Методическая разработка урока литературы «А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. «Чистое искусство». Черты импрессионизма в лирике» (10 класс)

4
0
Материал опубликован 4 January 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Учитель: Щербакова Анастасия Васильевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №518 Выборгского района г. Санкт-Петербурга.

Класс: 10


Предмет: литература.

Тема: А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. «Чистое искусство». Черты импрессионизма в лирике.

Тип урока: знакомство с новой темой

Цель:  познакомиться с понятиями «чистое искусство», импрессионизм в лирике и связать их с лирикой А.А.Фета.
 

Задачи:
 

- познакомиться с фрагментами биографии А.А.Фета;

- узнать, что такое «чистое искусство», познакомиться со специфическими чертами этого художественного течения;

- выявить черты импрессионизма в лирике А.А.Фета.


УМК: Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. организаций. Базовый уровень: в 2 ч. : Ч.1 / Ю.В. Лебедев. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 367 с. - (ФГОС)

Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. организаций. Базовый уровень: в 2 ч. : Ч.2 / Ю.В. Лебедев. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 368 с. - (ФГОС)
 

Технологическая карта урока
 

этап

Прод-сть

Суть этапа

взаимод.

деятельность учителя

деятельность учащихся

ресурсы

результат этапа

1

Вводный

1 мин

Сообщение темы урока, целей и задач.
 

Фронтальное

Приветствует учащихся.

Инициирует познавательную активность учащихся.

Приветствуют учителя.
Записывают тему урока.

Доска

Ученики знакомы с темой урока, его целью.
 

2

Мотивация

3 мин

Создание мотивации для изучения нового материала

Фронтальное

Создает условия для
интереса в изучении темы

Знакомятся с эпиграфом к уроку.
Выполняют задание (верно или неверно)

Презентация

Ученики настроены на работу, мотивированы.

3

Актуализация знаний

4 мин

Осознают потребность открытия нового знания.

Индивидуальное,
фронтальное

Задает вопросы,
слушает ответы учащихся.

Отвечают на вопросы учителя. Сверяют свои ответы с ответами на слайде. Делают выводы.

Презентация

Вспомнили, что знают о поэте, его произведениях.
Осознали, на какую информацию необходимо обратить внимание.

4

Формирование новых понятий

5 мин

Анализ цитат современников о поэте. Комментарий к цитате





 

Индивидуальное,
фронтальное

Организует работу. Наблюдает за работой учеников, по необходимости корректирует. Задает вопрос ученикам. Слушает их комментарии

Устно отвечают на вопросы Учителя, комментируют цитаты,
высказывают предположения о художественной манере поэта.

Презентации.
Тетради.

Познакомились с содержанием высказываний, выполнили их анализ.

5 мин.

Знакомство с понятием
«Чистое искусство».

 

Фронтальное

Отвечают на вопрос, ищут слово-ассоциацию.
.

Устно отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задание со слайда.

Презентация, тетради

Осознали необходимость открытия нового знания

5

Воспроизведение знаний

5 мин

Определяют специфические черты направления «чистое искусство».

 



Индивидуальное

Выбирают из списка отличительные черты направления, основные темы

Выбирают черты «чистого искусства», записывают их в тетрадь, осуществляют самопроверку.


Презентация, записи в тетрадях
 

Узнали отличительные черты художественного направления «чистое искусство», темы.

6

Этап включения в систему знаний и повторения

10 мин

Через анализ стихотворения определяют связь творчества поэта с «чистым искусством» и импрессионизмом.

Групповое, Фронтальное

Организует работу групп.

Анализируют стихотворение и живописные произведения импрессионистов.
Последовательно устно озвучивают
результат выполненного задания от каждой группы. Соотносят образы картин импрессионистов с образами стихотворения

Презентация
записи в тетрадях, текст стихотворения.

Воссоздали образы на художественных полотнах, узнали о особенностях импрессионизма стихотворений Фета.

7

Обобщение

5 мин

Составление схемы
«Особенности лирики А.А.Фета»

Индивидул.

Фронтальное

Задает итоговый вопрос. Фиксирует черты лирики, выявленные учениками через анализ стихотворений.

На основе записанных от каждой группы черт выявляют особенности лирики поэта.
Создают схему.

Доска, записи в тетрадях.

Обобщили полученные знания о лирике Фета, составили схему.

8

Итоговый

2 мин

Подведение итогов урока.

Индивид.

Выставляет отметки за работу на уроке, обосновывает выбор.


