«Экологический туризм Московской области»
Автор публикации: С. Розанова, ученица 10А класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 им. Ю. А. Гарнаева
с углубленным изучением отдельных предметов
140180, Московская область, г.о. Жуковский, ул. Гарнаева, д. 3а,
Секция: естественнонаучная
Тема работы:
«Экологический туризм Московской области»
Выполнила:
Розанова Светлана Юрьевна,
Обучаящаяся 10«А» класса
Руководитель:
Подымова Дарья Владимировна
Учитель географии
МБОУ школы №5 им.Ю.А.Гарнаева
Тел.:89688176563
г.Жуковский
2021
Содерждание
Введение | 3 |
Глава 1 Теоретическая часть | 4 |
1.1 Концепция «Город-сад» | 4 |
1.2 Понятие экологического туризма 1.3. Разработка проекта: «Перспективы развития Кратовского пруда» | 5 8 |
Глава 2 Практическая часть | 12 12 |
2.2 Работа с фокус-группой | 13 |
2.3 План маршрута через Кратовский пруд в летнее время и «brand-book» Выводы Заключение Список используемой литературы | 12 13 14 |
Приложение | |
Введение
Актуальность. Сегодня огромное внимание уделяют вопросам отдыха горожан, живущих в мегаполисах. Для нас это очень важно , так как основная часть москвичей выезжает на природу собственно в район ближайшего Подмосковья. И на первый план выходит внутренний туризм и путешествия. Особенно актуально это в настоящее время, когда доллар и евро возросли в несколько раз, и стоимость поездки заграницу существенно подорожала. А въезд в некоторые страны стал закрыт из-за сложной эпидемиологической ситуации. Становится очевидным противоречие между удовлетворением возросшего туристского спроса и предложениями внутреннего рынка. Собственно поэтому необходимо обратить внимание на ранее заложенные места отдыха - «город-сад», по идеи которого изначально проектировался поселок Кратово или поселок Прозоровский в прошлом.
Цель моей работы: рассмотреть рекреационный потенциал Кратово .
Задачи:
Изучить литературу по данной теме;
Провести SWOT-анализ Кратовского пруда;
Провести опрос среди обучающихся МБОУ школы №5;
Разработать план-маршрут Кратово;
Разработать «brand-book».
Гипотеза: я предполагаю, что в связи с расширенеием и уплотнением жилой застройки г.о.Жуковский и г.п.Кратово возрастет нагрузка на Кратовский пруд и прилегающие к нему территории.
Объект исследования: концепция «Город-сад».
Предмет исследования: поселок Кратово как объекта рекраеционного турима.
Методы исследования:
Сравнительный
Картографический
Статистический.
Метод фокус-групп.
SWOT-анализ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов и выводов данной работы при расширении перспектив развития Кратово, а так же для развития туризма.
1. Прошле и настоящее п. Кратово
«Через четыре года
здесь будет город-сад!»
В. Маяковский
Посёлок Кратово изначально задумывался как город-сад. Это понятие используется достаточно часто, поэтому нам захотелось подробнее узнать об этой идеи из дополнительных источников.
Сам термин «город-сад» мы знаем, в первую очередь, благодаря стихотворению Владимира Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Но мало кто имеет представление о том, что речь в этом словосочетании идет о вполне реальной градостроительной концепции, бывшей популярной в мире в первой половине двадцатого века.
В двадцатом и девятнадцатом столетии в градостроении и архитектуре начали активно проектировать схемы идеальных городов. Актуальность этой проблемы того времени основывалась на градостроительных проблемах, связанных с расселением и решением планировочных исторических неточностей в генеральном плане городов. Остро вставал вопрос резкого отделения городской среды от природы, вследствие ряда исторических причин: развития промышленности, научно-технологические всплески, приток сельского населения в города. Концепция «город-сад» с переменным успехом реализовывалась как на Западе, так и в Советском Союзе, а архитектура испытывает ее влияние и до сих пор [2].
Город-сад - малонаселенное и малоэтажное поселение, которое сочетает в себе преимущества города и деревни, не наследуя основных недостатков того и другого. Люди в городе-саде живут в гармонии с природой в уютных благоустроенных районах, в основном работают на производстве и получают все необходимые блага цивилизации без стрессов капиталистического мегаполиса.
