12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Оксана93
Россия, Санкт-Петербург, Петергоф
0

Статья на тему «Успешность социализации дезадаптированных подростков через досуговую деятельность»

Успешность социализации дезадаптированных подростков через досуговую деятельность.

 

В подростковом возрасте решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе, активный поиск нравственного идеала. В связи с этим важно, какие нравственные образцы поведения предлагает молодежи общество. Современные динамичные условия жизни существенно изменили основные принципы социализации школьников. Исследования ученых позволили выявить, что если следовать заданным образцам, то развитие личности приводит к уравниванию их поведения, поскольку ребенок выступает объектом внешнего воздействия.

Нестабильность в обществе значительно расширяет спектр экономических и психических факторов, стимулирующих детскую и подростковую беспризорность. Это ведет к значительному росту социальной дезадаптации, которая проявляется в утрате социальных связей с семьей и школой, в увеличении процента ранней и подростковой алкоголизации, в росте количества несовершеннолетних, употребляющих наркотические вещества, совершающих правонарушения и преступления.

 

В подростковом возрасте решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе, активный поиск нравственного идеала. В связи с этим важно, какие нравственные образцы поведения предлагает молодежи общество. Современные динамичные условия жизни существенно изменили основные принципы социализации школьников. Исследования ученых позволили выявить, что если следовать заданным образцам, то развитие личности приводит к уравниванию их поведения, поскольку ребенок выступает объектом внешнего воздействия.
Нестабильность в обществе значительно расширяет спектр экономических и психических факторов, стимулирующих детскую и подростковую беспризорность. Это ведет к значительному росту социальной дезадаптации, которая проявляется в утрате социальных связей с семьей и школой, в увеличении процента ранней и подростковой алкоголизации, в росте количества несовершеннолетних, употребляющих наркотические вещества, совершающих правонарушения и преступления.
Снизить динамику данной тенденции возможно активной, неравнодушной, творческой и профессиональной деятельностью всех объектов образования. Разнородный состав обучающихся основной общеобразовательной школы, каждодневная учебно- воспитательная работа с ними показывают, что деятельность подростков отмечена потребностью к непрерывному росту и самореализации в разных направлениях. Отсутствие своевременной поддержки может негативно отразиться на социально- культурной адаптации школьников в обществе. Предупреждая возникновение социальной дезадаптации педагоги школы реализуют гуманистические принципы и активные методы профессиональной деятельности с опорой на скрытые качества школьников: отзывчивость, взаимоуважение, понимание, толерантность, доброта и другие.
Успешность социализации обучающихся определяется педагогами школы, главным образом, тем, насколько они способны к адекватной оценке условий своего существования и собственных возможностей, а также к самоизменению в соответствии с обстоятельствами. Включенность в досуговую деятельность дезадаптированных подростков, как показала практика, является уникальным средством, так как досуг по мнению Е.С. Рапацевича, - это добровольная деятельность, опирающаяся на личные интересы, притязания детей, их удовлетворение.
Досуговая деятельность классифицируется по назначению, функциям, видам и формам деятельности. Возрастные и индивидуальные качества растущей личности диктуют отбор содержания, выбор оптимальной формы организации досуга. Досуг для деадаптированных подростков является способом самореализации и самореабилитации. Практика работы в школе доказала успешность влияния организованного досуга на социализацию подростков, на профилактику бездуховности и практической ограниченности обучающихся, на широкую возможность эмоциональной и творческой деятельности по интересам и будущий профессиональный выбор.
Во внеучебной деятельности школьники имеют право на «определенные привилегии»: стать незаменимыми, «пробиться» друг к другу, определить лидеров, что способствует созданию ситуации успеха и активизирует положительные эмоции дезадаптированных подростков, корректирует их сферы жизнедеятельности. При благоприятных и комфортных условиях досуговая деятельность становится сферой активного самовоспитания подростков, потому что в игре они сами предъявляют к себе традиционные требования взрослых: «быть честным, терпеливым, волевым, трудолюбивым, добрым и т.д.». Досуг демонстрирует школьникам возможности самостоятельности и сложности жизни в социуме. Преодолевая трудности, они формируют новые ценностные качества, такие, как доброта, воля, сдержанность, терпение, выдержка, целеустремленность и др.
Досуговая деятельность также создает условия для развития социально-ценностых потребностей, формирует интересы и мотивы, провоцирует самопроверку сил, удовлетворяет их потребность в общении и благотворительности. Досуг деятельностен, поэтому большинство дезадаптированных подростков школы включены в групоовые и разновозрастные взаимоотношения, где они нужны и интересны друг другу, без их участия затруднено проведение того или иного мероприятия. Учитывая специфику поведения дезадаптированных подростков, педагоги школы выделили следующие разновидности и связи досуга:

  • с целью развития социально-личностых качеств учащихся, предоставления школьникам широких возможностей выбора индивидуальной траектории развития и способов самореализации (мероприятия в рамках Недели защиты окружающие среды, Всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества «От малой родины до гражданина России», классные часы, посвященные Дню толерантности, Дню повышения пенсионной грамотности, Дню правовых знаний и т.д.)
  • с необходимостью освоения ценностей общества и способов самоопредения в них, мероприятия и экскурсии совместно с шефами (акции «Помоги памятникам Отечества», «От сердца к сердцу», торжественное мероприятие «Слияние огне»).
  • с учебно-воспитательной деятельностью детей (школа актива, летний и осенний туристические походы).
  • с развитием духовных сил и способностей активизации творческой деятельности (трудовой, технической, спортивной, игровой, научно-исследовательской): участие в олимпиадах по следующим предметам: русскому языку, математике, истории и обществознанию, английскому языку и др., участие в неделе наук (защита исследовательских проектов).
  • с повышением эрудиции, познания потребления духовных ценностей (чтение книг, просмотр и обсуждение фильмов и телепередач, экскурсии в музеи).
  • с потребностью в общении (работа кружков и спортивных секций).

В досуговой детальности постоянно изменяются иерархия и направленность интересов подростков, прежде всего, они познают смысл гуманистических личностных качеств, которые необходимо развивать, а это усиливает желание работать над собой, включать собственные силы в процесс социализации. Педагоги учреждения технологически выстраивают логику движения деадаптированных подростков «от социализации к индивидуализации», поддерживают встречную тенденцию «от индивидуализации к социализации». Все это позволяет увидеть в растущих школьниках ресурсы индивидуального саморазвития, становления их как активных субъектов социализации, снизить количество несовершеннолетних правонарушений.

Литература:

  1. Усачева Р.Ф. Женское образование в системе николаевских школьных контрреформ второй четверти XIX. [текст] / Р.Ф. Усачева // Архивариус. – 2002. - № 7. – С. 49 – 51.
  2. Фридман Л.М. Опыт оценки воспитанности обучающихся [текст] / Л.М. Фридман // Педагогика. – 1977. - № 4. – С. 51 – 54.
  3. Шумкова Н.Б. Возраст вопросов [текст] / Н.Б. Шумакова // Педагогика и психология. – 1990. - №10. – С. 22 – 28.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.