Отчет из опыта работы на тему «Оздоровительно-досуговая деятельность дошкольников»
«Оздоровительно-досуговая деятельность дошкольников»
Из опыта работы
Бойко Светланы Владимировны
инструктора по физической
культуре дошкольного
учебного заведения №5 «Сказка»
пгт Раздольное
Раздольненского района
категория «Специалист»
Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский.
Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его развития является очень важным.
Условия воспитания в детском саду таковы, что создается высокий риск не только соматических, но и психических нарушений. Количество инфекционных и простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия, с которым практически не справляются ни педиатры, ни родители. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и незакаленностью.
Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. В связи с этим возникает необходимость научно обоснованного определения оптимального соотношения обучения и самостоятельных тренировок детей в процессе подвижных и спортивных игр с применением специального оборудования. Существенное место в решении многогранных задач физического воспитания принадлежит гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового образа жизни, как среди детей, так и среди взрослых — педагогов и родителей.
Для малыша-дошкольника двигаться так же естественно, как дышать, есть, пить, спать. Первое, что начинает делать новорожденный, - двигаться. Мало, того «занимается физкультурой» еще в утробе матери. Известно, что более подвижные дети развиваются быстрее, раньше начинают ходить, бегать, говорить. Они крепче телом, меньше болеют, проявляют активный познавательный интерес к жизни; у них чаще веселое и радостное настроение. Естественное состояние подвижного ребенка мы, взрослые, иногда стараемся подчинить условностям. «Не бегай!», «посиди немного, а то устанешь!», «Не лазай так высоко!» - то и дело слышит малыш окрики родителей и воспитателей.
Ни для кого не секрет, что наши дети много сидят не только дома у телевизоров и компьютеров, но и на учебных занятиях в детском саду. На сегодня серьезным недостатком системы дошкольного воспитания является малоподвижность детей. Они много занимаются сидя, мало двигаются и редко играют на свежем воздухе. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на их духовном развитии, снижает тонус их нервной системы, угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей.
Нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. В режим детского сада вводятся ежедневные занятия физической культурой, игры и развлечения на воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки региональных и климатических условий в районе детского учреждения.
Именно поэтому, почти как воздух, необходимы детям праздники и развлечения. Для ребенка праздник - это целое событие. Праздники – важный фактор формирования человека. Спортивный праздник в детском саду – это событие особенное. Кроме того, что он несет радость и веселье, на нем дети демонстрируют свои спортивные достижения в силе, ловкости, координации, быстроте, сноровке – это своего рода показательные выступления маленьких спортсменов. Физкультурные праздники воспитывают такие необходимые личностные качества, как воля, выдержка, целеустремленность, смелость и упорство, дисциплинированность, организованность, инициативность и самостоятельность, а также чувство коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи.
Физкультурные развлечения - это всегда зрелищные и радостные события. Их ждут, к ним готовятся, они надолго остаются в памяти детей.
Развлекательные досуги и праздники наполнены веселыми занимательными упражнениями, интересными спортивными номерами, встречами с любимыми героями, неожиданными сюрпризами. Они вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу, дают возможность реализовать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество.
Физкультурные праздники и досуги призваны веселить детей, доставлять им удовольствие. Они не только являются своеобразной формой показа достижений в различных видах движений, но и учат творческому использованию двигательного опыта в условиях коллективных действий. Физкультурные досуги проводятся во всех возрастных группах детского сада.
Особенно актуальную и социальную значимость имеет проведение досугов и праздников в нашем детском саду №5 «Сказка».
Наш д/с посещают дети часто болеющие. Анализ двигательной деятельности детей, поступающих в наш сад, показывает, что они, по сравнению со здоровыми сверстниками, малоподвижны, менее активны. Поэтому главная задача, стоящая перед нами: создание в детском саду высокой эмоциональной и двигательной активности детей. Решить ее можно и через проведение оздоровительно – досуговой деятельности.
Наш детский сад работает над сохранением и укреплением физического и психического здоровья детей, развитием физических и умственных способностей, перед нами ставятся следующие задачи:
- охрана и укрепление здоровья ребенка с целью нормального функционирования всех органов и систем организма;
- обеспечение своевременного и полноценного физического развития;
- развитие движений;
- обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребенка;
- воспитание культурно-гигиенических навыков.
- повышать эмоциональный настрой детей;
- воспитывать у детей стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой;
- формировать двигательную культуру;
- повышать физическую работоспособность;
- развивать основные физические качества;
- совершенствовать чувство ритма, музыкальность;
Углубленно работаю над темой «Оздоровительно - досуговая деятельность дошкольника». Изучила методику физического воспитания дошкольников по этому вопросу, в чем мне помогли книги под редакцией Глазырина Л.Д., Тимофеевой Е.А., Ермак Н.Н., Васюковой В.И. Познакомилась с программой «Старт», и проанализировала, что нового предлагает она по интересующей меня теме.