Ознакомившись со списком городов-садов в России [6], поселка Кратово там не оказалось, хотя по всем параметрам он подходит. Однако, в России в 1930 гг. идеи концепции «город-сад» использовались, в основном, при разработке проектов пригородных жилых и дачных поселков, лишенных промышленной зоны, может по данной причине его не включили.
Таблица 1
№ | Признак | «Город-сад» | Поселок Кратово |
1. | Население | Менее 32 тыс. человек | 9077 человек |
2. | Структура города | Концентрические зоны | Присутствует |
3. | Структура улиц | Прямые, проницаемые | Присутствует |
4. | Промышленные объекты | Отсутствуют/вынесены на периферию | Отсутствуют |
Составлено автором.
Посёлок Кратово незаслуженно забыт, не используется весь его потенциал. Собственно, это, я и хочу исправить, используя местные аттракторы.
Рис. 1. Схема поселка Кратово [1].
Поселок Кратово – это одно из моих самых любимых мест отдыха. Многие родились, выросли и продолжают жить со своими родителями вблизи пруда Кратово. Если брать географическое понятие, то это не пруд, а затрудненный участок речки Хрипань, но нам привычнее использовать собственно устоявшееся словосочетание, с которым у нас связанно так много воспоминаний. Когда строилась железная дорога, именно из русла речки Хрипанки (расширяя и углубляя его) брали песок для железнодорожной насыпи.
Дачный поселок Кратово был основан в 1898 году. В те годы здесь были глухие смешанные леса, принадлежавшие роду Прозоровских-Голицыных. Эта местность носила название Прозоровка по фамилии владельцев. Общество Московско-Казанской железной дороги выкупило эти земли, чтобы построить дачи для своих сотрудников. Здесь планировалось создать прекрасное место отдыха под названием «Город-сад». Над проектом дачного поселка работали известные архитекторы того времени. За короткий период были возведены загородные домики, больница, началось строительство церкви. В густом лесу были проложены просеки. В 1899 году была открыта платформа Кратово. Кратовское озеро образовалось при строительстве железной дороги. Из реки добывали песок для формирования насыпи. Затем русло было перекрыто плотиной, и вода заполнила большую территорию. Так был создан водоем, который стал украшением дачной местности [1].
Полностью воплотить в жизнь проект архитекторов по созданию Города-сада, к сожалению, не удалось. Помешала Первая мировая война и революция 1917 года. Но Кратово и в наши дни остается одним из лучших подмосковных дачных поселков. В 1937 году недалеко от озера была открыта детская железная дорога. Здесь школьники имеют возможность попробовать свои силы в профессиях, связанных с транспортом. Родители с детьми приезжают сюда из столицы и подмосковных городов, чтобы ознакомиться с этой достопримечательностью, а затем отдохнуть на живописных берегах.
Лес оказывает положительное влияние на жизнедеятельность жителей прилегающих к нему районов Московской области и Москвы. Является местом отдыха для многих жителей города Жуковский, но, к сожалению, в последние годы из-за интенсивного выброса в пруд вредных веществ, его состояние ухудшилось. Поэтому необходимо сделать все возможное для того, чтобы этот замечательный островок природы, со всех сторон окруженный спальными микрорайонами и зажатый между оживленными магистралями, всегда оставался прекрасным местом для комфортного отдыха в любое время года.
2. Анализ п.Кратово и прилегающих к нему территорий
Для полной характеристики Кратовского пруда с точки зрения ее влияния на прилегающие территории предлагаем использовать SWOT–анализ.
SWOT-анализ — это метод стратегического планирования. Он используется, чтобы помочь человеку или организации определить свои сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, связанные с конкуренцией или планированием проекта.
Стратегическое планирование — это процесс создания и претворения в жизнь программ и планов действий, и мероприятий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.
SWOT-анализ позволит мне сделать выводы о современном развитии пруда и предположить варианты его дальнейшего развития.
Таблица 2
SWOT-анализ
Сильные стороны | Слабые стороны |
Выгодное географическое положение; Высокая транспортная доступность; Обладает достаточным реакционным потенциалом. | Находится под угрозой загрязнения; Возрастающая численность отдыхающих, которые загрязняют местность. |
Возможности | Угрозы |
Перспективы развития туристиеского сектора в экономике городов Раменское и Жуковский. | Загрязнение. |
Составлено автором.
Исходя из SWOT-анализа, можно сделать выводы: Кратовский пруд обладает всеми возможностями для развития туризма, но это грозит загрязнению пруда и прилегающих к нему территорий.
Для подтверждения данных SWOT анализа, расширения горизонтов моего исследования я решила использовать метод фокус группы.
Метод фокус-группы (фокусированное интервью) является групповой дискуссией, в ходе которой выясняется отношение участников к определенному виду деятельности, сфере услуг, конкретному продукту. Ценность получаемой информации состоит в том, что участники дискуссии обсуждают проблему, основываясь на собственном жизненном опыте. Я пригласила 8 человек: 4 девочки и 4 мальчика, проживающих в разных районах г.Жуковский и г. Раменское. Вначале был представлен дополнительный материал (топик-гайд): история поселка Кратово, современное состояние. Методы ведения самой дискуссии, то есть постановки вопросов таким образом, чтобы максимально вовлечь аудиторию, на фокус-группе пришли из психологии. Четыре основных метода, это:
Свободные ассоциации. При этом респондента просят охарактеризовать обсуждаемый предмет в совершенно свободной форме. Часто сначала участника просят записать приходящие в голову ассоциации, а потом уже озвучить. В нашем случае это были ассоциативный ряд: река-пруд-мост-отдых; отдых-пляж-песок; отдых-плавание-лодка-утки.
Ранжирование. При этом участник должен расположить предлагаемые предметы в том или ином порядке. От важного к незначительному, от хорошего к плохому и т.д. Важно: удобное место, красивый вид, чистый воздух, разнообразный вид отдыха, места для приема пищи (кафе, продуктовые палатки), доступность круглый год; незначительно: денежные затраты на отдых, известность места.
Моделирование. Участник должен сказать, как поступил бы в той или иной ситуации. Вопрос для фокус группы: «Что бы вам хотелось увидеть на Кратовском пруду, если бы сейчас там оказались?» Большинство ответов было связано с едой, продуктами и т.п.
Описание идеала. Участников попросили рассказать, каким должен быть идеальный вид Кратовского пруда. Как часто они его посещали, какие виды деятельности были бы в приоретете…
Дополнение. Участникам предложили закончить неоконченное предложение. «Когда я хочу прогуляться я выбираю….», «Мне хочется видеть вокруг Кратовского пруда …»
В ходе дисскуссии были выявлено следущее:
Таблица 3
Результаты работы с фокус-группой
+ | - |
Высокая достопность: железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт. Есть даже велопарковка. | Уплотнение жилой застройки по ул.Нижегородская. |
Разнообразные виды деятельности: лодочная станция, пляж, детская площадка, батут. | Недостаточное количество кафе, продуктовых ларьков. Завшенные цены. |
Есть место для пикника. | Заросшая севрерная часть пруда |
Чистый воздух | Расширение зоны отдыха, прогулочной зоны. |
Сосновый лес | Рост численности отдыхающих |
| Мусор (бутылки, пластиковые стаканчики…) |
| Недостаточная освещенность в вечернее время |
Составлено автором.
Выводы.
В результате работы с фокус группой, я выяснила, что ученики МБОУ школы №5 им.Ю.А. Гарнаева очень любят пруд Кратово и обеспокоены бытовым загрязнением его берегов. В связи с этим мы можем выдвинуть несколько идей для благоустройства нашего любимого пруда:
1) Очистка берега от мусора, портящего внешний вид водоема.
2) Ландшафное озеленение.
3) Снижение рекреационной нагрузки на пруд, путем расширения прогулочной зоны (Кратовские дачи).
4) Позаботиться о состоянии кратовского моста.
Но все эти мероприятия требуют денежных затрат, которые в дальнейшем должны окупиться исходя из это мы предлагаем:
Усовершенствовать лодочную станцию (закупить новое оборудование, инвентарь);
Проведение мастер-классов для детей;
Поставить палатки с прокатом летнего и зимнего спортивного инвентаря;
Сделать вход на пляж песчаный платный, но при этом люди могут взять на прокат шезлонги и нормально переодеться в современных и оборудованных помещениях.
Озеленение.
Рис.2. Варианты озеленения.
Информационные стенды с историческими фотографиями, полезной информацией.
Малые архитектурные формы для привлечения фототуристов.
Рис.3. Пример малых архитектурных форм.
