Эколого-краеведческая тропа «Удивительный Саранакан»

0
0
Материал опубликован Вчера в 11:26

Автор публикации: К. Толстоногова, ученица 8 класса

МОЛОДЕЖНАЯ НАУЧНАЯ ВЕСНА

51 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ






Название работы: «Эколого-краеведческая тропа

«Удивительный Саранакан»

Секция: «Историческое и культурное наследие»




Автор: Толстоногова Кира Алексеевна

учащиеся 8 «в» класса

МОУ СОШ с. Шишкино Читинского района

Руководители: Минина Ольга Афанасьевна,

школьного краеведческого музея «Истоки России»

МОУ СОШ с. Шишкино Читинского района

Минина Татьяна Сергеевна,

Педагог дополнительного образования

ГУ ДО «Забайкальский детско-юношеский центр»







Чита, 2024 г.

Содержание:



Введение ………………………………………………………………..3

Характеристика этапов и уровней реализации проекта ……………6

Заключение …………………………………………………………….8

Список литературы ……………………………………………………10

Приложение ……………………………………………………………12























«Каждый участок … должен давать владельцу не только доски,

дрова и столбы, но еще и образование: этот урожай

мудрости всегда под рукой, однако его не всегда пожинают».

(По словам ученого Олда Леопольда)


Актуальность. Потребность общения с природой остаётся одной из острейших проблем человека современной эпохи. Доброта по отношению к природе воспитывается с детства.

В Читинском районе находится небольшое село Бургень, в 60 км от областного центра к северу. Село лежит в долине между хребтами Яблоновым и Черским. На севере от села 18 км над таежными сопками гордо возвышается памятник природы – голец Саранакан. На 1578 метров поднялся к небу Большой Саранакан. Есть еще и Малый Саранакан. Это памятник природы влечет к себе людей, жаждущих приключений и научных открытий (Приложение 2. Карта 1).

В 80-х и 90-х годах были разработаны эколого-туристические маршруты на Саранакан учениками Бургенской школы. В этот период дети знакомились с природой и бережно ее сохраняли.

Шли годы. Все изменилось: образование, экология, туризм, др. К сожаленью, забыты маршруты на голец Саранакан. Молодое поколение имеют очень поверхностные знания об этом, а потому отношение к памятнику природы утилитарное. Чтобы изменить ситуацию, нужна просветительская работа, восстановить эколого-краеведческий маршрут. В 2020 -2021 году учащимися 8-9 класса удалось посетить голец и восстановить эколого-краеведческую тропу «Удивительный Саранакан». Участвовали с этим проектом в губернаторском конкурсе социально значимых проектов «Во благо природы Забайкалья» и заняли 3 место.

Выпускники 2020-2021 года попросили не бросать этот проект, освещать в рамках школьного историко-краеведческого музея «Истоки России», была оформлена экологическая экспозиция «Удивительный Саранакан» (Приложение 4. Фото 3 ).

Поэтому этот экскурсионный маршрут включен в школьный краеведческий музей «Истоки России» Читинского района для проведения систематической просветительской работы эколого-краеведческой направленности с учащимся и местным населением, чтобы изучать свою историю, показать неповторимую красоту нашей природы и привить любовь к родному краю. Проводятся экскурсии в музее, где рассказывают про эту тропу гостям и учащимся 5-9 классов.

t1764231926aa.jpg

Фото 1. Гольцы Большой (слева) и Малый Саранакан (справа)


Методы исследования: сбор и анализ литературы по данной теме, анкетирование, экологический мониторинг, наблюдения в природе.

Цель: восстановление маршрута эколого-краеведческой тропы «Удивительный Саранакан», становление активной жизненной позиции в процессе формирования устойчивого исследовательского интереса к изучению родного края, бережного отношения к его историческому, природному и культурному наследию, сохранение уникального памятника природы.

Задачи проекта:

Изучить литературные источники о создании экологических и краеведческих троп;

Провести социологический опрос среди жителей с. Бургень о создании эколого-краеведческой тропы «Памятник природы Саранакан».

Восстановить маршрут тропы;

Составить ее картосхему;

Организовать деятельность участников на тропе;

Разработать экскурсии для учащихся 5-9 классов;

Вести пропаганду сохранения объектов тропы среди населения.

Целевая аудитория проекта: Ученики 5-9 классов МОУ СОШ с.

Шишкино Читинского района Забайкальского края.

