12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дарья Подымова263
Россия, Московская обл., Жуковский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 им. Ю. А. Гарнаева

с углубленным изучением отдельных предметов

140180, Московская область, г.о. Жуковский, ул. Гарнаева, д. 3а,







Секция: естественнонаучная









Тема работы:

«Экологический туризм Московской области»












Выполнила:

Розанова Светлана Юрьевна,

Обучаящаяся 10«А» класса

Руководитель:

Подымова Дарья Владимировна

Учитель географии

МБОУ школы №5 им.Ю.А.Гарнаева

Тел.:89688176563




г.Жуковский

2021


Содерждание



Введение

3

Глава 1 Теоретическая часть

4

1.1 Концепция «Город-сад»

4

1.2 Понятие экологического туризма

1.3. Разработка проекта: «Перспективы развития Кратовского пруда»

5

8

Глава 2 Практическая часть

2.1 SWOT-анализ

12

12

2.2 Работа с фокус-группой

13

2.3 План маршрута через Кратовский пруд в летнее время и «brand-book»

Выводы

Заключение

Список используемой литературы


12

13

14

Приложение





























Введение

Актуальность. Сегодня огромное внимание уделяют вопросам отдыха горожан, живущих в мегаполисах. Для нас это очень важно , так как основная часть москвичей выезжает на природу собственно в район ближайшего Подмосковья. И на первый план выходит внутренний туризм и путешествия. Особенно актуально это в настоящее время, когда доллар и евро возросли в несколько раз, и стоимость поездки заграницу существенно подорожала. А въезд в некоторые страны стал закрыт из-за сложной эпидемиологической ситуации. Становится очевидным противоречие между удовлетворением возросшего туристского спроса и предложениями внутреннего рынка. Собственно поэтому необходимо обратить внимание на ранее заложенные места отдыха - «город-сад», по идеи которого изначально проектировался поселок Кратово или поселок Прозоровский в прошлом.

Цель моей работы: рассмотреть рекреационный потенциал Кратово .

Задачи:

Изучить литературу по данной теме;

Провести SWOT-анализ Кратовского пруда;

Провести опрос среди обучающихся МБОУ школы №5;

Разработать план-маршрут Кратово;

Разработать «brand-book».

Гипотеза: я предполагаю, что в связи с расширенеием и уплотнением жилой застройки г.о.Жуковский и г.п.Кратово возрастет нагрузка на Кратовский пруд и прилегающие к нему территории.

Объект исследования: концепция «Город-сад».

Предмет исследования: поселок Кратово как объекта рекраеционного турима.

Методы исследования:

Сравнительный

Картографический

Статистический.

Метод фокус-групп.

SWOT-анализ.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов и выводов данной работы при расширении перспектив развития Кратово, а так же для развития туризма.










1. Прошле и настоящее п. Кратово

«Через четыре года

здесь будет город-сад!»

В. Маяковский

Посёлок Кратово изначально задумывался как город-сад. Это понятие используется достаточно часто, поэтому нам захотелось подробнее узнать об этой идеи из дополнительных источников.

Сам термин «город-сад» мы знаем, в первую очередь, благодаря стихотворению Владимира Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Но мало кто имеет представление о том, что речь в этом словосочетании идет о вполне реальной градостроительной концепции, бывшей популярной в мире в первой половине двадцатого века.

В двадцатом и девятнадцатом столетии в градостроении и архитектуре начали активно проектировать схемы идеальных городов. Актуальность этой проблемы того времени основывалась на градостроительных проблемах, связанных с расселением и решением планировочных исторических неточностей в генеральном плане городов. Остро вставал вопрос резкого отделения городской среды от природы, вследствие ряда исторических причин: развития промышленности, научно-технологические всплески, приток сельского населения в города. Концепция «город-сад» с переменным успехом реализовывалась как на Западе, так и в Советском Союзе, а архитектура испытывает ее влияние и до сих пор [2].

Город-сад - малонаселенное и малоэтажное поселение, которое сочетает в себе преимущества города и деревни, не наследуя основных недостатков того и другого. Люди в городе-саде живут в гармонии с природой в уютных благоустроенных районах, в основном работают на производстве и получают все необходимые блага цивилизации без стрессов капиталистического мегаполиса.