3. Brand book Кратово.
Кратово, как и положено «городу-саду», может стать любимым местом отдыха многих горожан, к тому же планировка станет более приближенной к «саду» - центр будет представлен благоустроенным парком.
Д ля этого я постороила маршрут по Кратово в летный период.
Маршрут по Кратово в летнее время |
1. Станция Отдых – Детская железная дорога; 2. Кратовский пруд; 3. Отдых на благоустроенном песчаном берегу; 4. Лодочная станция; 5. Инста-фото зона «Мраморный мост»; 6. Кратовские дачи; 7. Станция Кратово. |
Рис.4. План маршрута (составлено автором).
Для того, чтобы наглядно представить информацию о составленном маршруте, я решила создать свой собственный «brand book».
Брендбук (англ. brand book) — официальный документ компании, в котором описывается концепция бренда, атрибуты бренда, целевая аудитория, позиционирование компании и другие данные, которыми руководствуется отдел маркетинга и руководители бизнеса для построения коммуникации с потребителями и развития компании в целом. Брендбук являет собой важный инструмент по формированию и укреплению имиджа, который помогает выстраивать перспективное знакомство с каким-либо продуктом [6].
Мой брендбук будет включать в себя информацию об объектах, включенных в план маршрута и их иллюстрацию. Этим я смогу показать другим людям, какие в Кратово наиболее интересные и популярные места, побудить людей к их посещению.
При составлении брендбука я совметила цветовое значение принятое в социологии для брендинга «психология цвета» и геральдическую основу. Цвет имеет очень сильное воздействие на подсознание любого человека. Он может пробудить в глубине души необходимые эмоции - доверие, привязанность, умиротворенность или, наоборот, ощущение тревоги, желание срочно мобилизоваться и начать действовать. Психология цвета исследует нашу реакцию на различные цвета. Ее задача состоит в том, чтобы понять, как и почему у людей меняется настроение и поведение зависимости от того или иного оттенка.
Таблица 4.
Цвета | Геральдическое значение | Психология цвета |
Красный | символ труда, жизнеутверждающей силы и красоты, праздника, мужества | цвет страсти, любви, близости, но одновременно волнения, срочности и важности |
Зеленый | символизирует весну, здоровье, природу, надежду | самый естественный цвет, цвет природы, молодости и надежды, здоровья, цвет свежести и гармонии, мира, спокойствия |
Желтый, золотой | символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства, урожая | цвет позитива, оптимизма, молодости, надёжности и креативности |
Составлено автором.
Итогом моей работы является брендбук «Город-сад», который может использоваться в целях развития туризма, наглядного представления интересных объектов Кратово, его аттрактаров. Сам брендбук представлен в виде pocket-mod для удобства читателей.
Рис.5. Brand book «Город-сад» (составлено автором).
Заключение
Многие принципы концепции «город-сад», а именно экологичность, пешая доступность муниципальных зданий, разнообразная архитектура, актуальны и сейчас.
Цель моей работы выполнена полностью Я рассмотрела рекреационный потенциал Кратово. В соответствии с поставленной целью я решала следующие задачи:
проанализировала специальную литературу посвященную экологическому туризму, SWOT - анализу;
определила основные направления развития;
узнала отношение учеников МБОУ школы №5 им.Ю.А. Гарнаева к пруду Кратово как метод работы с фокус-группой;
разработала план-маршрут по Кратовскому пруду.
составила собственный «brand-book».
В результате проделанной работы получился красочный и информативный брендбук «Город – сад».
Список используемой литературы
Аверьянова М. Г. Край Раменский: Очерки краеведа. — М.: Энциклопедия российских деревень, 1995. — 592 с. — (Энциклопедия сёл и деревень Подмосковья).
Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. - М., 1996.
Александрова А.Ю. Международный туризм. - М., 2016.
Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб., 2019.
Николаенко Д.В. Рекреационная география. - М., 2018.
Интернет-ресурсы:
Википедия. Свободная энциклопедия. Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Информационный портал городского поселения Кратово. https://www.ramenskoye.ru/okrug/karta/kratovo
Тонкости туризма https://tonkosti.ru/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE
Приложение
Приложение 1.
Рис.1. Проектное предложение по расширению игровой зоны.
Приложение 2
Рис.2. Маршрут по Кратово
Приложение 3
Рис.3. Brand-book «Город -сад» в формате pocket mod