Досуговая деятельность на перемене – залог успешности на уроке: профессия вожатый

1
0
Материал опубликован 27 April 2022 в группе

Автор публикации: Н. Вихров, ученик 9Б класса

Введение

Первый класс – настоящее испытание не только для встревоженных родителей. Ребенку тоже непросто: после вполне беззаботного детства и воспитателя, который хвалил всех, надо вдруг начинать жить практически взрослой жизнью. Это пугает, нагружает и утомляет ребенка. А переутомление для детей – довольно опасное состояние. Так что признаки усталости надо вовремя замечать и знать, как помочь малышу, чтобы не допустить серьезных проблем со здоровьем. Чтобы организовать активный досуг на перемене, школьников нужно заинтересовать: предложить интересную игру. На помощь приходит школьный вожатый, который устаревает активные перемены с применением различных игр.

Цель проекта: раскрыть значимость активного досуга на перемене, попробовать себя в роли вожатого.

Задачи проекта:

изучить литературу по теме исследования;

проанализировать игры;

выбрать эффективные формы;

попробовать себя в роли вожатого и организовать младших школьников на игру;

проанализировать влияние игр на психологическую и физическую разгрузку первоклассников.

Объект исследования – профессия вожатый

Предмет исследования – досуг

Методы проведения – игровой, анкетирование, беседа


Глава 1. Деятельность вожатого

Профессия “Вожатый”

Чем занимается вожатый? Вожатый – специалист по организации детских развлекательных мероприятий и отдыха. Он объединяет в себе обязанности педагога и воспитателя, а также несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Для работы по профессии необходимо знать основы детской психологии, владеть методиками организации культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий.

Получить необходимые знания можно на курсах профессиональной переподготовки. Обучение проходит дистанционно на базе уже имеющегося высшего или среднего профессионального педагогического образования.

Работа вожатого предполагает взаимодействие с детьми. Специалист занимается подготовкой и проведением досуговых мероприятий, обеспечивает безопасность и комфорт детей.

Его обязанности включают в себя:

Разработка и реализация программы

Подготовка развлекательных и спортивных мероприятий

Соблюдение плана занятий

Создание дополнительных активностей

Обеспечение безопасного и комфортного пребывания

Психологическая поддержка детей

Коммуникация с родителями

Вожатые работают в детских лагерях, школах, торгово-развлекательных центрах, центрах детского творчества и летних площадках.


Особенности работы школьного вожатого

Организацию педагогической деятельности в школьной детской организации обеспечивает вожатый. Основными функциями вожатого являются: ответственность за жизнь и безопасность детей, организация досуга.

Решение задач организации жизни детей регламентирует следующие документы:

Конвенция о правах ребенка;

Всемирная декларация об обеспечении выплачивания, защиты и развития детей 1990 г.,

Президентская программа «Об организации детского отдыха детей» и др.

Вожатый обязан подчиняться внутреннему распорядку и распоряжению администрации школы, находясь с детьми, нести личную ответственности за их безопасность и жизнедеятельность; заниматься самовоспитанием, самообразование, совершенствованием своих умений. Присутствуя на педагогических советах и планерках, вожатый анализирует собственную педагогическую деятельность, планирует жизнедеятельность детской организации школы на определенный период времени, принимает участие в обсуждении актуальных проблем воспитания детей. Вожатый должен стремиться проводить интересную, актуальную психологическую и педагогическую работу с детьми.