Партнеры: Администрация сельского поселения «Шишкинское», МБУК «МЦРБ» филиал с. Бургень, МОУ СОШ с. Шишкино Читинского района, школьный краеведческий музей «Истоки России», Читинское лесничество Минобороны России филиал ФГКУ «УЛХиП».

Методы оценки результатов:

Качественные методы оценки: а) визуальные – маршрут тропы;

б) проведение экскурсий.

Количественные: Рост краеведческих, географических и биологических знаний о своей местности (раз в год запланировать проведение социологического опроса населения, по которому определяется уровень знаний и интереса к родному краю).










Характеристика этапов и уровней реализации проекта

Проект предусматривает разработку единого механизма совместной деятельности школы, администрации сельского поселения «Шишкинское» и МБУК «МЦРБ» филиал с. Бургень.


Таблица 1. Характеристика этапов и уровней реализации проекта.

Наименование и описание мероприятия


Сроки начала и окончания


Ожидаемые и реальные итоги


1)Подготовительный этап






Март

2020 г.

И посей день

1. Выбор актива объединения;

2. Выбор темы проекта, постановка целей и задач проекта;

3. Составление плана реализации проекта.

Приложение 1. Фото 2.

2)Этап исследования


Изучение литера-турных источников о создании экологич-еских и краевед-ческих троп.

Март

2020 г.

И посей день

1. Были изучены материалы литературные источники по требованиям к тропам и опыту их создания.

2. Запрос в школьный краеведческий музей «Истоки России» об истории села и гольца Саранакан.

3) Результативно-аналитический этап

Апрель 2020 г. и посей день

Проведение социологического опроса среди жителей с. Бургень о создании эколого-краеведческой тропы «Удивительный Саранакан». Приложение 1.

4) Деятельностный этап

Выбрать и проложить маршрут тропы.

Апрель 2020 г. и посей день

Изучен участок – планируемого маршрута тропы. Ознакомление с планом использования данной территории в хозяйственной и рекреационных целях. Определены возможные варианты маршрута. Приложение 2.

Составление картосхемы тропы.

Май 2020

и посей день

Определение маршрута тропы с учетом требований, составление схематического плана с нанесением всех остановок. Приложение 3.

Определить объекты для наблюдения



Составить экскурсию по тропе для детей 11-16 лет.





Июнь 2020

и посей день

При определении общей протяженности тропы исходим из средней продолжительности одной экскурсии для детей 11-16лет / примерно 12 ч/. Этому соответствует маршрут длинной около 9-10 километров.

Выбор объектов для экскурсий, подбор материала.

Составление текста экскурсии. Приложение 4 и 7.

Обустройство тропы.

Август,

2020

и посей день

Благоустройство маршрута.

Убран растительный мусор вдоль маршрута тропы;

Произведена расчистка от мешающих деревьев и кустарников;

Убрана территория возле родника.

Приложение 5

Составление и проведение экскурсии по тропе для детей 11-16 лет.

Сентябрь. Октябрь 2020

и посей день

Открытие тропы.

Проведение экскурсии для детей и взрослых.

Приложение 7

На данный момент не смогли посетить голец Саранакан из-за природных условий и человеческого фактора.

Освещение резуль-татов материалов через СМИ и МБУК «МЦРБ» филиал с. Бургень

Сентябрь, октябрь 2020

и посей день

Освещение через СМИ и МБУК «МЦРБ» филиал с. Бургень открытие тропы и экскурсии по тропе.

Приложение 6. Фото 4-6


5) Заключительный

этап – подведение итогов.

Ноябрь 2020

И посей день

Подготовка презентации о деятельности тропы. Выявление наиболее активных участников.

Награждены грамотами наиболее активные участники.



Заключение


Сегодня современный ребенок получает экологические знания в основном только из двух источников: из средств массовой информации и на уроках в школе. Но, к сожалению, этого недостаточно чтобы научиться понимать природу, ценить ее богатства и красоту, уметь по-хозяйски использовать полезные ископаемые, землю, воду, охранять и восстанавливать леса.

Нужны практические умения и навыки, а они приобретаются в процессе трудовой деятельности. Практические действия необходимы еще и потому, что дорогим и любимым становится только то, во что вложен личный труд. Не хватает любви человека к природе, ее понимания и бережного отношения. В этом кроется главная причина наших экологических проблем.

