12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Россиева Антонина Владимировна17036
Представитель педагогической династии в четвертом поколений. Творческий, трудолюбивый и амбициозный человек.
Россия, Карелия респ., п.Ильинский
Материал размещён в группе «Творчество наших учеников»

Исследовательская работа в формате Word
DOCX / 1.52 Мб

/data/files/z1566142156.docx (Исследовательская работа в формате Word)Муниципальная учебно-исследовательская конференция «Лённротовские чтения»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ильинская средняя общеобразовательная школа»










Исследовательский проект

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР









Работу выполнила:

Тухкина Ксения, 9лет

ученица 3 класса «Б»

МКОУ «Ильинская СОШ»

Руководитель:

А.В.Россиева,

учитель начальной школы









Ильинский

2019

Введение

Мы изучали на литературном чтении устное народное творчество, и у меня появилась мысль. Дети, которые не умеют читать и писать, рассказывают друг другу выдуманные или услышанные стишки, шутки и прочее по памяти. Значит, устное народное творчество в измененном виде существует и сейчас. По крайней мере, среди детей. Мы с руководителем решили поискать образцы современного фольклора среди детей. Но так, как в современном мире очень много информационных источников, то для более объективного сбора фольклора, мы выбрали годы детства моих родителей. Тогда еще телевидение только появилось и не так сильно влияло на творчество детей, как сейчас. Компьютера же не было совсем.

Цель – создание сборника детского фольклора, собранного у жителей п. Ильинский 1980-1990 годов рождения.

Задачи:

    дать определение термину «фольклор», «детский фольклор», рассмотреть жанры детского фольклора;

    собрать образцы детского фольклора у жителей п.Ильинский 1980-1990 годов рождения и определить их жанровую принадлежность;

    оформить собранный фольклор в небольшую брошюру.

Объект исследования – детский фольклор п.Ильинский.

Предмет – классификация фольклора по жанровой принадлежности.

Результат проекта – сборник детского фольклора.

Методы исследования: изучение литературы по теме, опрос.


    Что такое детский фольклор

Фольклор – устное народное творчество. Устное народное творчество - это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Фольклор передавался из поколения в поколение, автора таких произведений установить невозможно.

Детский фольклор – одно из направлений устного народного творчества. К детскому фольклору относят творчество самих детей (игровые песни, дразнилки, считалки, небылицы, заклички, шуточные песни) и произведения, написанные взрослыми для малышей (колыбельные, потешки, пестушки, сказки).

Деление на взрослый и детский фольклор условно и необъективно. Так колыбельную одни исследователи относят к детскому фольклору, а другие - к взрослому. Универсальным произведением в этом плане является и песня, и загадка, и сказка. Мы подобрали примеры произведений разных жанров детского фольклора из устного народного творчества.

Таблица: Жанры детского фольклора


Жанр

Пример из русского фольклора

Колыбельная песня;


Баю-баюшки, баю,

Прискакали заюшки,

На окошко сели,

Баюшки запели.

Спит ли наша девочка,

Девочка - припевочка.

Загадка

В воде купался, а сух остался. (Гусь)

Пословица

Красна речь поговоркой.

Поговорка

Голод не тётка, пирогом не накормит.

Считалки

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана,

Буду резать, буду бить,

Всё равно тебе водить.

Потешка

- Мы проснулись, мы проснулись.

- Сладко, сладко потянулись.

- Маме с папой улыбнулись.

Дразнилки

Любопытной Варваре

Нос на рынке оторвали.

Припевки

Улитка, улитка, выпусти рога!

Дам конец пирога и кувшин творога,

А не выпустишь рога, забодёт тебя коза.

Скороговорки

Бобр Добр для бобрят.

Небылица

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

Часту́шка

Я сидела на печи,

Сторожила калачи.

А за печкой мышки

Сторожили пышки.

Заклички

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не намочи!

Зря в окошко не стучи.

Пестушка

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

Докучные сказки

Сказка про кожух

— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Кожух нашли?
— Нашли.
— Я тебе его дал?
— Дал.

— Ты его взял?
— Взял.
— И где же он?
— Кто?
— Кожух.
— Какой?
— Как это какой? Мы с тобой шли?..

Сказки

«Теремок» «Рукавичка»

Словесные игры

«Барыня»

Ведущий произносить вступление, затем задает вопросы.

Барыня прислала голик да веник, да сто рублей денег.

Что хотите, то берите, черное с белым не носите,

«Да» и «нет» не говорите, не смеяться, не улыбаться.

Вы поедете на бал?

Итак, словесное творчество народа, созданное для ребенка или самим ребенком, передаваемое из уст в уста, называется детским фольклором.


2. Сбор фольклора и составление сборника

Во введении работы мы писали, что в годы детства моих родителей телевизионных каналов было мало, а детских передач еще меньше. Они проводили на улице в общении друг с другом гораздо больше времени, чем мы. Значит, и возможностей для появления и передачи творчества из «уст в уста» было больше, чем сейчас. Поэтому мы посчитали, что сбор фольклора стоит выполнить среди детей того времени. Имена и фамилии опрошенных жителей мы не публикуем осознанно по их просьбе.