Ознакомившись со списком городов-садов в России [6], поселка Кратово там не оказалось, хотя по всем параметрам он подходит. Однако, в России в 1930 гг. идеи концепции «город-сад» использовались, в основном, при разработке проектов пригородных жилых и дачных поселков, лишенных промышленной зоны, может по данной причине его не включили.

Таблица 1

Признак

«Город-сад»

Поселок Кратово

1.

Население

Менее 32 тыс. человек

9077 человек

2.

Структура города

Концентрические зоны

Присутствует

3.

Структура улиц

Прямые, проницаемые

Присутствует

4.

Промышленные объекты

Отсутствуют/вынесены на периферию

Отсутствуют

Составлено автором.

Посёлок Кратово незаслуженно забыт, не используется весь его потенциал. Собственно, это, я и хочу исправить, используя местные аттракторы.



t1663578815aa.jpg















Рис. 1. Схема поселка Кратово [1].


Поселок Кратово – это одно из моих самых любимых мест отдыха. Многие родились, выросли и продолжают жить со своими родителями вблизи пруда Кратово. Если брать географическое понятие, то это не пруд, а затрудненный участок речки Хрипань, но нам привычнее использовать собственно устоявшееся словосочетание, с которым у нас связанно так много воспоминаний. Когда строилась железная дорога, именно из русла речки Хрипанки (расширяя и углубляя его) брали песок для железнодорожной насыпи.

Дачный поселок Кратово был основан в 1898 году. В те годы здесь были глухие смешанные леса, принадлежавшие роду Прозоровских-Голицыных. Эта местность носила название Прозоровка по фамилии владельцев. Общество Московско-Казанской железной дороги выкупило эти земли, чтобы построить дачи для своих сотрудников. Здесь планировалось создать прекрасное место отдыха под названием «Город-сад». Над проектом дачного поселка работали известные архитекторы того времени. За короткий период были возведены загородные домики, больница, началось строительство церкви. В густом лесу были проложены просеки. В 1899 году была открыта платформа Кратово. Кратовское озеро образовалось при строительстве железной дороги. Из реки добывали песок для формирования насыпи. Затем русло было перекрыто плотиной, и вода заполнила большую территорию. Так был создан водоем, который стал украшением дачной местности [1].

Полностью воплотить в жизнь проект архитекторов по созданию Города-сада, к сожалению, не удалось. Помешала Первая мировая война и революция 1917 года. Но Кратово и в наши дни остается одним из лучших подмосковных дачных поселков. В 1937 году недалеко от озера была открыта детская железная дорога. Здесь школьники имеют возможность попробовать свои силы в профессиях, связанных с транспортом. Родители с детьми приезжают сюда из столицы и подмосковных городов, чтобы ознакомиться с этой достопримечательностью, а затем отдохнуть на живописных берегах.

Лес оказывает положительное влияние на жизнедеятельность жителей прилегающих к нему районов Московской области и Москвы. Является местом отдыха для многих жителей города Жуковский, но, к сожалению, в последние годы из-за интенсивного выброса в пруд вредных веществ, его состояние ухудшилось. Поэтому необходимо сделать все возможное для того, чтобы этот замечательный островок природы, со всех сторон окруженный спальными микрорайонами и зажатый между оживленными магистралями, всегда оставался прекрасным местом для комфортного отдыха в любое время года.


2. Анализ п.Кратово и прилегающих к нему территорий

Для полной характеристики Кратовского пруда с точки зрения ее влияния на прилегающие территории предлагаем использовать SWOT–анализ.

SWOT-анализ — это метод стратегического планирования. Он используется, чтобы помочь человеку или организации определить свои сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, связанные с конкуренцией или планированием проекта.

Стратегическое планирование — это процесс создания и претворения в жизнь программ и планов действий, и мероприятий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.

SWOT-анализ позволит мне сделать выводы о современном развитии пруда и предположить варианты его дальнейшего развития.

Таблица 2

SWOT-анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

Выгодное географическое положение;

Высокая транспортная доступность;

Обладает достаточным реакционным потенциалом.

Находится под угрозой загрязнения;

Возрастающая численность отдыхающих, которые загрязняют местность.

Возможности

Угрозы

Перспективы развития туристиеского сектора в экономике городов Раменское и Жуковский.

Загрязнение.

Составлено автором.

Исходя из SWOT-анализа, можно сделать выводы: Кратовский пруд обладает всеми возможностями для развития туризма, но это грозит загрязнению пруда и прилегающих к нему территорий.