Результат работы:

Разработан маршрут эколого-краеведческой тропы «Удивительный Саранакан».

Тропа включена в экскурсионный маршрут школьного краеведческого музея Читинского района «Истоки России».

Проводятся ознакомительные экскурсии для детей 11 – 16 лет и взрослых.

Рост краеведческих, географических и биологических знаний о своей местности.

Несмотря на то, что проект «Эколого-краеведческая тропа «Удивительный Саранакан» можно признать успешным: достигнутые определенные цели и задачи, работа продолжается.

Необходимы совместные усилия всех жителей села Бургень. Надеемся на привлечение к проекту новых участников. Ведь наш край неповторим и заслуживает внимания.

Нельзя не согласиться со словами Коптелова Л.Е. «…Неповторимый край удивительных контрастов и неожиданностей. Есть здесь и скалистые горы, и мощные хребты, по склонам заросшие великолепный сибирской тайгой, и бескрайние степи. Величие и богатство нашей необъятной родины особенно ощутимо среди этих бесконечных просторов и раскинувшийся под вечно голубым небом».

Дальнейшая реализация проекта

Проект «Эколого-краеведческая тропа «Удивительный Саранакан»» не заканчивается данными временными рамками, он будет развиваться далее.























Список используемой литературы:


Гениатулин Р.Ф. Сыроватка Г.П. Малая энциклопедия Забайкалья. – Новосибирск: изд-во «Наука», 2009. - 439 с.

Гребенников В.С. Экологическая тропа./ Биология в школе. – 1994г. - № 4. – С. 56 – 58.

Доронин Д.Ю. Мир леса: животные. – Н.Новгород, 2004.

Калмыкова В.В. Опыт организации учебно-просветительской экологической тропы [Электронный ресурс] [web-сайт] 20.10.2009. www.ustoichivo.ru/i/docs/30/tropa.doc

Корсун О.В. Путеводитель по особо охраняемым природным террито-риям Восточного Забайкалья. Чита: ООО «Экспресс-издательство», 2013 – 272 с.

Лазаревская Л.С. Ресурсный потенциал познавательного и экологичес-кого туризма на территории Забайкальского края. – Чита: изд-во «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского», 2008. – 178 с.

Лучкина Т.В., Новоселова Г.А., Игумнова Е.А. Технология разработки социально значимых проектов: Учебно-методическое пособие. – Чита, 2012 – 128 с.

Методика проведения экологических исследований природных объектов. Н.Новгород, 1991.

Сурикова Т.В. Природоохранное сотрудничество: Россия, Монголия, Китай. – Чита: изд-во «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского», 2010. – 271 с.

Чижова В.П. Экологические тропы: от идеи до проекта. [Электронный ресурс] [web-сайт] 20.10.2009. http://zapovedniki.livejournal.com/261.html

Экологическая школьная лаборатория: Учебно-методическое пособие. Под ред.Д.Б. Гелашвили, И.М. Швец. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр.- 1995. – 210 с.


Интернет-ресурсы:

https://lesnyanskiy.livejournal.com/136388.html

http://obozrenie-chita.ru/article/saranacan

https://www.chita.ru/articles/136316/

https://pandia.ru/text/77/426/10114.php

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/12/19/proekt-ekologo-kraevedcheskaya-tropa-vozrozhdenskiy-park

http://joxi.ru/VrwGPQaF47Xozr


Фотографии:

Екамасова Т.А. Саранакан.

Минина О.А. О работе.

Перфильев В.В. Всё о Саранакане.

https://imgfotki.yandex.ru/get/5631/78537875.55/0_d4e5c_67df9621_orig.jpg












Приложение 1


t1764231926ab.jpg

Фото 2. Актив школьного музея «Истоки России»


Анкета для социологического опроса

Где находится памятник природы Саранакан?

Какая высота Большого Саранакана?

Вы бывали на гольце Саранакан?

Хотели бы вы посетить памятник природы?

Вы знали, что 90-е года школьники ходили по маршруту на Большой Саранакан в походы?

Хотели бы вы возобновить маршрут на голец Саранакан?

Как часто вы хотели посещать экскурсии на голец Саранакан?


Учащиеся провели социальный опрос среди школьников 5 – 9 классов и жителей села. Было замечено, что среди жителей села 60 % отвечают правильно на 2 вопроса, а среди учащихся всего 30%. Также, большинство людей не посещали памятник природы Саранакан и хотели возобновить маршруты эколого-краеведческой тропы.