При собирании фольклора мы столкнулись с проблемой. Некоторые из опрашиваемых людей не могли подобрать из своей памяти какой-нибудь материал без особо грубых выражений. В содержание сборника мы не стали включать произведения с использованием явно нелитературных и ругательных выражений. Тем не менее, в сборнике встречаются несколько не очень приятных слов и неприличных намеков. Таков детский фольклор того времени. Мы не стали исключать или менять слова, так как это исказило бы исследование. Но не рекомендуем к чтению этого сборника детям до 14 лет.

Среди собранного фольклора мы определили считалки, дразнилки, шуточные задачки, страшилки, игры, анекдоты. Оформили весь материал в таблицу.

Таблица: Собранный для сборника фольклорный материал

Жанр

Произведение

Считалка

    На золотом крыльце сидели царь-царевич, король - королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?

    Вышел немец из тумана, вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить, всё равно тебе водить.

    Эни- бени, рики- факи, турбо- урбо- сентебряки, деу- деу- краснадеу- бац!

    Сидел король на лавочке, считал свои козявочки, раз, два, три, водой будешь ты.

    На золотом крыльце сидели

Микки Маус, Том и Джери,

Дядя Скрудж и три утёнка,

А водить-то будет Понка. 

    На золотом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

А ты кто такой?

Выходи поскорей,

Не задерживай добрых и смелых людей. 

Дразнилка

    Жадина-говядина, кислая капуста, всю помойку облизала и сказала: «вкусно».

    Жили-были дед да бабка, ели кашу с молоком, рассердился дед на бабку, стукнул в пузо кулаком, а из пуза два арбуза покатились в дом союза, а в союзе говорят, надо бабку в детский сад.

Устная игра

Молчанка:

    Ехали цыгане, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез, кто слово пикнет, тот её и съест.

    Шёл по крыше воробей, нёс он чашечку соплей. Кто слово пикнет, тот её и выпьет.

Гадалка:

    По пуговкам на кофточке определяли, какой характер у хозяйки. Проговаривали по слову на каждую указанную пальцем пуговицу двигаясь с нижней вверх: Куколка, балетница, воображуля, сплетница, куколка, балетница… (Какое слово попало на последнюю пуговицу, такая и хозяйка).

Анекдот

    Колобок повесился.

    Буратино утонул. 

    Чебурашка и крокодил Гена сидят в военкомате. Чебурашка спрашивает у Гены:

- Гена, а нас стричь будут?

- Не знаю, спроси у крысы.

- Я не крыса. Я ежик. 

    Едет Чебурашка на руле велосипеде, а Гена ему говорит «Слезай с руля!».

Чебурашка ему отвечает: «Я не Срулля, я Чебурашка».  

Задачка

    А и Б сидели на трубе, А упала, Б пропала, что осталось на трубе? (Буква И)

    Лежит между грядками и пятками дрыгает?

(Межгрядочный пяткодрыг)

    Сколько крокодильчиков влезет в автобус?

(полный автобус)

Сколько в этот же автобус влезет бегемотиков?

(Нисколько, там уже сидят крокодильчики)

    Летит шуршит. Кто? (Шуршунчик)

Летит, шуршит, но не шуршунчик?

Брат шуршунчика)

Летит шуршит, но не шуршунчик и не брат шуршунчика? (Воробей в болоньевом комбинезоне)

Страшилка

    Маленький мальчик

По стройке гулял,

Маленький мальчик

Со стройки упал.

Долго смеялись

Собаки и кошки,

Как шевелятся

Глаза у Лепешки. 

    Маленький мальчик по стройке гулял,

В бетономешалку случайно попал.

Мальчика мама пошла в магазин,

Ей со стены улыбается сын. 

    Маленький мальчик

Зашел в трансформатор,

Вышел оттуда

Второй Терминатор.

    Маленький Петька на рельсах играл,

Тихо по рельсам трамвай проезжал.

Нет ничего веселее на свете:

Справа пол Пети и слева пол Пети.

    В черно-черном городе растет черный-черный лес. В этом черном-черном лесу стоит черный-черный дом. В этом черно-черном доме есть черная-черная комната. В этой черной-черной комнате стоит черная-черная кровать. На этой черной-черной кровати спит белый-белый котенок.

Сборник верстали в программе «Microsoft Publisher». Сталкиваясь с проблемой, находили необходимый алгоритм действий в интернете. В брошюре использованы иллюстрации, найденные с помощью поисковой системы «Яндекс». Книжку решили назвать «Нет ничего веселее на свете…» по строчке одного из образцов фольклора. Содержательный материал распределили по сборнику, опираясь на жанровую принадлежность произведений.

Итак, нам удалось собрать некоторые образцы детского фольклора и оформить его в брошюру «Нет ничего веселее на свете…».

Сборник представлен на иллюстрациях, размещенных ниже.

Заключение

Цель исследовательского проекта – создание сборника детского фольклора – достигнута. Задачи, поставленные для ее достижения, выполнены: дано определение понятию «детский фольклор», изучена классификация, собран фольклор уроженцев п. Ильинский, собранный материал оформлен в брошюру.


Список источников:

    Википедия – Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фольклор

    Ельмуратова Татьяна Анатольевна. Жанры детского фольклора. Библиотека сайта для учителей Инфоурок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/kniga-zhanri-detskogo-folklora-645189.html

Автор материала: Т. Ксения (3 класс)
Опубликовано в группе «Творчество наших учеников»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.