12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Макаренко Ирина Викторовна123
Россия, Пермский край, Пермь

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №109

Индустриального района г. Перми






Исследовательская работа

Черты импрессионизма

в поэзии русских поэтов







Выполнила: Трегубова Ирина,

ученица 11 А класса

Руководитель: Макаренко И.В.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №109»





Пермь

2017



Содержание

Введение

Глава 1. История возникновения импрессионизма.

1.1 Импрессионизм в живописи.

1.2 Импрессионизм в музыке.

1.3 Импрессионизм в литературе.

Глава 2. Импрессионизм в лирике Фета, Тютчева, Бальмонта.

2.1 Анализ стихотворений Фета.

2.2 Анализ стихотворений Тютчева.

2.3 Анализ стихотворений Бальмонта.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения





Введение

Тема моей работы: «Черты импрессионизма в поэзии русских поэтов». Я выбрала именно эту тему для исследования, потому что всегда считала, что импрессионизм – это течение в живописи. При знакомстве с поэзией Фета я обратила внимание на то, что его называют поэтом-импрессионистом. Другими словами, я поняла, что импрессионизм – это удел не только живописи, но и поэзии. Тогда у меня возникли вопросы: как в поэзии может проявиться импрессионизм, каких поэтов, кроме Фета, тоже можно считать импрессионистами?

Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что на уроках литературы ученики с 5 – 11 класс изучают поэзию. Среди изучаемых ими поэтов встречаются импрессионисты. И звучащие на уроках стихи можно проиллюстрировать репродукциями художников – импрессионистов. Также изученный по данной теме материал может помочь мне при написании итогового сочинения по русскому языку и литературе в 11 классе.

Объект исследования – стихотворения русских поэтов XIX века.

Предмет исследования – отличительные черты стихотворений русских поэтов XIX века.

Основная цель работы – узнать, как черты импрессионизма отразились в поэзии русских поэтов.

Задачи работы:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Проанализировать стихи русских поэтов XIX века.

3. Подобрать иллюстрации к поэтическим строчкам.

Методы исследования:

1. Изучение специальной литературы.

2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.

3. Анализ стихотворений.




Глава 1. История возникновения импрессионизма.



Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление)— одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX— начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определённом наборе методов и приёмов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.

Термин «импрессионизм» возник с лёгкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (фр. Impression, soleil levant). Изначально этот термин носил несколько пренебрежительный характер, указывая на соответствующее отношение к художникам, писавшим в новой «небрежной» манере.



Импрессионизм в живописи.

Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 года в мастерской фотографа Надара. Там было представлено 30 художников, всего — 165 работ. Молодых художников упрекали в «незаконченности» и «неряшливости живописи», отсутствии вкуса и смысла в их работах, «покушении на истинное искусство», мятежных настроениях и даже аморальности.

Самыми известными импрессионистами стали такие великие художники, как Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и многие другие.

Пейзажи и сцены из городской жизни – пожалуй, наиболее характерные жанры импрессионистической живописи – писались «на пленэре», т.е. непосредственно с натуры, а не на основе эскизов и подготовительных набросков.

Художественный метод импрессионистов состоял в разложении сложных тонов на составляющие их чистые цвета спектра. Получались цветные тени и чистая светлая трепетная живопись. Импрессионисты накладывали краски отдельными мазками, иногда используя контрастные тона на одном участке картины. Основная черта картин импрессионистов – эффект живого мерцания красок.

Для передачи изменений цвета предмета импрессионисты стали предпочитали использовать цвета, взаимно усиливающие друг друга: красный и зеленый, желтый и фиолетовый, оранжевый и голубой. Эти же цвета создают эффект последовательного контраста. Например, если мы будем некоторое время смотреть на красный цвет, а затем переведем взгляд на белый, то он покажется нам зеленоватым.

Импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого художники сосредотачиваются на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения. Их картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не затрагивая острые социальные проблемы.

Импрессионизм оставил богатое наследие в живописи. В первую очередь это интерес к проблемам цвета и нестандартным техникам. Импрессионизм выразил стремление к обновлению художественного языка и разрыву с традицией, как протесту против кропотливой техники мастеров классической школы.


Импрессионизм в музыке.