Приложение 2


t1764231926ac.jpg

Карта 1. Расположение Большого и Малого Саранакана


В 18 км от с. Бургень над таежными сопками гордо возвышается голец Саранакан. На 1578 метров поднялся к небу Большой Саранакан. Это памятник природы влечет к себе людей, жаждующих приключений и научных открытий. Здесь все обычно, здесь множество загадок и тайн. Например, туристов поражает вершина гольца. Она представляет собой обширную плоскую площадку, усеянную камнями. С вершины Саранакана во всех направлениях спускаются каменные россыпи-курумы. Они состоят из огромных, гладкоокатанных валунов.

Приложение 3


t1764231926ad.gif


























t1764231926ae.gif

Маршрут по старой дороге























Схема 1. Маршрут эколого-краеведческой тропы

«Удивительный Саранакан» 90-х и 2020 -х г.

Паспорт маршрута эколого-краеведческой тропы

«Удивительный Саранакан»



Название тропы: «Удивительный Саранакан».

Местонахождение: Забайкальский край, Читинский район, с. Бургень.

Протяженность: 18 км от с. Бургень.

Землепользователь: Администрация сельского поселения «Шишкинское».

Маршрут разработан: в 90 –е годы, восстановлен в 2020 г.

Значение тропы: Экологическое и краеведческое просвещение, обучение, экологическое воспитание.

Краткое описание границ маршрута: начало маршрута – крыльцо школы, затем движение на северо-восток по дороге на Поповую сопку, проходя пашню Ражикова несколько километров, делаем привал (остановку). Далее на пути к Саранакану необходимо свернуть от основной дороги, уходящей на северо-восток, влево – в сторону пади Ореховой, верховья которой начинаются ущельем на юго-восточном склоне Большого Саранакана. Делаем еще один привал. Затем по этой пади идти вверх до подножия горы. На этом участке пути почти всё время можно идти по дороге.

Состояние экологической тропы: хорошее.

Тип тропы: Радиальный.

Количество стоянок: 2.

Режим использования: Учебные исследования, экскурсии, отдых.

Необходимые мероприятия: Благоустройство подручными материалами, уборка мусора.

Ответственный за охрану тропы: учащиеся 5-9 классов МОУ СОШ с. Шишкино и жители села.

Маршрут разработан: Бабичевым Сергеем Павловичем, Екомасовым Николаем Александровичем, Сапожниковым Александром Романовичем, выпускниками 2021 г.













Приложение 4



t1764231926af.jpg

Фото 3. Экологическая экспозиция



Таблица 1. Распорядок дня по маршруту:

7.00 – 8.00

Подъём. Зарядка. Утренний туалет. Завтрак.

8.00-8.30

Сбор учащихся возле школы

8.30 – 11.30

Движение по маршруту.

11.30-13.00

Привал. Экологическая экскурсия. Практические исследования.

13.00 - 15.00

Движение по маршруту.

15.00-16.00

Привал. Индивидуальная и групповая исследовательская деятельность. Стоянка на обед.

16.00-17.40

Движение по маршруту.

17.40-18.10

Конечная остановка. Саранакан. Практические занятия по группам.

18.20-21.40

Возвращение домой.

23.00

Отбой.


Приложение 5



Таблица 2. Бюджет проекта:

п/п

наименование статьи

единица - (чел., мес., шт. и т.п.)

кол-во

цена

(руб.)

стоимость

1

Заказ на распечатку листовок (буклетов) по тропе

Шт.

100

30-00

3000-00

комментарий и обоснование:  Для распространение по населению с. Бургень

2

Аренда грузового транспорта

Шт.

1

1000-00

1000-00

комментарий и обоснование:  Для вывоза мусора

3

Мешки для мусора/ 120л

Упак. 10 шт.

5

50-00

250-00

комментарий и обоснование: для сбора мусора

4


Перчатки


пара


10


35-00


350-00


комментарий и обоснование: для уборки мусора

5

Аптечка

Шт.