Вожатый выполняет следующие должностные обязанности:

- создает благоприятные условия, позволяющие детям реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;

- использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания;

- изучает индивидуальные способности, интересы и склонности воспитанников;

- поддерживает инициативы детей в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;

- организует воспитательные дела, игры, праздники, экскурсии и т.п.;

- организует и обеспечивает участие детей в культурно - массовых, спортивно - оздоровительных и трудовых мероприятиях;

- организовывает самоуправление в коллективе воспитанников;

- соблюдает права и свободы воспитанников;

- ведет в установленном порядке документацию и отчетность;

- проходит периодические медицинские обследования;

- обеспечивает безопасное проведение воспитательного процесса, строгое соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных правил; немедленно ставит в известность администрацию об обнаружении у воспитанников оружия, пожаро - и взрывоопасных предметов и устройств, ядов, наркотических и токсичных веществ, иных изъятых из гражданского оборота вещей;

- оперативно извещает администрацию о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

- вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма воспитанников.


Глава 2. Досуговая деятельность

Досуговая деятельность на переменах младших школьников - профилактика переутомляемости


Подвижные игры для начальной школы на перемене развивают умение быстро принимать решение, совершенствуют умение ориентироваться в пространстве, помогают развивать силу, ловкость, сообразительность и выдержку. Двигательная активность способствует физической разрядке и служит профилактикой застойных явлений.

Подвижные игры являются одним из важных средств разностороннего физического воспитания школьников младших классов. Правильно организованные подвижные игры благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии учеников; они продуктивно занимаются, лучше воспринимают материал, внимательно слушают учителя, спокойно ведут себя в классе. Игры проводятся на больших переменах (желательно на свежем воздухе) под руководством учителя. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию. Хорошо проводить одновременно несколько игр, что дает детям возможность выбора. Игра, проводимая во время перемены, должна отвечать следующим требованиям: допускать возможность смены состава участников, быть хорошо знакомой детям, иметь простые правила; отвечать физической подготовленности учащихся, быть интересной. Очень важно организованно закончить игру: подвести итоги, объявить результаты. К подведению итогов можно привлекать и самих участников. Это способствует воспитанию у детей умений правильно оценивать свои действия, действия товарищей, выявлять причины побед и поражений.

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой социальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.

Каждый период жизни и развития ребёнка характеризуется определённым ведущим видом деятельности. Под ведущим видом деятельности понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные для данного конкретного возраста.

Для детей шести-семи лет такой деятельностью является игровая, самая для них известная и хорошо освоенная. Сущность игры как ведущего вида деятельности первоклассников заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои представления об окружающей действительности. В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «… без игры нет, не может быть полноценного развития и воспитания. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Первоклассники, придя в школу и осваивая новую для себя роль ученика, испытывают большую потребность в игре. На вопрос «Какое твоё любимое занятие?» половина первоклассников называет игру. Но с приходом ребёнка в школу, содержание и направленность игры меняется. Большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, т. е. управлять собой, развивает способности, которые важны для успешного обучения.

Игра – эффективное средство воспитания младших школьников. Она стимулирует возникновение у ребёнка желания стать лучше, формирует первоначальное представление о том, что хорошо и что плохо, она обладает прекрасной диагностической функцией – показывает ребёнку, что он умеет, что знает, чего боится, что ему нравится, а что – нет. Играя, младшие школьники стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни: как правило, связанные с проявлением положительных качеств.

Игры на переменах имеют важное воспитательное значение. После напряженной работы в классе ученикам необходим активный отдых. Подвижные игры у детей вызывают положительные эмоции и стимулируют их двигательную активность. Такое переключение работы позволяет ребятам отдохнуть и легче воспринимать учебный материал на следующем уроке. Для организации и проведения игр требуется не менее 8-10 минут. Учащиеся могут проводить игры самостоятельно, так и под руководством вожатого. 


2.2Анализ результатов влияния досуговой деятельности на перемене через организацию активного досуга первоклассников.

Во время выбора темы исследования меня больше привлек данный проект. Он мне показался наиболее интересным.

Изучив теоретический материал, я узнал особенности работы школьного вожатого, подобрал игры для проведения на переменах.

Проектное исследование я проводил с младшими школьниками 1 г класса.

1этап: анкетирование первоклассников.

Анализ анкеты в приложении1.

2 этап: знакомство младших школьников с условиями игры и проведение в рекреации 2 этажа.