Музыкальный импрессионизм как одно из течений модерна сложился во Франции в конце XIX - начале XX века. Импрессионизм в музыке проявился стремлением передать настроение композитора и эмоции, которые являются для него самого и слушателей определенными символами. Если сравнивать с импрессионистической живописью, которая стремилась отобразить впечатление, то музыка в стиле импрессионизма стремилась вызвать впечатление у слушателей с помощью приобретающих значение символов, тонких психологических нюансов. С основной линией импрессионизма в живописи его роднит восторженное отношение к жизни; моменты острых конфликтов, социальных противоречий в нём обходятся.

Основоположником импрессионизма в музыке является французский композитор Эрик Сати, опубликовавший в 1886 году «Три мелодии», а в 1887 — «Три сарабанды», несущие в себе все главные черты нового стиля. Смелые открытия Эрика Сати пятью и десятью годами позднее были подхвачены и развиты другими музыкантами, ярчайшими представителями импрессионизма, Клодом Дебюсси и Морисом Равелем.

Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью. Дебюсси создал новый пианистический стиль (этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепиано снабжены поэтическими названиями (“Дельфийские танцовщицы”, “Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе”, “Девушка с волосами цвета льна” и др.), они создают образы мягких, нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают жанровые картины.

Своего рода манифестом музыкального импрессионизма считали современники оркестровую Прелюдию к «Послеполуденному отдыху фавна», в которой проявились характерные для музыки Дебюсси, зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики. Его произведениям присущ тонкий психологизм и яркая эмоциональность в выражении чувств героев.

В творчестве Мориса Равеля (1875—1937) отразилась более поздняя эпоха. Рисунок его сочинений острее, резче, краски более четкие и контрастные — от трагического пафоса до язвительной иронии. Но и в его композиторской манере также встречается утонченная звукопись, сложная и пестрая игра красок, типичная для музыкального импрессионизма. В лучших фортепьянных пьесах Равеля господствует прихотливая переливчатость звуков, навеянных живой природой («Игра воды», «Печальные птицы», «Лодка среди океана»). Всю свою жизнь композитор разрабатывал мотивы любимой им Испании. Так появились «Испанская рапсодия» для оркестра, комическая опера «Испанский час», «Болеро».

Традиции импрессионизма, начатые французскими мастерами, нашли свое продолжение в творчестве композиторов различных национальных школ. Их оригинально развивали М. де Фалья в Испании, А. Казелла и О. Рес-пиги в Италии, С. Скотт и Ф. Дилиус в Англии, К. Шимановский в Польше. Влияние импрессионизма испытали в начале XX в. и некоторые русские композиторы (Н. Н. Черепнин, В. И. Ребиков, С. Н. Василенко).



Импрессионизм в литературе.

Импрессионизм в литературе распространился в последней трети XIX – начале XX вв. В литературе импрессионизм не сложился как отдельное направление, но его черты нашли отражение в натурализме и символизме.

«Чистое наблюдение», провозглашенное импрессионистами, подразумевало отказ от идеи в искусстве, от обобщения, от законченности. Импрессионизм утверждал частное, импрессионисты изображали каждое мгновение. Это означало: никакого сюжета, никакой истории. Мысль заменялась восприятием, рассудок – инстинктом.

Братья Э. и Ж. Гонкур в своих Дневниках, ставших образцом импрессионистической критики, заявляли: «...искусство – это увековечение в высшей, абсолютной, окончательной форме какого-то момента, какой-то мимолетной человеческой особенности...»; «...живопись – это не рисунок. Живопись – это краски...». Они же произнесли знаменитую фразу, ставшую формулой импрессионизма: «Видеть, чувствовать, выражать – в этом все искусство».

Натурализм стремился, прежде всего, выражать природу. Он требовал правдивости, верности натуре, но это означало верность первому впечатлению. А впечатление зависит от конкретного темперамента, оно всегда субъективно и мимолетно. Поэтому в литературе, как и в живописи, использовались крупные мазки: одна интонация, одно настроение, замена глагольных форм назывными предложениями, замена обобщающих прилагательных причастиями и деепричастиями, выражающими процесс, становление. Объект давался в чьем-то восприятии, но и сам воспринимающий субъект растворялся в объекте. Наиболее полно это выражено в романах Эмиля Золя, его развернутых описаниях запахов, звуков и зрительных восприятий.

