12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Заболотняя Светлана Юрьевна714
Закончила ГОУВПО «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова», квалификация: Учитель технологии и предпринимательства. Работаю в ГБОУ АО «Архангельский морской кадетский корпус имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».
Россия, Архангельская обл., Архангельск

ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ РОССИИ

Жизнь и творчество В.В. Верещагина

Автор: Заозерская Алёна

старший кадет 11 класса

ГБОУ АО «АМКК»


«Величие, могущество и богатство всего государства

состоит в сохранении и размножении русского народа»

А. В. Суворов

Россия славится многочисленными природными ископаемыми, необъятной территорией и колоссальным объемом лесных массивов, но прежде всего – людьми. Одной из выдающихся личностей России является знаменитый художник-баталист Василий Васильевич Верещагин.


И. Н. Крамской «Портрет В. В. Верещагина»

t1667584558ab.png



Родился будущий художник в деревне Пертовка Череповецкого уезда Новгородской губернии в день рождения отца (тоже Василия Васильевича) - 14 октября 1842 года. «Подали шипучки и поздравили предводителя и предводительшу с Василием Васильевичем № 2» - писал Верещагин в автобиографии.

Верещагин был болезненным и нервным ребенком, няня Анна часто вступалась за него. Вспоминая об Анне, он пишет: «самою близкою и дорогою личностью осталась няня Анна, уже и тогда старенькая, которую я любил больше всего на свете, больше отца, матери и братьев…».

Однажды, увидев на платке няни изображение тройки лошадей, он скопировал рисунок, да так удачно и верно, что все – от няни до приезжих гостей, дивились таланту юного мальчика. К сожалению, ни к кому в голову не пришла мысль дать Василию художественное образование. С этого момента зародилась любовь Василия к изобразительному искусству: он часами рассматривал картины, имевшиеся в доме родителей и дяди, а также в церкви.

Любимыми предметами для изучения в раннем детстве у него стали история и чтение, особенно сюжеты о татарском нашествии, странствиях мореплавателей.

Васе Верещагину не исполнилось и восьми лет, когда отец решил определить его в Александровский малолетний кадетский корпус. Мнения мальчика, естественно, никто не учитывал. «Ужасное дело отрывать малых детей от родителей и оставлять их надолго вдалеке от себя. Это — большая ошибка! Это — просто преступление!» (со слов художника, записанных В. В. Стасовым). Пробыв в корпусе чуть более года, Верещагин осознал, что дух товарищества, так яростно воспитываемый в подобных учреждениях, ему противен. Он лишь притворялся, что всем доволен, чтобы его не унижали. Однако учеба даже понравилась Васе, он с отличием показал себя в русском, французском и английском языках.

В мае 1853 года Василий Верещагин был зачислен в Морской корпус, привыкание к которому проходило на фоне, изнурительной для России, Крымской войны. Учеба шла также хорошо, особенно рисование. С преподавателем Каменевым Василий даже подружился, и нередко бывал у него дома, разглядывая написанные им этюды. Но мнение относительно кадетского воспитания у Верещагина не поменялось, он все так же не любил казенную среду, убивающую в человеке такие качества, как нежность, деликатность и вежливость.

Во время первого серьезного морского плавания на пароходе-фрегате «Камчатка» пятнадцатилетний кадет окончательно решил, что не будет моряком – во время плавания у него было несколько сильнейших приступов морской болезни.

В старших классах Морского корпуса рисование уже не преподавалось, поэтому отец, заметив талант сына, нашел ему репетитора – ученика Академии художеств Седлецкого. Вскоре Василий Верещагин стал посещать занятия в рисовальной школе, стал постоянным посетителем Эрмитажа. В числе лучших кадетов корпуса Василий получил право на кругосветное плавание на фрегате «Светлана», но вопрос о собственном будущем был уже решен – Верещагин хотел стать художником, поэтому отказался от кругосветного плавания и перешел на другое судно, отправлявшееся в Англию, где посетил художественные галереи Лондона.

После успешной сдачи выпускных экзаменов, Верещагин поступает в Академию художеств. К сожалению, почти все профессора были плохи, за исключением Александра Егоровича Бейдемана, позволившего Василию уйти «от сухого академизма к живой действительности».

Оживляющую нотку вносили выставки, проходившие в Академии художеств. Все большую популярность обретала идея народной живописи, изображение реальной жизни страны и её жителей, а не исторических сюжетов и портретов.

В 1871 году Василий Верещагин написал известнейшую картину – «Апофеоз войны». На раме была сделана подпись: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим».

t1667584558ac.gif 

В. В. Верещагин «Апофеоз войны»


«Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества».

В. В. Стасов

Василий Верещагин создает все больше картин, за один из эскизов он даже удостаивается серебряной медали. Первая масштабная выставка художника прошла в Петербурге в 1874 году. Многие художники упрекали Василия за стиль живописи – он активно использовал яркие краски, что было не принято в академической живописи того времени.