Создавая сценарии, я обращаюсь к практическому опыту разных авторов: Хацкевич Ю.Г., Мирошниченко И.В., Зарецкая Н., Роот З., Луконина Н., Щербак А.П., Чадова Л., Шебеко В.Н.
В начале каждого учебного года составляю перспективный план спортивных праздников, физкультурных досугов для детей.
Разрабатывая программу физкультурного развлечения, совместно с воспитателями учитываю следующие моменты:
· содержание программы согласовываю с пройденным учебным материалом;
· использую игры и упражнения разнообразные по двигательному содержанию и двигательным характеристикам;
· размещение игр и упражнений в досуговой деятельности отвечает правилам дозировки: физическая нагрузка постепенно возрастает, а в последнем задании снижается;
· после игр-эстафет или других заданий, возбуждающих детей, планирую загадки, стихи, игры малой подвижности, игры хороводного типа, обеспечивающие смену деятельности, но не снижающие эмоциональный подъем;
· после фронтальных игр большой подвижности следуют задания, в которых действуют более выносливые дети;
· обязательное музыкальное сопровождение;
· создание игровых ситуаций, в которых ребенок должен самостоятельно принять решение;
· формирование положительных эмоций, в том числе путем включения сценок драматизации, приглашение гостей-героев знакомых сказок и мультфильмов.
Разрабатывая сценарии досугов, творчески подхожу к выбору темы и форме проведения. Тематику досугов условно делю на 3 группы:
I. - Развлекательные:
· «Земляничка»,
· «Колобок»,
· «Здравствуй лето, красное»,
· «Репка»,
· «Малыши лягушатами стали» и др.
На развлекательных досугах и праздниках я приобщаю к двигательному творчеству, добиваюсь, выразительности целесообразных действий, развиваю импровизированные способности, учу детей фантазировать.
II.- Познавательные:
· «Старая сказка на новый лад»,
· «Опора и двигатели нашего организма»,
· «Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет!»,
· «Сердце я свое берегу, сам себе я помогу»
На познавательных развлечениях я знакомлю детей с функциями скелета и мышечной системы, с работой человеческого сердца, вырабатываю осознанное отношение к спортивным соревнованиям, обучаю правилам первой помощи при повреждении кости или мышцы, а также правилам поведения, при которых сердце сохраняется здоровым. Рассматриваю вместе с детьми лекарственные растения и их роль в жизни человека.
III. - Воспитывающие привычки здорового образа жизни.
· «Солнце, воздух, вода и земля - наши лучшие друзья»,
· «Чистота - залог здоровья»,
· «Пусть всегда буду я»,
· «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»,
· «В здоровом теле здоровый дух».
На развлечениях, воспитывающих привычки здорового образа жизни, я учу детей, бережно относится к своему здоровью: выполнять утреннюю гимнастику, чистить зубы, умываться, соблюдать режим дня.
Физкультурные досуги и праздники позволяют мне, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполненных им движений, радоваться успехам других.
При проведении досуга и праздника приобщаю всех детей к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях, что имеет немаловажное значение для развития личности каждого ребенка.
Немаловажным считаю оформление зала, чтобы избежать однообразия превращаю его, в лесную поляну, царство обезьян, то в сказочную страну или необитаемый остров. В подготовке досугов участвуют и сами ребята.
Большое внимание при проведении досугов уделяю костюмам. Они помогают в считанные минуты настроить детей, привлечь их внимание, удивить, ошеломить в зависимости от выбранного образа.
Ребятишки готовы идти за приглянувшимся героем хоть на край света и на «отлично» выполнять всё, что он предложит. Любимые персонажи детей Карлсон, Баба Яга, Клоун, Петрушка, Снежная баба, Дед Мороз и др.
Продумываю музыкальное сопровождение, используя записи любимых песен малышей из детских мультфильмов, популярных эстрадных групп, солистов и классическую музыку.
Большое значение придаю художественному слову, используемому в сценарии. С воспитателями отбираем нужные по теме стихи, песни, загадки. Часть их разучивают дети, часть – ведущий, а также персонажи, приглашенные на праздник.
При проведении досугов использую новинки, делаю детские развлекательные шоу-программы.
Шоу-программа содержит:
· музыкальную разминку, основанную на имитационных движениях (фонарики, самолёты, пингвины, лошадки и т.д.);
· забавы, шутки, игры-аттракционы, весёлые эстафеты.
Использую сказочные эстафеты и игры:
· «Барон Мюнхгаузен»,
· «Кот в сапогах»,
· «Лягушка-путешественница»,
· «Незнайка на воздушном шаре» и т.д.;
Мультипликационные фильмы, где происходят мультипликационные
эстафеты:
· «Переправа Енота через пруд»,
· «Мышеловка кота Леопольда»,
· «Мамонтенок на льдине».
Такая организация досуга позволяет достигнуть полной раскрепощенности детей, проявления их самостоятельности, фантазии, творчества в выборе движений, в ощущении мышечной радости.