Символизм, наоборот, требовал отказа от материального мира и возвращения к идеальному, однако переход возможен только через мимолётные впечатления, раскрывая в видимых вещах тайную сущность. Яркий пример поэтического импрессионизма — сборник стихов Поля Верлена «Романсы без слов» (1874). В сонете «Поэтическое искусство» Верлен провозгласил требование «музыки прежде всего» и сам культивировал в своей поэзии принцип «музыкальности». А это означало повышенное внимание к материи стиха, его звуковой инструментовке, стремление к передаче психологического состояния не только через описание, но и через само звучание стихотворения. В России поэтами-импрессионистами были Афанасия Фет, Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский. Элементы импрессионистической поэтики можно найти у многих поэтов-символистов.

В прозе черты импрессионизма проявились в стиле Дневников и романов братьев Гонкур, в Пейзажах и впечатлениях Ж.Лафорга, в романах и новеллах Г. де Мопассана. Последнего принято считать наиболее выраженным писателем-импрессионистом. По собственному признанию, Мопассан стремился к конструированию субъективной «иллюзии мира» через тщательный подбор деталей и впечатлений. Но в действительности эта установка – лишь «иллюзия импрессионизма». «Чистое наблюдение», провозглашенное импрессионистами, подразумевало отказ от идеи в искусстве, от обобщения, от законченности. Импрессионизм был против общего, а значит, предполагал отсутствие законченного сюжета, поэтому ярче всего проявлялся в новеллах, описывающих небольшое по времени, а часто и по значительности, событие.

Особое качество импрессионистическая поэтика приобретает в жанре символистского романа. Здесь она выступает, прежде всего, как особый принцип строения текста на ассоциациях слабо связанных между собой, проявляющийся в нелинейности повествования, отсутствии традиционного сюжета, технике «потока сознания». В разной степени эти приемы развивали Марсель Пруст («В поисках утраченного времени», 1913–1925), Андрей Белый («Петербург», 1913–1914).

В литературе более последовательно, чем в живописи, делались попытки обосновать импрессионизм теоретически. После романов и статей Золя и «Дневников» братьев Гонкур появились «Импрессионизм» Ж. Лафорга, «Искусство прозы» Г.Джеймса, «Об искусстве» Валерия Брюсова, приближающиеся в разной степени к «поэтике впечатлений».



Импрессионизм в лирике Фета, Тютчева, Бальмонта

Черты импрессионизма особенно ярко проявились в стихотворениях поэтов. Многие эти стихи входят в программу по литературе 6-ого, 7-ого и 10-ого классов.

Анализ стихотворений Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – замечательный русский поэт, чей творческий путь длился более полувека. Он был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося в Европе в конце XIX века. Зорко вглядываясь во внешний мир и показывая его таким, каким он предстает в данный момент, Фет вырабатывает совершенно новые для поэзии приемы, импрессионистического стиля.

Его интересовал не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом. Фет изображал внешний мир в том виде, который соответствует сиюминутному настроению поэта. При всей правдивости и конкретности описания природы, прежде всего, служат средством выражения лирического чувства. Новаторство Фета было настолько смелым, что многие современники не понимали его стихов. При жизни Фета его поэзия не нашла должного отклика у его современников. Только двадцатое столетие по-настоящему открыло Фета, его удивительную поэзию, которая дарит нам радость узнавания мира, познания его гармонии и совершенства.

Как импрессионист Фет уделял большое значение работе над сериями, посвященными одной теме или одному предмету изображения. Его серии - это циклы стихов, посвященные временам года. “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега”, “Вечера и ночи”. “Море”. В них он с разных сторон описывает мир. Отдельные разнородные ощущения сливаются в один восторг, в одно биение трепещущего сердца.

Художники – импрессионисты в своих картинах для передачи изменений цвета предмета предпочитали использовать цвета, взаимно усиливающие друг друга: красный и зеленый, желтый и фиолетовый, оранжевый и голубой. Одним из красочных стихотворений Фета является стихотворение «Шепот, робкое дыхание…».

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.


Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,


В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

<1850>

Слова, несущие значение цвета: серебряный – белый,  свет ночной - голубоватый, пурпур - красный, янтарь - желтый, заря – алый. Цветовая палитра есть и в стихотворении «Вечер» (золотыми каймами, голубым и зеленым огнем).

Читая стихотворение «Шепот, робкое дыхание…», можно заметить, как переход от холодной цветовой гаммы к теплой помогает передать изменчивость мира и чувств лирического героя. Замена глагольных форм назывными предложениями в этом стихотворении также является проявлением импрессионизма.

Замечательной иллюстрацией к этому стихотворению является картина современного художника-импрессиониста Леонида Афремова «TWO COUPLES»[].

Стихотворение «Вечер» дает возможность почувствовать, как звуки, краски, ощущения, сливаясь в одно, создают картину плавного течения жизни природы в ее постоянных изменениях. Проиллюстрировать это стихотворение можно картиной «Стог сена в Живерни» Клода Моне [].

Еще одним свойством проявления импрессионизма в лирики Фета является музыкальность его стихотворений. Не случайно Фет считал, что "нет музыкального настроения - нет художественного произведения". Использование разных типов фразовой интонации, разнообразных словесных повторов очевидным образом ориентирует стихотворения Фета "на романс, написан в традиции романса и в той же традиции, прежде всего, воспринят". Многие композиторы сразу почувствовали музыкальность стихов Фета, и некоторые из них положили на музыку. Среди наиболее известных романсов следует назвать "На заре ты ее не буди" А. Варламова, "Сад весь в цвету" А. Аренского, "Не отходи от меня", "Певице", "Я тебе ничего не скажу" П. Чайковского, "Серенада", "Свеж и душист твой роскошный венок…" Н. Римского-Корсакова, "В дымке-невидимке" С. Танеева и др.

П.И. Чайковский, считавший Фета гениальным лириком, видел в особой мелодичности основную черту его поэтической индивидуальности: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных в поэзии, и смело делает шаг в нашу область... Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом».

В стихотворении «Свеж и душист твой роскошный венок…» Фет развивает одну тему, повторяя все время одну и ту же фразу:

Свеж и душист твой роскошный венок,
Всех в нем цветов благовония слышны,
Кудри твои так обильны и пышны,
Свеж и душист твой роскошный венок.


Свеж и душист твой роскошный венок,
Ясного взора губительна сила,-
Нет, я не верю, чтоб ты не любила:
Свеж и душист твой роскошный венок.


Свеж и душист твой роскошный венок,
Счастию сердце легко предается:
Мне близ тебя хорошо и поется.
Свеж и душист твой роскошный венок.

<1847>

В этом произведении, напоминающем гимн, тема красоты развивается в тему любви, которой затем присоединяется тема творчества. В стихотворении «Свеж и душист твой роскошный венок…» господствует музыкальный принцип: он работает и на содержательном уровне («Мне близ тебя хорошо и поется», - признается лирический герой), и на формальных – композиционном и звуковом уровнях. Виртуозно использована здесь музыкальная композиционная лирическая форма кольца: благодаря шести повторам первой строки возникает кольцевая композиция как всего стихотворения, так и каждой строфы. Три маленьких кольца вписаны здесь в одно большое кольцо, что в четыре раза усиливает музыкальное звучание этого лирического шедевра.

Композитором, написавшим музыку к этому лирическому шедевру, был Н.А. Римский-Корсаков [ ], а проиллюстрировать этот шедевр можно картиной «Собирание цветов», Пьера Огюста Ренуара [].

Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания. Написанные в романсово-песенном ключе, они очень мелодичны, недаром целый цикл стихов в сборнике «Вечерние огни» Фет назвал «Мелодии».

Ежеминутно меняющийся мир, окружающий человека, и стремление схватить эти перемены настолько увлекали художников-импрессионистов, что не позволяли им уловить четкость отдельных контуров. Их заменяют неопределенные, словно тающие в дымке очертания, которые намечены отдельными мазками. То же ощущаем и в поэзии А. Фета, однако его слово быстрее, подвижнее, виртуознее кисти художника, и ему в нескольких строчках удается выразить и удивительную картину ночи, и внутреннее состояние человеческой души:

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!


Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.

<1857>

Картина Винсента Ван Гога «Звездная ночь над Роной» прекрасно иллюстрирует это стихотворение [].

