Статья «Психологический комфорт на уроке как важное условие успешности обучающегося»

0
0
Материал опубликован 21 December 2018

Психологический комфорт на уроке как важное условие успешности обучающегося.

«Учитель, ты будешь понят только тогда, когда сам поймешь ученика»

А.А. Ухтомский

От того, насколько комфортно чувствует себя ребенок в школе, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит педагогическим методикам и личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися.

Принципы психологического комфорта:

учеба должна давать детям радость;

протекать на фоне положительных эмоций;

исключать психотравмирующие ситуации.

Многие специалисты считают, что такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, стали чаще присутствовать в психологических портретах школьников. А напряженность, эмоциональный дискомфорт приводят к снижению работоспособности, а, следовательно, и успеваемости, гасят интерес к учебе.

Терпениелюбовьпонимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения. Затем нужно выбрать методы и приемы. Применив метод и не получив ожидаемого результата, учитель часто начинает обвинять в этом ученика: не способен, не подготовлен, нет внимания и т. д.

Но виноваты, как правило, мы, учителя, применяя непригодный в данной ситуации и к данному ученику метод. Для этого учитель должен быть не только предметником, носителем науки, но и психологом.

Начиная работать в детском коллективе любого возраста, необходимо иметь представление:

о личностно-психологических особенностях каждого учащегося;

о соотношении способностей и обучаемости каждого;

о мотивации отношения к учебному процессу;

о взаимоотношениях между ребятами в классе;

о семье ученика и т. д.

Учитывая все объективные и субъективные трудности работы в этом направлении, надо сказать, что без психолого-педагогической характеристики работать в системе развивающего обучения невозможно.

Психологическая методика помогает лучше разобраться в себе, других, эффективно организовать свою работу, способствует успешному сотрудничеству с людьми.

Для этой работы можно использовать все формы диагностики: тесты, беседы, наблюдения, эксперименты.

Учитель должен знать, что ученик обладает, как любой человек, врожденными особенностями, определяющими характер его психики, - степень его уравновешенности, эмоциональной подвижности. Четыре типа темперамента – холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик – присутствуют в каждом классе. Хотя считается, что в чистом виде тип темперамента не существует, все мы чуть-чуть холерики или чуть-чуть меланхолики.

Индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка должны учитываться в любом возрасте его пребывания в школе.

Учащиеся средней школы во все времена представляли собой, пожалуй, один из самых «проблемных» контингентов школьников. Безусловно, это связано с их возрастными особенностями: физиологическими и психологическими перестройками. Именно в этот период подростки нуждаются в понимании со стороны взрослых, принятии их такими, какие они есть. Значение, которое придают школьники этой возрастной группы взаимоотношениям со взрослыми (учителями, родителями), крайне важно для их дальнейшего развития, здоровья и становления их как личности. Подросток может дерзить, не соглашаться с точкой зрения взрослых, вести себя агрессивно. Но это только внешний антураж. Его психика очень уязвима: каждый подросток без исключения, даже самый отъявленный неформал, не уверен в себе. Любое замечание, указание на ошибку, просто совет или информация иногда воспринимается как трагедия, как покушение на их, с таким трудом созданную, «я». Поэтому надо быть очень осторожными работая с такой категорией возраста. Быть смешным, когда на уроке ответил не правильно – самое страшное что может случиться в жизни подростка.

Не менее важный аспект результативности урока – контакт «учитель – ученик». Должна существовать тонкая связь с каждым учеником класса. В наше время наполняемость класса бывает максимальное - 23 ученика и более. Учитель физически не может уделить даже 3 минуты индивидуально каждому. Но каждый ученик должен почувствовать, что он не « пустое место» в классе, а равноправный член коллектива. Что у него есть успехи или трудности в усвоении того или иного материала. Учитель должен каждому найти слово похвалы или совета, например: «Саша, я думаю, тебе следует поработать над этим…»

Конфликт между учеником и учителем, я думаю, не может быть в принципе. Почему? Учитель – зрелый, мудрый человек, с установившейся психикой, с полным багажом знаний в своей области предмета. Если учитель – это полный гранитный крепкий сосуд, то ученик – это хрупкая хрустальная ваза, наполненная наполовину. Чем наполниться эта ваза, как наполнится, не треснет ли эта ваза, всё зависит от взрослого человека.

Каждый предмет несёт очень много информации. Запомнить всё невозможно. Практика показывает, «главное» остается в голове, «второстепенное» забывается. Хочется обратиться к коллегам, которые практикуют тесты по закреплению пройденного материала: не зацикливаться на мелочах, незначительных фактах. Каждый параграф, каждая глава содержит главную мысль, главную информацию. Вот запомнил бы каждый ученик эту главную информацию, я думаю, успеваемость была бы намного выше.

