Конспект занятия «Детский песенный фольклор "Матрешка"»

3
0
Материал опубликован 29 November 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

г. Хабаровска

«Дворец творчества детей и молодежи «Северное сияние»

 

 

Конспект занятия

«Детский песенный фольклор (матрешка»

(с детьми 4-6 лет).

 

Педагог дополнительного образования

Сапрыкина О.Н.


 

 

г. Хабаровск, 2018

Возраст детей: 6-8 лет

 

Цель: Приобщить детей к национально-культурным традициям посредством расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.

Задачи:

Познакомить детей с историей русской матрёшки;

Развивать вокально-хоровых навыки и умения.

Расширить музыкальный кругозор, слуховое восприятия музыки.

Обогащать содержание художественно-творческой деятельности посредством музыки, танцевальных движений

Разучить песню «Русские Матрёшки»;

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: «Урок - игра»

Методы обучения:

Объяснительно – иллюстративный;

Словесный;

Практический;

Игровой

Методические приёмы:

Творческие задания и вопросы

Проговаривание текста песни

Поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции)

Технологии:

Игровая;

Личностно- ориентированные технологии;

Здоровьесберегающая;

ИКТ;

Тип занятия: комбинированный

Форма организации: групповая

Место проведения: творческое объединение «Млада»

Продолжительность: 45 минут

Оборудование: телевизор, баян, матрешка, презентация

План проведения занятия:

Этап учебного занятия

методы, приемы

Время, минуты

I этап Подготовительный

Организационный.

Введение в тему занятия.


 

Работа с артикуляционным аппаратом.

Дыхание

Словесный; 

Наглядный

метод эмоционального стимулирования;

12 мин

Словесный; 

Наглядный;

Метод упражнения, игры: упражнение

игра

II этап Основной

Объяснение материала.

Физминутка.

Метод игры:

творческие задания;

Работа в группах;

22 мин

III этап Заключительный

Рефлексия.

Домашнее задание.

Словесный; игровой;

Метод эмоциональных ситуаций,

сотрудничества и сотворчества учащихся;

7 мин

Этапы работы

Этапы работы

Содержание этапа. Действия педагога.

Действия детей.

1.

Подготовительный

Организационный

(5 мин.)

Приветствие детей. Настрой на предстоящую работу. «Здравствуйте друзья мои! Я очень рада вас видеть и надеюсь, вы тоже пришли на занятие с хорошим настроением. Тем более, что сегодня у нас вами очень интересная тема. Сегодня у нас в гостях будет, Угадайте кто. Детям предлагаю им с помощью загадки отгадать о ком пойдёт речь на занятии. Загадка. (Русская Матрёшка, показывает наглядно матрешку). А как вы думаете почему матрёшка пришла к нам в гости? (Правильно, потому что мы с вами учим песенку про матрёшек.) и сегодня мы с вами познакомимся с историей нашей матрешки.

Просмотр мультфильма

Дети приветствуют педагога, а затем друг друга словами: «Здравствуйте», «Здравствуй».

Дети отгадывают загадку.

2.

Введение в занятие (3 мин.)

Работа с артикуляционным аппаратом.

(4 мин.)

Ребята, вам понравился мультфильм?

Ребята, Матрешка — это символ нашей страны. Как наша страна называется? (Россия). С матрешкой играют дети во всем мире, а также люди дарят друг другу как сувенир - маленький подарок из России (педагог показывает матрешку).

Ребята, скажите, пожалуйста, нашей матрешечки перед тем как мы поем песенки, что мы делаем? (правильно, гимнастику)

Ребята, а давайте покажем нашей матрёшки как мы ее делаем и зачем.

(Педагог выбирает ребенка, который будет делать гимнастику, спрашивая детей для чего мы делаем упражнения).

Вырабатываем дикцию у детей с помощью:

- скороговорок

- песен-скороговорок

- специальных упражнений

А для чего нам нужны скороговорки?

Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.

(Молодцы)

Ответы детей

Дети отвечают, что нужно делать артикуляционную и дыхательную гимнастику, массаж лица. Дети разминают мышцы лица, делают специальные упражнения для артикуляционного аппарата, проговаривают скороговорки: «Бык тупогуб», «Чайничек с крышечкой», «На дворе трава».

Ответы детей…

6.

Основной этап

(22 мин.)

Ребята, обратите внимание на экран (на экране слайд с разными матрешками).

Что на нем изображено? (матрешки)

Ребята, сейчас вам нужно разделиться на три команды по 4 человека (на экране 3 разные матрешки, каждой команде нужно собрать из пазлов свою матрешку).

Молодцы, все собрали правильно, скажите, что в ваших матрешках необычное? (они все разные)

Правильно. А теперь нам расскажет первая команда, чем ваша матрешка отличается от других? (цвет, глаза, руки и тд), затем рассказывает 2 команда и 3. Молодцы ребята.

А как вы думаете, почему наши матрешки такие разные? (потому что они появились в разных городах).

Беседа о истории матрёшки.

Одна матрешка:

-Семёновская матрёшка

-Сергиево-Посадская

-Полхов-майданская

(педагог рассказывает о наряде матрешки, цветах, предметах)

Ребята, как вы думаете из чего сделана наша матрешка? (правильно, из дерева).

А какие вы знаете деревья? (перечисляют, а наша матрешечка сделана из липы- на экране дерево липы, а еще матрешки делают из березы). Сначала изготавливают матрешки, а потом их раскрашивают. (на экране слайды).

Ребята, а сейчас мы продолжим разучивать песню вместе с нашей матрешкой.

А теперь давайте мы узнаем какое настроение бывает у нашей матрешки с помощью нашей песенки. (на баяне играют музыку: грустную, веселую)

Ребята, посмотрите на нашу матрешку и скажите, как вы думаете какое у нее настроение? (веселое! Правильно)

Задание

Ребята, а теперь желтая команда пропойте тихо нашу песенку, зеленая – отрывисто, розовая- громко.

Молодцы, думаю нашей матрешки очень понравилось.

Ребята, а теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «художник»

Дети отвечают, что изображено на картинках.

Делятся на команды

Выполняют задание

Дети отвечают, и каждая команда рассказывают о матрешках, которые они собрали

Дети слушают беседу о матрёшки.

Дети отвечают

Дети разучивают песню, потом вместе поют

Выполняют действия, которые говорит педагог.

8.

Итог занятия (Рефлексия)

(5 мин.)

Вопросы по данной теме в презентации.

До свидания, ребята, всем спасибо.

Дают ответы на вопросы

9.

Домашнее задание

(2 мин.)

Раскрасить матрешку

 




Русская матрешка
PPTX / 6.6 Мб

Предварительный просмотр презентации

Пасхальные яйца , которые вытачивали из дерева и расписывали русские мастера

Матрёшек изготавливают на токарном станке

липа

ольха

Алгоритм изготовления матрёшки

Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.

Первым расписал русскую матрёшку более 100 лет назад С.А. Малютин, а выточил токарь Звёздочкин. Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой.

Имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

Сергиево-Посадская – старейшая русская матрёшка Матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков. Сочетанием красного, синего, жёлтого и зелёного цветов добивались красочности, нарядности.

Семёновская матрёшка стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища. Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. Основной цвет сарафана – красный. Чёрный контур обозначает край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.

Полхов-Майданская Полхов-Майданская матрёшка Разнообразны по формам: есть среди них вытянутые одноместные матрёшки–столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, но преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головкой с покатыми плечиками. Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку.Рядом с малиновым ложится тёмно-зелёный цвет, а синий – с жёлтым цветом.Все элементы объединяет чёрный контур.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.