Анализируя эти стихотворение, приходишь к подтверждению мысли А. В. Дружинина, который точно оценил сильные и слабые стороны лирики А. А. Фета: «Очевидно, не обилием внешнего интереса, не драматизмом описанных событий остановил внимание читателя Фет. Равным образом у Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления, ни особенной страсти в изложении. Поэзия его состоит из ряда картин природы, из антологических очерков, из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей. Стало быть, сердце читателя волнуется от уменья поэта ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолётным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия. Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в самые сокровенные тайники души человеческой. Область его не велика, но в ней он полный властелин».



Анализ стихотворений Тютчева

Федор Иванович Тютчев – великий поэт-философ и поэт-импрессионист. Трудившийся в середине XIX века, как и А. Фет, он испытал мучительную для любого мастера полосу равнодушия и пренебрежения к своему труду. Долгое время стихи Тютчева читались и находили отзыв только в тесном кружке знатоков. Судьба его поэтического творчества во многом сходна с фетовской.

Основными темами творчества Тютчева и Фета являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия – то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой. Федор Иванович обладал гениальной способностью поймать и передать в точно найденном слове мгновенные впечатления и изменения в настроении человека и природы, тончайшие состояния души. Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул...
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..


Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.
Чувства — мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

«Тени сизые смесились…»,<1836>


К этому стихотворению хорошо подходит чудесная картина современной американской художницы-импрессионистки Эрин Хансен [].

В мировой поэзии никто не превзошел Тютчева в абсолютности слияния природного явления и душевного состояния. Фет считал, что «по свойству своего таланта Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его одновременно не возникла соответствующая яркая мысль», а Бальмонт добавлял: «Тютчев поднимается до художественного понимания осени, как душевного состояния природы».

Среди «положенных на музыку» поэтов с Тютчевым может конкурировать разве что Александр Сергеевич Пушкин. Исключительные музыкальность, мелодизм, певучесть строфы — всё, что именуется «музыкой в поэзии» — привели к возникновению целой тютчевской «индустрии», «поэзии в музыке» — созданию огромного числа музыкальных произведений на основе стихотворных текстов Тютчева. Другая причина исключительной музыкальности поэтического наследия Федора Ивановича — в том, что он «берет сравнения для определения общего бытия природы из сферы музыки»: стихи необыкновенно насыщены образами, рожденными звуковыми впечатлениями, вызванными слуховыми эффектами. «Примечательна глубочайшая связь мира звуков, заключенного в самом содержании тютчевской лирики, с особенностями художественного стиля, творческого метода, всего миросозерцания поэта».

Тютчев постоянно прибегал к очень смелым, далеко опережающим его время звуковым определениям. Возможно, он и сам не задумывался при этом, как смелы они. Строка «Поют деревья, блещут воды» вызвала недоумение критики, хотя значительно больше шансов вызвать его было у следующей строки: «Любовью воздух растворен...» Несмотря на то, что словосочетание «поют деревья» могло бы быть легко объяснено, как легкий шум листвы, А. Фет дал ему более сложное и, очевидно, более правильное истолкование: деревья, писал он, «поют, должно быть, своими мелодическими весенними формами». Фет ощутил в этой метафоре характерное для своего и для тютчевского творчества переключение зрительного восприятия в музыкальное.

Как это ни парадоксально, современники Тютчева плохо слышали не только поэзию Тютчева, но и содержащуюся в ней музыку. При жизни Тютчева, свыше чем 50 лет его творчества, ни один сколько-нибудь известный композитор не переложил на музыку ни одного его стихотворения.

Характерно, что в число стихотворений, избранных для первых романсов, вошли четыре, насчитывающие к настоящему времени наибольшее число музыкальных истолкований: в 1856 г. был издан романс С. А. Зыбиной «Еще томлюсь тоской желаний»; в 1857 г. — «Что ты клонишь над водами» Г. А. Кушелева-Безбородко; в 1861 г. увидели свет романсы М. С. Сабининой «Весенние воды» и «Слезы людские».

