Эколого-краеведческая тропа «Загадочный Шойдак»

0
0
Материал опубликован Вчера в 11:57

Автор публикации: К. Сараев, ученик 9 класса

Автор публикации: Д. Большаков, ученик 9 класса

Автор публикации: К. Сарапулова, ученица 9 класса

Автор публикации: К. Раздобреева, ученица 9 класса

Автор публикации: В. Маркова, ученица 9 класса

ГУДО «Забайкальский детско-юношеский центр»

















Экологическая конференция

Название работы: «Эколого-краеведческая тропа

«Загадочный Шойдак»



Руководители: Минина Татьяна Сергеевна,

Мулявина Оксана Ильинична

Участники: учащиеся 9 класса

МОУ СОШ с. Шишкино

Большаков Дмитрий,

Маркова Валерия,

Раздобреева Кира,

Сараев Кирилл,

Сарапулова Ксения







Чита, 2021 г.

Содержание:



Введение ………………………………………………………………..3

Характеристика этапов и уровней реализации маршрута …………8

Заключение …………………………………………………………….11

Список литературы ……………………………………………………12

Приложение ……………………………………………………………14























« …в походах оживают и получают практическое применение

знания, приобретённые на уроках географии, биологии, истории, математики, астрономии, которые осваиваются на уроках

формально и нередко остаются балластом памяти,

не находящим применения».

(С.А. Сергеева)

Актуальность. Вряд ли найдется на Земле человек, который скажет, что не любит природу. На словах природу любят все. Но каждому понятно, что любовь проявляется, прежде всего, в желании защитить, сохранить. Тогда почему же, оказавшись наедине с природой, многие считают, что она ничья, относится к окружающему миру потребительски, часто не знают, как вести себя в лесу.

Недалеко от города Чита, в пределах 40 км, расположено село Шишкино, которое отличается своими уникальными природными ландшафтами. От села Шишкино, на северо-запад по левобережной террасе пади Шойдак и ограничен с юга рекой Шойдак, располагается могильник. Это наша достопримечательность. Мало кто о нем знает.

Это могильник эпохи Средневековья, датируется 12-15 вв н.э. Культура существовала в лесостепной зоне Забайкалья. Названа по месту первых захоронений, обнаруженных на оз. Ундугун Иваново-Арахлейской системы.

Население Ундугунской культуры занималось охотой, рыболовством и скотоводством, предпочтение отдавалось овцеводству и коневодству.

Ундугунцы хоронили умерших в колодах-долбленках, напоминающих лодки. В составе погребального инвентаря – предметы конской сбруи, вооружения и охотничьего снаряжения, предметы быта и украшения. Все свидетельства говорят о принадлежности ундугунской культуры к миру

тунгусских народов. Все это позволяет видеть в «ундугунцах» прямых

предков эвенков. В этом районе в XVII в. жили конные тунгусы. Село

Бургень в 18 километрах от Шишкино, например, было основано эвенками.

Затерянный в равнинах и устьях рек, среди горных вершин и степей сельский округ вызывает интерес людей, которые жаждут приключений и научных открытий.

Экологическая тропа – специально разработанный маршрут для познавательной экскурсии, проложенный таким образом, чтобы на сравнительно небольшом отрезке пути можно было увидеть, как можно больше разнообразных экологических явлений и найти пути решения, что можно исправить. А также больше узнать и полюбить свой край.

Причина создания экологической тропы было: обеспокоенность и понимание нами, школьниками, современных экологических проблем, желание защищать окружающую среду и историческую ценность природы. Мы живем в маленьком селе, но экологических проблем у нас немало. Из опасного противника, которым природа была на заре цивилизации, она превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства.

В настоящее время государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.

Методы исследования: сбор и анализ литературы по данной теме, наблюдения в природе.

Цель проекта: разработка маршрута эколого-краеведческой тропы «Загадочный Шойдак», как средство информирование подрастающей молодежи об особенностях взаимоотношений общества (человека), истории и природы, формирование у них ответственного, гражданского отношения к результатам своей деятельности.

В рамках проекта предполагается решать следующие задачи:

привлечение учащихся МОУ СОШ с. Шишкино в социально значимую деятельность в рамках проекта;

формирование у школьников неравнодушного отношения к окружающей их природе, культурным ландшафтам;

распространение передового опыта и успешного результата в использовании экологической тропы.

Целевая аудитория проекта: ученики 5-9 классов МОУ СОШ с. Шишкино Читинского района Забайкальского края.