Каждый ученик должен почувствовать успешность усвоения пройденного материала. Обучая предмет «Изобразительное искусство», могу поделиться такими выводами: не каждый человек от природы обладает художественными способностями (видеть пропорции предмета, разбираться в градации цвета, светотональных отношениях и т.д.), талантливых от природы в классе один – два человека, с остальными следует усиленно работать, чтобы получить какой –либо результат. Если я вижу, ученик («не художник») старается, прилагает колоссальное усилие над свей работой, получает результат – ставлю «отличную» или «хорошую» оценку. Он заслужил. У него будет уверенность, что в другой раз он точно справится, если поработать, применить ту или иную технику, может получиться хорошая работа (рисунок), пусть, что он от природы «технарь» или «гуманитарий».

Множество примеров из школьной действительности показывают, что в условиях нарушения психологического комфорта, учащиеся теряют мотивацию к обучению, наблюдается резкое понижение активности и работоспособности, заинтересованности в учебном процессе и, как следствие, снижение успеваемости. Очень часто ученики, психологически зажатые, испытывают трудности в выражении собственных мыслей, что серьезно влияет на их образовательные возможности. Это может быть связано с застенчивым характером самого ребенка, однако на уроке, обстановка которого не вызывает психологического дискомфорта, даже самые робкие ученики способны раскрыть себя. В классе необходимо создать такой климат, при котором все учащиеся будут способны показать себя с лучшей стороны и раскрыть потенциальные возможности.

Учитель не должен быть «страшным». Любой ученик, который что-то не понял на уроке, мог спокойно подойти к учителю за разъяснением, при этом не испытывать чувство страха или своей неполноценности, что что-то не понял.

Также обратим внимание, что школа – один из важнейших институтов социализации в жизни человека, именно в школе начинается процесс формирования личности, закладываются основы мировоззрения и самосознания. От нас зависит, с каким настроем уйдёт «новый человек» в большой мир после школы: озлобленным или доброжелательным? Это значит, что только в атмосфере одобрения, взаимного понимания и уважения возможно раскрытие индивидуальности ребенка.

Другим примером является агрессивный настрой учащихся по отношению друг к другу, что часто проявляется в стремлении утвердиться за счет унижения другого. В свою очередь, давление со стороны учителя или одноклассников, заключающееся в необоснованной критике, угрозах, унижении достоинства и негативном отношении к ученику на протяжении долгого периода времени может негативно отразиться на личности учащегося. Вышеперечисленные факторы оказывают влияние на внутреннее состояние ученика, на уровень его самооценки, степень уверенности в себе и в своих способностях. Более того, это может привести к серьезным психическим и психологическим расстройствам, с одной стороны, и к разрушению еще несформировавшейся личности, с другой. В первую очередь, угнетенное пассивное состояние ребенка на занятии говорит о том, что в коллективе преобладают напряженные, противоречивые или конфликтные отношения. Эта ситуация находит отражение непосредственно в ходе работы на уроке, если ученик, например, имея желание ответить, боится насмешек со стороны своих одноклассников или строгой оценки учителя и в результате замыкается в себе. Как следствие напряженных отношений между учителем и учениками, у детей развивается школьная тревожность. Этот феномен рассматривается как необоснованное волнение, повышенное беспокойство в учебных ситуациях, а именно: в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно испытывает чувство собственной неполноценности, он не уверен в правильности своего поведения и своих решений. Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. К ним, как правило, относят: неблагоприятные отношения со сверстниками и преподавателями, смена коллектива или его неприятие, неспособность справиться со школьной программой, непосильные учебные нагрузки.

Исходя из доказательств, основанных на научных фактах, а также на примерах из педагогической практики можно прийти к мнению о том, что соблюдение психологической безопасности на уроке является приоритетным фактором в деятельности учителя. К задачам педагога относятся не только передача знаний, умений и навыков, но и предоставление помощи, основанной на сотрудничестве и поддержке, в процессе формирования полноценной и уверенной в себе личности ученика. Выполнение этих задач возможно только при учете тонких особенностей детской психики и принятии возлагаемой ответственности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ходе образовательного процесса ученик сможет освоить академические знания и раскрыться как личность только в безопасной психологической среде. В свою очередь задача обеспечения психологического комфорта на занятии, возлагается на учителя. Именно способность педагога к организации условий, при которых учащиеся имеют возможность личностного роста и развития, а также к созданию доверительных межличностных отношений, основанных на уважении личности, служит залогом для успешного проведения урока, комфортного и безопасного для всех участников образовательного процесса. Грамотное общение учителя с классом и такие качества, как справедливость, требовательность, педагогический оптимизм, самообладание и педагогическая интуиция способствуют созданию психологического комфорта на уроке, а значит способствует развитию личности ребенка.

В конце хочется отметить, что обучаемый класс – это оркестр, учитель – дирижёр. Как будет звучать музыка, всё зависит от дирижёра.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.