Я стал приходить к ним с заранее подготовленными играми, знакомил, рассказывая правила игры и проводил игру. На протяжении месяца я играл с ребятами в различные игры.

3этап: анализ влияния игр на состояние ребёнка.

Побеседовав с классным руководителем, Нуриёй Таутовной Поморовой, я сделал вывод, что ученики стали более бодрыми на уроках, более собранными. Даже после завершения моей пробы, как вожатого, первоклассники продолжают играть в разученные игры.

4этап: изготовление сборника игр.

С первоклассниками было разучено 13 подвижных игр и 8 игр на внимание. В конце своей проектной деятельности, я провел мини-опрос «Какая игра тебе больше запомнилась?». Были выявлены 15 самых популярных игры по мнению ребят 1г класса, на основе которых я составил сборник игр, который пригодится в работе школьного вожатого и классных руководителей. 


Заключение

Правильно организованные подвижные игры благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии учеников: они продуктивнее занимаются, лучше воспринимают  материал, внимательно слушают учителя, спокойнее ведут себя в классе. Игры проводятся на больших переменах (желательно на свежем воздухе) под руководством учителя или школьного вожатого. Двигательная активность способствует физической разрядке и служит профилактикой застойных явлений. Сущность игры как ведущего вида деятельности первоклассников заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои представления об окружающей действительности. Профессия «вожатый» очень необходима в школе, так как педагог организует активный досуг на перемене, предлагая интересную игру.



Список литературы и интернет-источники

Кулаченко М.П. Сердце отдаю детям (Ц) Методическое пособие для вожатого, издательство ФЕНИКС, 2005г.

Галицкий В.Д.; Кувшинкова И.А. Правовое и методическое обеспечение деятельности вожатого, издательство АРКТИ, 2008г.


Ольга Степанова. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие, издательство: Баласс, 2012 г. Киселев, Киселева, Киселева: Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время. Методическое пособие
издательство: Планета (уч), 2015 г.

https://medaboutmeru.turbopages.org/medaboutme.ru/s/articles/kak_pomoch_pervoklashke_sovety_dlya_tekh_kto_uzhe_ustal_ot_shkoly/

https://xn--80axh3d.xn--p1ai/professiya-vozhatyj/

https://vuzlit.ru/455178/osobennosti_deyatelnosti_vozhatogo_vospitatelya

https://multiurok.ru/files/podvizhnyie-ighry-na-pieriemienakh-1.html

https://szabotoi.ru/chem-zanyat-rebenka/podvizhnye-igry-dlya-mladshih-skolnikov


Приложение1.

Анкета на выявление утомляемости у обучающихся 1 класса.

Тебе нравится ходить в школу?

Какой учебный предмет самый любимый?

Какой урок для тебя самый трудный?

После какого урока ты испытываешь усталость?

Чем занимаешься на переменах?

Любишь играть в подвижные игры?

Если бы предложили играть на перемене, пошёл бы?

Какие подвижные игры знаешь?


Анализ ответов на анкету:

1 вопрос: Тебе нравится ходить в школу?

Да-22

Нет –1

вопрос: Какой учебный предмет самый любимый?

Самые популярные ответы: физкультура, азбука, музыка.

вопрос: Какой урок для тебя самый трудный?

Самые популярные ответы: математика, прописи.

вопрос: После какого урока ты испытываешь усталость?

после 2 урока – 4

после 3 урока – 17

после 4 урока - 2

вопрос: Чем занимаешься на переменах?

Бегаю-11

Играю в телефон – 9

Ничего - 3

6 вопрос: Любишь играть в подвижные игры?

Да - 21

Нет -2

7 вопрос: Если бы предложили играть на перемене, пошёл бы?

Да - 19

Нет - 4

8 вопрос: Какие подвижные игры знаешь?

Самые популярные ответы - Догонялки, прятки, баскетбол, бег.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.