Команда проекта:

Руководители: Минина Татьяна Сергеевна – педагог дополнительного образования ГУ ДО «Забайкальский детско-юношеский центр»,

Мулявина Оксана Ильинична – учитель МОУ СОШ с. Шишкино Читинского района;

Участники: Большаков Дмитрий, Маркова Валерия, Раздобреева Кира, Сараев Кирилл, Сарапулова Ксения - учащиеся 9 класса МОУ СОШ с. Шишкино Читинского района;

Котельникова Марина Петровна – учитель начальных классов МОУ СОШ с. Шишкино Читинского района;

Карелина Лариса Ильинична – Глава администрации сельского поселения «Шишкинское»;

Перфильева Тамара Федоровна – библиотекарь МБУК «МЦРБ» филиал с.Шишкино.

Партнеры: Администрация сельского поселения «Шишкинское», МБУК «МЦРБ» филиал с. Шишкино, МОУ СОШ с. Шишкино Читинского района, школьный краеведческий музей «Истоки России».

Методы оценки результатов

Качественные методы оценки: а) визуальные – маршрут тропы;

б) проведение экскурсий.

Количественные: рост краеведческих, географических и биологических знаний о своей местности (раз в год запланировать проведение социологического опроса населения, по которому определяется уровень знаний и интереса к родному краю).

Планирование деятельности

В ходе работы были определены шаги:

сбор информации в библиотеках, краеведческом музее и в беседах с местными жителями об истории села Шишкино и Шойдака. Изучение литературы;

с теоретическим материалом принять участие в школьной научно-практической конференции с целью привлечения общественности к проблеме;

вовлечение в экологическую деятельность учащихся 5-9 классов МОУ СОШ с.Шишкино и их родителей;

походы на местную достопримечательность Шойдак.

Местонахождение

Местонахождением экологической тропы является Читинский район с. Шишкино. От села Шишкино, на северо-запад по левобережной террасе пади Шойдак и ограничен с юга рекой Шойдак, располагается могильник Шойдак.

Краткое описание маршрута

Началом маршрута по эколого-краеведческой тропе «Загадочный Шойдак» является МОУ СОШ с. Шишкино, где руководитель проводит для участников экологической тропы инструктаж о правилах поведения на эколого-краеведческой тропе. Руководитель с группой двигаются на северо-запад в вершину Шойдока. Дошли до подножья Яблонова хребта, о котором мы знаем, что он является крупнейшим водоразделом Тихого и Ледовитого океанов.  Подошли к пади Бутуй.

Расстояние от начальной и до конечной точки экологической тропы около 7 км.

Время прохождения маршрута от 1 ч.40 до 2 ч.

t1764233830aa.jpg


Режим использования:

Использование эколого-краеведческой тропы «Загадочный Шойдак» можно весной, летом, осенью. Максимальным количеством посетителей эколого-краеведческой тропы может составлять не более 30 человек.











Характеристика этапов и уровней реализации проекта

Проект предусматривает разработку единого механизма совместной деятельности школы, администрации сельского поселения «Шишкинское», МБУК «МЦРБ» филиал с. Шишкино и школьного краеведческого музея «Истоки России»

Таблица 1. Характеристика этапов и уровней реализации проекта.

Наименование и описание мероприятия


Сроки начала и окончания


Ожидаемые и реальные итоги


1)Подготовительный этап






Март

2021 г.

1. Выбор актива объединения;

2. Выбор темы проекта, постановка целей и задач проекта;

3. Составление плана реализации проекта.

2)Этап исследования


Изучение литера-турных источников о создании эколо-гических и краевед-ческих троп.

Март

2021 г.

1. Были изучены материалы литературные источники по требованиям к тропам и опыту их создания.

2. Сбор информации в библиотеках, краеведческом музее и в беседах с местными жителями об истории села Шишкино и Шойдака.

4) Деятельностный этап

Выбрать и проложить маршрут тропы.

Апрель 2021 г.

Изучен участок – планируемого маршрута тропы. Ознакомление с планом использования данной территории в хозяйственной и рекреационных целях. Определены возможные варианты маршрута.

Составление картосхемы тропы.

Апрель 2021 г

Определение маршрута тропы с учетом требований, составление схематического плана.

Определить объекты для наблюдения



Составить экскурсию по тропе для детей 11-16 лет.





Май 2021 г.

При определении общей протяженности тропы исходим из средней продолжительности одной экскурсии для детей 11-16лет / примерно 1ч 40 мин/. Этому соответствует маршрут длинной около 7 километров.

Нанесение маршрутов на карту.

Выбор объектов для экскурсий, подбор материала.

Составление текста экскурсии.

Составление и проведение экскурсии по тропе для детей 11-16 лет.

Сентябрь. Октябрь 2021

Открытие тропы.

Проведение экскурсии для детей и взрослых.