Для подтверждения данных SWOT анализа, расширения горизонтов моего исследования я решила использовать метод фокус группы.

Метод фокус-группы (фокусированное интервью) является групповой дискуссией, в ходе которой выясняется отношение участников к определенному виду деятельности, сфере услуг, конкретному продукту. Ценность получаемой информации состоит в том, что участники дискуссии обсуждают проблему, основываясь на собственном жизненном опыте. Я пригласила 8 человек: 4 девочки и 4 мальчика, проживающих в разных районах г.Жуковский и г. Раменское. Вначале был представлен дополнительный материал (топик-гайд): история поселка Кратово, современное состояние. Методы ведения самой дискуссии, то есть постановки вопросов таким образом, чтобы максимально вовлечь аудиторию, на фокус-группе пришли из психологии. Четыре основных метода, это:

Свободные ассоциации. При этом респондента просят охарактеризовать обсуждаемый предмет в совершенно свободной форме. Часто сначала участника просят записать приходящие в голову ассоциации, а потом уже озвучить. В нашем случае это были ассоциативный ряд: река-пруд-мост-отдых; отдых-пляж-песок; отдых-плавание-лодка-утки.

Ранжирование. При этом участник должен расположить предлагаемые предметы в том или ином порядке. От важного к незначительному, от хорошего к плохому и т.д. Важно: удобное место, красивый вид, чистый воздух, разнообразный вид отдыха, места для приема пищи (кафе, продуктовые палатки), доступность круглый год; незначительно: денежные затраты на отдых, известность места.

Моделирование. Участник должен сказать, как поступил бы в той или иной ситуации. Вопрос для фокус группы: «Что бы вам хотелось увидеть на Кратовском пруду, если бы сейчас там оказались?» Большинство ответов было связано с едой, продуктами и т.п.

Описание идеала. Участников попросили рассказать, каким должен быть идеальный вид Кратовского пруда. Как часто они его посещали, какие виды деятельности были бы в приоретете…

Дополнение. Участникам предложили закончить неоконченное предложение. «Когда я хочу прогуляться я выбираю….», «Мне хочется видеть вокруг Кратовского пруда …»

В ходе дисскуссии были выявлено следущее:

Таблица 3

Результаты работы с фокус-группой

+

-

Высокая достопность: железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт. Есть даже велопарковка.

Уплотнение жилой застройки по ул.Нижегородская.

Разнообразные виды деятельности: лодочная станция, пляж, детская площадка, батут.

Недостаточное количество кафе, продуктовых ларьков. Завшенные цены.

Есть место для пикника.

Заросшая севрерная часть пруда

Чистый воздух

Расширение зоны отдыха, прогулочной зоны.

Сосновый лес

Рост численности отдыхающих


Мусор (бутылки, пластиковые стаканчики…)


Недостаточная освещенность в вечернее время

Составлено автором.

Выводы.

В результате работы с фокус группой, я выяснила, что ученики МБОУ школы №5 им.Ю.А. Гарнаева очень любят пруд Кратово и обеспокоены бытовым загрязнением его берегов. В связи с этим мы можем выдвинуть несколько идей для благоустройства нашего любимого пруда:

1) Очистка берега от мусора, портящего внешний вид водоема.

2) Ландшафное озеленение.

3) Снижение рекреационной нагрузки на пруд, путем расширения прогулочной зоны (Кратовские дачи).

4) Позаботиться о состоянии кратовского моста.

Но все эти мероприятия требуют денежных затрат, которые в дальнейшем должны окупиться исходя из это мы предлагаем:

Усовершенствовать лодочную станцию (закупить новое оборудование, инвентарь);

Проведение мастер-классов для детей;

Поставить палатки с прокатом летнего и зимнего спортивного инвентаря;

Сделать вход на пляж песчаный платный, но при этом люди могут взять на прокат шезлонги и нормально переодеться в современных и оборудованных помещениях.

Озеленение.

t1663578815ab.jpg











Рис.2. Варианты озеленения.


Информационные стенды с историческими фотографиями, полезной информацией.

Малые архитектурные формы для привлечения фототуристов.

t1663578815ac.png











Рис.3. Пример малых архитектурных форм.


3. Brand book Кратово.

Кратово, как и положено «городу-саду», может стать любимым местом отдыха многих горожан, к тому же планировка станет более приближенной к «саду» - центр будет представлен благоустроенным парком.

