Доклад на тему "Памятники наскального искусства: «Петроглифы Хабаровского края»
Автор публикации: Н. Бедулин, ученик 3 класса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Тыр
Тырского сельского поселения
Ульчского муниципального района Хабаровского края
Всероссийский конкурс докладов для школьников
«Природные памятники России»
Доклад на тему
Памятники наскального искусства:
«Петроглифы Хабаровского края»
Автор: Бедулин Николай
ученик 3 класса
МБОУ СОШ п. Тыр
Руководитель: Зюкова Наталья Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ п. Тыр
2023 г
Природа Хабаровского края разнообразна и уникальна. По краю протекает множество быстрых и чистых рек, среди которых особо выделяется величавый и широкий Амур. Много лет тому назад на его берегах располагались стойбища коренных народов: нанайцев, негидальцев, нивхов, орочей, удэгейцев, ульчей, эвенков, эвенов со своей самобытной культурой. Узнать о жизни и быте наших предков Приамурья помогают наскальные изображения на поверхности базальтовых валунов (валун – это крупный окатанный обломок горной породы), которые находятся на правом берегу Амура между сёлами Сикачи - Алян и Малышево. Такие изображения, процарапанные или вырезанные на скальной поверхности, называют петроглифами. Слово «петроглифы» произошло от греческих слов: pétros – камень и glyphé – резьба.
164 года назад исследователь Ричард Маак открыл и описал петроглифы на берегу Амура. Базальтовые глыбы имеют большой размер (до 1,5-2 метров в диаметре), шершавые, пористые, с трещинами и сколами. Рисунки на них выбиты камнем по камню. На одном камне можно наблюдать несколько рисунков различного содержания, так как эти изображения выполнялись в разное время. Связано это с тем, что камни переворачивало водой и льдом, поэтому часто рисунки оказывались внизу камня, и сверху люди делали новые изображения. Сосчитать достоверно количество рисунков сложно, так как часть из камней скрыта под водой, часть перевернута, а часть сколота льдинами во время ледохода. Узор первобытных амурских художников выполнен в виде витиеватых орнаментов, спиралей, волнообразных линий. На валунах наблюдаются изображения лосей, тигров и лошадей, сцены охоты, человеческие фигуры, сидящие в лодках люди, шаманские маски-личины. На человеческих лицах, изображённых на камнях, можно чётко определить глаза, нос, брови, рот, нос.
Спины фигур животных выгнуты, голова большого размера, с хвостом и ногами, на некоторых изображениях просматриваются клыки, а некоторые звери по внешнему виду напоминают мамонтов. На камнях также представлены изображения птиц – это утки, лебеди и гуси. В фольклоре нанайцев, современных обитателей Приамурья, образы водоплавающих птиц связаны с легендами о происхождении Земли и наскальных рисунков. В легендах нанайцев говорится, что когда на небе было три солнца, то земля горела и все на ней плавилось. Камни же были настолько мягкими, что когда птицы становились на них, то на камнях оставались отпечатки их лап. А мотив о птицах, ныряющих в воды первичного океана, чтобы достать кусочки дна и сотворить из них Землю, существует не только у народов Приамурья, но относится к числу общечеловеческих сюжетов. Важное место среди сикачи - алянских петроглифов принадлежит изображениям змей. Фигуры змей образуют самостоятельные композиции или входят в состав других рисунков как составная часть. Нанайцы называли водного змея «мудур». Это мифологический образ гигантского змея, который обитает в болотах и трясинах и оставляет после себя выжженный, как лесным пожаром, след в тайге. Изображения концентрических кругов связывают с культом солнца. Не исключено, что так было и на Амуре, так как у нанайцев существует миф о трех солнцах, который передается и записывается в разных вариантах.
Петроглифы Сикачи - Аляна были созданы многие тысячелетия назад, и потому нельзя однозначно сказать об их смысле и предназначении. Во-первых, вероятно, что животные изображались охотниками в качестве части обряда, необходимого для успешной охоты. Большое количество изображённых змей, можно предположить, было священным животным и обожествляемым людьми. Во-вторых, вероятно, петроглифы Сикачи-Аляна были созданы под влиянием других культур, либо они сами положили начало целой цепочке похожих изображений, тянущейся через весь Тихий океан, так как во всех них просматривается схожий орнамент и галечная техника исполнения.
Археологический памятник у села Сикачи - Алян представляет собой уникальное явление. Это единственный в Приамурье памятник древнего наскального искусства, который, в настоящий момент является местом религиозного поклонения и шаманизма, а также национальным символом нанайского народа.
Список литературы
Арсеньев В.К. Избранные произведения т.2 В горах Сихотэ-Алиня. Хабаровск: Кн. изд-во. 1998. – 624 с.
Маак Р.К. Путешествие на Амур, совершенное по распоряжению Сибирского отделения ИГО в 1855 г. – СПб, 1859.
Амур – река подвигов. – Хабаровск. Кн. Изд., 1983 – 544 с.