Первыми выдающимися произведениями вокальной лирики, открывшими музыкальную плотину поэзии Тютчева, стали романсы П. И. Чайковского «Как над горячей золой» (1875) и дуэт «Слезы людские» (1880). С. В. Рахманинова, горячо любившего поэзию и вдохновлявшегося поэзией, Тютчев прельстил «Слезами». Вершиной обращения Рахманинова к тютчевской лирике стал романс «Весенние воды», который весь словно залит солнечным светом и проникнут чувством радостного подъема и ликования. В конце XIX века к поэтической сокровищнице Тютчева, кроме Чайковского и Рахманинова, обращались Танеев, Кюи, Гречанинов, Черепнин и другие композиторы. Увеличилось количество жанров «музыкальной тютчевианы»: романсы, хоры, музыкальные циклы, оратории, программные инструментальные сочинения...

Особенно высоко тютчевская волна в музыке поднялась в годы «реакции» — между двумя русскими революциями на музыку было положено около 50 стихотворных миниатюр (Метнер, Мясковский, Глиэр, Катуар и др.). Стихотворение «Тени сизые смесились...» получило в начале XX века по меньшей мере шесть музыкальных трактовок (Метнера, Катуара, Чеснокова, Золотарева, Гольденвейзера, Жиляева), «Слезы людские...» — не менее десяти.

Брюсов открыто называл Тютчева импрессионистом, т.е. поэтом, определяющим предметы по впечатлению, которое они на него оказывают в данный миг. В качестве примера он приводит тютчевские эпитеты: звезды чуткие, тьма гремящая, голос жаворонка - гибкий; или метафоры: деревья поют, луна очаровывает мглу и прочие. В 1900 г. в статье "Элементарные слова о символической поэзии" Бальмонт пишет: "Все наиболее талантливые поэты современной России - Брюсов, Сологуб, Гиппиус, Мережковский и др. видят в Тютчеве лучшего своего учителя". А Валерий Брюсов уточняет: "Рядом с Пушкиным, создателем у нас истинно-классической поэзии, Тютчев стоит, как великий мастер и родоначальник поэзии намеков".



Анализ стихотворения Бальмонта

Константин Дмитриевич Бальмонт – русский поэт-символист, один из ярчайших представителей русской поэзии Серебряного века. Бальмонт стал первым представителем символизма в поэзии, получившим всероссийскую известность.

Одновременно с тем, что Бальмонт стал первым представителем символистов, он был наиболее ярким импрессионистом русской поэзии. Даже названия его стихов и циклов несут в себе нарочитую акварельную размытость красок: «Лунный свет», «Мы шли в золотистом тумане», «В дымке нежно-золотой», «Воздушно-белые». Мир стихов Бальмонта, как на полотнах художников этого стиля, размыт. Здесь господствуют не люди, не вещи и даже не чувства, а бесплотные качества, образованные от прилагательных существительные с абстрактным суффиксом «ость»: мимолетность, безбрежность, всегласность и т.д. Устремляясь, подобно другим символистам, к «синтезу искусств», Бальмонт наполняет русский стих беспрецедентной музыкальной инструментовкой, напористым потоком аллитераций и ассонансов, т.е. созвучиями согласных и гласных:

С лодки скользнуло весло,

Ласково млеет прохлада.

«Милый! Мой милый!» - Светло,

Сладко от беглого взгляда.


Лебедь уплыл в полумглу,

Вдаль, под луною белея.

Ластятся волны к веслу,

Ластится к влаге лилея.


Слухом невольно ловлю

Лепет зеркального лона.

«Милый! Мой милый! Люблю» -

Полночь глядит с небосклона.

«Влага»,<1899>

Картина французского живописца Клода Моне «Мост Ватерлоо» является потрясающей иллюстрацией к этому стихотворению [].

Мастерское обыгрывание звуков Л и У создает здесь звуковой образ мягко плещущей воды, подобный некоторым эффектам импрессионистической музыки, и одновременно вызывает в памяти текучие извивы живописи и архитектуры стиля модерн.

Бальмонт трудился ради того, чтобы в литературном сознании читателей рубежа веков утвердились полновесные права слова не как орудия идеи, а как самоценного музыкального феномена. Идея в стихах должна оставаться лишь едва переводимой на рациональный язык. На месте идеи - лирическая эмоция. Все стихотворение стремится превратиться в символ. Блок говорил об этом: нужно полюбить явления, кроме их идей. Так как это видение необычно, и было понято современниками не сразу, над стихотворениями Бальмонта много глумились, создавая пародии.