Дt1663578815ad.png ля этого я постороила маршрут по Кратово в летный период.

Маршрут по Кратово в летнее время

1. Станция Отдых – Детская железная дорога;

2. Кратовский пруд;

3. Отдых на благоустроенном песчаном берегу;

4. Лодочная станция;

5. Инста-фото зона

«Мраморный мост»;

6. Кратовские дачи;

7. Станция Кратово.














Рис.4. План маршрута (составлено автором).

Для того, чтобы наглядно представить информацию о составленном маршруте, я решила создать свой собственный «brand book».

Брендбук (англ. brand book) — официальный документ компании, в котором описывается концепция бренда, атрибуты бренда, целевая аудитория, позиционирование компании и другие данные, которыми руководствуется отдел маркетинга и руководители бизнеса для построения коммуникации с потребителями и развития компании в целом. Брендбук являет собой важный инструмент по формированию и укреплению имиджа, который помогает выстраивать перспективное знакомство с каким-либо продуктом [6].

Мой брендбук будет включать в себя информацию об объектах, включенных в план маршрута и их иллюстрацию. Этим я смогу показать другим людям, какие в Кратово наиболее интересные и популярные места, побудить людей к их посещению.

При составлении брендбука я совметила цветовое значение принятое в социологии для брендинга «психология цвета» и геральдическую основу. Цвет имеет очень сильное воздействие на подсознание любого человека. Он может пробудить в глубине души необходимые эмоции - доверие, привязанность, умиротворенность или, наоборот, ощущение тревоги, желание срочно мобилизоваться и начать действовать. Психология цвета исследует нашу реакцию на различные цвета. Ее задача состоит в том, чтобы понять, как и почему у людей меняется настроение и поведение зависимости от того или иного оттенка.

Таблица 4.

Цвета

Геральдическое значение

Психология цвета

Красный

символ труда, жизнеутверждающей силы и красоты, праздника, мужества

цвет страсти, любви, близости, но одновременно волнения, срочности и важности

Зеленый

символизирует весну, здоровье, природу, надежду

самый естественный цвет, цвет природы, молодости и надежды, здоровья, цвет свежести и гармонии, мира, спокойствия

Желтый, золотой

символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства, урожая

цвет позитива, оптимизма, молодости, надёжности и креативности

Составлено автором.

Итогом моей работы является брендбук «Город-сад», который может использоваться в целях развития туризма, наглядного представления интересных объектов Кратово, его аттрактаров. Сам брендбук представлен в виде pocket-mod для удобства читателей.


t1663578815ae.png


Рис.5. Brand book «Город-сад» (составлено автором).




Заключение

Многие принципы концепции «город-сад», а именно экологичность, пешая доступность муниципальных зданий, разнообразная архитектура, актуальны и сейчас.

Цель моей работы выполнена полностью Я рассмотрела рекреационный потенциал Кратово. В соответствии с поставленной целью я решала следующие задачи:

проанализировала специальную литературу посвященную экологическому туризму, SWOT - анализу;

определила основные направления развития;

узнала отношение учеников МБОУ школы №5 им.Ю.А. Гарнаева к пруду Кратово как метод работы с фокус-группой;

разработала план-маршрут по Кратовскому пруду.

составила собственный «brand-book».

В результате проделанной работы получился красочный и информативный брендбук «Город – сад».













Список используемой литературы

Аверьянова М. Г. Край Раменский: Очерки краеведа. — М.: Энциклопедия российских деревень, 1995. — 592 с. — (Энциклопедия сёл и деревень Подмосковья).

Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. - М., 1996.

Александрова А.Ю. Международный туризм. - М., 2016.

Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб., 2019.

Николаенко Д.В. Рекреационная география. - М., 2018.


Интернет-ресурсы:

Википедия. Свободная энциклопедия. Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Информационный портал городского поселения Кратово. https://www.ramenskoye.ru/okrug/karta/kratovo

Тонкости туризма https://tonkosti.ru/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE



























Приложение

Приложение 1.



t1663578815af.png




















Рис.1. Проектное предложение по расширению игровой зоны.


Приложение 2


t1663578815ag.jpg















Рис.2. Маршрут по Кратово

Приложение 3








t1663578815ah.gif



































Рис.3. Brand-book «Город -сад» в формате pocket mod

Автор материала: С. Розанова (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.