Освещение резуль-татов материалов через СМИ и МБУК «МЦРБ» филиал с. Шишкино

Сентябрь, октябрь 2021

Освещение через СМИ и МБУК «МЦРБ» филиал с. Шишкино открытие тропы и первые экскурсии по тропе.

Разработка и издание буклета по созданию эколого-краеведческой тропы.

5) Заключительный

этап – подведение итогов.

Ноябрь 2021

Подготовка презентации о деятельности тропы. Выявление наиболее активных участников.

Награждены грамотами наиболее активные участники.


Паспорт маршрута эколого-краеведческой тропы

«Загадочный Шойдак»

Название тропы: «Загадочный Шойдак».

Местонахождение: Забайкальский край, Читинский район, с. Шишкино.

Протяженность: 7 км от с. Шишкино.

Землепользователь: Администрация сельского поселения «Шишкинское».

Маршрут разработан: в 2021 г.

Значение тропы: Экологическое и краеведческое просвещение, обучение, экологическое воспитание.

Краткое описание границ маршрута: начало маршрута – крыльцо школы, затем движение с группой на северо-запад в вершину Шойдока. Доходим до подножья Яблонова хребта, о котором мы знаем, что он является крупнейшим водоразделом Тихого и Ледовитого океанов. Потом дошли к пади Бутуй.

Состояние экологической тропы: хорошее.

Тип тропы: Радиальный.

Количество стоянок: 1.

Режим использования: Учебные исследования, экскурсии, отдых.

Необходимые мероприятия: уборка мусора.

Ответственный за охрану тропы: учащиеся 5-9 классов МОУ СОШ с. Шишкино и жители села.

Маршрут разработан: Большаков Дмитрий, Маркова Валерия, Раздобреева Кира, Сараев Кирилл, Сарапулова Ксения учениками 9 класса МОУ СОШ с. Шишкино.


























Заключение


Сегодня современный ребенок получает экологические знания в основном только из двух источников: из средств массовой информации и на уроках в школе. Но, к сожалению, этого недостаточно чтобы научиться понимать природу, ценить ее богатства и красоту, уметь по-хозяйски использовать полезные ископаемые, землю, воду, охранять и восстанавливать леса.

Нужны практические умения и навыки, а они приобретаются в процессе трудовой деятельности. Практические действия необходимы еще и потому, что дорогим и любимым становится только то, во что вложен личный труд. Не хватает любви человека к природе, ее понимания и бережного отношения. В этом кроется главная причина наших экологических проблем.

Таким образом, опыт создания экологической тропы в нашей школе показывает не только образовательную, но и высокую воспитательную эффективность этой формы работы. Особенно перспективно создание таких «кабинетов природы» с использованием их для комплексных экологических экскурсий.

Эколого-краеведческая тропа «Загадочный Шойдак» можно признать успешной: достигнутые определенные цели и задачи, работа продолжается.










Список используемой литературы:


1) Гениатулин Р.Ф. Сыроватка Г.П. Малая энциклопедия Забайкалья. – Новосибирск: изд-во «Наука», 2009. - 439 с.

2) Гребенников В.С. Экологическая тропа./ Биология в школе. – 1994г. - № 4. – С. 56 – 58.

3) Калмыкова В.В. Опыт организации учебно-просветительской экологической тропы [Электронный ресурс] [web-сайт] 20.10.2009. www.ustoichivo.ru/i/docs/30/tropa.doc

4) Константинов М.В., Лыцусь А.И. Чита историческая. – Чита: изд-во « Экспресс», 2009. – 176 с.

5) Лазаревская Л.С. Ресурсный потенциал познавательного и экологичес-кого туризма на территории Забайкальского края. – Чита: изд-во «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского», 2008. – 178 с.

6) Лучкина Т.В., Новоселова Г.А., Игумнова Е.А. Технология разработки социально значимых проектов: Учебно-методическое пособие. – Чита, 2012 – 128 с.

7) Методика проведения экологических исследований природных объектов. Н.Новгород, 1991.

8) Экологическая школьная лаборатория: Учебно-методическое пособие. Под ред.Д.Б. Гелашвили, И.М. Швец. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр.- 1995. – 210 с.

9) Информация и рассказы жителей села Шишкино.



Интернет-ресурсы:

http://chitacom.ru/news/shishkino_zabajkalskij_kraj/2014-10-25-36

https://mapdata.ru/zabaykalskiy-kray/chitinskiy-rayon/selo-shishkino/pad-glubokaya-territoriya/

https://www.avtodispetcher.ru/distance/

http://shishkino.chitinsky.ru/istoriya.shtml

https://ru.wikipedia.org/wiki/







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.