1

670-00

670-00

комментарий и обоснование: для экстренных случаев

6

Итого


5270-00















Приложение 6


t1764231926ag.jpg

Фото 4. Куркина Е.И., библиотекарь знакомит на собрании

жителей села Бургень с маршрутом 2020 г.


t1764231926ah.jpg

Фото 5. Минина О.А. и Куркина Е.И. 2021г.


t1764231926ai.jpgt1764231926aj.jpg

Фото 6 и 7. Толстоногова Кира рассказывает про экологическую тропу


t1764231926ak.jpg

Фото 8. Экскурсия в школьном музее «Истоки России»









Приложение 7


Экскурсия для маршрута эколого-краеведческой тропы

«Удивительный Саранакан»

Введение


«…Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

будь сердцем чуток.

Не оскверняй ее святынь».

(А. Кардаков )


Окружающая нас природа – первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, поэтому для человека она имеет многообразное значение: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое и воспитательное. Но из-за потребительского отношения к природе она сегодня находится на грани исчезновения, и перед человечеством особенно остро стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Сегодня мы хотим вас познакомить с природно-историческим комплексом, гольцом Саранакан.

Среди многочисленных горных вершин, видимых из краевого центра, своей массивностью и высотой выделяются две караваеобразные вершины Яблонового хребта – Большой и Малый Саранаканы. Саранаканы – наиболее высокие горы, которые видны нам. Большой Саранакан достигает высоты 1578 метров над уровнем моря, а Малый выше – 1579 метров.

Это памятник природы влечет к себе людей, жаждущих приключений и научных открытий. Здесь все обычно, здесь множество загадок и тайн. Например, туристов поражает вершина гольца. Она представляет собой обширную плоскую площадку, усеянную камнями. С вершины Саранакана во всех направлениях спускаются каменные россыпи-курумы. Они состоят из огромных, гладкоокатанных валунов.

Склоны Саранакана имеют выраженные тектонические уступы – ровные площадки, или ступени, словно бы созданные для того, чтобы облегчить восхождение на вершину. Эти огромные ступени называются террасы. Щебень и крупные глыбы покрывают их поверхность. Это царство камней.

На Саранакане берут свое начало речушки и ручейки. Но, поднимаясь по каменным россыпям к вершине, вы не увидите их. Слышно только журчание воды под камнями. Дожди, тающие наследи и снега или конденсируемая на камнях вода, наполняет эти ручейки. Спустившись со склонов, эти ручейки и речки выходят на поверхность и бегут по распадкам, давая жизнь всему живому. Большая высота Саранакана позволяет ему получать больше осадков, а снег лежит здесь с сентября до конца мая. Это все мы увидим на самом гольце.

Любителям путешествий Саранакан стал известен благодаря неутомимой деятельности известного краеведа, заведующего отделом природы Читинского областного краеведческого музея имени А.К. Кузнецова Евгения Ивановича Павлова.

Евгений Иванович вместе с другими сотрудниками музея многократно совершал восхождения на вершины обоих Саранаканов, собирал гербарий, коллекции животных, проводил фенологические наблюдения. Итогом этих работ было пополнение фондов музея и создание экспозиции с видом на голец Саранакан.

В газетах и научно-популярных сборниках пропагандировались познавательные туристические походы на вершину, вынашивались идеи охраны природы горы. Именно Евгений Иванович первым предложил объявить голец Саранакан памятником природы.

Эстафета любителей восхождений на Саранакан постепенно перешла к другому известному краеведу Забайкалья – Юрию Тимофеевичу Руденко, старшему преподавателю Читинского государственного педагогического института (впоследствии университета). Вместе с Юрием Тимофеевичем на гору Саранакан почти всегда поднимались школьники, студенты и все желающие.

До самого Саранакана

В снегах родная сторона,

И солнцем огненным в тумане

Долина вся озарена...


Смолистом духом у Читинки

Весной колышется тайга,

Где блещет каждая хвоинка,

И в дымном мареве луга.


И вот на склонах озаренных

Вновь пламенеет сарана,

В цветах и запахах черемух

Опять родная сторона.


Чита пронизана лучами,

В осеннем золоте тайга.

Кренясь над влажными лугами

Стоят осевшие стога...


Тут четыре времени года и дух Родины!


Автор этого стихотворения житель с.Авдей Бабу Георгиевич Дамдинов.

По широкому межгорному пространству между отрогами Яблонового хребта и грядой Чипчешка маршрут идёт вдоль речки Будареево до её левого ответвления – ручья Усть-Бойча, текущего по сквозной долине, рассекающей гряду Чипчешку, напрямую в Читинку. Тем самым гора Бургенская с Поповской Сопкой и прилегающими подножиями оказываются как бы на острове между Читинкой, Будареевой и Усть-Бойчей.