Верещагин не прекратил путешествий. Не дождавшись закрытия выставки, он отправился в Индию, где получил известие о том, что Академия художеств присвоила ему звание профессора. Однако от награды он отказался. В 1876 году художник приехал в Париж, но уже через несколько месяцев отправился в очередное путешествие – на Балканы, уже в составе действующего подразделения русской армии. Индийскую серию смогли увидеть только спустя 4 года в Петербурге, более половины полотен купил Третьяков. За 40 дней выставку посетило более 200 тысяч человек.

«…Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, — участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны… нужно не бояться жертвовать своей кровью… иначе картины мои будут «не то».

Василий Верещагин

В июне 1877 года В. Верещагин получил серьезное ранение в бедро, провел три месяца в госпитале, но вернулся в строй. За отвагу ему хотели вручить наградное золотое оружие, но художник отказался. Русские войска готовили штурм Плевны, планировали взять город к 30 августа – именинам императора. Однако штурм обернулся крупным поражением, а Верещагин написал картину, назвав её «Царские именины».

Также художник написал триптих (серия из трех картин) «На Шипке все спокойно».

t1667584558ae.gift1667584558af.gif

t1667584558ag.gif

В декабре 1879 выставка с балканскими работами прошла в Париже, но на картинах не было триумфальных сцен, только реальное отображение войны.

Спустя три года Верещагин писал: «Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого». Он отправился в Палестину и Сирию, где создал картины на библейские темы, однако и здесь отличился протестом – библейские герои жили обыкновенной жизнью, были изображены не по церковным канонам, а как обычные люди. В Европе картины раскритиковали, и художник распродал почти весь цикл на выставках в США.


В. В. Верещагин «Святое семейство»

t1667584558ai.gif

В 1880-х В.В. Верещагин вернулся в Россию, построил дом по собственному проекту и написал серию картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.

«Меня обвиняли, — говорил Верещагин, — в том, что я изображаю исключительно ужасную, возбуждающую отвращение сторону войны, — только то, что скрыто за кулисами, — и никогда не изображал прекрасного и величественного, которое также имеется на войне… Но дело-то вот в чем: если целый лист писчей бумаги представляет собою только гнусность и ужас войны, то лишь самый крошечный уголочек его придется на триумфы, победные знамена, блестящие мундиры и героизм».

Василий Верещагин


В. В. Верещагин «Наполеон I на Бородинских высотах»

t1667584558ak.png


Позже Василий Васильевич отправился в путешествие по городам России, где писал интерьеры русских изб и церквей. После выставки картин из предыдущих путешествий в некоторых российских газетах стали появляться сообщения о том, что Верещагин выдвинут на Нобелевскую премию мира.

В России путешествия Верещагина не закончились. В 1901 году он отправился на Филиппины, где создал Госпитальную серию со сценами из местной больницы. Затем художник дважды посетил Кубу, потом - Америку и даже написал портрет ее президента.

В 1903 году прибыл в Японию, где написал несколько картин в стиле, схожем с импрессионизмом.


В. В. Верещагин «Японка»

t1667584558am.png


Узнав о начале Русско-Японской войны, Верещагин пишет императору сумбурное письмо, в котором отражает свои мнения и предупреждает о возможном ходе войны, действиях японцев. Неизвестно, было ли это письмо прочитано императором. Как человек, смыслящий в военных действиях, он смог предугадать ход мыслей японцев, их намерения. Твердо решив принять участие в войне, Верещагин отправляется на Ляоян. Затем его отправляют в Порт-Артур. 30 марта, Верещагин отправил из Порт-Артура письмо жене, оказавшееся последним: «…Сейчас, — писал он, — еду на адмиральский корабль „Петропавловск“…».

t1667584558an.jpg

В ночь на 31 марта 1904 года «Петропавловск» оказался один на один с превосходящими силами противника, в том числе кораблем командующего – адмирала Того. Увидев японского адмирала, Верещагин спустился в каюту за своим походным альбомом. В то время, как Василий Васильевич что-то спешно зарисовывал, раздался страшный взрыв – «Петропавловск» пошел ко дну. Из 650 членов экипажа удалось спасти только около шестидесяти. Верещагина среди них не было.

«Он хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал ее жертвой» - написали в японской газете.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Кудря А. И. Верещагин// - изд. Молодая гвардия, 2010 г. – 432 с.

Верещагин В.В. И.С.Тургенев (1879 — 1883) // Верещагин В. Повести. Очерки. Воспоминания / Сост., вступит. ст. и примеч. В.А.Кошелева и А.В.Чернова. М, 1990.

Верещагин В.В. Из записной книжки // Верещагин В. Повести. Очерки. Воспоминания. С. 292.

Верещагин В. Повести. Очерки. Воспоминания.

Верещагин В.В. Листки из записной книжки // Верещагин В. Повести. Очерки. Воспоминания.





Автор материала: А. Заозерская (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.