При проведении досуга использую нетрадиционное оборудование и инвентарь, подбирая его по выбранной теме, например: «водопровод» из пластиковых бутылок, полоса препятствий - банки из-под кофе, весёлая эстафета с водой - яйца из-под kinder-сюрприза, цветные крышечки из-под пластиковых бутылок, бутылки из-под йогурта.
При проведении досуга на улице хотелось бы использовать спортивную площадку, спортивные снаряды из бросового материала (шины разного размера, пеньки, бревна). Все это вызывает у детей интерес, радость, желание двигаться, участвовать в игре но, к сожалению пока это невозможно из-за плохих условий на спортивной площадке.
Использую ритмическую гимнастику, она придает досугам неповторимость. Она на практике позволяет показать связь спорта с жизнью, способствует созданию у детей представлений о красоте спорта, формирует привычку здорового образа жизни, позволяет сохранить, поддержать интерес и хорошее настроение у детей.
В случае, когда объединены дети разных возрастов, появляется возможность учить детей в процессе общения, понимать друг друга, сопереживать при неудачах, заботиться старших о младших, радоваться удачам. Обязательно продумываю активизацию зрителей. Это может быть участие в разминке, общая подвижная игра, танец, выполнение определенных движений, сидя на месте. Для меня важно не снизить эмоциональный подъем досуга до конца действия. Для этого придумываю призы, сладкое угощение, поощряющие активность детей, ведь каждый ребенок так рад небольшому подарку.
Оздоровительные досуги, проводимые в детском саду:
· «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»,
· «Путешествие в Спортландию»,
· «Русская зима» и т.д.
Присутствие в таких досугах персонажей (доктор Айболит, Карлсон, Матрешка, Спортик), которые вместе с детьми через игры, стихи, песни, загадки, сюрпризы формируют у детей понятия, что здоровье зависит от них самих. Чтобы сберечь его, надо правильно питаться, заниматься физкультурой, спортом, закаляться, следить за чистотой, быть аккуратным.
На таких досугах любимые детьми персонажи награждают детей медалями «Здоровья», а отдельных ребят - сувенирами и грамотами. В результате дети стали меньше болеть, лучше заниматься физкультурой, выглядеть аккуратными.
Поскольку такие досуги стараемся проводить на свежем воздухе, то они, безусловно, очень полезны в оздоровительном отношении, оптимизируют физическое состояние детей, укрепляют и закаливают организм.
Хочется, чтобы в нашем детском саду с участием родителей проводились праздники «Вместе с папой, вместе с мамой с физкультурой мы друзья», на которых дети вместе с родителями постигли бы азбуку здоровья.
Эта идея проста, но очень привлекательна – проведение совместного досуга детей и родителей. На сорок минут больше радости, смеха, улыбок, движения и заряд бодрости на несколько дней! Но, к сожалению, из-за низкой активности родителей совместные праздники зачастую невозможны.
И пока я вижу, как горят глаза у детей, как они считают дни от одного праздника до другого, не могу и не хочу останавливаться на достигнутом, буду создавать новые программы досугов и праздников, дарящих детям радость и здоровье.
Отзыв о работе
Бойко Светланы Владимировны
инструктора по физической культуре
дошкольного учебного заведения №5 «Сказка» п. Раздольное
Бойко Светлана Владимировна 1968 года рождения, окончила Симферопольское педагогическое училище по специальности «воспитатель детей дошкольного возраста», 22 года работает в системе образования. С 2000г. инструктор по физической культуре в детском саду.
Изучила теорию и методику физического воспитания. Владеет детским коллективом. Цель ее деятельности – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие физических качеств личности.
Особое внимание уделяет созданию высокой эмоциональной и двигательной активности детей посредством оздоровительно-досуговой деятельности. Используя новое в теории и методике, благодаря творческой активности, разработала много интересных конспектов занятий, сценариев, досугов и развлечений. Тематику и формы проведения физкультурных мероприятий Светлана Владимировна определяет по 3 направлениям с учетом поставленных задач: развлекательные, познавательные, воспитывающие привычки здорового образа жизни.
Физкультурные досуги, праздники и развлечения позволяют стимулировать активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, помогает детям испытать ощущение радости от выполненных им движений, радоваться успехам других. Большое внимание при подготовке к физическому мероприятию уделяет оформлению зала, изготовлению пособий, атрибутов для игр, музыкальному сопровождению.
Постоянно совершенствует свое мастерство. Руководит методическим объединением физруков. Активно участвует в работе педагогических советов, общественной жизни детского сада.
Представленный материал интересен, разнообразен, доступен.
Пользуется уважением и авторитетом в коллективе. Работает в тесном контакте с воспитателями и музыкальным руководителем. Ответственна. Добросовестна.
Заведующий детским садом Панченко Л. В.
Перминова Елена Федоровна
Бойко Светлана Владимировна
Бойко Светлана Владимировна
Мастина Ольга Валерьевна
Бойко Светлана Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Бойко Светлана Владимировна
Бойко Светлана Владимировна
Ковалева Галина Валентиновна
Елена Владимировна
Бойко Светлана Владимировна
Елена Владимировна
Бойко Светлана Владимировна
Елена Владимировна