Далее на пути к Саранакану необходимо свернуть от основной дороги, уходящей на северо-восток, влево – в сторону пади Ореховой, верховья которой начинаются ущельем на юго-восточном склоне Большого Саранакана. Затем по этой пади идти вверх до подножия горы. На этом участке пути почти всё время можно идти дорогами.

Если в нижней части пади мы видим чередование березняка и лиственничника с разнотравными лугами, зарослями ив и ерниками, то вверху нас сопровождает сплошной лиственничный лес с покровом из болотного багульника и брусники. А при резком сужении пади и превращении её в ущелье, рассекающее юго-восточный склон Саранакана, мы начинаем замечать сначала небольшие растеньица кедрового стланика, а затем и его высокие раскидистые кусты, сизовато-зеленеющие пушистой хвоей. Как и у ближайшего родственника – кедра сибирского – у кедрового стланика хвоинки собраны в пучки по пять иголок.


t1764231926al.jpgt1764231926am.jpgt1764231926an.jpg

Фото 5. Кедровый стланик. Перфильев В.В.


Кедровый стланик – это удивительное дерево-кустарник, растет на гольце ближе к вершине, где дуют сильные холодные ветра. Стланик - родственник кедра, относится тоже к кедровым соснам. Шишки мелкие, но вкусные и питательные. Ими питаются медведи, бурундуки, кедровка и т.д. Кроме кедрового стланика на гольце преобладают лишайники. Они покрывают камни, ветви и сухие стволы. Встречаются брусника, болотный багульник, рябина сибирская, береза Миддендорфа, смородина пахучая.


t1764231926ao.jpgt1764231926ap.jpg

Фото 6. Ягоды: брусника и смородина пахучая. Перфильев В.В.


За перегибом склона опять плато, заросшее поредевшим чахлым лесом. Белоствольные берёзы стали попадаться совсем редко.

На пути очередной уступ горы, также обнажённый крупными глыбами россыпей.

Чем ближе к вершине, тем чаще чередование крутых уступов и выложенных участков. Так выглядят нагорные террасы.

Наконец – вершина. Обширное каменистое плато.

Оказавшись на вершине, замечаешь, что редко стоящие лиственницы едва превышают твой рост, ветви их корявы и вытянуты лишь в одну сторону – по направлению господствующих ветров. Такая форма кроны, напоминающая флаг, так и называется – флаговой. Яркой зеленью выделяются прижатые к земле низкорослые кусты кедрового стланика. Из других кустарников выделяется лишь берёзка Миддендорфа. Среди зарослей багульника и брусничника видишь ковры водяники чёрной, едва прикрывающие мелкощебнистые грунтовые полянки меж камней.

Животные гольца приспособились к суровым условиям обитания. Например, кабарга – самый маленький олень нашей фауны. Ростом она не крупнее собаки, вес до 15 кг. Рогов у нее нет, но зато у самцов изо рта торчат длинные, до 8 см. тонкие клыки. Они служат тем же целям, что и рога – как турнирное оружие. Кабарга – чудесный скалолаз. Она прячется в самых крупных и опасных местах.

Забредают на Саранакан и медведи, полакомиться кедровыми орешками. А вот северная пищуха питается травами.

Поражают далёкие виды, открывающиеся взору путешественников с вершины – совсем рядом на северо-востоке массивная куполообразная вершина Малого Саранакана, за ней обилие горных вершин, а вдали высокая гора – это Чингикан – высшая точка всего Читинского района, высшая точка в бассейне Читинки. Высота Чингикана – 1644 м.

В одном из распадков северного склона горы протекает один из притоков речки Кумахта, текущей между Большим и Малым Саранаканами. Здесь обнаружена серия небольших водопадов. Некоторые из них достигают 2 метров высоты.

Уступы водопадов выработаны в тёмных вулканогенных породах. В том же распадке встречены шерстистые каменные березы, находящиеся на горе Саранакан у южной границы ареала.


t1764231926aq.jpgt1764231926ar.jpg


t1764231926as.jpgt1764231926at.jpg

Фото 7. На Саранакане. Екамасова Т.А.


t1764231926au.pngt1764231926av.png

Фото 8. Первый привал на маршруте


t1764231926aw.jpgt1764231926ax.jpg

Фото 9. Экскурсия

t1764231926ay.pngt1764231926az.png


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.