни.
Заключение
Проведя исследования, я узнала историю возникновения курения и табака, состав табачного дыма и о том, какое негативное влияние оказывает эта вредная привычка на организм человека и в частности подростка.
Решение математических задач помогло доказать гипотезу о вреде курения.
Целью работы было привлечь внимание к проблеме подросткового курения, показать с помощью вычислений, как много ущерба наносит курящий человек своему организму и другим некурящим людям.
В нашей школе существует проблема курения, поэтому необходимо проводить профилактическую работу среди школьников. Если мы хотим жить, мы должны иметь для дыхания чистый воздух. И меры нужно принимать сегодня, потому, что завтра уже будет поздно!
Список литературы
Александров А. А., Александрова В.Ю. «Курение и его профилактика в школе» - М. 1996.- 96с.
. http://protivkureniya.ru/ - журнал «Вся правда о вреде курения»
http://ruslekar.info/Statya-o-vrede-kureniya-448.html - статья о вреде курения
- http://collegy.ucoz.ru/publ/35-1-0-7393 - «Коллеги» педагогический журнал, статья «Математика против курения» http://www.realisti.ru/main/satisf - раздел «Вред курения» http://brosaem.info/kureniedetmi.php