12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Скляров Вячеслав Геннадьевич20

Скляров Вячеслав Геннадьевич

Учитель физики, высшая квалификационная категория

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная

Белгородского района Белгородской области

имени Героя России Ю.А.Чумака»

Белгородская область

пгт.Октябрьский

Школьная физика и современная жизнь

В настоящее время люди довольно часто задаются вопросом зачем и для чего нужна физика в школе? Многие просто недоумевают почему она является обязательным предметом в школе, колледже, университете. Они утверждают, что их многие профессии совершенно не связаны с физикой и она никак не пригодятся им в жизни. Люди не понимают, зачем изучать эту науку даже на базовом уровне. Лично я с этим мнением не согласен.

Это удивительно, но многие взрослые и сами не понимают, для чего учили физику в школе и искренне не хотят видеть связи между этой занимательной наукой и повседневной жизнью. Сейчас найдем эту связь!

Представьте свой обычный день. Вы встали с кровати, потянулись и посмотрели в зеркало. И законы физики заработали прямо с первой минуты вашего дня!

Ваше отражение в зеркале, движение, гравитация, она заставляет вас идти по земле, а вода течет в раковину, а не в лицо вам, сила, которая требуется для того, чтобы поднять сумку или открыть дверь – все это физика.

Посмотрите вокруг - на лифт, легко и быстро поднимающий вас на нужный этаж; автомобиль или другой транспорт; компьютеры, планшеты и телефоны и т.д. Без физики все это никуда бы не поехало, не заработало и не включилось. Развитие физики можно приравнять к прогрессу.

Любое открытие в физике обеспечивает человечеству новый шаг вперед. Вот люди поняли законы оптики и изобрели простые очки, для тех, кто плохо видит, чтобы они могли лучше ориентироваться в пространстве, читать и писать. А потом появились микроскопы, с их помощью ученые делают невероятные открытия в биологии и медицине. Телескопы, в которые астрономы видят планеты, звезды и целые галактики и могут сделать выводы об устройстве Вселенной.

Сначала люди поняли законы оптики и изобрели простые очки, чтобы те, кто плохо видит, могли Хорошо, скажете вы. Но ведь для всего перечисленного, для всех этих открытий и разработок существуют физики. То есть люди, сознательно выбравшие именно эту науку своей основной профессией. Причем же здесь остальные, да еще и гуманитарии? Им-то на что эти знания, если можно просто прочитать инструкцию к своему телефону и этого будет достаточно для его использования?

Приведу несколько примеров из нашей повседневной жизни, в которых базовое знание физики пригодиться может каждому. И, разберем только один раздел физики, полностью созданный Исааком Ньютоном, - механику.

Итак, включая нашу планету и землю, по которой мы ходим, все во Вселенной постоянно двигается. А мы ежедневно ходим в разные места. Следовательно, мы постоянно рассчитываем, насколько быстро доберемся до работы, друзей, театра, чтобы не опоздать. Задачи на скорость мы решаем в школе на уроках математики, но на самом деле это простая физика.

Теперь представим, что мы выбираем машину. У нас есть желание получить быстрый автомобиль, но ещё нужно возить семью, и поэтому размер тоже имеет значение. То есть быстрый и большой. И как же выбрать? На что обратить внимание? Конечно, на ускорение! Это такой параметр – разгон от 0 до 100 км за количество секунд, постоянное ускорение. И очевидно, чем меньше время от 0 до 100, тем резвее будет машина на виражах и старте. И в этом поможет нам физика!

Когда вы уже водите машину, многое из базового курса физики вам пригодится: резко тормозить на трассе при скорости 120 км/ч только потому, что внезапно захотелось полюбоваться красивым видом, не стоит. Даже если за вами не едет еще несколько автомобилей на такой же скорости, водители которых могут не успеть среагировать. Просто при торможении ускорение отрицательное, поэтому всех, кто сидит в машине, резко бросает вперед. Поверьте, впивающиеся в тело ремни и растянутые шейные мышцы – это неприятно. Просто имейте в виду такое понятие из физики, как ускорение.

Продолжим говорить о физике. Нам известно, что если бросить предмет, то он упадет на землю. А что это значит? Земля притягивает все предметы и нас. И более того, планета Земля притягивает даже такой тяжелый космический предмет, как Луна. Заметим, что Луна не улетает по своей траектории и каждый вечер показывается людям. И ещё не зависают в воздухе любые штучки, которые мы бросаем в сердцах на пол. На брошенные предметы действует еще и ускорение, потому что у Земли огромная сила притяжения. А также сила трения. И все это законы тяготения.

Рассмотрим то, что может нам понадобится в повседневной жизни. За какую часть ключа нужно взяться, чтобы приложить к гайке максимальную силу? Для тех, кто не прогуливал физику, это просто – надо взяться за ключ как можно дальше от гайки. Чтобы открыть тяжеленную дверь в старое здание, давить на нее нужно с самого краю, подальше от петель и т.д.

Думаю, что физика, изучаемая в школе необходима каждому, чтобы не выглядеть смешно и глупо в самых обычных ситуациях, и для этого надо не просто обучать применять формулы, а учить понимать предмет. Понимать — это, в конечном счёте, намного легче, чем зубрить.

Считаю, такие методические рекомендации могут помочь в работе учителю общеобразовательной школы.

- Использование в педагогической практике технологии исследовательского обучения. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать. Это станет залогом развития креативных способностей учащихся.

- Приемы создания проблемных ситуаций. В среднем звене создается ситуация, вызывающая у ребят шок, удивление, а в старшем звене – затруднение, в основе которого лежит противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать из-за недостаточности знаний.

- Применение информационных технологий анимационных, презентационных и компьютерного тестирования. Мультипликации, графики, таблицы, диаграммы, траектории движения позволяют наглядно изобразить то, что в курсе физики существует лишь в виде абстрактных понятий.

- Применение блочного метода подачи материала, обобщения материала путем составления опорных конспектов и кроссвордов.

- Создание психологического климата на уроке, который важен для получения желаемого результата. Какими бы способностями не обладал ученик, но если он не уважает или боится учителя творчества и качества обучения нам не дождаться.

Показав физику с точки зрения ее ежедневного применения, на практике, доступным для детей языком мы можем:

- Повысить качества знаний обучающихся по физике;

- Развить их творческую компетентность;

- Овладение ими умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

- Приобретение детьми знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Используемая литература:

1. Акуленко В.Л. CD по физике глазами учителя физики. М.: Первое сентября. Физика. - 2003. - №22. - 11-16.

2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.:ИОШ РАО. 1994, 228.

3. Белостоцкий П. И., Максимова Г. Ю., Гомулина Н. Н. Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии. — М.: Первое сентября. Физика. - 1999 - №20. — С, 3-9.

4. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. — М.: Народное образование, 2001. — 128 с.

5. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Просвещение, 1990.

6. Шаталов В.Ф. Путь поиска. - С-Пб : Лань, 1996.

7. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1990.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.