Лирический герой Бальмонта стремится раствориться в мироздании, возвести в культ изменчивость, мимолетность чувств. Такие ощущения лучше всего передаются импрессионистической техникой. Впечатления ценны в своей неясности. Их объединяет не логика, а ассоциации:

Неясная радуга. Звезда отдаленная.
Долина и облако. И грусть неизбежная.
Легенда о счастии, борьбой возмущенная.
Лазурь непонятная, немая, безбрежная.

Зарница неверная. Печаль многострунная.
Цветы нерасцветшие. Волненье бесцельное.
Мечта заповедная, туманная, лунная.
И Море бессонное, как сон - беспредельное.

Виденья прозрачные и призрачно-нежные.
Стыдливого ангела признанья несмелые.
Стремление к дальнему. Поля многоснежные,
Застывшие, мертвые,- и белые, белые.

«Неясная радуга»,<1897>

Проиллюстрировать это стихотворение можно картиной «Радуга» русского художника-импрессиониста Архипа Ивановича Куинджи [].

Стихи Бальмонта во многом выросли из стихов Фета. В них также ослаблена предикативность. Например, стихотворение «Неясная радуга» К. Бальмонта напоминает стихотворение «Шепот, робкое дыхание…» А. Фета тем, что в обоих этих стихотворениях одна интонация, одно настроение и все глагольные формы заменены назывными предложениями.

Как видно из всего, сказанного выше, в стихотворениях поэтов XIX века, таких как А.А. Фет, К.Д. Бальмонт и Ф.И. Тютчев, отразились многие черты импрессионизма. Найденные и проанализированные нами стихотворения этих поэтов позволяют выявить следующее: основными чертами импрессионизма в поэзии русских поэтов являются музыкальность стихотворения, его красочность, отсутствие законченного сюжета и глагольных форм в стихотворении, а также присутствие множества символов и намеков в стихотворении.

Заключение

В ходе написания работы я достигла цели и смогла найти общие черты импрессионистических стихотворений и картин художников-импрессионистов.

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются поэзией, а также всем, кто интересуется импрессионизмом. Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков по литературе и учениками 11-ых классов при написании итогового сочинения по русскому языку и литературе.

Данное исследование в корне изменило мое представление об импрессионизме в поэзии. Оно помогло мне по-новому взглянуть на когда-то прочитанные мной стихотворения. Думаю, что полученные мной знания помогут мне в будущем лучше понимать и анализировать стихотворения.

Список использованной литературы

https://ru.wikipedia.org/wiki/Импрессионизм

http://allrefs.net/c16/41o2e/p8/

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/IMPRESSIONIZM_V_LITERATURE.html?page=0,1

http://md-eksperiment.org/etv_page.php?page_id=2899&album_id=120&category

http://www.hintfox.com/article/mpressionizm-v-tvorchestve-a-a-feta.html

http://cyberleninka.ru/article/n/a-fet-i-muzyka

http://gumfak.ru/otech_html/afet/fet-referats/547-6.html

http://www.proza.ru/2013/04/15/428

http://www.studfiles.ru/preview/2682150/

http://fb.ru/article/175226/f-i-tyutchev-portretyi-tvorcheskogo-cheloveka

http://raspopin.den-za-dnem.ru/index_e.php?text=297

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бальмонт,_Константин_Дмитриевич

http://www.konspektov.net/question/3985034

http://booksonline.com.ua/view.php?book=135232

http://www.rulit.me/books/balmont-zhizn-i-poeziya-read-71368-2.html

http://mirznanii.com/a/302618/konstantin-balmont-biografiya-i-tvorchestvo




Приложения

1t1606891638aa.jpg .



















2t1606891638ab.jpg .

















3t1606891638ac.jpg .



















4t1606891638ac.jpgt1606891638ad.jpg .





























5t1606891638ae.jpg .





























6t1606891638af.jpg .



























7t1606891638ag.jpg .































8t1606891638ah.jpg .































9t1606891638ai.jpg .



























1t1606891638aj.jpg 0.



























11.

t1606891638ak.pngt1606891638al.png





























t1606891638am.png

Автор материала: И. Трегубова (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.