 

Озвучивают ответы, объясняя свой выбор.

Записи в тетрадях

 

2 мин

Рефлексивная деятельность

 

Просит выбрать слово, описывающее лирику А.А.Фета.
 

Озвучивают ответы, объясняя свой выбор.

 

Осознают эффективность собственной работы на уроке


 

Предварительный просмотр презентации

А.А.Фет (1820-1892) Очерк жизни и творчества. «Чистое искусство». Черты импрессионизма в лирике. Подготовила Щербакова А.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №518 г. Санкт-Петербурга

А.А.Фет. Былинки не найдешь и не найдешь листа, Чтобы не плакал он и не сиял от счастья…

Правильное ли это утверждение? 1. А.А.Фет - незаконнорожденный сын жены немецкого чиновника и орловского помещика. 2. Фет – ненастоящая фамилия поэта. 3. Цель жизни А.А.Фета - возвращение утраченного звания русского дворянина. 4. Загадочная смерть Марии Лазич – возлюбленной поэта – связана с огнем от свечи.

Правильное ли это утверждение? 5. После неудач на военной службе Фет стал хозяином-агрономом. 6. Фамилия Фет стала такой из-за того, что в редакции наборщик поменял ё на е. 7. Смерть Фета – одна из самых загадочных в истории русской литературы.

Проверь себя! 1. Верно 2.Неверно 3. Верно 4. Верно 5. Неверно 6. Верно 7. Верно

Как воспринимали современники творчество А.А.Фета? - Выберите одну из цитат; - предположите, с чем может быть связана такая позиция.

1.    « Произведения Фета годны для оклеивания комнат под обои и для завертывания рыбы» (Д.И.Писарев) 2.    « Фет есть явление совершенно исключительное. Фет напоминает мне Бетховена» (П.И.Чайковский) 3.    « Их ( стихотворения ) могла бы написать лошадь, если б выучилась писать стихи» ( Н.Г.Чернышевский) 4.    « Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его оценить» (А.К.Толстой ) 5.     « И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов» ). (Л.Н.Толстой)

«Чистое искусство» Какие ассоциации возникают у вас с этим выражением?

«Чистое искусство» – это… Творчество, далекое от социальных проблем (это стало предметом дискуссий) Влияние философии Шопенгауэра на воззрения поэтов (немецкий философ) «Поэзия и действительность не имеют между собой ничего общего»

"чистое искусство" Искусство для искусства Теория, в основе которой лежит утверждение независимости художественного творчества от общества, отказ от социально-гражданской тематики, провозглашение самодостаточности искусства, противопоставление возвышенности и совершенства классических (античных) художественных форм несовершенству окружающей действительности.

Среди признаков выделите признаки ЧИСТОГО ИСКУССТВА 1. Романтическая традиция 2. Социальная тематика и проблематика 3. Созерцательность поэта 4. Приоритет содержания над формой 5. Отображение вечных тем и проблем 6. Субъективность изображаемого 7. Интерес к философским проблемам 8. Бессюжетность произведений 9. Искусство должно быть связано с жизнью 10. Сниженная лексика

Проверь себя! 1 3 5 6 7 8

Какие темы поднимались поэтами «чистого искусства»? любовь природа Основные темы Искусство и вдохновение

Шепот, робкое дыханье.           Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени,           Тени без конца, Ряд волшебных изменений           Милого лица, В дымных тучках пурпур розы,           Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы,           И заря, заря!.. Найдите общие черты в стихотворении «Шепот.Робкое дыханье…» А.А.Фета и картинах импрессионистов

Эдгар Дега «Осень»

К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце»

Выделите особенности художественной манеры А.А.Фета  «Вообще Фету близко все гибкое, нежное, летучее, "трепещущее" - природа не может передать впечатление от мимолетных явлений жизни, показать мир в его подвижности, изменчивости, поиск новых способов поэтической выразительности - все это характерно для поэзии Фета. Мир  ощущений, впечатлений, переживаний в его поэзии  безграничен. Действительно, порой слова молчат, кажутся не такими верными, и то, что порой происходит в душе, в рамках слова вместить невозможно. Эти воздушные переливы красок сближают его поэзию с живописью импрессионистов».

Тропы и фигуры речи - олицетворение - психологический параллелизм - метафоричность - ассоциативность Мелодичность  -ассонанс - аллитерация - антитеза -символ -ирония -инверсия Приемы импрессионизма Тропы

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации